Педагогическая социальная перцепция — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Педагогическая социальная перцепция

2018-01-14 371
Педагогическая социальная перцепция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многое в субъективной оценке-любой педагогической ситуации зависит оттого, как воспринимают и понимают друг друга ее участники и стремятся ли они к взаимопониманию. По данным Б.П.Ковалева почти 40 % преподавателей из 132 обследованных не придают никакого значения тому, что о них думают учащиеся, каково к ним отношение, а, следовательно, и плохо учат и воспитывают школьников. Более адекватно прогнозируют отношение к себе учащихся преподаватели женского пола, а также педагоги с большим педагогических стажем. Период наиболее точных рефлексивных прогнозов падает на стаж от пяти до 10 лет [2].

Многие из установленных разными авторами фактов, раскрывающих особенности взаимовосприятия и взаимооценки школьных учителей и учащихся, подтверждаются и в исследованиях, посвященных изучению взаимной социальной перцепции преподавателей вузов и студентов. Например, в работе С.И.Воронкиной показано, что преподаватели в студентах оценивают, прежде всего, интеллектуальные качества и меньше личностные. Причем полнота, адекватность, обоснованность оценок преподавателей студентов зависит от уровня педагогического мастерства и направленности на педагогическую работу. Автором было показано, что преподаватели, особенно гуманитарного профиля, имеющие высокую направленность на педагогическую деятельность, а не на научную, более адекватно воспринимают и оценивают студентов [2].

Противоречивость взаимных оценок преподавателей и учащихся разных учебных заведений (школ, вузов, техникумов, СПТУ) обнаружили в своих исследованиях С.П.Безносов и С.Д.Копотев. Различия проявились, прежде всего, в предпочитаемых учащимися и педагогами области значений оценочной шкалы. Учащиеся при самооценке собственных нравственных качеств придерживаются в основном нейтральной области шкалы, тогда как преподаватели при оценке тех же нравственных качеств используют крайние – либо положительную, либо отрицательную зону шкалы. Таким образом, для учащихся при самооценке типичными являются ошибки центральной тенденции, а для педагогов – ошибки великодушия или негативизма. Рассогласование самооценок учащихся и оценок преподавателей заметно влияет на степень адекватности взаимопонимания, на формирование взаимоотношений и характер взаимодействия педагога и обучаемых в процессе их совместной деятельности, определяя ее форму (сотрудничество, конфликт) и эффективность.

Мера адекватности понимания преподавателями студентов прямо сказывается на выборе педагогически целесообразных способов воздействия. С.И.Торичной, например, установлено, что степень учета типа психического развития личности студентов целиком определяется уровнем его понимания преподавателем. Чем выше уровень понимания преподавателем студентов, тем шире и разнообразнее репертуар педагогических воздействий.

У преподавателей с большим уровнем понимания личности студентов доминирующими становятся косвенные приемы педагогического воздействия. И, наконец, преподаватели с большим уровнем понимания представляют студентам более широкие возможности для проявления инициативы, самостоятельности и творчества в учении.

Важнейшим механизмом и инструментом познания человеком людей и самого себя является социальная рефлексия, понимаемая как способность человека представить себе, как он воспринимается другими. Развитые рефлексивные механизмы становятся фактором успешности педагогического общения. Специальное исследование, посвященное изучению социальной рефлексии в ее связи с успешностью в педагогической деятельности, было проведено Г.И.Метельским, По мнению автора, рефлексию можно трактовать как прогноз учителя относительно того, что думают о нем учащиеся. Представление педагога о понимании его учащимися – это и есть образ, сформированный в результате прогнозирования, которое опирается на прошлый опыт и актуальную ситуацию взаимодействия. Учитель смотрит на себя глазами учащихся. Оценка ситуации обучения с точки зрения учащихся на основе понимания учителем их внутреннего мира, установок, отношения к учебному предмету, к однокласснику, к самому себе, использование этих знаний в качестве информационного основания обучения и составляет суть рефлексивного управления. И чем выше развита способность учителя к рефлективному управлению, тем выше его педагогическое мастерство и больше успехов в обучении учащихся.

Г.И.Метельский выделяет три уровня рефлексивных способностей к педагогическому управлению. На низком уровне педагог имеет фрагментарное представление о нем школьников и своих действиях по отношению к ним, а в связи с этим собственное поведение корригирует лишь частично. На среднем уровне преподаватели более полно отражают отношение к ним учащихся, но это знание не становится основанием для организации перестройки собственной деятельности по управлению учением школьников. И лишь на высоком уровне рефлексивной саморегуляции знание педагогом мнения о нем учащихся служит основанием к оценке и выбору собственных действий, направленных на управление учебной работой школьников. По мере роста педагогического мастерства происходит и развитие способностей к рефлексивному управлению. Оно идет от фрагментарного, поверхностного, неадекватного представления до целостного восприятия устойчивых свойств, их адекватной оценки у себя и учащихся, до способности предвидеть психические изменения в личности обучаемых, в их оценках и отношениях к нему, а также прогнозировать перемены в собственных психических состояниях и свойствах.

Учитывая особую роль самооценки человека в регуляции его поведения и деятельности, можно предположить, что степень влияния педагогических воздействий преподавателя на формирование личности студента и их деятельности будет зависеть от меры адекватности оценки преподавателем своих реальных и потенциальных возможностей. Поскольку неавторитетные преподаватели свои актуальные и потенциальные возможности переоценивают, а это, как известно, ведет к остановке в профессиональном развитии и саморазвитии, то нельзя и ожидать от их педагогических воздействий больших психологических результатов обучения и воспитания. Данное допущение подтвердилось в исследовании О.Н.Черноморовой. Его результаты доказали, что показатели оценки степени влияния авторитетных преподавателей на разные аспекты учебной работы студентов, а также на формирование их личных и деловых качеств, превышают аналогичные оценки влияния не авторитетных преподавателей [2].

Наибольшее влияние авторитетные преподаватели оказывают на формирование у студентов интереса к учебному предмету, который, в свою очередь, способствует повышению их учебной активности и успешности. Сходные результаты получены и в работе Л.А.Лытневой, которые свидетельствуют о большем влиянии авторитетного преподавателя-куратора на формирование у студентов профессиональной направленности и отношения к учению [2].

Итак, исходя из имеющихся эмпирических данных, можно сделать довольно однозначный вывод о том, что наличие или отсутствие авторитета преподавателя является важным фактором и условием, при котором его педагогическая деятельность протекает либо с большей, либо с меньшей эффективностью с точки зрения управления им учебно-познавательной деятельностью студентов, формирования у них профессиональной направленности, профессиональной компетенции, социально и профессионально значимых качеств личности.

Литература

1. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д, 2003.

2. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А.Якунин. СПб., 1998.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.