Перечислите осн. идеи разв. зарубежн.псих.в середине XIX-нач.XX. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Перечислите осн. идеи разв. зарубежн.псих.в середине XIX-нач.XX.

2018-01-14 370
Перечислите осн. идеи разв. зарубежн.псих.в середине XIX-нач.XX. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В зарубежной психологии выделяют несколько осн.направлений: Психоанализ – одно из наиболее известных направлений зарубежной психологии, возникш.в нач.XX в. Психоанализ основывается на идее о том, что повед.определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда и его последователей. Психоанализ – первая теория, пытавшаяся объяснить динамику разв.личности. Основополагающая роль в процессе формир-ния, разв.чел. отводится сексуальн.влечениям и инстинктам. Осн. методами психоанализа явл.метод анализа свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ и толкование различн.ошибочных и непреднамеренных симптоматич.действий человека. Психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики и последователи З. Фрейда А. Адлер, К. Юнг развивали собств. учения о бессознательном и психич.жизни. Фрейдизм – философско-психологич.учение З. Фрейда и его последователей, объясняющее разв. и стр-туру личности антагонистич. сознанию психич.факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.
Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем: мотивации бессознательного; соотношения нормальных и патологич.явлений психики; защитных механизмов психики; роли соц. фактора; влияния детских травм на поведение взрослого; сложного строения личности; противоречий и конфликтов в психич.организации субъекта.
Неофрейдизм – направление в современной философии, социологии, психологии, развившееся на основе фрейдизма. Его сторонники пытаются преодолеть биологизм классич.фрейдизма и ввести его осн.положения в соц.контекст (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм, Э. Эриксон). Лидеры неофрейдизма подвергли критике некоторые фундаментальн.подходы и утверждения З. Фрейда и акцентировали роль соц. и культурных детерминант в жизнедеят-ности личности и общества.
Бихевиоризм – направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования, сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совок.р-ций организма на стимулы внешней среды.
Основоположником бихевиоризма явл. Д. Уотсон, который открыто провозгласил, что психологию можно считать наукой, лишь тогда, когда она выработает объективн. подход к исследуемым явлениям. Осн.научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциации) между стимулом и р-цией. Простота схемы S--R давала возможность легко использовать количеств.описание психологич.явления и применять математич. методы для обработки рез-тов его исследования. Отношение S -- R было объявлено единицей поведения.
Заслуга бихевиористов была в том, что они ввели в психологию объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий, благодаря чему получили бурное разв.инструментальные приемы исследования психич.процессов. Осн. недостаток бихевиоризма сост. в недостаточном учете сложности психич. деят-сти, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр.
Необихевиоризм – направление в американской психологии, возникшее в 30-е гг. XX в. Главными его представителями явились Э. Толмен и К. Холл. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии – объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешн.среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных, под которыми понимались внутренние процессы. К ним относятся такие образования, как цели, намерения, гипотезы и т.д. Появление необихевиоризма свидетельствовало о кризисе классич. бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения.
Гештальтпсихология – направление, возникшее в Германии в перв.трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных стр-р – гештальтов. Это направление связано в первую очередь с именами немецк. ученых М. Вертхаймера, К. Коффки и В. Келлера. Гештальтпсихология выступала против выдвинутого психологией стр-рного принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психич.феноменов. В противовес ассоцианистским представлениям была выдвинута идея целостности образа и несводимости его св-ств к сумме свойств элементов.
Гуманистическая псих-гия – одно из ведущих направлений совр.западной (преимущественно американской) психологии, признающее главн.предметом личность как уникальную целостную систему, которая представл.собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Гуманистич.психология основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему право самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Это направление, прежде всего, связано с именами Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса. Осн. положения гуманистич. психологии: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален; человек открыт миру; жизнь должна рассматр.как единый процесс становления бытия человека; человек наделен потенциями непрерывного разв. и самореализации; человек – активное, творч.существо. Гуманистич.подход дальше других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека.
Когнитивная психология – направление в психологич.науке, изучающее зависимость поведения субъекта от познават.процессов. Главное в когнит. психологии – выделение некоторых общих компонентов, стр-тур, процессов, характерных для познания в целом. В этом плане когнитивная психология – это совр.психология познават-ных процессов. Первоначально (конец 50-х – начало 60-х гг. ХХ столетия) главной задачей когнитивн.психологии явилось исследование переработки инф-ции от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа. Были введены понятия о кратковременной и долговременной памяти. Далее когнитивная психология доказывала решающую роль знания в повед. человека, изучала соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления, связь познават.процессов и эмоций. Трансперсональная психология – новое направление в западной психологии, появившееся в 60-е гг. XX в. Представители данного направления ищут новую теоретич.парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистич. психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям психики: мистическим переживаниям, мистическому сознанию, т.е. формам особого духовного опыта, требующим взгляда на психику человека не с традиционных научных позиций.

