Сущность общественного мнения и ею основные характеристики — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Сущность общественного мнения и ею основные характеристики

2018-01-14 354
Сущность общественного мнения и ею основные характеристики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Феномен «общественное мнение» принадлежит к чис­лу таких социальных явлений, которые привлекают вни­мание мыслителей с давних времен. Проблема определе­ния и интерпретации общественного мнения впервые возникает в античной философии. Протагор определяет наблюдаемый им социальный феномен «публичное мне­ние» как мнение большинства населения. По Платону, «публичное мнение» — это мнение аристократа. Макиа­велли в своем «Государстве» указывал на исключитель­ную значимость этого феномена. Гегель в работе «Фило­софия права» выделяет в нем целый ряд структурных элементов: первый — условия существования обществен­ного мнения, второй — объект (содержание) обществен­ного мнения, третий — носитель общественного мнения, четвертый — характер суждения, выступающего в каче­стве общественного мнения, пятый — соотношение «все­общего» и «особенного» мнений, сочетание и «противо­положность» в «явлении» элементов истины и лжи.

В ХУП-ХУШ вв. общественное мнение используется для обозначения коллективных суждений вне сферы, подконтрольной правительству, оказывающих влияние на политический процесс принятия решений. Среди со­временных трактовок общественного мнения можно вы­делить концепции Тарда, Лумана, Хабермаса, Ноэль-Ноймана.

Отечественная школа изучения общественного мнения фактически насчитывает не более 30—35 лет, так как имел место глубокий кризис, что было связано с тогдашней общественно-политической ситуацией в стране. Интере­сен подход по поводу роли, функций, субъекта обществен­ного мнения, представленный в работах мыслителей на­чала века — В. Соловьева, Г. Плеханова, В. Ленина, В. Хвостова.

Новый рост внимания обществознания к социологи­ческой проблематике, в том числе и к теоретико-при­кладным разработкам общественного мнения, наметил­ся в России с середины б0-х гг. В это время широко развернулись конкретные социологические исследования, направленные на анализ духовных процессов, протека­ющих в обществе.

В рассматриваемый период, особенно в конце 70-х — начале 80-х гг. в работах по изучению общественного мнения имели место перекосы в сторону разработки при­кладных аспектов проблемы: во многих случаях их ре­зультаты подстраивались к идеологическим заказам. В 90-е гг. наблюдается ускорение развития теории и ме­тодологии изучения общественного мнения.

Анализ исследования общественного мнения показы­вает, что ни западная, ни российская модели не получи­ли своего завершенного теоретического решения. Те схе­мы и модели, которые сейчас используются, обладают рядом существенных недостатков, не дающих возмож­ность оставлять их в качестве базисных:

а) многие теоретические положения не отвечают современным субъективным условиям;

б) модели, отражающие социологический подход к общественному мнению, не обладают свойством комплексности;

в) большинство теоретических разработок не учи­тывают в существенной мере динамические сто­роны бытия общественного мнения в различных социальных системах;

г) требует своего нового, опирающегося на современ­ные реалии решения вопрос о режимах взаимо­действия власти и общественного мнения, фактах и механизмах, обеспечивающих их сотрудничество или, напротив, противостояние или конфликт. При выявлении сущности общественного мнения ис­пользуются дедуктивный и индуктивный подходы.

Дедуктивный — это выяснение сущности феномена, путем перехода от более общих суждений к конкретным.

Индуктивный — напротив, путем перехода от менее общих, посредством генерализации, к более общим.

Оба этих подхода к определению сущности обществен­ного мнения дают возможность рассмотреть последнее как способ бытия общественного сознания и как сово­купное оценочное суждение социального субъекта.

Рассмотрим данный феномен, исходя из понятия «мне­ние вообще». По И. Канту, «мнение есть сознательное признание чего-то истинным». Стержнем мнения явля­ется оценочное отношение социального субъекта к собы­тиям и явлениям, затрагивающим его интерес.

