Знакомство с туристским снаряжением — КиберПедия

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Знакомство с туристским снаряжением

2018-01-14 198
Знакомство с туристским снаряжением 0.00 из 5.00 0 оценок

В первые мы познакомились с туристским снаряжением на уроке географического тура. Там нас учили завязывать разные виды узлов. По началу мы тренировались друг у друга на руках, затем на стульях, но потом мы познакомились с досками, которые вскоре стали носилками благодаря нашей слаженной работе.

Рис.1 Никита Пиндюр, Влад Ткачев, Саша Чернышова и Вероника Тычинская начинают завязывать узлы

Рис. 2 Никита Пиндюр и Влад Ткачев заканчивают вязать носилки

Мы связывали их узлами, а после клали в них пострадавшего для проверки на прочность наших узлов.

Рис.3 Полина Савченко в роли пострадавшего

Также мы изучали и записывали в тетрадки как называются инструменты для страховок (карабины, решетки, кроль и тд). После того как мы изучили в теории все основные моменты нашей туристкой деятельности, мы перешли на практику, а именно, поехали в спортзал, где лазали по стенам на тех, самых страховках,

Рис.4 Полина Савченко залазит на скалодром

сдавали зачет и вязали узлы.

Рис.5 Полина Савченко вяжет булинь

Все прошло интересно и необычно. Все сдали зачет на хорошие отметки, чему были очень рады.

7.Дневник Путешественника “Пещера Партизанская”

09.11.17 мы выехали в трехдневный маршрут в поселок Жистык. От Красноярска (ст.Злобино) до с.Маганск мы добирались на электричке. Это было необычно и интересно, так как, многие из нас впервые пробовали такой вид транспорта.

По прибытию на станцию(12:40) с. Маганск, нас уже ждал автомобиль, который доставил нас в целости и сохранности до нашего следующего транспорта(14:25) «Уаз таблетка» как его называют в народе. Несмотря на заснеженную, ухабистую дорогу и огромное количество кочек, мы в полном составе прибыли на спелеобазу «Таежное подземелье»(прибыли в 16:05). По дороге до базы нам открывался прекрасный вид: заснеженные деревья, пушистые ели и высоченные, пушистые сугробы. Невозможно было налюбоваться на эту красоту,открывающуюся перед нами. На самой спелеобазе красоты были ни чуть не хуже. Ночевали мы в небольших, деревянных домиках, на спелеобазе «Таежное подземелье». У наших домов были названия «Фрегат» и «Роза ветров»

Основная часть нашей группы Т2-17-2,расположилась в домике «Фрегат». Савченко Полина, Тычинская Вероника и Чернышова Александра вместе с преподавателем Ольгой Евгеньевной и еще тремя инструкторами расположились в «Розе ветров». Так как наша группа прибыла второй партией, на ужин уже был приготовлен вкуснейший плов, а в домиках натоплены печи и был полный порядок. Нам оставалось лишь поужинать, обсудить планы на завтра (выход в пещеру «Партизанскую») и отправиться отдыхать.

На следующий день ровно в 7:00, наши дежурные отправились готовить завтрак. В 8:30 встали все остальные и приступили к умыванию. В 9:00 мы все сели завтракать. На завтрак была вкуснейшая овсяная каша, бутерброды и кофе со сладостями. С 10:00 начался выход групп в пещеру. Наша группа была первая по счёту, под руководством Ольги Евгеньевны, но вышли мы в 10:30, так как возникли небольшие проблемы со снаряжением, но наша группа быстро их устранила и активно двинулась в пещеру «Партизанскую». По дороге мы обнаружили свежие следы зверей, как потом выяснилось, они принадлежали либо лисице,либо волку. Затем Ольга Евгеньевна рассказывала много интересных историй, про лес в котором мы находились, про свое первое путешествие в пещеру и многое другое. Было безумно интересно и познавательно. Оставив позади 1,5км, мы подошли ко входу в пещеру «Партизанская». Вход в пещеру представляет из себя воронку диаметром 14 метров и глубиной 15 метров. Было очень волнительно, всем хотелось поскорее спуститься туда.

