РАЗДЕЛ 1. Методология менеджмента. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

РАЗДЕЛ 1. Методология менеджмента.

2018-01-13 120
РАЗДЕЛ 1. Методология менеджмента. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕНЕДЖМЕНТ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов очной и заочной форм обучения

(специальность 030501.65 – «Юриспруденция»)

 

Нижний Новгород


Автор: Вакуленко Руслан Яковлевич, доктор экономических наук, профессор кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ПФ РАП.

 

Рецензенты:

Пермичев Николай Федорович, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента ННГАСУ,

Кучеренко Владимир Ильич, доктор технических наук, профессор кафедры маркетинга НИМБ.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности по специальности 030501.65 – «Юриспруденция».

 

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 2 от 20 сентября 2006 г.).

 

Утвержден Учебно-методическим советом Российской академии правосудия 28 сентября 2006 г., протокол № 2.

 

© ПФ РАП, 2006.

© Вакуленко Р.Я., 2006.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..4

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………............7

Тематический план………………………………..……………………………...8

Программа………………………………………………………………………..11

Тематический план семинарских (практических) занятий…………………..15

Планы семинарских (практических) занятий…………………………………16

Методические рекомендации по изучению дисциплины…………………….34

Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов………………………………………………………………..34

Примерная тематика контрольных работ……………………………………...38

Примерные задания для рубежного контроля ………………………………..39

Литература……………………………………………………………………….41

Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………...43

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночным отношениям хозяйствования является одной из отличительных особенностей современной реформы российской экономики. Эффективное управление организациями, обусловленное потребностями рынка, обеспечивается в рамках менеджмента как научного и практического направления. Современные компании нуждаются в профессионально-подготовленных руководителях, способных ориентироваться в финансовых, юридических, психологических и других вопросах при принятии управленческих решений, разбирающихся в основных вопросах рыночной экономики и особенностях взаимоотношений между предприятиями. В процессе изучения дисциплины «Менеджмента» студенты знакомятся с базовыми понятиями, что обеспечит им успешное усвоение специальных дисциплин.

Существующие в мире модели управления, ведущими из которых являются американская и японская, показали, что в американских компаниях основной упор делается на инвестиции в новейшие технологии производства товаров и услуг. Японская же модель управления исходит из другого подхода, который основывается на возрастающих инвестициях в человеческие ресурсы. Как отмечал основатель и глава корпорации «ОМРОН» Кадзума Татеиси: «Для меня суть рационального менеджмента заключается в том, чтобы дать работнику компании возможность достаточно зарабатывать, чувствовать удовлетворение от своего труда и участвовать в управлении предприятием. В уважении личности проявляется высшая суть менеджмента… Если рациональной целью для вас является, например, сокращение издержек производства товаров или услуг, то успеха вы не добьетесь до тех пор, пока не создадите благоприятных условий для того, чтобы ваши работники могли сами решить данную проблему».

Американские специалисты в области управления широко применяют метод «управление по целям», который они внедрили в систему менеджмента в начале 40-х годов. Американский метод управления заимствовали и европейские страны, такие как Финляндия, Швеция, Норвегия и др. Метод «управление по целям» давал и дает положительные результаты, но требует непрерывного улучшения программ управления по целям. Он требует использования жестких авторитарных методов управления и недостаточно уделяет внимание человеческому фактору, о чем пишут американские эксперты в области управления.

Сравнивая американские и японские методы управления, можно отметить, что особая японская мотивация в сочетании с национальными, этическими и вековыми традициями привели Японию к тому, что она становится на позицию лидера на мировой арене среди других государств.

В условиях рыночного механизма регулирования экономики важнейшее место в области исследований по принятию решений отводится разработке вариантов действий в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры, риска, конкурентной борьбы. Однако не меньшее значение имеет и стадия осуществления решений, оценки их фактической эффективности, поскольку именно от нее зависит действенность и эффективность управления. Кроме того, сегодня невозможно не учитывать психологические аспекты принятия решений, существенно влияющие на их результаты.

