Модуль 1. Возникновение и развитие идеи социального — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Модуль 1. Возникновение и развитие идеи социального

2018-01-14 111
Модуль 1. Возникновение и развитие идеи социального 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины сформировать у бакалавров системное представление о современных научных подходах к обоснованию происхождения, сущности, принципов, функций и типологии социального государства, концептуальных, стратегических и инструментальных основах современной социальной политики и социальной работы.

Задачи дисциплины:

- теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей в области социального государства;

- приобретение практических навыков анализа и социальной политики; методик оценю! уровня и качества жизни населения страны; работы с нормативно-правовыми и социально-статистическими источниками;

- ознакомление с текущими макроэкономическими проблемами России в области социальной политики.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Основы социального государства» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Методологические предпосылки изучения этого предмета закладываются дисциплиной «Философия», формирующей основные базовые понятия любой науки. Дисциплинами «История» и «Экономическая теория» предоставляется часть фактологического материала, необходимого для изучения некоторых разделов; дисциплина «Культура речи и деловое общение» способствует формированию умения



логически верно, аргументировано и ясно выражать полученные знания, делать выводы и обобщения.

В свою очередь дисциплина «Основы социального государства» логически и содержательно-методически связана с целым рядом тем дисциплин «Экономическая теория» и «Институциональная экономика». Так, она предполагает изучение тенденций развития социально-экономического характера, институтов, конкретных инструментов социальной политики, социальных реформ. Следовательно, эта дисциплина способствует пониманию объемов социальной функции современного государства.

ТРЕБОВАНЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению (специальности):

а) общекультурных (ОК):

- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- владением культуры мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

- умением логически верно, аргументировать и ясно строить устную
и письменную речь (ОК-6);

-готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способностью находить организационно-управленческие решения
и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);


- владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем
эффективную профессиональную деятельность (ОК-14).

б) профессиональных (ПК):

знанием основных этапов эволюции управленческой мысли в области формирования социального государства (ПК -1) В результате изучения дисциплины студент должен:

а) знать:

- категориальный аппарат теории социального государства;

- основные модели социального государства;

- способы социальной структуризации и оценки уровня и качества жизни современного общества;

- сущность, принципы, виды, уровни, направления и инструменты социальной политики и социальной работы в современном государстве;

- факторы и содержание процесса становления социального государства в России.

б) уметь:

- осуществлять эффективный поиск информации и профессионально работать с научными и методическими источниками;

- выявлять общее и особенное в формировании зарубежных и отечественной моделей социальной политики; -сравнивать и сопоставлять зарубежный и российский опыт разработки, реализации и оценки социальной политики;

извлекать уроки из истории формирования социального государства в зарубежных странах и России и на их основе принимать осознанные решения.

в) владеть:

- навыками анализа и оценки социальной политики;

- методиками оценки уровня и качества жизни;


 




- навыками работы с нормативно-правовыми и социально-статистическими источниками.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(очная форма обучения)


 


ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(очная форма обучения)

 

 

 

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Аудиторные занятия    
в том числе:    
Лекции (Л)    
Семинары (С)    
Самостоятельная работа    
в том числе:    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
Форма промежуточной аттестации (зачет)    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы    
   

(заочная форма обучения)

 

 

 

 

Вид учебной работы Всего часов Год обучения
 
Аудиторные занятия    
в том числе:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Самостоятельная работа    
в том числе:    
Реферат (контрольная работа)    
Другие виды самостоятельной работы    
Форма промежуточной аттестации (зачет)    
Общая трудоемкость часы зачетныеМинины    
   

 

 

 

 

 

№ темы Название модуля, темы. Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самостоя тельная работа
Лекции Семинары
  Модуль 1. Возникновение и развитие идеи социального государства.        
1.1 Теория социального государства.        
1.2 Общественность как объект и актор социальной политики.        
  Модуль 2. Социально-эконо­мическая политика современного государства.        
2.1 Социальное государство как объект управления.        
2.2 Основы социальной политики в правовом демократическом государстве.        
2.3 Направление реализации социальных функций государства.        
2.4 Социальная работа как профессионально - деятельно-стный компонент современного социального государства        
  Модуль 3. Формирование российской модели социаль­ного государства        
3.1 Факторы и предпосылки становления модели социаль­ного государства        
3.2 Проблемы и перспективы социально-экономического развития России.        
  Зачет        
  Всего часов        