Первыми спустились в пещеру Пиндюр Никита и Ткачев Влад, они помогали остальным спуститься в пещеру, говорили куда лучше поставить ногу, поддерживали как морально, так и физически. Затем спустилась Чернышова Александра, за ней Савченко Полина и последней спустилась в пещеру наш бесстрашный фотограф –Тычинская Вероника.

В пещере было теплее, чем на улице. Там всегда +4 градуса и 100% влажность. И вот, после того как все мы спустились,мы увидели невероятную красоту. Множество гротов и проходов, редчайшие геликтиты, кальцитовые водопады, шкуродеры состоящие из каролитов. Общая площадь пещеры: 9114 м2, протяженность ходов 6649 м, глубина 151 м. Мы спустись только на 90м и прошли 1500м,но и этого было достаточно, что бы ощутить всю необычайную красоту пещеры. Внутри располагаются подземные озера и ручьи, а причудливые натечные образования и отложения. А так же в ней живет колония милых летучих мышей. Можно бесконечно много писать о красоте каждого грота этой поистине прекрасной пещеры, но лучше один раз увидеть, поэтому если у вас есть возможность посетить это волшебное место,не упустите её.

Рисунок 9скоро будет «поцелуй», лет через 30.

Пока мы наслаждались видами, Ольга Евгеньевна мастерски подавала нам нужную информацию, рассказывая нам как лучше наступит на тот или иной камушек, как будет лучше пройти препятствие, где нужно подстраховать и др. С таким замечательным инструктором было не только интересно проходить пещеру,но и безопасно.

Нельзя не отметить и всеми полюбившуюся легенду про белого спелеолога, от которой действительно захватывает дух. В этой легенде рассказывается о двух юношах-друзьях. Один из них преуспевал в жизни, а другой - не очень. Однажды они решили пойти в пещеру и во время их похода, тот, который преуспевал в жизни сломал ногу, а у другого сломался фонарь. И тот юноша, у которого сломался фонарь, забрал его у своего друга, который сломал ногу и решил не спасать его. Через некоторое время его начала мучить совесть, и он спустился в пещеру с надеждой спасти друга. Дойдя до места происшествия, он не обнаружил друга и его вещей. Даже обойдя всю пещеру, он не нашел его следов. С тех пор пострадавшего называют «белым спелеологом» и считают, что он помогает тем спелеологам, которые ведут себя в пещере правильно либо тем, кто заблудился, а тех, кто приходит с плохими намерениями, направляет по неправильному пути.

Еще немного посидев в полной, захватывающей темноте, после того как на нас уже начали ругаться летучие мыши, мы направились к выходу. Мы были очень рады оказаться снова на поверхности, несмотря на то, что погода немного подпортилась, и стало чуть холоднее(выход из пещеры в 14:45). Мы принялись переодеваться в сухую и чистую одежду. Собрав все свои вещи, мы отправились в обратный путь. Дорога на базу была легче, потому что это уже был спуск с горы.

Наша группа была первой, поэтому нам нужно было приготовить полдник для всей нашей большой группы. Вместе с нами готовить полдник отправились Даша Потылицина и Полина Обухова. Решено было готовить борщ. Пока девочки нарезали салаты и овощи для борща, мальчики разжигали печь, и вскоре в доме было тепло и пахло вкусным борщом. Но к сожалению, борщ очень долго закипал и попробовать нам его удалось только после спас работ. Спас работы начались у нас поздно, в девять вечера. Но мы не расстроились, ведь это возможность проверить, на что мы на самом деле способны. Мы проводили спас работы в полной темноте, было довольно холодно, но на кону, была жизнь нашей условной пострадавшей-Вероники.

