Особенности педагогического мастерства преподавателя вуза — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности педагогического мастерства преподавателя вуза

2018-01-14 1239
Особенности педагогического мастерства преподавателя вуза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическое мастерство – это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении целей учебно-воспитательной работы.

С внутренней стороны педагогическое мастерство – это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач. В этом плане педагогическое мастерство – выражение личности преподавателя, его возможностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью [3].

Внутренняя сторона педагогического мастерства включает:

1) знания, навыки, умения;

2) профессионально важные качества преподавателя;

3) положительное отношение к педагогическому труду (интерес и любовь к нему);

4) педагогические и организаторские способности;

5) адекватные требованиям профессии черты характера, проявления темперамента, особенности психических процессов;

6) психологическая готовность (длительная и ситуативная) к деятельности.

Знания, необходимые преподавателю вуза, можно подразделить на две группы. Первая группа:

1) знания по своему предмету;

2) психологические знания (знания сути и условий формирования у студентов психических процессов, свойств личности, социально-психологических явлений, психологических особенностей деятельности студентов и педагогов);

3) педагогические знания (знания целей, законов, закономерностей, принципов, методов воспитания и обучения студентов, знания по методике преподавания своего предмета).

Вторая группа:

1) знания по вопросам теории управления и руководства учебным процессом в вузе;

2) знания по смежным научным дисциплинам (для преподавателя педагогики смежными дисциплинами будут психология, физиология; для преподавателя философии – психология, логика, этика и т.д.);

3) знания основных достижений науки и техники, литературы и искусства.

Навыки преподавателя – это автоматизированные компоненты его педагогической деятельности, действия, достигшие высокой степени совершенства и не требующие особых усилий и сосредоточения внимания при их осуществлении.

Важнейшими навыками преподавателя являются:

1) навыки изучения студентов, их деятельности, состояний и качеств, взаимоотношений в коллективах, успехов, достижений, трудностей, ошибок в учебе и т.д. К ним относятся навыки наблюдения за поведением аудитории и отдельных студентов, за внешним выражением внимания, усталости, заинтересованности и т.п.;

2) навыки подготовки и проведения различных форм занятий (навыки изучения литературы, составления и использования конспектов, распределения внимания, оценки времени и т.д.);

3) речевые навыки (построение фраз, свободное использование выразительных средств языка, произношения, ударений);

4) навыки управления коллективной и индивидуальной деятельностью студентов (управление вниманием, мышлением, психическими состояниями), организаторские навыки (поддержание дисциплины, распределение заданий и т.д.);

5) навыки высококультурного внешнего поведения (владение позой, жестами, мимикой, выражением глаз, педагогическим тактом в обучении и т.д.).

Умения преподавателя проявляются в правильном использовании знаний и навыков, особенно в новых и сложных педагогических ситуациях. Умения позволяют на основе приобретенных знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях.

К числу основных умений преподавателя следует отнести:

1) умение передавать знания, доходчиво излагать материал, контролировать и оценивать результаты труда обучаемых и своего собственного труда;

2) умение формировать навыки, качества студентов, учитывать индивидуальные и другие их особенности;

3) умение управлять умственной деятельностью студентов, организовывать их самостоятельную работу и самовоспитание;

4) умение владеть собой, своим психическим состоянием, внешним выражением эмоций и чувств, проявлять педагогический такт и др.

Мастерство достижимо только при положительной мотивации деятельности преподавателя: интерес, чувство ответственности и др. Большое значение имеют такие черты характера, как самостоятельность, организованность, честность, трудолюбие, наблюдательность, внимательность, находчивость, выдержка. Мастерство невозможно без способностей диалектически обрабатывать учебный материал, вносить в учебную работу что-то необычное, новое, интересное, доступно и выразительно объяснять и излагать учебные вопросы, адекватно педагогической цели пользоваться экспрессией, правильно воспринимать и оценивать поведение учащихся, уметь убеждать, внушать и требовать.

Приведем данные опроса студентов о том, что создает авторитет преподавателя вуза: 1) эрудиция – 64,6 %; 2) умение доступно излагать материал – 38,5 %; 3) общий культурный уровень – 29,7 %; 4) принципиальность – 28,6 %.

Выпускники вузов указывают следующие качества преподавателей: глубокое знание предмета, высокую культуру, эрудицию. Они особенно подчеркивают значение любви к студентам, к своей работе; принципиальности, доверия, справедливости, искренности, честности, требовательности, вежливости, корректности, тактичности; умения опираться на положительное в личности студента.

Получается, что 67 % второкурсников и 58 % старшекурсников либо отдельно, либо в комплексе с другими качествами (знания, мастерство) выделяют как важнейшее требование к педагогу вуза – человеческое отношение к студенту [3].

Творческое чтение лекции – это напряженный труд, связанный со значительными энергетическими затратами. Если во время чтения про себя у человека обмен веществ повышается на 16 %, при игре в шахматы – на 43 %, при чтении вслух – на 48 %, при игре на оркестровой трубе – на 44 %, при игре профессионала на скрипке – на 52 %, любителя – на 77 %. то при чтении лекции обмен веществ повышается на 94 %.

Преподаватель, читая лекцию, пользуется монологической речью – самым трудным видом речи. В отличие от диалогической, она требует более строгой логической последовательности, законченности предложений, стилистической точности. В отличие от письменной, не допускает исправления, нельзя делать оговорки, длинные паузы и т.п.

