Проанализируйте историю развития детской психологии. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Проанализируйте историю развития детской психологии.

2018-01-14 348
Проанализируйте историю развития детской психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детская психология - отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и закономерности его психич. раз-тия.Согласно Холлу, в индивидуальном развитии чел. повторяет псих-кие особенности своих предков; ребенок в своем псих-ком развитии кратко повторяет историю челов-ва. Выявив, что в 5-6 лет дети чаще всего боятся воды, Холл объяснил это вос-ями о выходе предков на сушу. Дети, как и древние люди, дем-руют анимизм (одуш-ние всего). Арнольд Гезелл (1880-1961) понимал раз-тие ребенка как простой «прирост поведения». Темпы развития, по Гезеллу, зависят от насл-мых данных, а развитие интеллекта определяется созр-нием н\с. Карл Бюлер (1879-1963) считал, что детская псих-гия должна изучать млад-кий возраст, в котором созревают биологич. функции психики. П. Жане, обосновал деятельный характер развития. Усвоение операций и действий, отработанных человечеством, составляет содержание развития. Это усвоение происходит в специально орг-мых соц-ных условиях, общественная среда есть важнейший фактор развития. Анри Валлон (1879-1962). Важнейшим механизмом детского развития является подражание. Согласно Валлону, развитие осущ-тся через кризисы, приводящие к подавлению или возникновению каких-либо псих-ких ф-ций. Джером Брунер утверждает, что обучение ведет развитие за собой. Вне школы развитие невозможно вообще. Уровень и специфика развития ребенка зависят от культуры общества, в котором он живет.Серьезное напр-ние в объяснении раз-тия представили теории научения. Научение в них квалиф-лось как процесс многогранный, вовсе не огран-йся только школьным обучением. Рез-том научения становится обретение моральных принципов, пов-их манер и способов контактов. Теория класс-кого обуславливания. Теория оперантного обуславливания. Поведение нельзя вызвать автоматически. Оно уже должно быть сформировано до того, как появится обуславливание (подтверждение, вознаграждение) – перспектива поощрения делает вероятным повторение поведения. Такая закономерность получила название «закона эффекта » (Э. Торндайк). теория соц.научения явл-тся серия экспериментов А. Бандуры: детям демонстрировали фильмы с проявлением агрессивности. Одна группа детей смотрела фильмы, в которых агрессивное поведение наказывалось, другая – где оно вознаграждалось. Поведение детей в последующем соответственно различалось: проявление агрессивности у первой группы заметно снизилось, вторая группа стала вести себя заметно агрессивнее. Подобная иллюстрация убедительно доказывает, что агрессивному поведению научиться можно довольно легко.


 

7)Опишите развитие детской психологии в России.

Детская псих. развивалась и в тесном содружестве с педологией, прикладной характер которой, ориентированность на конкретные требования школы делали ее особенно популяр ной в среде педагогов и воспитателей.В то же время процесс становления и развития дет псих и педологии в России имел ряд особенностей, отличающих ее от западных течений. в России в середине XIX Были предложены две концепции построения псих. У истоков каждой из них стояли выдающиеся мыслители: у первой – И. М. Сеченов, у второй – П. Д. Юркевич и В. С. Соловьев. Первое направление, ориентированное на исследование генезиса психич развития и использовавшее данные о биологич и физиологич созревании детей, естественно, оказалось ближе детской психологии. Поэтому основные концепции детского развития и были построены в русле естественнонауч псих. В то же время проблемы нравственного развития ребенка, вопросы социализации, изучение роли культуры и художеств творчества в становлении личности с неизбежностью заставляли ученых обращаться и к гуманит, философ ветви психологич науки. Однако подлинными инициаторами формирования детск псих в России были А.П. Нечаев, Н.П. Румянцев и В.М. Бехтерев. А.П. Нечаев и Н.П. Румянцев, говоря о достоинствах комплексного характера педологии, подчеркивали, что ее главная задача – именно психологич исследование детей. Определяя предмет педологии,Н.П. Румянцев писал, что она изучает физич и духовную природу детей и представляет собой во всех отношениях науку о человеке как предмете воспитания. Задача педологии заключается в том, чтобы собрать и систематизировать все, что относится к жизни и развитию детей, найти законы этого развития и установить его периоды, доказывал он. Об этом же писал и В.М. Бехтерев, отмечая, что главной задачей детск псих и педологии является исследование душевных особенностей ребенка, вопросы его воспитания Осенью 1904 г. в Петербурге открылись под руководством А.П. Нечаева первые в России педологические курсы, целями которых были распространение знаний, необходимых для понимания психич и физиологич особенностей детского и юношеского возраста, а также повышение теоретич потенциала педагогов.

В.М. Бетерев создал целую сеть педологических учреждений, которые он разделил на научно-лабораторные и научно-клинические. В 1907 г. им было создано педологическое отделение в Петербургском психоневрологическом институте, которое на долгие годы стало ведущим центром педологических исследований.

При разработке новых методов необходимо было учитывать одно из основных требований детской психологии – целостность, системность подхода к исследованию психики ребенка. Метода ми, отвечающими задачам этой науки, являлись наблюдение, естественный и рефлексологич эксперименты, разработанные А.Ф. Лазурским, А.П. Нечаевым и В.М. Бехтеревым.

Для экспериментального исследования психики детей в начале века А.Ф. Лазурский совместно с А.П. Нечаевым создал одну из первых психологич лабораторий в Петербурге. В лаборатории Лазурского исследовались и индивидуальные" особенности детей. Эти мысли Лазурского были связаны не только с исследованием конкретной проблемы, но и с общим подходом к детской психологии, прежде всего ее прикладному аспекту. В 1905-1906 гг. психология была введена в качестве учебной дисциплины в школы, она стала одним из важнейших курсов и в педагогических институтах. Идеи Соловьева о личностном восхождении были развиты М.М. Рубинштейном. Он подчеркивал, что полноценное развитие личности ребенка невозможно без его сознательного стремления к построению себя как личности. Ф. Лесгафт разработал теорию физического обра зования, в качестве главной цели которого утверждалась «созна тельная физическая работа». Тем самым физические упражнения подчинялись более широкой задаче общего психофизического формирования личности. Большое значение для развития детской психологии имели и постоянно издаваемые журналы, в том числе и с переводными статьями ведущих зарубежных специалистов, а также организа ция систематического выпуска книг по детской и педагогической психологии как отечественных, так и иностранных психологов.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.