Цели и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе

Переход к рыночным отношениям хозяйствования является одной из отличительных особенностей современной реформы российской экономики. Эффективное управление организациями, обусловленное потребностями рынка, обеспечивается в рамках менеджмента как научного и практического направления. Современные компании нуждаются в профессионально-подготовленных руководителях, способных ориентироваться в финансовых, юридических, психологических и других вопросах при принятии управленческих решений, разбирающихся в основных вопросах рыночной экономики и особенностях взаимоотношений между предприятиями. В процессе изучения дисциплины «Менеджмента» студенты знакомятся с базовыми понятиями, что обеспечит им успешное усвоение специальных дисциплин.

Цель преподавания дисциплины сформировать у студентов целостную систему знаний о системе управления, представление о менеджменте человеческих отношений. Дать понятийно-терминологический аппарат, характеризующий основы менеджмента, раскрыть логическую взаимосвязь понятий и категорий системы управления, внутреннюю логику предмета в целом.

Задачи изучения дисциплины:

ü изучить теоретические основы и методологию менеджмента как системы управления социально-экономическими системами различного уровня;

ü познакомить с практикой формирования организационных структур
систем управления, организации управленческой деятельности, принятия управленческих решений и их реализацией;

ü способствовать развитию у студентов аналитического, прогностического и управленческого потенциала.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

В соответствии с учебным планом «Менеджмент» является базовой учебной дисциплиной при подготовке специалистов.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Формой отчетности студентов является экзамен. Успешно завершившие обучение по программе должны знать общую структуру менеджмента, закономерности управления, социофакторы и этику менеджмента, интеграционные процессы в менеджменте, методы принятия управленческих решений, факторы эффективного менеджмента и др.

По окончании курса студенты должны

знать: основные теории и системы взглядов на управление, методологические основы и основные категории менеджмента, методы принятия управленческих решений, типы и методы построения организационных структур, основы организации менеджмента предприятия;

уметь: применять в своей практической работе идеи и методы современного менеджмента, различать организационно-правовые формы организаций, проектировать эффективную систему управления организацией, формулировать цели организации, выявлять и реализовывать функции управления, осуществлять подготовку и реализацию управленческих решений, разрабатывать организационную структуру, выявлять "структурные" проблемы организаций, оценивать эффективность менеджмента организации.

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов по формам обучения  
Очная Заочная (на базе среднего (полного) общего и среднего профессиональ-ного (неюридического) образования)   Заочная (на базе высшего образования)  
Общая трудоемкость      
Лекции      
Семинарские (практические) занятия      
Самостоятельная работа      
НИРС      
Форма итогового контроля Зачет К/р, зачет Зачет

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов очной формы обучения

№ п\п Темы дисциплины Все-го ча-сов Кол-во ауд. часов Самостоя- тельная работа
Лек-ции Сем./ пр. зан.
4 СЕМЕСТР
  РАЗДЕЛ 1. Методология менеджмента        
  Сущность менеджмента     -  
  Концепции управления   -   -
  Цели и критерии управления     -  
  Миссия и философия организации       -
  Закономерности управления     -  
  Принципы управления       -
  РАЗДЕЛ 2. Ресурсы и процесс менеджмента        
  Управление персоналом       -
  Информация управления     -  
  Техника управления     -  
  Процесс (технология) управления     -  
  Функции управления       -
  Управленческие решения       -
  РАЗДЕЛ 3. Организация менеджмента        
  Структура управления     -  
  Методы управления        
  Регламенты управления     -  
  Всего за семестр        
  Итого за год 90 ч. в т.ч. НИРС 22 ч. и зачет
             

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочной формы обучения

(на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального (неюридического) образования)

 

№ п\п Темы дисциплины Все-го ча-сов Кол-во ауд. часов Самостоя- тельная работа
Лек-ции Сем./ пр. зан.
5 СЕМЕСТР
  РАЗДЕЛ 1. Методология менеджмента        
  Сущность менеджмента   - -  
  Концепции управления     -  
  Цели и критерии управления   -  
  Миссия и философия организации   - -  
  Закономерности управления   - -  
  Принципы управления   - -  
  РАЗДЕЛ 2. Ресурсы и процесс менеджмента        
  Управление персоналом   - -  
  Информация управления   - -  
  Техника управления   - -  
  Процесс (технология) управления   - -  
  Функции управления     -  
  Управленческие решения   -  
  Контрольная работа.        
  Всего за семестр     -  
6 СЕМЕСТР
  РАЗДЕЛ 3. Организация менеджмента        
  Структура управления        
  Методы управления      
  Регламенты управления   - -  
  Зачет.        
  Всего за семестр        
  Итого за год        
    90 ч. в т.ч. НИРС 8 ч. зачет и контрольная работа
             

