Акустические свойства звуков речи. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Акустические свойства звуков речи.

2018-01-14 108
Акустические свойства звуков речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Звуки речи, как и всякий другой звук, есть результат колебательного движения упругой среды. Струя воздуха, нагнетаемая из легких, приводит в колебательное движение голосовые связки, они передают движение частицам окружающей воздушной среды. Каждая из частиц делает сначала движение вперед от колеблющегося тела, затем возвращается назад. В результате получается периодическое изменение воздушного давления, то есть последовательные сгущения воздуха (при движении вперед) и разряжения (при движении назад). Это создает звуковую волну (акусму).

Высота звука зависит от количества колебаний в единицу времени. От увеличения количества колебаний высота звука повышается, от уменьшения – понижается. Высоту звуков измеряют герцами – одно колебание в секунду (Герц – нем. физик). Человеческое ухо воспринимает звуки от 16 до 20 000 герц. Изменения высоты звуков в речи создает интонацию, мелодику речи.

Сила звука определяется амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее звук (лат. amplitudo пространность, обширность). В речи сила звука связывается с понятием о силовом ударении. Сила звука воспринимается слушающим как громкость. Ученые выделяют два порога: порог слышимости (когда звук слабо различим) и порог болевого ощущения.

Длительность или долгота звука связана с продолжительностью данного звука во времени с его количеством колебаний: в русском языке, например, гласные под ударением длительнее безударных.

Большую роль в акустической окраске звуков играет характер колебательного движения: если оно совершается ритмически, то есть через определенные интервалы повторяются такие же периоды, то такая звуковая волна создает музыкальный тон; это наблюдается при произношении гласных звуков, когда воздух из легких, проходя через голосовые связки, нигде больше не встречает преград. Если же колебательное движение прерывается, то ухо воспринимает такой звук как шум. Шумными являются согласные звуки: воздух, проходя через речевой аппарат, встречает на пути преграды (с участием неба, языка, зубов и губ).

Тоны и шумы взаимодействуют в ротовом и носовом резонаторах, создавая индивидуальные тембры звуков, по которым мы и узнаем звуковую речь наших знакомых и родных.

Сегментные и суперсегментные единицы.

Звуковые единицы фонетики делятся на сегментные (или линейные) и суперсегментные (или нелинейные).

Сегментными единицами называются такие, которые располагаются в линейной последовательности. К сегментным единицам относятся разные отрезки речевого потока – звук, слог, фонетическое слово, фонетическая синтагма ( или речевой такт), фраза. Звук – это наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог – из звуков, фонетическое слово – из слогов, речевой такт – из слов, фраза – из тактов.

Суперсегментными единицами являются такие, которые характеризуют не отдельные звуки или слоги, а более крупные единицы – слова и фразы. Суперсегментные единицы обеспечивают звуковую целостность слов. Такими единицами являются слоговость/неслоговость звуков, ударение и интонация. Слог является и сегментной и суперсегментной единицей. Если сегментные единицы (например, звуки) могут быть выделены из более крупных единиц и произнесены отдельно, то суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут. Так, например, давая характеристику ударению или интонации, мы можем сказать: «В данных словах ударение падает на окончание» или «Эта фраза характеризуется повествовательной интонацией».

Таким образом, объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным (или просодическим) единицам, которые как бы накладываются на сегментные.

Слог.

Слог-это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и фонетическим словом: слог не может быть меньше звука или больше слова.

Напомним, что языковые единицы могут быть разделены на два типа сущностей:

· единицы, которые составляют инвентарь или словарь соответствующего уровня – например, фонемы и морфемы;

· образования, которые сами по себе не составляют инвентаря; в языке представлены не сами эти сущности, а лишь абстрактные типы или схемы, по которым они строятся (формируются) при построении высказывания – например, словосочетания и предложения.

Просодические единицы (слог, фонетическое слово и синтагма) относится к единицам второго типа – то есть мы храним в памяти не все существующие в языке слоги, а только их возможные типы4. Таким образом, одна и та же морфема может в одной словоформе составлять один слог (например, [стол]), а в другой – относиться к разным слогам([сто-лы])

Ударение.

Фонетика -это раздел общего языкознания, изучающая звуковой строй языка-звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи. Кроме того, вкруг вопросов фонетики включаются интонация и ударение.

Ударение - это выделение звука, слога или слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (голосового тона).

Типы ударения:

По способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на:

1. динамическое (экспираторное, силовое) – слог выделяется силой выдоха

2. квантитативное (количественное) – слог выделяется долготой

3. мелодическое (музыкальное, тоновое) – слог выделяется движением голосового тона.

1. Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным.

2. Мелодическое ударение встречается, напр., в сербохорватском, литовском, китайском и др. яз.

3. Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз) или слабое (в чешском, грузинском и др.)

По месту выделяемого слога в слове различаются:

1. фиксированное ударение (бывает всегда на определенном слоге – в ЧЯ на первом, во французском на последнем)

2. свободное (разноместное), которое не связано с определенным местом в слове, оно падает на любой слог, напр., в РЯ, в английском.яз.