Как оценочное суждение, мнение опирается на про­цесс социального оценивания (полезности, целесообраз­ности, справедливости, истины, добра, красоты). Исход­ным при формировании оценки выступают системы интересов и ценностей субъекта и их взаимодействие с социальным и ценностным содержанием объекта. Имен­но интерес к объекту определяет само начало процесса возникновения мнения, а социальный интерес субъекта, совместно с его системой ценностей, определяет направ­ленность мнения. Таким образом, будучи оценочным по содержанию, по природе своей мнение является заинте­ресованно-ценностным суждением.

Объектом «мнения вообще» может быть какое-либо событие, явление, процесс, либо просто социальный факт, отвечающий определенным критериям.

Первым критерием отнесения явлений к числу объек­тов является их взаимодействие с интересами субъекта мнения (социальный факт, событие, затрагивающие ин­терес индивида или социальной группы, способные ока­зать влияние на его материальное положение, соци­альный статус или место в системе распределения власти).

Вторым критерием является факт, когда объектом мнения может выступать то, что допускает многознач­ность своего толкования и небезусловность оценочных суждений.

Третий критерий — компетентность мнения, т. е. степень знакомства (незнакомства) людей с предметом обсуждения, степень их осведомленности (информиро­ванности). Объектом общественного мнения могут быть те объекты, которые доступны знанию и пониманию об­щественности.

Анализируя сущность мнения, нельзя обойти внима­нием проблему сопряжения сформированного мнения с практической деятельностью субъекта, равно как и про­блему способов существования мнения. Зарождаясь как духовное отношение, мнение в своем развитом виде об­ладает потенциалом практических действий. Таким об­разом, общественное мнение имеет две стороны, двойственную природу. С одной стороны, оно является ду­ховным, а с другой — духовно-практическим феноме­ном. Мнение может существовать в любой их этих форм. В качестве исходной формы выступает мнение — оце­ночное суждение, мнение — духовный феномен. При оп­ределенных условиях оно может переходить во мнение — поведенческий акт (электоральное поведение, участие в акциях политического протеста и т. д.). Это своеобраз­ный, имеющий двойственную природу, способ бытия сознания субъекта.

Субъект общественного мнения. Границы субъекта общественного мнения относительны. Единый обществен­ный организм представляет сложную систему, в состав которой входит множество структур и подсистем. В ка­честве субъекта общественного мнения могут выступать общности различного уровня — от населения государ­ства или всей планеты до отдельных поселенческих общностей. При этом ведущим субъектом выступает насе­ление, народ в целом. Направленность, действенность и характер реализации функций общественного мнения формирует такая количественная определенность субъек­та, как «большинство». Сам субъект имеет внутреннюю структуру. Важнейшие показатели структурности:

• по направленности (полярности) мнения;

• по социально-демографическим параметрам;

• по уровням;

• по территориально-пространственному уровню.

Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы и настроения клас­сов и социальных групп общества. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения — показатель груп­пы отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом.

Методологическая традиция выводит сущность обще­ственного мнения из категориального ряда обществен­ного сознания. В чем природа и структура общественно­го сознания?

Общественное сознание — система духовных (рациональ­но-логических, эмоциональных, иррациональных и др.) способов отношения людей к миру и к себе, возникаю­щая в процессе жизнедеятельности различных типов и видов социальных общностей и «обслуживающая» эту жизнедеятельность.

Существуют различные уровни срезов общественно­го сознания:

а) обыденный — продукт повседневного социального опыта, эмпирического освоения и осмысления действительности (политическое, моральное со­знание и правосознание);

б) теоретический — специфическая форма отраже­ния действительности, связанная с производством научных идей и теорий (философия, наука, ис­кусство).

Анализ литературы, связанной с изучением сущнос­ти «общественного мнения», показывает совокупность взглядов на соотношение общественного сознания и общественного мнения, причем общественное сознание в целом выступает в качестве исходной категории для по­нимания сущности общественного мнения.