 


9)Дайте характеристику становления возрастной психологии развития в советский период. После 1917 г. Россия вступила в новый, советский этап историч.развития. Этот период развития общественной и гуманитарной мысли характеризуется сильной зависимостью научных исследований от политич реалий жизни и от партийно-идеологич установок. Единственно правильным мировоззрением был признан марксизм, на его фундаменте выстраивалось здание советской науки. психолог Г.И. Челпанов отстаивал идею независимости психологии от какой бы то ни было идеологии и философии. К.Н. Корнилов. Он исходил из противоположных убеждений и активно внедрял в психологию марксизм. Одной из первых версий марксистской псих выступило разработанное К.Н. Корниловым реактологич учение. Ключевое понятие этого учения — реакция — обозначало поведение, сходное по механизму с рефлексом. Уже к середине 20-х гг. вычленяются два основных методологич принципа марксистской психологии: материализм (психика — продукт деятельности материальных структур и процессов) и детерминизм (внешняя причинная обусловленность психических явлений). В качестве основного метода выделился диалектич метод, М.Я. Басов создал учение о человеке как активном деятеле в окружающей среде, ввел в психологию категорию деятельности, ставшей на десятилетия основополагающей для советской психологии. Основной областью исследований М.Я. Басова стала детская психология; проблема развития рассматривалась им как важнейшая для псих. М.Я. Басов полагал, что задача детской психологии состоит в выявлении закономерностей психич развития, методом - наблюдение. П.П. Блонский. В качестве предмета псих он считал поведение; основным методологич принципом — генетич, или историч подход к изучению психики. Л.С. Выготский. Он создал культурно-историческую концепцию в психологии — учение об общественно-исторической природе психики человека. В середине 20-х гг. были получены опытные данные об особенностях развития представлений, речи, интересов, идеалов у детей различных социальных и возрастных групп, у городских и сельских школьников (Н.А. Рыбников, П.О. Эфрусси, А.Р. Лурия и другие). СЛ. Рубинштейн, являясь видным теоретиком российской психологии, занимался проблемами природы психического, бытия и сознания, деятельности, субъектности человека и его взаимоотношений с миром. А.Н. Леонтьев разработал общепсихологическую теорию деятельности, ввел в психологию категорию ведущей деятельности, на основе которой в то время содержательно характеризовался каждый возрастной период, определялось его место и роль в общем ходе психического развития человека. А.В. Запорожец. Он раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов (восприятия, мышления и т.д.), разработал теорию перцептивных действий и сенсорных эталонов, на основе которой впоследствии была разработана система сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. П.Я. Гальперин изучал развитие уже не внешней, но внутренней умственной деятельности. Исследования Д.Б. Эльконина были посвящены проблемам игровой деятельности и периодизации.Онвыделил структуру игровой деятельности, этапы развития игры, значение игры для формирования психич. функций и личностных качеств детей, В исследованиях М.И. Лисиной была раскрыта роль общения в развитии детей первых семи лет жизни ребенка, было выявлено, что развитие общения проходит в онтогенезе ряд качественно своеобразных этапов.Исследования Л.И. Божович были связаны с процессом формирования личности детей, который она понимала как развитие независимости от окружающей ситуации, когда поведение человека определяется не внешней ситуацией, а внутренними мотивами.

