I.Организационно-методический раздел — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

I.Организационно-методический раздел

2018-01-14 132
I.Организационно-методический раздел 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рекомендовано

методической комиссией

философского факультета

Председатель методической комиссии

________________ В.В. Петренко

«______»___________2005 г.

 

 

Рабочая программа по курсу «Основы социологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по направлению, утвержденного __

Общий объем курса 64 часов, из них: лекции - 32 ч., самостоятельная работа студентов - 32 ч. Зачет в восьмом семестре.

 

Предлагаемая учебная программа предназначена для студентов специальности ____________________________________________________

______________________________________________________________

 

Составитель:

Южанинов Константин Михайлович – кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы.

 

Рецензент:

Доцент Н.В. Поправко

 

 

I.Организационно-методический раздел

Цель курса заключается в освоении концептуальные основ и принципов современной социологии, теоретических знаний о природе общества и социальных процессов.

Задачи курса:

1. Усвоение студентами основ научного понимания закономерностей развития общества и динамики социальных процессов;

2. Выработка навыков социологического мышления;

3. Развитие представлений об истории формирования социологической мысли, основных этапах этого процесса;

Требования к уровню освоения курса:

В процессе обучения студенты должны приобрести и закрепить следующие навыки работы:

1. анализ факторов и механизмов развития общества для оценки социальной ситуации на макро - и микроуровне.

2. понимание особенностей социальных процессов в условиях современного российского общества;

3. формирование представлений о методологии социологического анализа общества

 

II.Содержание курса

РАЗДЕЛ 1.Общество как объект социологического анализа

 

Тема 1.Объект и предмет социологии

 

Становление социологии как науки: этапы развития. Общество как объект социологии. Понятие общества, его основные составляющие. Э.Дюркгейм и М.Вебер как представители различных подходов к анализу социальной реальности.

Социальное взаимодействие как предмет социологии. Общество как упорядоченная система взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Понятие социального действия (М.Вебер). Типы социального действия.

Потребности как "движущая сила" взаимодействия, структура потребностей. Типология потребностей А.Маслоу.

Факторы социального взаимодействия. Социальный статус, приписываемые и достигаемые статусы. Социальная роль, основные регуляторы ролевого поведения. Нормы и ценности. Типология норм и ценностей. Средства коммуникации: предметные, вербальные и невербальные.

 

Тема 2. Методы социологического исследования

 

Понятие метода и методологии. Социальное явление и социальный факт.

Методы исследования. Социологическое наблюдение, его виды. Простое и включенное наблюдение.

Социологический эксперимент: подготовка и проведение.

Социологический опрос, основные цели и задачи. Понятия генеральной и выборочной совокупности. Виды выборки, правила ее построения.

Виды опроса: анкетирование и интервью. Правила построения анкеты и виды вопросов. Формализованное (стандартизированное) и свободное интервью.

 

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ

 

1. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990

2. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. Гл. 1.

3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995

4. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов. - М.,1999. Гл.1

5. Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник для высших учебных заведений. - М., 1994

6. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. - М.,1997

7. Смелзер Н. Социология. - М.,1994

8. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. - М.,1997.

9. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.. Уч пособие. - Екатеринбург,1998

10. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. - М.: Логос, 1999

11. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара, 1995

 

РАЗДЕЛ 2. Личность и общество

 

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ

1. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. - М.,1997.

2. Кравченко А.И. Социология. - М.,1998

3. Комаров М.С. Введение в социологию. М.,1994

4. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М.,1996

5. Шибутани Т. Социальная психология. М.,1997

6. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984

7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.,1997

8. Кули Ч. Социальная самость // Американская социология: Тексты. М.,1994

9. Маркузе Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль. М.,1994

10. Парсонс Т. Человек в современном мире. М.,1995

11. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. СПБ.,1993

12. Мертон Р Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. №2, 3,4

13. Дюркгейм Э. Самоубийство. М.,1995

 

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ

1. Парсонс Т. Система современных обществ. М.,1997

2. Монсон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. СПб.,1997

3. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты. М.,1994

4. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.,1985

5. Бурдье П. Социология политики. М.,1993

6. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.,1996

7. Трансформирующееся общество: цели и пути. М.,1996

8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.,1995

9. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М.,1996

10. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

11. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. №2.

12. Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. 1998. №10

 

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ

1. Фролов С.С. Основы социологии. Учебное пособие. М.,1997.

2. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996

3. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

4. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. №2.

5. Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. 1998. №10

6. Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского общества. 1917-1996 гг. Сыктывкар, 1996.

7. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.,1994

8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.:ЮНИТИ, 1999.

9. Бородкин Ф.М.,Коряк Н.М. Внимание:конфликт! Новосибирск,1989

10. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994.№5.

11. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. – Калуга, 1993

12. Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея-Пресс, 2000.

13. Конфликтология (Под ред. Кармина). _ СПб., 1998

14. Фролов С.С. Социология: сотрудничество и конфликты: учебное пособие. М., 1997

 

III. Примерная тематика контрольных работ

 

1. Предмет социологии и методы социологии

2. Социальные статусы и социальные роли

3. Основные факторы социального взаимодействия

4. Понятие и феномен социализации

5. Институты и агенты социализации

6. Понятие девиантного поведения, его виды

7. Теория аномии Р.Мертона

8. Социальная структура: понятие и основные подходы

9. Номинальные и ранговые параметры стратификации

10. Отклонение и социальный контроль

11. Виды девиантного поведения

12. Структура и функции социального конфликта

13. Пути и принципы преодоления конфликта

 

Дневное отделение

№№ п/п Наименование тем Всего часов Аудиторные занятия (час.) Самостоятельная работа
лекции Семинары Лабораторные занятия
  Объект и предмет социологии.          
  Методы социологического исследования:          
  Социализация личности.          
  Социальный контроль и социальные отклонения          
  Понятие социальной структуры, ее основные составляющие..          
  Теория социальной стратификации.          
  Социальная мобильность.          
  Социальные конфликты, их роль в развитии общества.          
  ИТОГО          

 

Рекомендовано

методической комиссией

философского факультета

Председатель методической комиссии

________________ В.В. Петренко

«______»___________2005 г.

 

 

Рабочая программа по курсу «Основы социологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по направлению, утвержденного __

Общий объем курса 64 часов, из них: лекции - 32 ч., самостоятельная работа студентов - 32 ч. Зачет в восьмом семестре.

 

Предлагаемая учебная программа предназначена для студентов специальности ____________________________________________________

______________________________________________________________

 

Составитель:

Южанинов Константин Михайлович – кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы.

 

Рецензент:

Доцент Н.В. Поправко

 

 

I.Организационно-методический раздел

Цель курса заключается в освоении концептуальные основ и принципов современной социологии, теоретических знаний о природе общества и социальных процессов.

Задачи курса:

1. Усвоение студентами основ научного понимания закономерностей развития общества и динамики социальных процессов;

2. Выработка навыков социологического мышления;

3. Развитие представлений об истории формирования социологической мысли, основных этапах этого процесса;

Требования к уровню освоения курса:

В процессе обучения студенты должны приобрести и закрепить следующие навыки работы:

1. анализ факторов и механизмов развития общества для оценки социальной ситуации на макро - и микроуровне.

2. понимание особенностей социальных процессов в условиях современного российского общества;

3. формирование представлений о методологии социологического анализа общества

 

II.Содержание курса


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.