Общественное мнение можно определить как один из способов бытия общественного сознания, имеющий осо­бые свойства, структуру и функции. Независимо от того, выявлено общественное мнение или нет, имеет оно мес­то в явном или латентном виде, находится в фазе зарож­дения или зрелого функционирования, через него и по­средством него существует, проявляется общественное сознание.

Таким образом, общественное мнение есть определен­ное проявление общественного сознания.

Природа общественного мнения двойственна:

1) это форма духовного освоения окружающей дей­ствительности

2) способ преобразования мира. Таким образом, общественное мнение не только от­ражает происходящие в обществе процессы, но и способ­но оказывать на них существенное воздействие, высту­пая в социологическом отношении одним из компонентов самой ситуации. Вне зависимости от характера субъек­та, мнение может существовать как в форме оценочного суждения, так и в форме побудительного мотива, готовностй, установки, некоего промежуточного состояния между социальной оценкой и социальным действием. Наконец, оно способно перейти и в форму социального действия.

Общественное мнение способно выступать созидатель­ной или разрушительной социальной силой, могуществен­ным партнером или оппонентом государственных и иных социально-политических институтов. Это определяется структурой общественного мнения, наличием в ней эле­ментов, относящихся к общественной оценке и к обще­ственной воле.

Социологический аспект анализа общественного мне­ния связан не столько с рассмотрением его места в струк­туре общественного сознания, сколько в структуре об­щественных отношений. Он ориентирует на понимание общественного мнения как социального явления, фор­мируемого активностью субъектов и обратно воздейству­ющего на них. Эта специфика общественного мнения заключается в том, что оно связано с оценкой людьми того или иного процесса, явления. Таким образом, об­щественное мнение связано с общественными отноше­ниями. Это дает основание анализировать его не только в структуре общественного сознания, но и в системе общественных отношений. В качестве базовых (при оп­ределении общественного мнения в рамках социологи­ческого подхода) целесообразно применять категории социальной деятельности и социального института.

О возможности латентного существования обществен­ного мнения писал еще декабрист М. С. Лунин: «Народ мыслит, несмотря на глубокое молчание. Доказатель­ством, что он мыслит, служат миллионы, тратимые с целью послушать мнения, которые мешают ему выра­зить».

Таким образом, общественное мнение является слож­ным, неоднозначным феноменом, для изучения которо­го следует применять комплексный познавательный под­ход, объединяющий в себе гносеологический, социоло­гический, онтологический аспекты анализа. Оно имеет две стороны, обладает двойственной природой. С одной стороны, оно является духовным, а с другой — духов­но-практическим образованием.

В качестве субъектов общественного мнения можно назвать многообразные социальные группы и слои, фор­мирующие и выражающие свои оценочные суждения по поводу объектов, затрагивающих их интересы.

Общественное мнение способно существовать как в вы­раженном (явном, актуализированном) виде, так и в не­явной, латентной форме.

2. ЭТАПЫ формирования ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА

Существуют три этапа формирования общественного мнения.

Первый — этап зарождения.

На данном этапе происходит становление индивиду­ально-группового типа общественного мнения. Он харак­теризуется следующими признаками:

а) возникает личностный и групповой интерес к какому-либо факту, явлению или процессу;

б) осуществляется индивидуально-групповая оцен­ка объекта, вызвавшего данный интерес;

в) наблюдается стремление субъекта к различного рода источникам информации, касающихся объек­та, причем первоначально здесь могут преобладать неофициальные источники (слухи, домыслы). На первом этапе формируется индивидуально-группо­вое суждение (мнения-оценки). Это объясняется разным уровнем осведомленности субъекта, действием широкого спектра источников информации, влиянием индивидуаль­но-групповых мнений друг на друга. На этом же этапе у субъекта возникает потребность обмена имеющимися цен­ностно-оценочными мнениями. Если такая потребность не возникает, а интерес к проблеме утрачивает силу, то про­цесс формирования общественного мнения прекращается.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.