10)Опишите основные положения биогенетического подхода к пониманию развития психики ребенка (концепция рекапитуляции, теория созревания А.Гезелла, теория трех ступеней К.Бюлера). Холл считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовства. Период от 8 до 1 2 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости и началу цивилизации. Юность, охватывающая период с начала полового созревания (12–13 лет) до наступления взрослости (22–25 лет), эквивалентна эпохе романтизма. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития. Теория созревания Гезелла- разработал теорию детского развития, согласно которой, начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга. Теория 3 ступеней Бюлера- настаивал на биологической обусловленности развития в детстве, на наследственной природе способностей, однако подчёркивал, что без упражнения природные задатки не раскроются в полной мере. Инстинкт – низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в определённых стимулах. Набор готовых инстинктов у ребёнка (новорожденного) узок – крик, сосание, глотание, защитный рефлекс. Дрессура (образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки) даёт возможность приспособиться к различным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и наказания, или на успехи и неудачи (навыковые формы реагирования на внешние воздействия). Детская игра – естественное продолжение игры у животных – возникает на данной стадии. Интеллект – высшая стадия развития; приспособление к ситуации путём изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации. Возможность творческого решения задач, создания нового продукта. Бюлер всячески подчёркивает «шимпанзеподобность» поведения детей первых лет жизни. При переходе от одной стадии развития психики к другой развиваются и эмоции, причём происходит смещение удовольствия от конца деятельности к началу.


 

11)Дайте характеристику ортогенетической концепции Х. Вернера, теория развития А.Буземана. Вернер сформулир.ортогенетич.принцип, используемый и в более поздних теориях. Ортогенез — теория развития живой при­роды согласно которой эволюция жи­вой природы происходит в строго определенном направлении, подчиняясь принципу изначальной целесообразности в природе. В развитии имеют место процессы: 1) дифференциация, 2) спецификация, 3) централизация, 4) иерархическая интеграция. Ортогенетич концепция в псих пытается охватить в целом психич жизнь и ее развитие. С этой целью X. Вернер осуществил сравнительный ана­лиз разных направлений эволюции — филогенеза, онтогенеза, микрогенеза, этноге­неза, патогенеза.По X. Вернеру, все организмы рождаются с установленными на минимальном уровне видовыми функциональными структурами, которые позволяют им взаимо­действовать со средой, чтобы ассимилировать опыт и стимуляцию. Организм актив­но принимает и исследует свойства среды, благодаря чему происходит физиологиче­ское и/или психическое развитие. предложен принцип генетической спирали, согласно которомуна каждом новом витке все психические процессы становятся, с одной стороны, бо­лее дифференцированными, а с другой — более интегрированными, специфичными.Ключом к процессу развития,, служит идея взаимодействия, для характеристики которого он использует метафору «актер—сцена». Среда — это сцена, или объект для действования и развития организма, а организм — актер, или субъект, на этой сцене. Организм не просто реагирует на среду, он — оператор на своей сцене.

Теория развития А. Буземана. А. Буземан, характеризуя развитие, выделяет не­сколько видов изменения: 1) специализация — движение от неопределенного к оп­ределенному; 2) дифференциация — движение от неоднородного к однородному; 3) стабилизация — движение от изменчивого к простому; 4) координация — движение от произвольного к постоянному; 5) структурирование как иерархическая органи­зация.

Наиболее ранняя из собственно психологич.теорий разв. — концепция рекапитуляции, в рамках которой Э. Геккель сформулир.биогенетич. за­кон в отношении эмбриогенеза (онтогенез есть краткое и быстрое повторение фи­логенеза), а американск. психолог С. Холл перенес его на онтогенез: ребенок в сво­ем разв. кратко повторяет развитие человеч.рода. Теоретич.несостоятельность концепции рекапитуляции в психологии обна­ружилась довольно рано, и это потребовало выработки новых идей. Но несмотря на отчетливую ограниченность и теоретич.наивность концепции рекапитуляции, предложенный ею биогенетич. принцип важен тем, что это был поиск закона. Как позже скажет Д. Б. Эльконин, это была неверная теоретич. концепция, но это была именно теоретическая концепция. Не будь ее — еще долго не было бы и других теоретич.концепций

12)Охарактеризуйте и сравните нормативный подход Л.Термена, теорию конвергенции двух факторов В.Штерна. Нормативный подход Термена- ориентирован на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром и взрослыми. Отмечая важные результаты исследований, необходимо подчеркнуть, что основной упор он делал на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений. Штерн анализирует влияние конвергенции двух факторов на примере игры. Он выделил содержание и форму игровой деят-сти, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Среда помогает ребёнку осознать себя, организует его внутренний мир, придаёт ему чёткую, оформленную и осознанную структуру. Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определённого возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребёнка. В числе важных индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения.