 




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(заочная форма обучения)

 

 

 

 

 

№ темы Название модуля, темы. Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самостоятель ная работа
Лекции Семинары
  Модуль 1. Возникновение и развитие идеи социального государства.        
1.1 Теория социального государства.        
1.2 Общественность как объект и социальной политики.        
  Модуль 2. Социально-экономическая политика современного государства.        
2.1 Социальное государство как объект управления.        
2.2 Основы социальной политики в правовом демократическом государстве.        
2.3 Направление реализации социальных функций государства.        
2.4 Социальная работа как профессионально-деятельностный компонент современного социального государства        
  Модуль 3. Формирование российской модели социального государства        
3.1 Факторы и предпосылки становления модели социального государства        
3.2 Проблемы и перспективы социально-экономического развития России.        
  Зачет        
  Всего часов        

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Государства

Государства

Климатический, территориальный, политический, экономико-
географический и социокультурный факторы и предпосылки становления
модели социального государства в современной России. Генезис
социальных функций и институтов Российского государства.
Конституционно-правовое, институциональное, кадровое и

технологическое обеспечение разработки и реализации отечественной социальной политики.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

По теме 1.2. проводится круглый стол на тему: «Роль институтов гражданского общества в построении социального государства» (2 часа)

По теме 2.2. проводится круглый стол на тему: «Современные формы и методы реализации социальной политики (опыт развитых стран мира)» (2 часа)

По теме 2.3. проводится дискуссия на тему: «Уровень социальной защиты граждан Российской Федерации» (2 часа)

По теме 2.4. проводится ролевая игра «Выявление и оценка профессионально-квалификационных и личностных качеств социального работника» (2 часа)

По теме 3.2. проводится круглый стол на тему: «Обеспечение достоинства человека как цель социального правового государства (на примере России)» (2 часа)

Задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их выполнению размещаются в электронном почтовом ящике, адрес которого доводится до студентов на первом занятии.

Способы контроля самостоятельной работы приведены в разделе «Контроль знаний студентов. Оценочные средства» настоящей программы.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

В процессе изучения дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала оценивается по 100-бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (зачет) - 20 баллов.


Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям приведено в табл. 1.

Таблица 1 Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям

 

№ п/п Учебный модуль Максимальное количество баллов
  Модуль 1  
  Модуль 2  
  Модуль 3  
  ИТОГО  

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний приведен в табл. 2.

Таблица 2

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы

 

№ п/п Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов Количество баллов
     
  Контрольная работа 0-4
  Тестирование 0-2
  Сдача коллоквиума 0-5
  участие в дискуссии, заседании круглого стола 0-2
  Письменный реферат 0-5
  Блиц-опрос по определениям 0-1
  Ответ на теоретический вопрос 0-2
  Решение практических задач 0-2
  Доклад на семинаре, на заседании круглого стола 0-3
  Участие в ролевой учебной игре 0-2
  Участие в научно-исследовательской работе 0-4
  Конспектирование источника 0-2
  Другие виды работ и способы контроля 0-2

Темы докладов (эссе), рефератов, контрольных работ приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий.

Распределение способов контроля знаний студентов по учебным модулям с указанием максимального балла приведено в табл.3.

Таблица 3

Распределение способов контроля по учебным модулям

 

№ п/п Учебный модуль Способы контроля
     
  Модуль 1 Блиц-опрос по определениям -2(1+1), тестирование-2, письменный реферат -5, ответ на теоретический вопрос - 4 (2+2), решение практических задач - 2, доклад на семинаре, на заседании круглого стола-3, конспектирование источника - 2
  Модуль 2 Тестирование - 4 (2+2), контрольная работа -4, блиц-опрос по определениям - 4 (1+1+1+1), ответ на теоретический вопрос - 4 (2+2), доклад на семинаре, на заседании круглого стола- 6 (3+3), участие в научно-исследовательской работе - 4, участие в дискуссии-4 (2+2), участие в ролевой учебной игре -6, конспектирование источника - 4 (2+2)
  Модуль 3 Сдача коллоквиума - 5, блиц-опрос по опреде­лениям -2(1 + 1), ответ на теоретический вопрос - 4 (2+2), доклад на семинаре, на заседании круглого стола-3,участие в дискуссии -2, участие в научно-исследовательской работе - 4, конспектирование источника - 2

Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.


Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки проводится по следующей шкале: «зачтено» - от 60 баллов и выше, «не зачтено» - менее 60 баллов.

Оценка ответа студента на зачете менее чем в 10 рейтинговых баллов считается неудовлетворительной (независимо от рейтинговой оценки текущей успеваемости).

Студент, показавший в процессе изучения дисциплины высокие результаты, может быть освобожден от сдачи зачета (при набранных 60 и более баллах).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Литература Основная

1. Курс экономической теории/под ред. Чепурина М.Н. Киселевой Е.А.­Киров, 2011.

2. Национальная экономика: учебн./ под общ. ред. P.M. Нуреева-М.: ИНФРА-М,2010.

Дополнительная

1. Агапова Т., Серегина С. Макроэкономика. М.:ДиС,2006.

2. Макроэкономика: теория и российская практика: Учебник/под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думная. - М.:КНОРУС, 2007.

3. Нуреев P.M. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. - М.:Норма,2008.

4. Туманова Е.А. Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. - М.:Инфра-М,2010.


 




Список периодических изданий

1. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. Научный журнал.

2. Вопросы экономики. Ежемесячный журнал Российской Академии наук.

3. Мировая экономика и международные отношения. Ежемесячный журнал Российской Академии наук.

4. Российский экономический журнал. Научно-практический ежемесячный журнал.

5. Экономист. Ежемесячный научно-практический журнал.

6. Экономика и жизнь. Газета.

7. Эксперт. Еженедельный журнал.

Методические рекомендации (указания)

1. Учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий - М.: изд-во Российская таможенная академия, 2011г.

2. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.- М.: изд-во Российская таможенная академия, 2010 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Подготовка бакалавров по направлению 080200.62 «Менеджмент» предполагает получение базовой системы знаний по гуманитарным экономическим наукам. Дисциплина «Экономическая теория» является дисциплиной цикла ОПД, относится к федеральному компоненту. Данная учебная дисциплина является общим теоретическим и методологическим основанием для других экономических дисциплин.

Курс «Основы социального государства» состоит из 3 модулей, включающих 8 тем. В первом разделе (2 темы) рассматриваются общие понятия теории социального государства; этапы эволюции и модели социального государства; проблема социальной структуризации общества. Особое внимание уделяется критериям и показателям уровня и качества жизни, методике измерения. Второй раздел (4 темы) посвящен изучению основ социально-экономической политики государства. Задачи


современного социального государства; цели, принципы, инструменты социальной политики, формы её реализации. Значительное место отводится изучению сущности социальной работы и моделям ее организации. Третий раздел (2 темы) посвящен изучению процесса формирования российской модели социального государства. Рассматриваются условия, факторы, особенности и проблемы социальной политики России XXI века.

В курсе используются следующие формы и виды занятий: лекции, семинары, практические занятия, написание эссе, разработка тематических презентаций, реферирование научных статей, участие в заседаниях круглых столов, разбор конкретных деловых ситуаций.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины сформировать у бакалавров системное представление о современных научных подходах к обоснованию происхождения, сущности, принципов, функций и типологии социального государства, концептуальных, стратегических и инструментальных основах современной социальной политики и социальной работы.

Задачи дисциплины:

- теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей в области социального государства;

- приобретение практических навыков анализа и социальной политики; методик оценю! уровня и качества жизни населения страны; работы с нормативно-правовыми и социально-статистическими источниками;

- ознакомление с текущими макроэкономическими проблемами России в области социальной политики.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Основы социального государства» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Методологические предпосылки изучения этого предмета закладываются дисциплиной «Философия», формирующей основные базовые понятия любой науки. Дисциплинами «История» и «Экономическая теория» предоставляется часть фактологического материала, необходимого для изучения некоторых разделов; дисциплина «Культура речи и деловое общение» способствует формированию умения



логически верно, аргументировано и ясно выражать полученные знания, делать выводы и обобщения.