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочной формы обучения

(на базе высшего образования)

№ п\п Темы дисциплины Все-го ча-сов Кол-во ауд. часов Самостоя- тельная работа
Лек-ции Сем./ пр. зан.
1 СЕМЕСТР
  РАЗДЕЛ 1. Методология менеджмента
  Сущность менеджмента   - -  
  Концепции управления     -  
  Цели и критерии управления   -  
  Миссия и философия организации   - -  
  Закономерности управления   - -  
  Принципы управления   - -  
  РАЗДЕЛ 2. Ресурсы и процесс менеджмента
  Управление персоналом   - -  
  Информация управления   - -  
  Техника управления   - -  
  Процесс (технология) управления   - -  
  Функции управления   - -  
  Управленческие решения   - -  
  Всего за семестр     -  
2 СЕМЕСТР
  РАЗДЕЛ 3. Организация менеджмента
  Структура управления   - -  
  Методы управления   -    
  Регламенты управления   - -  
  Зачет.        
  Всего за семестр   -    
  Итого за год        
    90 ч. в т.ч. НИРС8 ч. и зачет
             

ПРОГРАММА

Тема 4. Миссия и философия.

Миссия как глобальная цель организации. Формирование миссии исходя из особенностей продукта, отношения к потребителю и конкурентного положения на рынке. Главные компоненты миссии организации. Определение философии организации. Философия как "моральный кодекс поведения". Составные элементы философии:
цель и задачи, права сотрудников, поощрения и запреты, качества сотрудников, условия труда, оплата труда, социальные блага и гарантии, увлечения (хобби).

Тема 9. Техника управления.

Понятие и роль техники в управлении. Классификация технических средств: сбор и регистрация, передача, ввод, накопление, обработка, вывод, отображение, размножение информации, универсальные средства обработки. Расчет потребности в технике управления исходя из объемов информации и денежных средств.

Тема 14. Методы управления.

Метод как способ управленческого воздействия на персонал. Классификация методов управления: административные, экономические, социологические и психологические. Сущность и основные характеристики методов управления. Позитивные и негативные способы воздействия каждого из методов. Эффективные коммуникации как способ взаимосвязи методов управления.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ

(ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Тема: Концепции управления.

Вопросы для обсуждения на семинарах

1. Дайте определение мотивации.

2. В чем разница между содержательными и процессуальными теориями мотивации?

3. Объясните сущность упрощенной модели мотивации поведения человека потребностями?

4. В чем разница между внешними и внутренними вознаграждениями?

5. Сравните модель мотивации Маслоу с моделями МакКлеланда и Герцберга.

Темы докладов

1. Смысл и эволюция понятия «Мотивация».

2. Содержательные теории мотивации.

3. Процессуальные теории мотивации.

4. Первоначальные теории мотивации.

Тест «Какая мотивация у вас к успеху?

Если хотите узнать, насколько сильна у вас мотивация к достижению поставленной цели, постарайтесь, не задумываясь, но четко ответить да или нет на каждый из предлагаемых вопросов. За каждый ответ да на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 35, 37, 41, и за каждый ответ нет на вопросы 6, 13, 18, 19, 20, 23, 24, 31, 36, 38, 39, 40 поставьте себе по 1 баллу. Затем подсчитайте общее количество баллов. Ответ в конце теста.

1. Если имеется выбор между двумя вариантами, то его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Если возникает проблемная ситуация, то я чаще принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие – это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня деловым человеком.

16. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать немедленно.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда я не знаю, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Обычно я обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Если я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не очень загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Если я уверен, что прав, то для доказательства своей правоты я могу пойти даже на крайние меры.

Ответ

Баллов. Средняя мотивация к успеху, такая же, как у большинства людей. Стремление к цели у вас бывает в форме приливов и отливов: порой вам хочется все бросить, так как вы считаете, что цель, к которой стремились, недостижима.

Тема: Принципы управления.

Вопросы для обсуждения на семинарах

1. Поясните различия между формальной и неформальной организацией.

2. Почему люди вступают в группы?

3. Что может сделать руководитель для эффективного управления неформальной организацией.

