ГЛАВА 2. Законы восприятия и порождения телевизионного текста — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

ГЛАВА 2. Законы восприятия и порождения телевизионного текста

2018-01-13 409
ГЛАВА 2. Законы восприятия и порождения телевизионного текста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психолингвистические законы восприятия телевизионного

Текста

 

Телевизионная речь реализуется в виде связного текста, который состоит из одного или более высказываний, выражает законченную мысль и интонационно оформлено.

Телевизионный текст представляет собой результат речемыслительной деятельности человека с установкой на эффективное и адекватное опосредованное или непосредственное восприятие информации. Все средства, участвующие в формировании текста, подчинены этой целеустановке. Телевизионное сообщение должно быть написано простым, доходчивым языком, который легко воспринимается зрителями, хорошо запоминается, вызывает позитивные или негативные эмоции, формирует общественное мнение, побуждает к определённым действиям.

В постперестроечный период развития телевизионного общения при создании, передаче и восприятии текстов, предназначенных для эфира, активно используются законы психологии и основанные на этих законах методы и приёмы.

В советские времена информационная программа “ Время ”, длившаяся 30 минут, строилась по тематическому принципу: блок партийно-правительственных новостей, сообщения корреспондентов из зарубежных стран, причем всегда идеологически окрашенные, вести с заводов и полей, имевшие ярко выраженную позитивную оценку (в основном сообщалось о достижениях передовиков промышленного производства и сельского хозяйства), затем следовали новости спорта и прогноз погоды. В программе не было перерывов, прямых включений (так как уровень техники ещё не позволял это делать), поэтому внимание телезрителей быстро утомлялось и информация воспринималась с большими потерями. Тем не менее следует отметить один положительный приём: программу вели мужчина и женщина, и чередование мужского и женского голоса привлекало внимание телезрителей.

Главная информационная программа страны в основном сообщала позитивные новости, а негативные сообщения касались жизни в странах Америки и Европы, причём широко использовался приём контраста. В телевизионных сообщениях средствами умело смонтированного видеоряда, соответствующим текстом комментария и особенно при помощи уничижительно-обличительной интонации создавались картины трущоб, нищеты, разного рода кризисов. Но такое умелое манипулирование информацией не могло обмануть думающих телезрителей, которые обладали своеобразным “растройством ” (от слова “три”) сознания: то, что они слышали, говорили и думали, никак не совпадало.

Темп речи ведущих в 70-80 годы был заметно ниже, чем в настоящее время, что связано с рядом объективных и субъективных причин. Объем воспринимаемой информации был значительно меньше, зрители не обладали навыками «клипового сознания», при котором можно легко и, главное, мгновенно переключать внимание с видеоряда на звучащую речь или воспринимать сразу несколько потоков видеоинформации (например, как в современных программах на канале «Вести 24»).

Настоящий прорыв в телевизионном информационном вещании произошел на канале РТР (Россия), когда молодые, демократически настроенные журналисты начали работу в Телевизионной службе новостей (ТСН). Выпуски ТСН были необычны во всём: во-первых, ведущие произносили тексты с высокой скоростью, в более раскованном стиле, что выражалось в богатстве интонаций, личностной окрашенности их речи; во- вторых, композиция выпусков строилась по-другому, с учётом законов восприятия телевизионных сообщений. Рассмотрим эти законы на конкретном примере программы ТСН и других передач.

Эффект начала и конца

Согласно этому закону, начало и конец - это самые сильные позиции текста. Первыми словами в телевизионном обращении является приветствие, которое настраивает телезрителей на восприятие информации. В начале выпуска обычно анонсируются основные темы, сопровождающиеся короткими фрагментами журналистских материалов. Первый сюжет оказывается “гвоздевым, содержащим главную новость. Ведущие ТСН впервые отказались от протокольных, официальных сюжетов и интервью, а начинали свои выпуски социально значимыми сообщениями.