 

13)Опишите концепцию научения Б.Скиннера, теорию развития С.Бижу и Д.Баера, теорию Р.Сирса. Концепция научения - главный акцент был сделан на значении подкрепления. Скиннер различает положительное подкрепление и награду, поощрение, а также отрицательное подкрепление и наказание, пользуясь разделением подкрепления на первичное и условное. Первичное подкрепление — это пища, вода, сильный холод или жара и т.п. Условное подкрепление — первоначально нейтральные стимулы, приобретшие подкрепляющую функцию благодаря сочетанию с первичными формами подкреплению (вид сверла в зубном кабинете, сладости и т.п.). Наказание может лишать положительного подкрепления или осуществлять отрицательное. Награда не всегда усиливает поведение.

С.Бижу и Д.Баер -Поведение может быть реактивным (ответным) или оперантным(Оперантное поведение создает стимулы, которые, в свою очередь, существенно влияют на ответное поведение. 3 группы влияний: 1) окружающая среда (стимулы); 2) индивид (организм) с его сформированными привычками; 3)изменяющиеся воздействия индивида на воздействующую окружающую среду).Стимулы могут быть физическими, химическими, организменными или социальными. Они могут вызывать ответное поведение или усиливать оперантное. Вместо отдельных раздражителей часто действуют целые комплексы.

Те ория Р. Сирса- изучал отнош.родителей и детей. В активном поведении он выделял действие и соц. взаимодействие вызывается побуждением. Рассматр. поведение чел. по следующ. схеме. Первичная потребность вызывает состояние напряжения — мотив. Напряжение активизирует поведение, которое вызывает определенное состояние среды. Достижение цели приводит к снятию напряжения, а затем к закреплению связи между потребностью и поведением.В самом развитии Р. Сире выделяет 3 фазы: фаза рудиментарного поведения, основанная на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни; развитие первичных мотивов (от рождения до 1,6 года); фаза вторичных мотивационных систем, основанная на научении внутри семьи (основная фаза социализации, или первичная социализация — с 1,6 до 5 лет); фаза вторичных мотивационных систем, основанная на научении вне семьи(вторичная социализация, которая выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу — после 5 лет). Выделил 5 форм зависимого поведения. Все они — продукт различного детского опыта, связанного с родительским поведением. Поиск негативного отрицательного внимания»: привлечение внимания с помощью ссор. Поиск постоянного подтверждения»: извинения, просьбы излишних обещаний или поиск защиты, комфорта, утешения помощи или руководства. Эта форма прямо связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей. Поиск позитивного внимания. требование близости: постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей (взрослых). Это одна из форм незрелого, пассивного проявления в поведении положительной по своему направлению зависимости. Прикосновение и удержание.

 

 


 

14)Дайте хар-ку психич.развития ребёнка в психоанализе: теория З.Фрейда.

В психоанализе основой развития ребенка считается своевременное и качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребенка. Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление к этому лежит в основе психосексуального развития. Первоначально у ребенка возникает «любовь к заботе», которую осуществляет мать, и только на основе этого — любовь к матери, как объекту, с которым связано удовольствие от удовлетворения потребностей. Мать становится первым объектом влечения, причем для всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект удовлетворения потребностей, она оказывает влияние на дальнейшее формирование объектов влечения всех потребностей и способов их удовлетворения.

Оральная стадия (0—1 год). Основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Анальная стадия (1—3 года). Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует высшую степень детской сексуальности. Сексуальность этой стадии предметна и направлена на родителей. Либидо зоную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек. Латентная стадия (5—12 лет). Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта. Генитальная стадия (12—18 лет). По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий.

Детское развитие З.Фрейд рассматривает как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.