У нее были все симптомы гипертонии-перекошенное лицо, вялый язык и несвязная речь. Также в левой руке у нашей условно пострадавшей, была ветка и обильное кровотечение, также мы обнаружили перелом предплечья. Медлить было нельзя, пока Никита и Влад рубили деревья для носилок, Саша и Полина, уложив пострадавшую на каремат и укрыв спальником, приступили останавливать кровотечение. Пока Александра накладывала жгут, Полина нашла бумагу и пишущее средство, чтобы записать время наложения жгута. Кровотечение было успешно остановлено, а все необходимое для носилок уже готово. Пострадавшей были даны Энап(1таблтка) и ацетилсалициловая кислота(1таблетка), под язык. Веронике стало лучше. Оставался только перелом, время безжалостно ускользало слишком быстро. Нарубленные Владом шины уже были готовы к применению, пока Полина помогала Никите связывать носилки, Влад и Саша накладывали шину. И когда уже условно пострадавшая, практически готова к отправке случилось ужасное - нам не хватило веревки. Мы не растерялись, и было принято решение зафиксировать нашу пострадавшую бинтами. Все наши старания были не зря, Тычинская Вероника жива и здорова, а вся наша группа получила хорошие оценки и самое главное опыт!

Рисунок 18В.Ткачев, Н.Пиндюр,А.Чернышова,П.Савченко, В. Тычинская

После успешных спас.работ мы все очень проголодались, к счастью в домике нас ждал вкуснейший борщ. После хорошего ужина у нас началась летучка. Ольга Евгеньевна, задавала вопросы, мы отвечали на них и делились впечатлениями. Каждый рассказал свою маленькую историю - как он провел этот день и что ему больше запомнилось. Было очень интересно и весело слушать каждую историю, потому что в каждой было что-то свое особенное.

Летучка закончилась(в 00:04) и мы принялись за развлечения. Играли, разговаривали, пели песни и даже танцевали. Даша Потылицына взяла с собой колонку портативную и благодаря ей у нас была классная дискотека.

Также запомнилась игра «Угадай, кто?». Как играть: Можно задавать любые вопросы присутствующим, но отвечать они должны только Да или Нет. Поэтому некоторые называют это развлечение разновидностью игры Данетки. Игрок, который первый догадался, кто он такой, становится победителем, но игра может продолжаться дальше и в итоге останется последний проигравший, которому никак не удается себя опознать.

Как организовать: Садимся в кружок, например, за стол, чтобы хорошо видеть друг друга и не забыть, кто есть кто. Каждый пишет персонажа для своего соседа справа и клеит ему на лоб. И, конечно же, ваш сосед не должен видеть, что у него на лбу написано.

Когда уже время близилось к утру, утомленные дискотекой и ночными разговорами, мы дружно легли спать. Но уже в шесть часов встала первая группа, они приготовили всей группе завтрак и отправились домой самые первые. Затем уже встали мы, прибрались в домиках, позавтракали и тоже отправились домой. По дороге мы невольно заснули и в таком полусонном состоянии ехали до самого Красноярска.

8.Дненик путешественника “Черная сопка”

На Черную сопку, или по-хакасски Каратаг,мы отправились всей группой. Заранее договорились встретиться все вместе и поехать на автобусе 118 а(все встретились в 8:08) Так и сделали, никто не опоздал, все пришли во время и мы без проблем отправились на Черную сопку.(в 8:12)По приезду в деревню Кузнецово(9:17), выяснилось, что у нашей группы небольшие проблемы с документами, но наш ответственный руководитель –Никита Пиндюр все уладил и мы направились на потухший вулкан-Черная сопка, под руководством О.Е. Орловой-Перминовой. По дороге, нам открывались изумительные зимний пейзажи. Новогоднее настроение от мохнатых, заснеженных елок, подпрыгнуло вверх.

Пока мы любовались, Ольга Евгеньевна рассказывала основы прохождения на Черную сопку, на что нужно ориентироваться и где быть аккуратнее. Также нам были рассказаны легенды и интересные истории.

Рисунок 24Ольга Евгеньевна рассказывает

После долгого пути,когда оставалось несколько десятков метров, мы решили перекусить и согреться горячим чаем (11:32). У нас были и салат, и бутерброды и множество других вкусностей, которыми все охотно делились. После перекуса, мы наконец то, забрались на «вершину мира»,(12:35) это была неописуемая красота. Вершину высотой 688 метров, которую видно из городских окон обоих берегов. С вершины ее в ясный день открывается замечательный вид на весь город, уникальные скалы заповедника «Столбы» и на великую реку Енисей.