Не менее важным становился и последний сюжет. И в этом случае авторы нарушили сложившиеся стереотипы и располагали в конце передачи новость развлекательного, часто шутливого характера. Зрителям запомнилась и необычная манера прощания А..Гурнова: “Счастливо!” В современном телевизионном дискурсе многие творческие личности используют этот сильный прием. Так, ведущая главной новостной программы «Время» Екатерина Андреева, заканчивая программу, произносит постоянную фразу: «Как будут развиваться события, вновь покажет «Время». На этом я прощаюсь с вами, и до свидания!» Интересную и даже изысканную концовку передачи «» придумал ведущий программы …….:

Магическое число» Миллера

 

Известный психолог Джордж Миллер в ходе исследований установил, что наша способность к запоминанию информации весьма ограниченна. Число одновременно удерживаемых в памяти предметов, объектов или сюжетов может колебаться от 2 до 7. Чтобы запомнить большее число единиц информации, необходимо связать их в виде своеобразных “пакетов ”. Хорошо структурированное содержание новостного выпуска, как и любой другой передачи, способствует не только быстрому восприятию сообщения, но и лучшему запоминанию. Эффективное восприятие сохраняется у слушателей в течение 15 минут, поэтому содержание передачи должно быть структурировано и разбито на логические блоки. Выпуски ТСН, продолжавшиеся 15 минут, разделялись на короткие блоки, границы которых обозначались музыкальными ”отбивками ”и заставками, ставшими “ брендами ” программы новостей.

“ Блоковое ” построение передачи позволяет при необходимости варьировать последовательность сюжетов, а наличие “ отбивок ” помогает включать связующие фразы, напоминающие зрителям о дальнейших темах выпуска, тем самым также способствуя наилучшему запоминанию информации. С понятием “магического числа” Миллера связан парадокс повтора. Для лучшего усвоения информации сообщение необходимо повторить не менее трёх раз. Это правило давно известно и широко применялось в журналистской практике. Достаточно вспомнить новостные выпуски “вражеских” радиостанций “Голос Америки”, “Немецкая волна”, “Свобода” и др.

В современной ситуации новости анонсируются до начала выпуска, например, на1канале за 10 минут до начала программы «Время» сообщаются главные темы, а затем в течение передачи они освещаются более подробно. Приём повтора оригинально используется на канале Россия, когда после окончания всероссийского выпуска новостей ведущий передаёт эстафету региональной редакции, при этом сообщаются основные темы передачи.

Парадокс повтора заключается в том, что если телезрителю не нравится содержание сообщения, то даже повторённая трижды, информация стирается из его памяти.

2.1.3. Приём “ эмоциональной доминанты ”

 

Исследователи–психологи отмечают, что для лучшего восприятия сообщения необходима его эмоциональная окрашенность. Любое слово, произнесённое в телевизионном эфире, обладает такой окрашенностью по законам звучащей речи и её субъектной прикреплённости. Но на фоне преобладавших нормативно-нейтральных интонаций и прошедшей строгий отбор лексики любое образное средство, экспрессивно окрашенное слово или выражение в речи журналистов программы ТСН воспринималось с особым интересом и вниманием, становилось “ эмоциональной доминантой”.

Современный телевизионный эфир перенасыщен такими ”доминантами“, в основном имеющими негативную окраску. Сенсационные сообщения об авиакатастрофах, крупных авариях на железной дороге и автомагистралях, стихийных бедствиях в разных регионах нашей страны и за рубежом давно стали привычными элементами большинства информационных программ. К сожалению (или к счастью), психика человека устроена так, что нагнетание негативных эмоций неизбежно приводит к включению защитных механизмов, блокирующих остроту восприятия. Хорошо известен и другой воздействующий эффект сенсаций: она может привлечь внимание аудитории к тем или иным событиям, но в то же время отвлечь его от других процессов, которые хотят скрыть.

Давно замечен ещё один немаловажный психологический эффект: если информацию сообщает ведущий, по каким-то причинам неприятный телезрителю, то в таком случае и сама информация приобретает негативную окраску или не воспринимается телезрителем вообще. В этом случае всё внимание переключается на то, как говорит ведущий, как он выглядит, какие оговорки и оплошности, пусть даже незначительные, он допускает. Чаще всего телезритель просто переключает канал и выбирает того ведущего, который ему нравится.

Закон очерёдности

 

Исследователи процесса общения единодушно отмечают тот факт, что степень влияния информации зависит не только от её убедительности, но и от порядка предъявления в речи. В связи с этим необходимо использовать следующую закономерность: наиболее значимые события сообщаются в первую очередь и, следовательно, воспринимаются зрителями как более значимые.

В учебнике по тележурналистике упоминается один любопытный пример, когда во время ведения выпуска “ Вестей ” Светлана Сорокина сообщила телезрителям о том, что её коллега, Александр Гурнов, работавший в то время в Лондоне, попросил поставить свой материал на первое место. С.Сорокина не сделала этого, убедительно мотивировав своё решение, но тем самым она привлекла внимание телезрителей к корреспонденции А.Гурнова ().

