Журналистика в социальной системе общества. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Журналистика в социальной системе общества.

2018-01-13 728
Журналистика в социальной системе общества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Журналистика в социальной системе общества.

Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом.

Общество – это организованная система, все элементы которой неразрывно связаны и выполняют определенную роль.

Для удовлетворения насущных потребностей и дальнейшего развития общество вырабатывает различные типы социальных отношений, делает их обязательными для своих граждан, социальных групп и организаций. Возникает закрепленная система ролей и статусов, предписывающих правила поведения в социальных ситуациях.

Социальный институт – это законодательно оформленная система социальных связей и норм, которая обеспечивает функционирование общества.

Социология журналистики - метод анализа журналистики как соц института, а также форм самопознания общества и его самоорганизации.

Функции журналистики в соц.сист общества:

- Утверждение культурных стандартов, норм и правил жизни, социальный контроль

- Организация общественного дискурса, социализация личности

- Пропаганда ценностей семьи и брака, здорового образа жизни, организация досуга

- Анализ текущей политики, мобилизационная деятельность, пропаганда политических идеалов и ценностей

Соц. Система:

- должна быть приспособлена к среде (адаптации);

- у нее должны быть поставлены цели (целедостижения);

- все ее элементы должны быть скоординированы (интеграции);

- ценности в ней должны сохраняться (поддержания образца).

Журналистика - это власть в донесении информации и власть в управлении сознанием населения, в формировании стереотипов поведения. Массово-информационное воздействие журналистики распространяется на все структуры общества, на сознание и поведение людей.

Журналистская деятельность осуществляется в определенных общественно-политических условиях (государственных, экономических, культурно-исторических, религиозных, национальных) при определенном характере и взаимоотношениях различных социальных сил (классов, партий, профсоюзов, ассоциаций предпринимателей)

Социология - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур, закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.

Различие:

Ж-ка -относится больше к практической стороне, адресат журналиста – массовая аудитория; журналист обращается к уже имеющимся социологическим данным, сопоставляя сведения из разных источников, глубокий анализ документов.

Соц-я - направлена на прогнозирование процессов и явлений. Потребитель продукции социологаспециалисты, люди принимающие решения; социолог использует массово-статистические методы отбора информации.

Сходство: журналистика и социология находятся в обществоведческой сфере, гуманистическое направление, социальная ответственность, гражданская позиция, тяга к проверенной информации, исследование и отображение жизни современного общества

Классификация журналистских дисциплин.

Теория (идеи, взгляды, концепции, род, вид, жанр, этика, роль, принципы, функции)

История

Социология (анализ и оценка состояния, развития, методология сбора инф, прогнозир.)

Социологическая журналистика – специфическая форма отражения социальной реальности, нацеленная на оптимизацию социального управления на основе учета социальных факторов, ценностных ориентаций и установок, симпатий и антипатий конкретных индивидов и социальных групп. Социологическая журналистика может быть представлена в 3-х формах – социального предвидения, прогноза и проекта.

Структурно Социологическая журналистика состоит из социальной аналитики и социальной публицистики.

Социальная аналитика – особое умение выделять в социальной реальности парадоксальное, нестандартное, выделять скрытые функции процессов, событий, явлений и фактов.

 

Общенаучные подходы, принципы, функции социологии журналистики.

Возникновение журналистики и газетного дела: свобода слова и свобода печати.

 

Социокультурное воздействие массовой коммуникации на жизнь общества (М. Маклюэн, Т. Адорно).

Маршалл Маклюэн.

Теория об информационных революциях – возникновение новых способов коммуникации. Мгновенность и массовость инф воздействует на мировоззрение аудитории.

Маклюэн предложил оригинальную классификацию культур, эпох, исходя из того, что культура — это совокупность средств общения, формирующих сознание людей, а в конечном счете — и их образ жизни.

Эпохи:

Племенного

Книжного

Информационного (экранного) общества.

Т. Адорно. Автор концепции свободного потока информации. Призыв относиться к информации как к социальному благу и продукту культуры, а не как к предмету материального потребления и торговли.

Он показал негативное воздей­ствие распространения стере­отипов массовой культуры посредством массовой коммуникации на личность.

Внешние факторы

· Конституционно-правовое поле деятельности СМИ и журналистов.

· Конкретно-историческая и общественно-политическая ситуация.

· Социально-экономические факторы.

· Социокультурные факторы развития страны, региона, в т.ч. уровень информационной и политической культуры общества.

 

Эффективность журналистской деятельности связана с умением журналиста добиться понимания со стороны тех институтов общества и социальных групп, которым адресуется журналистское выступление.

Соотношение эффективности: размер реальной аудитории, рейтинги газет, уровень взаимодействия с институтами власти и экономики, показатели рентабельности и т.д.

Исследование информационных потребностей исходит из их типологии: общепсихологические, коммуникативные, науковедческие, информативные. Выявление степени их удовлетворения – первоочередная задача.

25. Социологические исследования деятельности СМИ в прошлом (М. Вебер, Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд) и настоящем.