Свободное ударение имеет два подтипа:

1. свободное постоянное т.е. в разных формах данного слова ударение падает всегда на тот же слог (в английском яз., в большинстве слов РЯ)

2. свободное подвижное т.е. в разных формах данного слова ударение падает на разные слоги (напр., в некоторых русских словах – мó-ре – мо-р я, пи-шу – п и -шешь).

Интонация и ее элементы

(мелодика, интенсивность, паузы, тембр речи).

Понятие интонация оказывается существенным при характеристике врзазы, поскольку интонация определяет ритмико-мелодический строй речи. Интонация – это звуковое средство языка, с помощбю которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывание по и цели (повествовательные, волеизъявление, вопрос) и предают субъективное отношение к высказываемому. Элементами являются: мелодика речи, ударение, паузы, темп речи, тембр голоса. Важнейшие элементы интонации – это мелодика и ударение; на них базируются интонационные еденицы: интонемы(интонационные конструкции) и синтагма (такт).

Мелодика речи – движение голоса по высоте тона. Мелодика слога и слова создает музыкальное, политаническое ударение. Мелодика созает интонационный рисунок, которылкжит в основе инт. модели – интонемы. Мелодика вопросительной фразы характеризуется тем, что тон повышается на ударном слоге того слова, к которому славится вопрос. Имеют своюинтонему повествовательные и восклицательные фразы, а также обособление, пояснение, перечисление и другие типы интонаций. Интонемы связывают интонацию с синтаксическими конструкциями, которые свойствены тому или иному языку.

Синтагма создается мелоией, ударением, темпом и паузой после нее. Синтагма имеет две функции – фонетическую и семантическую. Фонетическая синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку. Синтагматическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистически оттенков, а так же отношения говорящего к содержанию высказывания. Синтагматическое членение предложения, наряду с порядком слов, является средством актуального членения предложения.

Компоненты интонации:

1. Мелодика (изменение частоты основного тона (повышение/понижение). Наиболее существенен для выражения и восприятия различий по цели высказывания;

2. Пауза. Имеет смысловую нагрузку: а)членнение речи на интонационно-смысловые еденицы:фразы и синтагмы; б)средство выделения фрагмента речи путем постановки паузы пред ним или после него;

3. Интенсивность. Артикуляционная интенсивность – это степень произносительного усилия, обусловленная активностью мышц и их направления – различия в громкости.

4. Тембр речи. Тембровая характеристика отражает эмоции. (высокая степень + эмоции(любовь) реализуется высоким предыхательным голосом; отрицательные эмоции (ненависть) реализуется низким зашумленным тоном; торжество – высокий восходящий; горе – низкий мягкий.

 

 

Фонетическая транскрипция.

Для того чтобы как можно точнее записать звучащую речь, пользуются специальной системой записи, которая называется фонетической транскрипцией. Ее основные принципы: 1) каждая буква должна обозначать звук, не должно быть букв, не обозначающих звуков; 2) каждая буква должна обозначать один звук, а не сочетание звуков; 3) каждая буква должна обозначать всегда один и тот же звук. Отрезки фонетической транскрипции пишутся в квадратных скобках.

Для усвоения принципов фонетической транскрипции русского литературного произношения надо знать следующее:

1. В системе фонетической транскрипции используются все гласные буквы русского алфавита, кроме е, ё, ю, я, которые в русской графике обозначают те же звуки, что [’э], [’о], [’у], [’а] после мягких согласных, или сочетания звуков [jэ], [jо], [jу], [jа].

Обратите внимание – буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих позициях:

1) начало слова: ель [ л’], юг [ к];

2) после ь и ъ: подъём [пΛд’ м], дьяк [д’ к];

3) после гласных: пою [пΛ ], моя [мΛ ].

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук и указывают на мягкость предшествующего согласного: пять [п’ат’], лес [л’эс], нес [н’ос], люди [л’уд’и].

2. Значки ыэ, иэ, Λ (крышечка), ъ и ь используются в транскрипции для обозначения редуцированных гласных: вода [вΛда], водяной [въд’иэноu], водичка [вΛд’ич’къ], лесовичок [л’ьсъв’ич’ок], желания[жыэлан’иuь].

3. В системе фонетической транскрипции используются все согласные буквы русского алфавита, кроме щ, которая в русской графике обозначает долгий мягкий звук [ш’]: щит [ш’ит], щупальцы [ш’упъл’цы].

4. В русской фонетической транскрипции используются u (и неслоговое) для обозначения буквы й: майка[маикъ], вой[вои].

В транскрипции значок j используется перед ударным гласным: пью [п’jу], еж [jош], маяк [мΛjак]. В остальных случаях используется u: чайник [ч’аuн’ик], мой [моu], зеленые [з’иэл’оныuь].

5. В фонетической транскрипции приняты следующие диакритические (надстрочные и подстрочные) знаки:

1) [’] – означает мягкость соответствующего звука: лось[лоc’], мята [м’атъ].

2) [ж] – обозначает долготу согласного звука: [ж] – сжать, [з] – сзади.

3) [а] – гласный, продвинутый вперед и вверх в начале звучания: мял [м’ал], люк [л’ук], подмел [пΛдм’ол].