5. 17.11.17 в пятницу в 21:00, в спорт комплексе «Солнечный» мы были безумно рады предоставить свою помощь в этом спортивном мероприятии. Каждый из нашей группы внес свой неоценимый вклад в это дело. Вероника Тычинская надувала шары и тем самым украсила зал, для этого важного события. Так же неоценимый вклад у украшения зала внес Никита Пиндюр, он с остальными ребятами украшал зал лентами, а так же он сделал разметку, благодаря которой, участники знали куда им двигаться и по каким дорожкам выполнять задания. А Савченко Полина занималась самым важным делом на этом празднике, она помогала награждать самых сильных, самых ловких и спортивных ребят. Участники лазали на время по скалодрому, так же было множество других интересных спортивных конкурсов, а в конце все дружно играли в футбол. Так же мы получали навыки обслуживания на спортивно-массовых мероприятиях, это был бесценный опыт.

6. Чтобы быстро и правильно подготовить отчет на защиту, наша дружная команда разделила все обязанности поровну. Сначала отчет начал писать Никита-наш руководитель, он готовил все документы для выезда на спелеобазу и выхода на черную сопку, заполнял все основные моменты отчета, и затем, разобравшись с ним, он как руководитель объяснил всей команде что и как нужно делать.

На спелеобазе все делали много фотографий, из которых потом мы выбирали лучшие для нашего отчета. Выбрав все фото и видеоматериалы фотограф Вероника приступила к созданию презентации. Позже, сделав ее мы начали обсуждение песни для нашего видео, каждый предложил по несколько песен, но вскоре мы выбрали одну общую которая понравилась всем, она и была вставлена в наш видеоотчет. Через несколько дней обработки материалов, видео было готово.

Позже настал черед хронометриста Полины, в нашем путешествии она постоянно носила с собой блокнот и записывала все интересные и смешные моменты которые происходили во время нашего пребывания на базе. Приехав домой, она начала переписывать свои записи в отчет, с чем справилась успешно.

Влад, как заведующий по снаряжению начал писать о нашем знакомстве со всем снаряжением и инструментами. Он нашел фотографии, где мы связываем носилки и уносим пострадавшего, вставил их в отчет и описал как проходило наше ознакомление с туристским инвентарем.

Заведующая питанием Саша, заполнила пункты отчета, касающиеся меню и расписания готовки блюд нашей команды. Она написала о том, что она закупала и что мы готовили, приехав на базу.

Справилась с написанием отчета наша команда довольно быстро, благодаря слаженной работе мы уложись в несколько дней.

7. В процессе практики мы пользовались такими-то источниками:собств. лекции, сайт tssr.ru, сайт КРАССПЕЛЕО, Google Maps,группа «Учись хорошо» в Вконтакте.

8.Нам кажется, что сама вся практика была запоминающейся. Самые яркие впечатления мы получили от пещеры Партизанской, где мы видели очень красивые сталактиты и много летучих мышей, нам рассказывали увлекательные истории, мы были погружены в эту атмосферу, несмотря на множество царапин и синяков.
Так же не менее запоминающимся нам показались спас. Работы, где мы полностью ощутили на себе всю тяжесть и сложность этого задания с которым мы конечно же справились.
Мы получили большой опыт за пребывание на спелеобазе, к счастью трудностей было меньше, но все-таки они были, мы очень долго вязали носилки, на последнем препятствии в пещере нам было очень тяжело, но мы справились, благодаря нашей дружной команде

9. Продумывать свой перекус в пещеру (перекус должен быть сытным и желательно, что бы продукты были не крошащимися)

· Если не хотите пить воду из ручья, запаситесь водой.

· Тщательно обсуждайте все ваши действия не только с вашей маленькой группой, но и со всей группой в целом.

· Продумайте утилизацию мусора, это очень важно.

· Берите побольше сменной одежды, особенно носков.

· Хорошо продумайте, на чем вы поедите в пещеру, что бы всех устраивало время и никому не приходилось ждать и мерзнуть на холоде.

· Побольше батареек для фонарика, свет в пещере очень важно.

· Не берите телефоны, ценные вещи в пещеру

Приложение 1.