 

15)Проанализируйте концепцию психосоциального развития личности Э.Эриксона. По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап: Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием; Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением; Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью; Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности; Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей; Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством; Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя; Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет. Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом


16) Когнитивное направление в психологии развития: теория интеллектуального развития ребенка (Ж. Пиаже), теория морального развития Л. Колберга.
Жан Пиаже ‑ происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Он исходил из того, что основой психического развития человека является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. В качестве основного метода используется известный прием Ж. Пиаже, который ориентирован не на фиксации внешних особенностей поведения ребенка и поверхностного содержания его высказываний, а на те скрытые умственные процессы, которые приводят к возникновению внешне наблюдаемых феноменов. Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Адаптация не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма с окружающей средой. Эта активность представляет собой необходимое условие развития, так как схема окружающего не дается в готовом виде, нет ее и в окружающем мире. Схема мира вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой. Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма построения схемы ‑ ассимиляцию и аккомодацию. В качестве примера ассимиляции Пиаже приводил игру, в рамках которой ребенок познает окружающий мир. Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации. В процессе приспособления к новой проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объединяются, их сочетание дает адаптацию. Завершает адаптацию установление равновесия, когда требования среды (задачи), с одной стороны, и схемы действий, которыми ребенок владеет, с другой, приходят в соответствие. Интеллектуальное развитие, по Ж. Пиаже, стремиться к стабильному равновесию. На каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается, и полная логическая уравновешенность достигается только в подростковом возрасте, на уровне формальных операций. Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой. Кроме того, можно говорить о деятельностной природе интеллекта. Ребенок познает окружающую реальность, объекты, существующие независимо от него. И чтобы познать объекты, он их трансформирует ‑ производит действия с ними, перемещает их, связывает, комбинирует, удаляет и вновь возвращает. Познание на всех этапах развития интеллекта связано с действиями, трансформациями.
Колберг основывался на когнитивной психологии и идеях Пиаже и Выготского о том, что развитие морального сознания идет параллельно умственному развитию. Развитие личности = развитие морального сознания. Критиковал Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются в стороне.
Развитие делил на этапа по 3 видам ориентации: 1) на авторитеты, 2) на обычаи и 3) на принципы.
Уровни развития морального сознания:
1) Доморальный (предконвенциональный) уровень развития:
а - ориентация на избегание наказания;
б - ориентация на получение поощрения (эгоистические соображения взаимной выгоды – послушание в обмен на конкретные блага и поощрения).
2) Уровень конвенциональной морали – ориентация на образец или авторитет:
а - модель «хорошего ребенка», ориентация на одобрение стороны окружающих и стыд перед их осуждением;
б - установка на поддержание социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что справедливо и правильно).
3) Уровень автономной морали – ориентация на общественный договор и общепринятые моральные нормы.
а - осознание относительности и условности нравственных правил; признание правильным того, что полезно и логично;
б - признание наличия высшего закона, соответствующего интересам большинства;
в - формирование устойчивых моральных принципов, их контроль собственной совестью без ссылки на внешние обстоятельства и рассудочные соображения;
г - высшая стадия: моральные ценности выводятся из философских постулатов; этой стадии достигают лишь немногие.
Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Считает, что развитие морали носит спонтанный характер, а потому конкретная периодизация их невозможна.

 

 

17)Дайте характеристику стадий интеллектуального развития Ж.Пиаже. Каждая из четырех стадий имеет свои особенности с точки зрения происходящих в интеллектуальной сфере ребёнка изменений. Сенсомоторная стадия. На этом этапе малыши приобретают знания через чувственный опыт и управление объектами окружающей действительности. Дооперационная стадия. На этом этапе дети познают мир через игру. Однако за внешне простым процессом игры стоит сложный процесс овладения логикой и восприятия точки зрения других людей. Стадия конкретных операций. На этом этапе развития дети начинают думать более логично, но их мышление всё ещё не обладает гибкостью мышления взрослого. Они, как правило, не понимают и не принимают абстрактных и гипотетических понятий. Стадия формальных операций. Заключительный этап теории Ж. Пиаже предполагает развитие логики, способности использовать дедуктивные рассуждения и понимать абстрактные идеи.


18)Раскройте основные положения теории психич. развития Ж.Пиаже (гомеостаз, адаптации, ассимиляции, аккомодация). Гомеостаз- это процесс, посредством которого организм поддерживает свое равновесие и, соответственно, здоровое состояние в изменяющихся условиях. Адаптация -приспособление к новым условиям познавательное развитие субъекта является необходимым условием его адаптации. Для того чтобы приспособиться, организм должен либо видоизменить существующие у него схемы активности либо выработать новые. Выделили 2 вида адптации:1- это механизм ассимиляции, когда индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам, не изменяя их в принципе. 2 - это механизм аккомодации, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации.