] – гласный, продвинутый вперед и вверх в конце звучания: мать [м’ат’], лось [лос’], лучик [луч’ик], мыть [мыт’].

[а] – гласный, продвинутый вперед и вверх в начале и конце звучания: мять – [м’ат’], Люся [л’ус’ь], Лёня [л’он’ь].

Внимание! Продвинутость вперед и вверх связана с приспособлением звучания ударного гласного непереднего ряда к соседнему мягкому согласному и называется аккомодацией. Распространяется лишь на гласные [о], [а], [у], [ы].

Фонология. Понятие фонемы.

В рамках изучения этого раздела необходимо познакомиться с понятиями фонема и фонемный анализ. Фонема как единица анализа не рассматривается в школьном курсе фонетики, но учителю очень важно понимать, что за этим стоит, и в доступной для учащихся форме доносить все необходимое до их сознания.

Учение о фонеме лежит в основе фонологии – раздела языкознания, изучающего функциональную значимость звуковой стороны языка. Основоположником фонологии стал И.А.Бодуэн де Куртенэ, который и ввел понятие фонемы в научный обиход, противопоставив его понятию звука. На основе его идей возникло несколько фонологических школ. В Росси ведущими являются Московская фонологическая школа (МФШ) и Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (ПФШ). Познакомиться с научными взглядами представителей разных фонологических школ можно по рекомендуемой литературе.

Звуки речи могут рассматриваться не только с акустико-физио­логии­ческой точки зрения, но и со стороны их способности различать звучания слов и их смысл. В этом случае изучается не качество звука, а его назначение в речи, его функция. Изучением функцией звуков занимается фонология, основными единицами которой являются фонема и фонемный ряд. Звук речи и фонема – это две разные единицы фонетической системы. Они не могут отождествляться, но не могут быть оторваны. Это понятия соотносительные, отражающие две стороны одного и того же явления: 1-я сторона артикуляционно-физиологическая, 2-я сторона функциональная. Фонема как единица функционального плана реально воплощается в звуках речи. Фонемы существуют в нашем языковом сознании как единые комплексы звуков. У фонем в языке имеются две важные функции: первая – различать разные слова, морфемы (смыслоразличительная), вторая – способствовать отождествлению (идентифицирующая). Так, слова лиса и леса мы воспринимаем как разные, потому что у них разные корни с разным значением, а слова леса, лес, лесок, лесной, лесник осознаем как слова с одинаковым значением (леса, лес) или близким. Фонемы – это абстрактные единицы фонетического уровня, воплощающиеся в речи в множествах позиционно чередующихся звуков. Так, фонему /о/ представляет следующий ряд звуков: [о]-[ . о]-[о . ]-[ . о . ]-[ Ù]-[ъ]-[иэ]-[ь]. Таким образом, фонема – это кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями, служащая для различения и отождествления слов и морфем. Глубже изучить понятие фонемы можно по рекомендуемой лингвистической литературе.

В рамках фонемного анализа дается характеристика анализируемой фонемы, ее позиции, указывается способ реализации фонемы в данной позиции. Фонемный анализ в нашем пособии дается с позиций МФШ (Московская фонологическая школа). Для анализа необходимо охарактеризовать фонологическую позицию. Фонологическая позиция – это условия употребления, реализации фонемы в речи. В разных позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах (аллофонах). Чередование звуков, воплощающих одну и ту же фонему, обусловливается фонетическими позициями. Позиции могут быть сильные и слабые. Наиболее благоприятными для выполнения фонемой ее различительной (сигнификативной) функции являются условия, в которых фонема противопоставлена наибольшему числу других фонем. Это сильная позиция фонемы. Для гласных фонем сильной является позиция под ударением, для парных согласных фонем сильные позиции следующие: 1) по звонкости-глухости – перед гласными, перед сонорными, перед /в/ и /в’/; 2) по твердости-мягкости – перед всеми гласными (по другой концепции – перед всеми, кроме /э/), на конце слова (для всех парных согласных, кроме заднеязычных), для переднеязычных – перед заднеязычными и твердыми губными, для фонем /л/ и /л’/ – перед всеми согласными фонемами. Не указанные здесь позиции для соответствующих фонем являются слабыми, т.к. в этих позициях наблюдается нейтрализация фонемного противопоставления, которая проявляется в том, что различные фонемы в слабой позиции получают тождественную звуковую реализацию. Для того чтобы определить, какую фонему реализует тот или иной звук с учетом нейтрализации, необходимо установить, в составе какой морфемы выступает анализируемая фонема в слабой позиции, после чего необходимо вывести в сильную позицию в составе тождественной морфеме. Например, существительное огонек [ÙгÙн’ок]. Первые две гласные фонемы в слабой позиции (безударной) находятся в составе корневой морфемы, в сильной позиции эти фонемы выступают в однокоренных словах о гненный и ог о нь, следовательно, звуки «крышечка» реализуют фонемы /о/ – /огон’ок/. Таким образом проверяются фонемы в слабых позициях как гласные, так и согласные, но в пределах той морфемы, где они расположены.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.