Исторические течения языкознания. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Исторические течения языкознания.

2018-01-14 96
Исторические течения языкознания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Языкознание зародилось на Древнем Востоке, после изобретения письменности, и развивалось изначально как частное, что было вызвано необходимостью обучения письменному языку. Первый теоретический опыт описания языка — "Восьмикнижие", грамматика санскрита индийского ученого Панины (V—IV вв. до н.э.). Прикладной характер древнего языкознания проявился и в интересе к толкованию значений слов. Первый толковый словарь "Эр я" появился в Китае (III—I вв. до н.э.). Однако становление языкознания как особой научной дисциплины, занимающейся теоретическим изучением языка, происходило в рамках общего языкознания.

2. Грамматическое и лексикографическое направление языкознания берет начало в Древней Греции — его основу заложил Платон (IV в. до н.э.), описавший грамматику греческого языка. Оно стало ведущим в античной языковедческой традиции, в

средневековой Европе и на Востоке, а также в науке о развитии и функционировании отдельных языков.

3. Аристотель в своих сочинениях ("Категории", "Поэтика", "Об истолковании") изложил логико-грамматическую концепцию языка, для которой было характерно нерасчлененное восприятие синтаксических и формально-морфологических характеристик единиц языка. Ученые Древней Стой усовершенствовали предложенную Аристотелем классификацию частей речи и заложили основы теории семантического синтаксиса.

4. В Древней Греции постижение законов языка основывалось на философии и логике. Античных философов интересовали такие проблемы, как происхождение языка, язык и мышление, соотношение слова, вещи и мысли. Философский подход к изучению языка достигает своей вершины в трудах западноевропейских ученых XVI—VII вв. Ф. Бэкон, Р. Декарт, В. Лейбниц выдвинули идею создания совершенного средства общения и выражения человеческих знаний, т. е. единого для всего человечества языка. Трудности межъязыкового общения и обучения побудили ученых XVII в. к поискам путей создания философской грамматики языка. Ф. Бэкон предложил создать сравнительную грамматику всех языков, выявляющую сходства и различия между ними. На основе выявленных сходств он намеревался создать единый для всего человечества язык. По мнению Р. Декарта, единый философский язык должен обладать определенной суммой понятий; должен иметь только один способ спряжения, склонения и словообразования. В основе концепции В. Лейбница лежала идея создания универсального символического языка, в котором все сложные понятия состояли бы из простых "атомов смысла", неделимых частиц. Она дала толчок развитию символической логики.

5. Логический подход к языку получил продолжение в рационалистических концепциях языка. Авторы "Всеобщей рациональной грамматики"(А. Арно и К. Лансло, последователи Р. Декарта), считая выявленные Аристотелем логические формы языка (понятие, суждение и сущность) универсальными для большинства языков мира, установили соотношение категорий языка и логики. Эта работа доказала возможность классификации языков с точки зрения их сходства и различия как материального, так и семантического. Однако авторы, рассматривая язык как выражение "неизменных логических категорий", игнорировали принцип языковой эволюции. Тем не менее "Всебщая рациональная грамматика" положила начало общему языкознанию как специальной научной дисциплине и заложила основы сравнительно-исторического языкознания.

Уровни языка.

У́ровни языка́ — основные ярусы языковой системы[1], её подсистемы, каждая из которых представлена «совокупностью относительно однородных единиц»[2] и набором правил, которым подчиняются их использование и классификация. Единицы одного уровня языка способны вступать друг с другом в синтагматические и парадигматические отношения (к примеру, слова, соединяясь, образуют словосочетания и предложения), единицы разных уровней могут лишь входить одна в другую (так, фонемы составляют звуковые оболочки морфем, из морфем состоят слова, из слов — предложения).

В качестве основных выделяются следующие уровни языка[2]:

· фонемный;

· морфемный;

· лексический (словесный);

· синтаксический (уровень предложения).