ОТЧЕТ

о прохождении (спелео) туристского спортивного маршрута

с элементами 1 категории сложности в районе (Восточного Саяна, Верхне-Базаихского, карстово-спелеологического участка, пещеры Партизанской)

совершенном группой (ВСТ ТС г. Красноярска)

в период с 09.11 по 11.11. 2017года.

Маршрутная книжка/лист № 23а-17/24с

Руководитель группы: Орлова-Перминова Ольга Евгеньевна

Телефон, e-mail руководителя: 8-908-213-01-80

Зам. руководителя группы: Пиндюр Никита Игоревич

Телефон, e-mail зам.руководителя: 8-923-299-27-49

Маршрутно-квалификационная комиссия Красноярской краевой федерации спортивного туризма рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю с элементами 1 категорией сложности.

Отчет использовать в библиотеке ____________________________

Судья маршрутной квалификации __________(__________________)

Штамп МКК

2.13. Приложение: Дневник путешествия

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Проводящая организация

Восточно-Сибирский техникум туризма и сервиса. Группа Т2-17-2, обучающиеся по адресу ул. Вавилова 1/10

1.2. Район маршрута

Россия, Красноярский край, г. Красноярск, в районе Восточного Саяна, Верхне-Базаихского, карстово-спелеологичского участка, пещеры Партизанской.

1.3. Общие сведения о маршруте

Дисциплина маршрута (вид туризма)   Категория сложности похода   Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
спелео   С эелементами 1 категории сложности   4,5 км   3 дня   1 день   3 дня

1.4. Подробная нитка маршрута

1. г. Красноярск – с. Зыково – с. Маганск – п. Жистык – спелеобаза «Таёжное подземелье»

2. спелеобаза «Таёжное подземелье»-пещ. Партизанская

3. пещ. Партизанская: г. Входной-г. Мертвый-г. Морена-г. Фантазия-г. Наклонный-г. Россия-г. Магистр-г. Надежда-г. Наклонный-г. Театр-г. Айсберг-г. Зебра-г. Айсберг-г. Длинный-г. Сухой-г. Два Тура-г. Ловушка-г. Жемчужный-г. Входной

4. пещ. Партизанская-спелеобаза «Таёжное подземелье»

5. спелеобаза «Таёжное подземелье»-п. Жистык- с. Маганск- с. Зыково-г. Краснояск.

6. 1.5. Карта маршрута

Рис.1 Карта маршрута от Красноярска до спелео базы «Таёжное подземелье»

Рис.2 Карта пещеры Партизанской

1.6 Описание препятствий

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия Характеристика препятствия (характер, высота, уклон) Способ преодоления
Входной колодец (спуск и подъём) 0 20 м. Ð наклона 70-90° По стационарным деревянным лестницам, с верхней инструкторской страховкой
Уступ перед г. Наклонный (подъём) 0 1,5 м. -- Скально с гимнастической страховкой
Уступ при спуске в систему Россия (спуск) 0 2, 5 м. -- Скально в распоре с гимнастической страховкой
Уступ из выхода г. Длинный (подъём) 0 1,5 м. -- Скально с гимнастической страховкой
Уступ перед г. Ловушка 0 4 м. -- По стационарным деревянным лестницам
Уступ в г. Жемчужный 0 3,5 м. -- Скально с гимнастической страховкой

1.7. Состав группы

Фото ФИО Год рождения Телефон, e-mail Туристский опыт Обязанности в группе
Орлова-Перминова Ольга Евгеньевна 1977 Г. Красноярск, ул. Затонская, 44 Тел:8-908-213-01-80 Р.– М. Сыя-2 кат. Р.- п. Партизанская – 1 кат. Руководитель
Пиндюр Никита Игоревич 1997 Красноярский край,Богучанский р-н, п. Октябрьский, ул. Таёжная,д26,кв.1 8-923-374-78-15 - зам. Руководителя,
Савченко Полина Сергеевна 2000 Амурская обл.,г. Райчихинск,ул.Матросова 8,кв. 37. 8-962-295-56-20 - Аниматор, хронометрист
Ткачёв Владислав Александрович 1999 Г.Красноярск, п.Машиностроительный д.11,кв.145. 8-923-363-78-00 - Заведующий по снаряжению
Тычинская Вероника Сергеевна 1999 г.Красноярск, Кировский р-н,переулок Якорный 11,кв.84 8-962-072-74-88 - Фотограф, зав.по питанию
Чернышова Александра Валерьевна 1998 г.Улан-Удэ,ул.Родины 7/3, кв.50 8-996-429-58-35 - Медик

