Структурные изменения в личности педагога, происходящие в процессе профессиональных кризисов — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Структурные изменения в личности педагога, происходящие в процессе профессиональных кризисов

2018-01-14 396
Структурные изменения в личности педагога, происходящие в процессе профессиональных кризисов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследуя кризисы профессионального становления человека, необходимо развести понятия «личность» и «субъект деятельности». В структуру субъекта деятельности входит направленность, компетентность, профессионально важные качества и биопсихические свойства [1].

Профессиональная направленность – это интегральное (системное) качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней.

Системообразующим фактором направленности является потребностно-мотивационная сфера, составляющая ее профессиональную позицию. Компоненты профессиональной направленности: мотивы (намерения, интересы, склонности, призвание), ценностные ориентации (предприимчивость, деловитость, профессионализм, профессиональная честность, социальная направленность и др.), профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания, готовность к профессиональному развитию), профессиональное самоопределение.

Следующей подструктурой субъекта деятельности является профессиональная компетентность – это интегральная характеристика, включающая не только систему профессиональных знаний, умений и навыков, но и обобщенные способы решения профессиональных типовых задач и выполнения деятельности.

В психологии труда компетентность часто отождествляется с профессионализмом. Но профессионализм как высший уровень выполнения деятельности обеспечивается помимо компетентности также профессиональной направленностью и профессионально важными качествами.

Третьей структурной составляющей субъекта являются профессионально важные качества – это качества личности, определяющие продуктивность (производительность, результативность и др.) деятельности.

Например, В.Н.Козиев свою классификацию профессионально значимых качеств личности учителя получил на основе факторного анализа самооценок педагогов. Проведенное им исследование на большой группе учителей, показало, что профессионально значимые качества личности учителя объединяются в три основные группы: динамизм (инициативность, способность убеждать других, качества организатора и руководителя, гибкость поведения); эмоциональная устойчивость (уравновешенность, уверенность в себе); эмпатия (понимание другого человека, умение устанавливать с ним эмоциональный контакт, умение посмотреть на себя глазами другого человека).

Структурные изменения субъекта деятельности происходят в процессе смены фаз профессиональной деятельности. Э.Э.Сыманюк исследовал структурные изменения субъекта деятельности, следуя логике профессиональных кризисов. Остановимся на кризисе профессиональной карьеры (30-33 года) и кризисе социально-профессиональной самоактуализации (40-42 года).

Изменения, происходящие во время кризиса профессиональной карьеры, затрагивают преимущественно сферу социально-профессиональной направленности (87,1 %). Происходящая перестройка выражается в переживании субъективного отсутствия возможностей для саморазвития и самореализации (67,75 %): «хотелось бы творческой работы», «было желание показать себя в работе, удивить коллег», «нет возможностей к самовыражению».

В процессе переживания кризиса профессиональной карьеры уменьшается количество высказываний, характеризующих неудовлетворенность процессом выполняемой деятельности, осознание отсутствия перспектив изменения социально-образовательного статуса.

Происходящие изменения социально-профессиональной компетентности выражаются в осознании некомпетентности и стремлении повысить квалификацию. В процессе длительного выполнения профессиональных функций снижается профессиональная рефлексия. Таким образом, кризис профессиональной карьеры оказывает наибольшее влияние на социально-профессиональную направленность личности педагога.

Анализ ненормативного кризиса (40-42 года) отражает преобладание изменений в подструктуре профессиональной направленности (95,4 %). Перестройка социально-профессиональной направленности выражается в осознании несоответствия выполняемой деятельности ожиданиям (67,5; %). Следующей по уровню выраженности идет неудовлетворенность выполняемой деятельностью (14 %). Уровень выраженности фактора отсутствия перспектив изменения профессионально-образовательного статуса составляет 7% и отражает осознание личностью необходимости изменения прежней ситуации развития. Вместе с тем, резкое нарушение привычной профессиональной жизни приводит к тому, что осознание профессиональной некомпетентности практически не выражено (4,6 %).

Таким образом, структурные перестройки субъекта деятельности затрагивают, как правило, социально-профессиональную направленность (мотивы, профессиональную позицию, профессиональное самоопределение). Подструктура социально-профессиональной компетентности подвергается изменениям в процессе переживания кризисов профессиональных экспектаций и профессионального роста. Изменения в подструктуре профессионально важных качеств личности не были обнаружены в проведенном исследовании.

Разрешение кризисных противоречий бывает двух видов: конструктивное и деструктивное. Э.Ф.Зеер добавил еще один вид: профессионально-нейтральный, т.е. не оказывающий влияния на профессиональную деятельность. Конструктивное разрешение предполагает серьезную перестройку профессионального сознания и деятельности, переход личности на более высокий уровень развития. Деструктивный выход из кризиса может повлечь регресс личности, резкую смену профессии, отход от активной профессиональной деятельности.

В своей монографии Э.Э.Сыманюк выделил две стратегии преодоления кризисов профессионального становления: инициативную и ситуативную. Инициативная характеризуется проявлением активности, целенаправленностью действий, ответственностью за принятые решения и поступки. Выбор инициативной стратегии свидетельствует о зрелой личности. Это конструктивный выход из кризиса.

Ситуативная характеризуется низким уровнем интегрированности личности, слабостью и неустойчивостью внутренних познавательных, эмоциональных и волевых установок. В этой стратегии преобладают механизмы психологической защиты и приспособления к окружающей действительности.

Е.В.Беликова дополнила эти стратегии еще четырьмя: защитная, пассивная, депрессивная и аффективно-агрессивная [11].

Защитная: уход от решения проблем, переориентация на другую сферу деятельности.

Пассивная: приспособление, подчинение внешним: обстоятельствам, бездеятельность. Защитная и пассивная стратегии используются при профессионально-нейтральном способе выхода из кризиса.

Депрессивная: плохое самочувствие, апатия, подавленность, отсутствие интереса к профессиональной деятельности.

Аффективно-агрессивная: раздражительность, агрессивность, амбициозность, противопоставление себя окружающим, профессиональная деятельность не осознается. Эта стратегия свойственна невротизированному типу личности. Депрессивная и аффективно-агрессивная: стратегии используются при деструктивном выходе из кризиса.

Выбор способа преодоления кризисов профессионального становления во многом определяется способностью личности осознавать те изменения, которые происходят в се профессиональной деятельности. Развитая рефлексия позволяет человеку искать конструктивные способы преодоления кризиса. Личность, у которой данная способность отсутствует, прибегает к профессионально-нейтральным или деструктивным способам преодоления кризисных ситуаций.

Литература

1. Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманюк // Психологический журнал. 1997. Т. 18. №6. С. 35-44.

2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д, 1996.

3. Крайг, Г. Психология развития / Г.Крайг СПб., 2000.

4. Ливехуд, Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / Б.Ливехуд. Калуга, 1994.

5. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога / И.Г.Малкина-Пых. М., 2004.

6. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К.Маркова. М., 1996.

7. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии / B.Ф.Моргун, Н.Ю.Ткачева. М., 1981.

8. Пиняева, С.Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости / C.Е.Пиняева, Н.В.Андреев // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 3-10.

9. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н.Поливанова. М., 2000.

10. Психология от рождения до смерти / [под ред. А.А.Реана]. СПб., 2001.

11. Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов / Э.Э.Сыманюк. М. – Воронеж, 2004.

12. Эриксон, Э.Г. Детство и общество / Э. Г.Эриксон. СПб., 2000.

Лекция 9. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

План лекции:

1. Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе.

2. Адаптация студентов к условиям вуза и профессиональной деятельности.

3. Типология личности студента.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.