Уровни, на которых выделяются двусторонние (обладающие планом выражения и планом содержания) единицы, называются высшими уровнями языка[3]. Некоторые учёные склонны выделять лишь два уровня: дифференциальный (язык рассматривается как система различительных знаков: звуков или письменных знаков, замещающих их, — различающих единицы семантического уровня) и семантический, на котором выделяются двусторонние единицы.

В некоторых случаях в одной звуковой форме совпадают единицы нескольких уровней. Так, в рус. и совпадают фонема, морфема и слово, в лат. i 'иди' — фонема, морфема, слово и предложение.

Единицы одного уровня могут существовать в абстрактной, или «эм ической» (например, фон ем ы, морф ем ы), и конкретной, или «этической» (фоны, морфы), формах, что не является основанием для выделения дополнительных уровней языка: скорее имеет смысл говорить о различных уровнях анализа.

Уровни языка — не стадии в его развитии, а результат членения.

Еденицы языка.

Единицы языка - это такие элементы языка, которые воспроизводимы, выделяются относительно постоянными своими признакам в системе языка, либо образуются непосредственно в актах речи по выработанным в языке правилам и моделям. Выделяют несколько типов языковых единиц, основными из которых являются:

Предельные (разложимые на составляющие): в речи: аллофоны, морфы, слова, словосочетания, предложения; в языке: фонемы, морфемы, структурные схемы словосочетаний, структурные схемы предложений.

Единицы одного уровня состоят друг с другом в парадигматических и семантических отношениях Единицы разных уровней не вступают между собой ни в парадигматические, ни в синтагматические отношения.

Они находятся в иерархических отношениях.

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит. В большинстве языков мира выделяются следующие единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение. Единицы языка неоднородны по своему строению. Есть единицы относительно простые, скажем фонемы, а есть и сложные – словосочетания, предложения. При этом более сложные единицы всегда состоят из более простых.

Поскольку система – это не случайный набор элементов, а их упорядоченная совокупность, для понимания того, как “устроена” система языка, все единицы необходимо сгруппировать по степени сложности их структуры.

Итак, самая простая единица языка – это фонема, неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица языка, служащая для различения минимальных значимых единиц (морфем и слов). Например, слова потбот – мот – кот различаются звуками [п], [б], [м], [к], представляющими собой разные фонемы.

Минимальная значимая единица – морфема (корень, суффикс, приставка, окончание). Морфемы уже имеют какое-либо значение, но самостоятельно употребляться еще не могут. Например, в слове москвичка четыре морфемы: москв-, -ич-, -к-, -а. Морфема москв- (корень) содержит как бы указание на местность; -ич- (суффикс) обозначает лицо мужского пола – жителя Москвы; -к- (суффикс) означает лицо женского пола – жительницу Москвы; (окончание) указывает, что данное слово является существительным женского рода единственного числа именительного падежа.

Относительной самостоятельностью обладает слово следующая по степени сложности и важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающая на них. Слова отличаются от морфем тем, что они не просто имеют какое-либо значение, но уже способны что-то называть, т.е. слово – это минимальная номинативная (назывная) единица языка. В структурном плане она состоит из морфем и представляет собой “строительный материал” для словосочетаний и предложений.

Словосочетание соединение двух слов или более, между которыми имеется смысловая и грамматическая связь. Оно состоит из главного и зависимого слов: новая книга, ставить пьесу, каждый из нас (главные слова выделены курсивом).

Наиболее сложной и самостоятельной единицей языка, с помощью которой можно уже не только назвать какой-то предмет, но и что-то сообщить о нем, является предложение основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Важнейшим формальным признаком предложения является его смысловая оформленность и законченность. В отличие от слова – единицы номинативной (назывной) – предложение является единицей коммуникативной.

Современные представления о системе языка связаны прежде всего с учением о его уровнях, их единицах и отношениях. Уровни языка – это подсистемы (ярусы) общей языковой системы, каждая из которых обладает набором своих единиц и правил их функционирования. Традиционно выделяются следующие основные уровни языка и их промежуточные уровни: фонетико-фонелогический ( промежуточный фонема), морфемо-морфологический (морфонологический), лексико-семантический (словообразовательный), синтаксический (фразеологический) и уровень текста.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.