1.8 Адрес хранения отчета, фото и видео в интернете

Адрес хранения отчёта в интернете:https://vk.com/stud_vstts

Адрес хранения фото в интернете: https://vk.com/stud_vstts

Адрес хранения видео в интернете:https://vk.com/stud_vstts

1.9 Маршрутно-квалификационная комиссия, выпустившая группу на маршрут

Маршрут был рассмотрен Новосибирским отделением Федерации спортивного туризма России. Красноярской краевой Федерацией спортивного туризма. Туристско-спортивная маршрутно-квалификационная комиссия. Группа была поставлена на учёт оперативным дежурным членом комиссии Бурмаком И. Н.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

2.1. Общая идея путешествия

Маршрут был запланирован в рамках производственной практики по предмету Технология и организация сопровождения туриствов.

Главной целью маршрута было: получение опыта сопровождения туристов в природной среде, совершенствование полученных теоретических знаний и практических навыков по выбранной профессии.

2.2. Варианты подъезда и отъезда

Добраться до спелео базы «Таежное подземелье» можно разными вариантами:

1) От г. Красноярск до с. Маганск на электропоезде (30 км), затем на заказном автомобиле от Маганска до п. Жистык (27км) с последующей пересадкой в Жистыке на другой заказной автомобиль, по причине отсутствия автомобильного моста через реку, есть только пешеходный мост. Далее на втором автомобиле до спелео базы по лесовозной дороге (16км).

2) От Красноярска до Жистыка (70км) на заказном автомобиле с последующей пересадкой на другой заказной автомобиль.

Варианты отъезда:

1) На заказном автомобиле от спелео базы до Жистыка (16км), затем пересадка на другой заказной автомобиль на котором можно доехать до Маганска (27км), потом на электропоезде до Красноярска (30км).

2) На заказном автомобиле от спелео базы до Жистыка (16км), затем пересадка на другой заказной автомобиль на котором можно доехать до Маганска (27км), потом на такси до Красноярска (41 км).

Опасными участками дороги являются:

· пешеходный мост через р. Жистык

· дорога от Жистыка до спелео базы «Таежное подземелье»

Наша группу пользовалась первым вариантом подъезда и вторым вариантом отъезда.

2.3. Аварийные выходы с маршрута

Если бы сломались автомобили, то мы бы дошли пешком 17 км до п. Жистык, нашли бы там транспорт и поехали в город за помощью.

2.4. Изменения маршрута иих причины

Изменений на маршруте не было.

2.5. График движения по маршруту

Дата   Дни пути   Участок маршрута Продолжительность Определяющие препятствия на участке Метеоусловия
в км Чисто ходовое время, час, мин
09.11   г. Красноярск - с. Зыково - с. Маганск - п. Жыстык - спелео база «Таежное подземелье»   3 часа   Препятствий не встретили 0о градусов по Цельсию
10.11 2017   Спелео база «Таежное подземелье» - пещера Партизанская 1,5 30 минут Подъем в гору -9о градусов по Цельсию
10.11 2017   Пещера Партизанская: г.Входной-г.Мертвый-г.Морена-г.Фантазия-г.Наклонный-г.Россия-г.Магистр-г.Надежда-г.Наклонный-г.Театр-г.Айзберг-г.Зебра-г.Айзберг-г.Длинный-г.Сухой-г.Два Тура-г.Ловушка-г.Жемчужный-г.Входной 1,5 3 часа Спуск по гроту Входной +4о градусов по Цельсию
10.11 2017   Пещера Партизанская-спелео база «Таежное подземелье» 1,5 15 минут Препятствий не встретили -15о градусов по Цельсию
11.11 2017   Спелео база «Таежное подземелье»-п.Жыстык-п.Маганск-с.Зыково-г.Красноярск   3 часа Препятствий не встретили -15о градусов по Цельсию

Приложение 2.

Ф 6-ТУР

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...