В свою очередь дисциплина «Основы социального государства» логически и содержательно-методически связана с целым рядом тем дисциплин «Экономическая теория» и «Институциональная экономика». Так, она предполагает изучение тенденций развития социально-экономического характера, институтов, конкретных инструментов социальной политики, социальных реформ. Следовательно, эта дисциплина способствует пониманию объемов социальной функции современного государства.

ТРЕБОВАНЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению (специальности):

а) общекультурных (ОК):

- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- владением культуры мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

- умением логически верно, аргументировать и ясно строить устную
и письменную речь (ОК-6);

-готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способностью находить организационно-управленческие решения
и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);


- владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем
эффективную профессиональную деятельность (ОК-14).

б) профессиональных (ПК):

знанием основных этапов эволюции управленческой мысли в области формирования социального государства (ПК -1) В результате изучения дисциплины студент должен:

а) знать:

- категориальный аппарат теории социального государства;

- основные модели социального государства;

- способы социальной структуризации и оценки уровня и качества жизни современного общества;

- сущность, принципы, виды, уровни, направления и инструменты социальной политики и социальной работы в современном государстве;

- факторы и содержание процесса становления социального государства в России.

б) уметь:

- осуществлять эффективный поиск информации и профессионально работать с научными и методическими источниками;

- выявлять общее и особенное в формировании зарубежных и отечественной моделей социальной политики; -сравнивать и сопоставлять зарубежный и российский опыт разработки, реализации и оценки социальной политики;

извлекать уроки из истории формирования социального государства в зарубежных странах и России и на их основе принимать осознанные решения.

в) владеть:

- навыками анализа и оценки социальной политики;

- методиками оценки уровня и качества жизни;


 




- навыками работы с нормативно-правовыми и социально-статистическими источниками.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(очная форма обучения)


 


ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(очная форма обучения)

 

 

 

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Аудиторные занятия    
в том числе:    
Лекции (Л)    
Семинары (С)    
Самостоятельная работа    
в том числе:    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
Форма промежуточной аттестации (зачет)    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы    
   

(заочная форма обучения)

 

 

 

 

Вид учебной работы Всего часов Год обучения
 
Аудиторные занятия    
в том числе:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Самостоятельная работа    
в том числе:    
Реферат (контрольная работа)    
Другие виды самостоятельной работы    
Форма промежуточной аттестации (зачет)    
Общая трудоемкость часы зачетныеМинины    
   

 

 

 

 

 

№ темы Название модуля, темы. Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самостоя тельная работа
Лекции Семинары
  Модуль 1. Возникновение и развитие идеи социального государства.        
1.1 Теория социального государства.        
1.2 Общественность как объект и актор социальной политики.        
  Модуль 2. Социально-эконо­мическая политика современного государства.        
2.1 Социальное государство как объект управления.        
2.2 Основы социальной политики в правовом демократическом государстве.        
2.3 Направление реализации социальных функций государства.        
2.4 Социальная работа как профессионально - деятельно-стный компонент современного социального государства        
  Модуль 3. Формирование российской модели социаль­ного государства        
3.1 Факторы и предпосылки становления модели социаль­ного государства        
3.2 Проблемы и перспективы социально-экономического развития России.        
  Зачет        
  Всего часов        

 




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(заочная форма обучения)

 

 

 

 

 

№ темы Название модуля, темы. Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самостоятель ная работа
Лекции Семинары
  Модуль 1. Возникновение и развитие идеи социального государства.        
1.1 Теория социального государства.        
1.2 Общественность как объект и социальной политики.        
  Модуль 2. Социально-экономическая политика современного государства.        
2.1 Социальное государство как объект управления.        
2.2 Основы социальной политики в правовом демократическом государстве.        
2.3 Направление реализации социальных функций государства.        
2.4 Социальная работа как профессионально-деятельностный компонент современного социального государства        
  Модуль 3. Формирование российской модели социального государства        
3.1 Факторы и предпосылки становления модели социального государства        
3.2 Проблемы и перспективы социально-экономического развития России.        
  Зачет        
  Всего часов        

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1. Возникновение и развитие идеи социального

Государства


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.