Устная речь, в силу присущей ей экспрессивности, выражает обычно больше, чем обозначает. Содержание устной речи дополняется целой гаммой оттенков, интонаций, пауз, что создает особую выразительность речи. Поэтому устную речь называют живой речью. Бернард Шоу говорил, что есть 50 способов сказать «да», 500 – «нет» и только один способ написать эти слова.

Речь преподавателя должна быть понятной, не перегруженной информацией. Как показали исследования Б.А.Бенедиктова и сотрудников его кафедры, при восприятии слушателями лекции необходимо время на декодирование содержания звучащей речи лектора, т.е. время на ее перевод в план представлений и понятий. Фраза, состоящая из 5-9 смысловых единиц, произносимая на одном дыхании, удерживается оперативной памятью слушателей в течение примерно пяти секунд, причем только как фраза звучащая.

Если преподаватель будет говорить фразами, состоящими из большего количества смысловых единиц, то каждая фраза не может быть охвачена сознанием слушателей сразу, так как к моменту завершения такой фразы звуковой образ ее начала уйдет из оперативной памяти слушателей, что вызовет затруднения в смысловом декодировании фразы и в точном понимании ее смысла. Речь лектора, смысл которой не совсем доходит до сознания слушателей, нарушает внимание аудитории.

В среднем человек легко воспринимает и осмысливает слышимое при скорости речи 60-70 слов в минуту. При чтении лекции первокурсникам темп речи может быть несколько замедленным – порядка 40-45 слов в минуту. На средних курсах он может возрастать до 50-60 слов и на старших – доходить до 70-80 слов в минуту.

Встав за кафедру, преподаватель вступает в непосредственное общение с аудиторией, помня о психическом заряжении и подражании, сохраняет и демонстрирует бодрость, деловитость, уверенность, сосредоточенность. Это важно для настройки аудитории. Озабоченность, расстроенность, несобранность, неряшливость влияют отрицательно на аудиторию.

В основной части лекции себя оправдывают следующие приемы активизации деятельности студентов:

1) столкновение мнений различных авторов, исследователей данной проблемы;

2) преподаватель по тому или иному вопросу делает выводы не до конца, т.е. сообщая основные сведения, дает студентам возможность самим сделать выводы, обобщения;

3) использование эпизодов из жизни корифеев науки, фрагментов, образов из художественных произведений;

4) создание ситуаций лжеучения, лжезатруднения и т.д.

Наблюдая за психическими состояниями студентов, преподавателю необходимо сохранять взаимопонимание и контакт с аудиторией. Этого он достигает путем:

1) обеспечения синхронности своей деятельности и деятельности студентов;

2) активной перестройки своих действий с целью вызова положительных эмоций и усиления мотивов студентов, способствующих усвоению материала;

3) смысловых пауз, четкого выделения главного, свободного владения материалом, ясностью изложения, интересными примерами и фактами:

4) информативных лекций, т.е. содержательных (но без перегрузок), которые развивают и уточняют уже известное, схематизируют и логически конструируют различные сведения, относящиеся к теме, вопросу;

5) учитывания психологии аудитории, закономерностей восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов студентов;

6) лекций, способствующих восприятию и пониманию ее основных положений, развивающих интерес к научной дисциплине, направляющих самостоятельную работу студентов, удовлетворяющих и формирующих их познавательные потребности.

Показатель эффективности деятельности – успешное достижение цели при наиболее рациональном использовании сил и средств.

Определение уровня эффективности деятельности преподавателей представляет трудную задачу: необходимо знать мотивы, установки преподавателей, уровень их мастерства и т.д. Нелегко точно установить, насколько повысилась воспитанность и обученность студентов.

Психологические предпосылки эффективности деятельности преподавателя можно сгруппировать и выделить личностные (базовые) и ситуативные (процессуальные) предпосылки.

К личностным предпосылкам относятся:

1) положительные черты направленности личности преподавателя (устойчивый интерес к преподаванию, чувство ответственности за качество подготовки специалистов и др.);

2) проявления темперамента, адекватные требованиям педагогической деятельности;

3) благоприятные особенности характера, наличие таких черт, как доброжелательность, тактичность, чуткость, требовательность, справедливость, выдержка, внимательность, настойчивость, решительность, находчивость:

4) педагогические и организаторские способности.

К ситуативным предпосылкам относятся:

1) ясное понимание преподавателем текущих задач своей деятельности и деятельности студентов;

2) достаточно сильные ситуативные мотивы, побуждающие к достижению стоящих целей;

3) адекватно протекающие психические познавательные процессы;

4) стенические психические состояния.

Ситуативные предпосылки возникают благодаря осознанию возникающих задач, под влиянием работы по подготовке к занятиям и их проведению.

Литература

1. Березовин, Н.А. Учитель и школьный коллектив (психолого-педагогическое исследование) / Н.А.Березовин, Я.Л.Коломинский. Мн., 1975.

2. Вербова, К.В. Психология труда и личности учителя / К.В.Вербова, С.В.Кондратьев. Мн., 1991.

3. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. Мн., 1981.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. Ростов н/Д, 1997.

5. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А.Кан-Калик. М.,1987.

6. Кузьмина, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя / Н.В.Кузьмина, Н.В.Кухарев. Гомель, 1976.

7. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К.Маркова. М., 1993.

8. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М.Митина. М., 1994.

9. Орлов, А.Б. Психологические центрации в профессиональной деятельности учителя / А.Б.Орлов // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. №2(2). С. 52-56.

10. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д, 2002.

11. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан. Н.В.Бордовская, С.И.Розум. СПб., 2000.

12. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д.Смирнов. М., 2001.

13. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д, 2003.

14. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А.Якунин. СПб., 1998.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.