Проблема периодизации возрастного развития и возрастные кризисы — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Проблема периодизации возрастного развития и возрастные кризисы

2018-01-14 389
Проблема периодизации возрастного развития и возрастные кризисы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема возрастной периодизации психического развития является одной из дискуссионных в психологии. Каждая из теорий личности порождает и определенную схему периодизации психического развития. Большинство психологов соглашаются с тем, что развитие состоит из последовательности медленных плавных и быстрых скачкообразных изменений, и выделение стадий развития необходимо и возможно. Однако, чаще всего, исследователи ограничиваются периодизацией детского развития, что объясняется большей сложностью периодизации взрослости, поскольку развитие не связывается напрямую с физическим созреванием и приобретением новых когнитивных навыков, а в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека, т.е. принимает качественно новую форму саморазвития.

Для описания развития взрослых необходимо учитывать:

1) внутриличностную и межличностную гетерохронность, т.е. несовпадение у одного человека темпов развития различных процессов (биологических, социальных, познавательных) и несовпадение этих темпов у разных людей;

2) необходимо по-разному подходить к периодизации жизни мужчин и женщин. Установлено, что женщины и мужчины решают схожие задачи развития и сталкиваются с одними и теми же кризисами, однако их особенности существенно различаются. В частности, лучшим индикатором переходов от стадии к стадии для женщин является не возраст, а фазы семейного цикла;

3) для описания развития взрослого человека недостаточно выделения только биологической и психической линий. Необходимо рассматривать и духовный аспект жизни, который не только существенно влияет на динамику развития, но и определяет качественные изменения. Автор рассматривает развитие человека в трех аспектах: биологическом, психическом и духовном. Он отмечает, что от рождения и примерно до 40 лет у человека психические и духовные функции развиваются параллельно биологическим. Однако далее происходит существенная физическая инволюция и возможны два варианта движения психики: либо психическая инволюция проходит параллельно физической, либо продолжается психическая и духовная эволюция. Для второго варианта необходимо наличие достаточно высокого уровня духовного развития. По мнению Б.Ливехуда, 40-летний рубеж является своеобразной «точкой расходящихся путей» и без учета духовного аспекта развития человека невозможно определить качество второй половины его жизни [4].

Развитие взрослого человека можно описать в контексте трех самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его «Я». Они включают развитие «Я» личного, «Я» как члена семьи и «Я» как работника. Эти системы взаимосвязаны [3].

В результате многочисленных попыток создания возрастной периодизации жизненного цикла человека появилось множество различных классификаций, но на сегодняшний день единой классификации не существует.

Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического развития. Каждый возраст имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития.

В психологии наряду с понятием «хронологический возраст» используют три отдельных и независимых понятия: биологический, социальный и психологический возраст. Биологический возраст – средняя вероятная продолжительность жизни человека. Социальный возраст – оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам. Психологический возраст указывает на то, насколько человек адаптировался к требованиям среды. Он включает уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как чувства, установки и мотивы (Г.Крайг) [3].

Вплоть до настоящего времени ведутся дискуссии по поводу оснований для выделения периодов и их возрастных границ. Особенно это касается периодизации развития взрослых.

Обычно выделяются следующие периоды: пренатальный (от зачатия до рождения); младенческий (от рождения до 1 года); раннее детство или ранний возраст (1-3 года); дошкольный (3-6(7) лет); младший школьный (6(7)-11(12) лет); отрочество или подростковый (11(12)-15(17) лет); юношеский (15(17)-19(21)); молодость (19(21)-25(30)); зрелость (25(30)-55(60)); старость (55(60) и выше).

О возрастных границах можно говорить достаточно условно, но большинство авторов нижней границей молодежного периода считают 16-17 лет, когда приобретается первичная социализации. Верхним пределом называют 24-25 лет, на который приходится завершение социализации, т.е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций.

Так, например, Г.Крайг выделяет следующие периоды взрослой жизни человека: ранняя взрослость (20-40 лет); средняя взрослость (40-60 лет); поздняя взрослость (от 60 лет). Э.Эриксон период жизни после 18 лет делит на три стадии, обусловленные решением «фазоспецифических» задач: ранняя взрослость, взрослость, зрелость [3].

Автор возрастной периодизации, построенной на основе сравнительно-возрастных характеристик большого диапазона возрастов, Д.Бромлей, датирует период взрослости 21-65 лет и выделяет в нем следующие этапы: ранняя взрослость – 21-25 лет; средняя взрослость – 25-40 лет; поздняя взрослость – 40-55 лет; предпенсионный возраст – 55-65 лет.