 

Закон предшествования

 

Существует закономерность, при которой любая информация усваивается аудиторией в таком значении, в каком она была истолкована в первый раз. Все последующие её интерпретации воспринимаются как новое сообщение или как ложная, искажённая информация. Именно поэтому так важно первенство в передаче информации и особенно её комментариев. На законе предшествования строится такой приём воздействия, как иннокуляционный (от лат. прививка) эффект. Суть его состоит

в том, что если зритель изначально формирует отрицательную установку на сообщение или отвергает плохо аргументированное сообщение, то он как бы иммунизируется против принятия и всей последующей информации подобного содержания из этого источника, даже если дальнейшее сообщение будет подготовлено качественно и убедительно.

Этот эффект используется в тех случаях, когда становится известно о скором распространении нежелательной информации. Если содержание подобной информации известно, то её негативное воздействие можно предупредить другим сообщением, формирующим у аудиториии неприятие ожидаемого выступления.

Закон последовательности

 

Если в телевизионном эфире два выступающих защищают альтернативные точки зрения, то большое значение имеет временная последовательность сообщений. Сообщение первого выступающего будет более влиятельным для аудитории, если интервал между выступлениями будет незначительным. Этот эффект получил название “эффекта первичности”.

Вторая тактика называется “эффектом недавности”. Она заключается в том, чтобы временной интервал между обоими сообщениями был как можно больше, а промежуток между вторым сообщением и окончательным решением аудитории - как можно короче. Эффект недавности используется ведущими аналитических программ, в которых комментируется уже прозвучавшая в эфире информация. Телезрители имеют возможность сравнить ранее услышанное с мнением обозревателя и сформировать собственное суждение. Заметим, что аудитория выбирает программу того ведущего, которому склонна доверять, а это согласуется с законом эмоциональной окрашенности информации.

 

Закон Фехнера. A I DA

 

Этот закон широко используется в мировой рекламной практике при восприятии телевизионных сообщений. По нашему глубокому убеждению, его основные положения должны учитываться (и успешно учитываются!) и в журналистской практике. Согласно закону Фехнера, устанавливается определённая последовательность психологического воздействия, приводящего к желаемому результату, которая выражается формулой AIDA:

A – attention – внимание

I – interest – интерес

D – desire – желание

A – action – действие

 

Прокомментируем составляющие этой формулы применительно к телевизионному тексту. Внимание – это естественная реакция человека при восприятии реальности. Учёные-психологи выделяют три стадии внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Важно помнить, что внимание всегда изменяется во времени.

Непроизвольное внимание возникает при любом зрительном или слуховом сигнале. При постоянном наличии изображения, звука, цвета человек непроизвольно обращает внимание и на их внезапное исчезновение или на любое их изменение. Поскольку телевизионный текст является неотъемлемым элементом сложной системы, то привлечение внимания телезрителей происходит при помощи всех компонентов: определённой видеомузыкальной заставки, ведущего и его обращения к телезрителям.

Произвольное внимание удерживается при помощи разных средств. Его длительность колеблется, но максимально внимание фокусируется в течение 15 минут. Используя рассмотренные законы восприятия телевизионного текста, можно регулировать, поддерживать произвольное внимание.

Постпроизвольное внимание возникает только при включенном осознании содержания, то есть при возникновении интереса к информации. При постпроизвольном внимании обязателен целенаправленный выбор телезрителя определённой передачи или ведущего.

Интерес проявляется к ведущему передачи, выражающему свою точку зрения, сформировавшему свой имидж, или к самому содержанию сообщения. Интерес может быть вызван и необходимостью в получении какой-либо информации.

Желание при восприятии сообщения у телезрителей проявляется в виде реакций-ответов, выраженных вербально или невербально. В случае восприятия программы с интерактивной связью у них существует возможность высказать свое мнение при помощи телефонного голосования или звонка в студию. Зрители, присутствующие в студии, могут выступить непосредственно во время передачи. Как видим, желание тесно связано с действием.

Итак, при передаче телевизионного сообщения должны учитываться и целенаправленно использоваться все законы психологического воздействия на зрителей. И в этом нет ничего предосудительного, так как указанные законы, приёмы и методы соприродны реальному восприятию информации человеком.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.