Эгоцентризм - неспособность индивида, сосредоточенного на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации. Децентрации -обеспечивает успешное взаимодействие с внешним миром, с обществом в целом и с отдельным человеком, как представителем общества. Именно развитая децентрация позволяет личности понять позицию другого, увидеть ситуацию не только со своей собственной, но и с других точек зрения. Наличие децентрированной позиции является необходимым условием своевременного и успешного развития учебной деятельности младшего школьника. Феномен Ж.Пиаже -психологические явления, связанные с развитием интеллекта детей, впервые обнаруженные Ж. Пиаже у детей среднего возраста дошкольного. Проявляются в ошибочных суждениях детей об абстрактных характеристиках предметов, связанных с их измеримыми качествами (количество, размер, объем и пр.). Объясняются неспособностью детей этого возраста овладеть обратимостью операций, непониманием законов сохранения вещества и количества предметов при изменениях их формы или взаимного расположения. Например: ребенку показывают 2 одинаковых по размеру отрезка и спрашивают какой из них длиннее.


21) Проблема периодизации психического развития ребенка.
Проблема периодизации психического развития неоднократно обсуждалась в зарубежной психологии. В своих трудах Д.И. Фельдштейн дает подробный анализ зарубежных периодизаций психического развития (Э.Эриксона, Э. Шпрангера, Г. Салливена и др.), указывая, что эти концепции различаются, прежде всего, в соответствии с разными критериями, лежащими в их основании. В одних случаях границы возрастных периодов выделялись исходя из сложившейся системы учебно-воспитательных учреждений, в других – в соответствии с «кризисными» периодами в развитии ребенка, в третьих- согласно автоматическим и физиологическим особенностям, характеризующим это развитие. Значительная группа периодизаций психического развития строилась на основе вычленения какого-либо одного признака детского развития как условного критерия для разделения его на отдельные периоды.
Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том, что обуславливает это качественное своеобразие. В свое время А. Геззел, З.Фрейд, Ж.Пиаже, Л.С Выготский и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации. Систематизация этих попыток была предпринята Л.С Выготским в работе «Проблема возраста».


22)Бихевиористический подходк пониманию психического развития. Бихевиористская теория. Ее основоположник - Джон Уотсон, известный следующим своим высказыванием: Дайте мне дюжину здоровых, с хорошими умственными способностями малышей, создайте особую обстановку, в которую я введу их, - и я гарантирую, что каждый из них после соответствующего обучения станет специалистом в той области, которую изберу я, - врачом, юристом, инженером, руководителем и даже нищим, независимо от задатков, склонностей, способностей, талантов, призвания и расы его самого, его родителей и далеких предков. Проблема развития в классическом бихевиоризме переосмыслена в теории социального научения - самом мощном направлении современной американской психологии развития.
Типы обучения. Многие из сторонников бихевиоризма полагают, что человек учится вести себя всю жизнь, но не выделяют, подобно З. Фрейду, Э. Эриксону и Ж. Пиаже, каких-либо особых стадий, периодов, этапов. Вместо этого они определяют три типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством наблюдения.
1. Классическое обусловливание — это простейший тип обучения, в процессе которого используются лишь непроизвольные (безусловные) рефлексы в поведении детей. Эти рефлексы и у человека, и у животных - врожденные. Ребенок (как и детеныш животного) в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых.
2. Оперантное обусловливание. Представьте ситуацию: вы — студент, а преподаватель говорит, что ваша итоговая оценка по курсу психологии будет зависеть от того, сможете ли вы научить крысу нажимать на засов, расположенный на дверце клетки, и открывать ее. С чего бы вы начали, решив принять условие преподавателя?
Б.Ф. Скиннер разработал специфический тип обучения, который он назвал оперантным обусловливанием. Суть его в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на вероятные последствия (положительные или отрицательные). Например, в ходе эксперимента ученый учил крыс нажимать на задвижку клетки следующим образом: как только они нажимали на нее, он давал им пищу. Тем самым Скиннер подкреплял их реакцию. Подкрепление — это любой стимул, увеличивающий вероятность повторения определенных реакций, форм поведения. Оно может быть позитивным и негативным. Позитивным является подкрепление, приятное человеку, удовлетворяющее какую-то его потребность и способствующее повторению форм поведения, заслуживших поощрения. Негативное подкрепление — такое подкрепление, ко


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.