На наш взгляд, в названии периодов возрастного развития более корректным является использование понятия «взрослость», а не «зрелость», поскольку нет единого мнения по поводу определения критериев зрелости человека. Разные исследователи включают различные свойства, характеризующие зрелость человека, которые также зависят от культуры, в которую он включен, поскольку разные культуры требуют от зрелого человека выполнения разных обязанностей.

Так, например, Б.Г.Ананьев попытался выделить критерии зрелости и описать зрелость человека как индивида, личности, субъекта деятельности и познания. По его мнению, наступление зрелости человека как индивида («физическая» зрелость), личности («гражданская»), субъекта познания («умственная» зрелость) и труда («трудоспособность») во времени не совпадает и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.

В свою очередь, Г.Крайг считает, что объединение факторов биологического, социального и психологического возраста приводит к понятию зрелости. Биологические и социальные факторы являются условиями ее достижения, а психологические свойства выступают в роли ингредиентов, определяющих зрелость, например, материальная, социальная независимость, автономия, способность самостоятельно принимать решения, твердость характера, благоразумие, надежность, честность, умение сострадать.

О.В.Хухлаева считает возможным говорить о социальной, личностное и духовной зрелости. Социальная зрелость – это возможность выполнение социальных обязанностей, принятие ответственности за собственную жизнь) свои решения и поступки. Личностная зрелость – возможность освоение внутреннего мира, получение доступа к духовности. Духовная зрелость – возможность осознанно принимать факт собственной конечности.

Зрелая личность – это самовоспитывающаяся система, осуществляющая переход от объекта воспитания к субъекту воспитания, осознающая себя целостностью, включенной в систему общества, в систему деятельности [7].

Таким образом, можно выделить период взрослости, представленный во всех наиболее распространенных классификациях. Зрелость (взрослость) подразделяется на три периода: ранняя взрослость 20-40 лет; средняя взрослость 40-60 лет; поздняя взрослость (пожилой возраст) 60 лет и более [10]. Переходный возраст от детства к взрослости отмечается как отрочество (подростковый) подразделяется на два периода: младший подростковый (пубертатный) 11-12, 14-15 лет; юношеский (ювенильный) 16-20 лет.

Авторы периодизации развития зрелой личности в ходе жизни [7] исходят из того, что для периодизации развития зрелой личности нужны не новые образования, а переиерархизация и более детальное рассмотрение старых.

По мере становления личности и того как «индивид из объекта» формирования превращается в сознательное саморегулируемое существо, т.е. становится зрелой личностью, значимость критериев периодизации оборачивается, и на первый план выступают личностные новообразования.

Иерархия критериев в детском возрасте имеет следующий вид:

1) социальная ситуация развития;

2) ведущая деятельность;

3) личностные новообразования.

Иерархия критериев в зрелом возрасте имеет следующий вид:

1) личностные новообразования;

2) ведущая деятельность;

3) социальная ситуация развития.

Таким образом, то, что раньше было определяемым (личность ребенка), становится определяющим (личность взрослого).

В отечественной психологии «возрастные кризисы» или «кризисы психического развития» определяются как особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Кризис определяется психологически как ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). Кризис – острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта. В психологии выделяют возрастные кризисы (нормативные) и ситуационные (ненормативные). Ситуационные кризисы – кризисы, возникающие в результате каких-либо внезапных или неожиданных событий [5].

Чаще всего психологи выделяют следующие возрастные кризисы, пять из которых приходятся на детский возраст: кризис новорожденности (до 1 месяца), кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис (18-20 лет). Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям (окало 30 лет). Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения (50-55 лет).

Опираясь на теорию 3.Фрейда, Э.Эриксон создал эпигенетическую концепцию психосоциального развития. По его мнению, психосоциальное развитие личности имеет место в процессе прохождения через критические моменты «...выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой», которые и определяют ее изменения [12].

В течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу и начинает понимать, что ему необходимо изменить в себе самом, чтобы строить новую жизнь на реальной основе. По мнению Э.Эриксона, сущностью каждого кризиса является выбор, который должен сделать человек между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Принятое решение сказывается на успешности развития всей последующей жизни. Через кризисы и соответствующие им выборы происходит развитие идентичности личности.

Согласно представлениям Э.Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет исход дальнейшего развития личности (табл. 2).

Таблица 2


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.