Социогенетический подход к пониманию психического развития. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Социогенетический подход к пониманию психического развития.

2018-01-14 487
Социогенетический подход к пониманию психического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социогенетическое направление,психика человека в момент рождения является «чистой доской», но под влиянием внешних условий, а также воспитания у него постепенно возникают все психические качества, свойственные человеку. Представителем этого направления был и французский философ XVIII в. К. А. Гельвеций, который считал, что все люди рождаются одинаковыми по своим природным данным и неравенство между ними в области умственных способностей и нравственных качеств обусловлено лишь неодинаковыми внешними условиями среды и различными воспитательными воздействиями.
Концепция Э. Эриксона. каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития.
1 стадия установление доверия ребенка к внешнему миру. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. от рождения до 1 года.
2 стадия – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. от 1 года до 3 лет.
3 стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. характерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция, поддержка родителями и другими взрослыми такого исследовательского поведения ребенка. от 3 до 6 лет.
4 стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. Основная трудность 5 стадии - Сформировать идентичность – значит научиться верно идентифицировать себя с взрослыми. от 13 до 18 лет.
Основным конфликтом 6 стадии развития, приходящейся на период ранней взрослости, Э. Эриксон считал конфликт между близостью и изоляцией.
7 стадия – в развитии у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов.
8 стадия люди обычно ретроспективно просматривают свою жизнь, по-новому оценивают ее.

24) Концепции периодизации развития в отечественной детской психологии (Д.Б.Эльконин,А.В.Петровский и др.) С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды. Причина первых кризисов – назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают. Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить. Развитие ребенка протекает и литически (спокойно), и критически. Периоды развития ребенка по Л.С. Выготскому

 

Возраст Стабильный период развития Критический период
0–2 мес.   Кризис новорожденности
2 мес. – 1 год Младенческий возраст Кризис 1 года
1–3 года Раннее детство Кризис 3 лет
3–7 лет Дошкольное детство Кризис 7 лет
7–13 лет Школьный возраст Кризис 13 лет
13–17 лет Пубертатный возраст Кризис 17 лет

Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психич.разв., которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими. В пределах одной и той же деят-сти можно выделить ее этапы:1. Усвоение мотивов и задач деят-сти. 2. Активность ребенка направлена на действия с предметами, их познание. 3. Познание взаимоотнош. с людьми. Общение. В процессе общения формир. потребность, мотивы, цели другой складывающейся деят-сти.

Петровский А.В. считает, что для каждого возрастного периода ведущим явл. не монополия конкретной (ведущей) деят-сти, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельности, которые задает эта референтная группа, и общением, которое в ней складывается. Соответственно внутри каждого периода А.В.Петровский предлагает выделить 3 следующие друг за другом микрофазы. адаптация – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. индивидуализация – поиск средств и способов для обозначения своей индивидуализации. интеграция – общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям. Эти фазы могут протекать как последовательно, так и параллельно, а также с частичным наложением друг на друга. Петровский делает акцент в своей периодизации на социальную детерминацию процесса социализации и на соответствующие изменения личности, что приводит к анализу отношений «индивид – группа». Признавая доминанту возрастного развития, А.В.Петровский считает, что детерминантой перехода на новый этап развития личности являются социальные факторы, внешние по отношению к индивиду

Концепция периодизации развития личности по А.В. Петровскому

 

Эра Эпоха Период Макрофаза
Восхождение к соц. зрелости Детство Раннее детство Адаптация
Детсадовское детство
Младший щкольный возраст
Отрочество Средний школьный возраст Индивидуализация
Старший школьный возраст
Юность     Интеграция

25) Кризис новорождённости.Характеристика развития ребёнка в период новорождённости. Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности: Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания). Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Ребенок имеете безусловные рефлексы -Это дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления». Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.


26)Физическое развитие ребёнка в период младенчества.Физическое развитие. Хронологические рамки(1,5,2 мес.-1 год).

Социальная ситуация:

Биологическая беспомощность младенца,полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых.Младенец лишён основного средства соц.общения-речи.

Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.