В 1910г. Макс Вебер на социологическом конгрессе предложил новый термин - социология печати, и наметил программу изучения печати на основе статистических методов. Реализовать ее в то время не удалось.

Он предлагал разобраться, по каким каналам информация поступает в редакцию. Вебер понимал, что то, какая информация поступает на полосы и телеканалы – дело не только редактора, это также связанно с формой собственности.

Вебер ввел 2 типа продажи газет:

1. в розницу и по подписке

2. продажа рекламных мест

 

Он уважал труд журналистов и считал, что настоящая работа журналиста требует не меньше сил, чем работа ученого.

Г. Лассуэлл – американский социолог.

В 1943 г. В США выходило несколько профашистских газет. Первая попытка Рузвельта закрыть эти газеты провалилась. Он попытался обратиться в верховный суд США. Консервативный судья ответил, что примет дело к рассмотрению, только если будет доказано, что данные издания имеют отношение к фашистской пропаганде.

Сначала эксперты, в течение двух недель, слушали радио Берлина, и выделили в пропаганде Геббельса примерно 29 стандартных выражений. В итоге, во всех материалах газет, выявили 96% стереотипных выражений пропаганды Геббельса. Так появился контент-анализ.

Разработал модель влияния СМИ на аудиторию. Предложил ее в 1948 г. Очень известна, положила начало исследованиям политической коммуникации. Благодаря ей стало возможным дать определение массовой коммуникации в понятиях ее собственной структуры, а также в терминах осуществляемых ею социальных функций. Впоследствии получает название социолингвистической модели коммуникации.

Она предполагает ответы на вопросы:

1) кто отправляет информацию

2) что в ней содержится

3) по какому каналу она распространяется

4) кому адресуется

5) какой эффект вызывает?

Предложенная Лассуэллом модель выявила несколько важнейших аспектов деятельности СМИ, каждый из которых представляет собой отдельную область исследований:

1) управление (регуляцию) процессами массовой коммуникации;

2) содержание передаваемых масс-медиа сообщений;

3) деятельность СМИ;

4) аудитория СМИ;

5) результаты воздействия СМИ.

Данная модель помогла определить функции процесса коммуникации, позволяющие выявить его регулятивный характер. Во-первых, СМИ реализуют функцию наблюдения за окружающей средой – как природной, так и социальной – с целью выявления угроз тому обществу, в котором они функционируют; во-вторых, СМИ осуществляется функция корреляции(взаимосвязи) действий общества в процессе реагирования на угрозы, исходящие от окружающей среды; в-третьих, СМИ передают социальный опыт новым поколениям.

Интервью (социологическое)

Интервью-анкета, вопрос-ответ, прессовый опрос и др. Их характерным признаком служит обращение к более или менее многочисленной группе людей. Публикации, которые представляют собой фиксацию хода опроса, могут быть отнесены к самостоятельному жанру опроса (Тертычный). Вопросы в социологическом опросе могут иметь открытый, полузакрытый и закрытый характер. Анкета рассчитана на опрос некоторого числа людей с целью получить стандартизированные ответы, чтобы на их основе сделать обобщенные выводы о количественных и качественных характеристиках объекта или предмета анализа.

(Анкетное интервью). Ориентированы на изучение мнения представителей определенных групп населения. В журналистской практике анкета отличается тем, что приближается к свободному интервью. Только специфика ее такова, что мы обращаемся не к одному человеку, а к нескольким или даже многим людям.

Контент-анализ

Взаимопроникновение статистических и смысловых подходов к объекту изучения свойственно контент-анализу. В социологии он широко используется для работы с документами, в которых с различной степенью полноты не только отражаются духовные, материальные характеристики жизни людей, но и фиксируются значимые факты, события, явления.

Методом контент-анализа получают количественные и качественные характеристики анализируемого текста. Подсчет частоты и объема упоминаний тех или иных содержательных единиц исследуемого документа.

Возможности использования этого метода чрезвычайно широки. Социолог работает фактически с любыми документами. А полученные данные надежнее и точнее по сравнению с иными подходами к изучаемому материалу. Контент-анализ незаменим и в тех случаях, когда приходится иметь дело с большим массивом источников для подготовки различных обзорных материалов.

При обработке данных используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и пр.), так и общенаучные процедуры (систематизация, классификация, группировка, типологизация и т.д.).

Экспертный опрос

Опрос, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.В практике социологических исследований используется:

• для прогноза развития того или иного явления

• для оценки степени достоверности массового опроса

• для сбора предварительной информации о проблеме исследования (зондаж)

• в ситуациях, когда массовый опрос простых респондентов не возможен или неэффективен.

Качества, которыми должен обладать «идеальный» эксперт:

• креативность, то есть способность творчески решать задачи, метод решения которых

полностью или частично не известен

• эвристичность, то есть способность видеть или создавать неочевидные проблемы

• интуиция — способность делать заключения об исследуемом объекте без осознания

пути движения мысли к этому заключению

• предикаторность, то есть способность предсказывать, предчувствовать будущее

состояние исследуемого объекта

• независимость, то есть способность противопоставлять предубеждениям и массовому

мнению свою точку зрения

• всесторонность, то есть способность видеть проблему с различных точек зрения.

Типы экспериментов

По логике эксперимента:

● последовательный – одна и та же группа в двух состояниях: до введения экспериментального фактора и после (например, группа зрителей смотрит передачу или фильм сначала без рекламы, потом трансляцию начинают часто перебивать рекламой и изучают реакцию аудитории);

● параллельный – с контрольной группой, поведение которой сравнивается с другой группой, где проводится эксперимент, то есть меняется ситуация (одной группе передачу показывают без рекламы, другой – перемежаемую рекламой).

По активности вмешательства исследователя в ситуацию:

● естественный – когда в реальной ситуации что-то резко меняется и тем самым влияет на поведение участников события (например, взрыв на улице, в метро, захват террористами заложников и т. п.);

● лабораторный – сконструированный исследователем (например, издание меняет заголовок, верстку, оформление и отслеживает реакцию читателей на эти изменения).

Кроме экспериментальных ситуаций, осуществляемых в рамках: редакция – социальный институт – журналист – социальная группа могут быть эксперименты внутри самой журналистики. Эти ситуации осуществляются в рамках: журналист – аудитория и приносит сведения двоякого характера – о состоянии аудитории и внешней среды.

Для журналистского эксперимента, объектом которого являются различные человеческие отношения, характерны, как и в других науках об обществе, обилие, комплексность переменных, которые оказывают влияние на состояние объекта.

При планировании и проведении эксперимента надо учитывать следующие моменты:

1. определить его цели и задачи. Для этого нужно хорошо изучить ситуацию, собрать предварительную информацию о вероятных участниках, проработать имеющиеся документы и другие источники, а также наметить предмет изучения, то есть то, что особенно будет интересовать в объекте исследования.

2. определить место действия: будет ли эксперимент осуществлен в естественных или в лабораторных условиях.

3. сформировать рабочие гипотезы и выбрать индикатор воздействия на экспериментальную ситуацию.

4. решение о методах фиксации и контроля

Заметим, что проведение наблюдения и эксперимента требуют особой квалификации и овладения специальным инструментарием, что возможно лишь при участии опытного консультанта. Достоинства эксперимента – его креативные возможности, способность к варьированию характеристик и глубинному изучению реакций на них.

Журналистика в социальной системе общества.

Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом.

Общество – это организованная система, все элементы которой неразрывно связаны и выполняют определенную роль.

Для удовлетворения насущных потребностей и дальнейшего развития общество вырабатывает различные типы социальных отношений, делает их обязательными для своих граждан, социальных групп и организаций. Возникает закрепленная система ролей и статусов, предписывающих правила поведения в социальных ситуациях.

Социальный институт – это законодательно оформленная система социальных связей и норм, которая обеспечивает функционирование общества.

Социология журналистики - метод анализа журналистики как соц института, а также форм самопознания общества и его самоорганизации.

Функции журналистики в соц.сист общества:

- Утверждение культурных стандартов, норм и правил жизни, социальный контроль

- Организация общественного дискурса, социализация личности

- Пропаганда ценностей семьи и брака, здорового образа жизни, организация досуга

- Анализ текущей политики, мобилизационная деятельность, пропаганда политических идеалов и ценностей

Соц. Система:

- должна быть приспособлена к среде (адаптации);

- у нее должны быть поставлены цели (целедостижения);

- все ее элементы должны быть скоординированы (интеграции);

- ценности в ней должны сохраняться (поддержания образца).

Журналистика - это власть в донесении информации и власть в управлении сознанием населения, в формировании стереотипов поведения. Массово-информационное воздействие журналистики распространяется на все структуры общества, на сознание и поведение людей.

Журналистская деятельность осуществляется в определенных общественно-политических условиях (государственных, экономических, культурно-исторических, религиозных, национальных) при определенном характере и взаимоотношениях различных социальных сил (классов, партий, профсоюзов, ассоциаций предпринимателей)

Социология - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур, закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.

Различие:

Ж-ка -относится больше к практической стороне, адресат журналиста – массовая аудитория; журналист обращается к уже имеющимся социологическим данным, сопоставляя сведения из разных источников, глубокий анализ документов.

Соц-я - направлена на прогнозирование процессов и явлений. Потребитель продукции социологаспециалисты, люди принимающие решения; социолог использует массово-статистические методы отбора информации.

Сходство: журналистика и социология находятся в обществоведческой сфере, гуманистическое направление, социальная ответственность, гражданская позиция, тяга к проверенной информации, исследование и отображение жизни современного общества

Классификация журналистских дисциплин.

Теория (идеи, взгляды, концепции, род, вид, жанр, этика, роль, принципы, функции)

История

Социология (анализ и оценка состояния, развития, методология сбора инф, прогнозир.)

Социологическая журналистика – специфическая форма отражения социальной реальности, нацеленная на оптимизацию социального управления на основе учета социальных факторов, ценностных ориентаций и установок, симпатий и антипатий конкретных индивидов и социальных групп. Социологическая журналистика может быть представлена в 3-х формах – социального предвидения, прогноза и проекта.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.