4. Надо ли объявлять неформальной организации войну?

5. Как осуществляется управление?

6. Назовите основные типы комитетов?

7. Какие факторы влияют на эффективность группы?

8. Существуют ли отличия в терминах "управление", "менеджмент", "руководство"?

9. Какие концепции управления предложены в конце 90-х гг.?

10. В чем отличия между целью и критерием управления?

11. Существует ли разница между миссией и философией организации?

12. Назовите основные группы закономерностей управления.

13. Назовите современные принципы управления.

Темы докладов

1. Виды групп в организациях.

2. Управление неформальной организацией.

3. Управление формальной организацией.

4. Власть в формальных и неформальных группах.

Конкретная ситуация для анализа

Вы – руководитель крупного предприятия. Когда Вам случается общаться с сотрудниками или подчиненными в неформальной обстановке, во время отдыха, к чему Вы более склонны?

A. Вести разговоры, близкие Вам по деловым и профессиональным интересам.

B. Задавать фон беседе, уточнять мнение по спорным вопросам, отстаивать свою точку зрения, стремиться в чем-то убедить других.

C. Разделять общую тему разговора, не навязывать своего мнения, поддерживать общую точку зрения, стремиться не выделяться своей активностью, а только выслушивать собеседника.

D. Стремиться не говорить о делах и работе, быть посредником в общении, быть непринужденным и внимательным к другим.

Подсчитайте набранные очки

От 30 до 44 очков.Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это может отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но, когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?

От 15 до 29 очков. О вас говорят, что вы конфликтная личность.
Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения. И за это вас уважают.

От 10 до 14 очков. Вы мелочны, ищете поводы для споров, большая часть которых излишня. Любите критиковать, но когда это выгодно вам. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?

Тема: Функции управления.

Вопросы для обсуждения на семинарах.

1. Группообразующие признаки

2. Классификация функций управления

3. Типовые классификаторы функций управления

Тема: Структура управления.

Вопросы для обсуждения на семинарах.

1) Каковы три основных подхода к изучению проблемы лидерства?

2) Сравните автократичный, демократичный, либеральный, ориентированный на работу и ориентированный на человека стили руководства.

3) В чем различия между руководителем по теории «X» и по теории «Y»?

4) Покажите на примере, почему демократичный, ориентированный на человека стиль руководства не всегда оказывается эффективным?

5) Почему один и тот же стиль подходит не всем подразделениям организации?

6) Оказывает ли тип темперамента руководителя влияние на выбор им стиля руководства?

7) Как соотносятся между собой власть, влияние и лидерства?

Темы докладов

1) Формы власти

2) Стили управления

3) Проблемы лидерства и власти в организациях.

4) Теории лидерства

Ситуация для анализа

Однажды Вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей производства о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения Вам понравилась больше всего. Какая?

А. Первый руководитель: «Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности».

Б. Второй руководитель: «Все это мелочи. Главное в оценке людей – это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено».

В. Третий руководитель: «Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его».

Г. Четвертый руководитель: «Это правильно, но все же лучшими стимулами в работе является четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия».

Тема: Методы управления.

Вопросы для обсуждения на семинарах

1) В чем различие между управлением и лидерством?

2) Что такое стресс?

3) Каковы причины возникновения стрессов на работе и в личной жизни?

4) Как отражается уровень стресса на производительности труда работника?

5) Какие способы борьбы со стрессом можно назвать?

6) Что такое «харизма» и как ею пользуются руководители?

Темы докладов

1) Женщина-менеджер – проблемы и достижения.

2) Идеальный менеджер – какой он?

3) Великие менеджеры прошлого столетия.

4) Стрессы в деятельности руководителя.

Таблица «Шкала оценок социальной адаптации» /

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури

Указания. Отметьте каждое событие в вашей жизни, имевшее место в предыдущем году. Сложите полученные баллы. Сумма 150 или менее баллов означает относительно небольшое количество перемен в жизни и низкую восприимчивость к нарушению здоровья, вызываемым стрессом в последующие два года. Сумма выше 300 увеличивает эти шансы почти до 80% в соответствии со статической моделью прогнозирования Холмса – Раз.

 

Жизненное событие Среднее значение
1. Смерть супруга (или супруги)  
2. Развод  
3. Раздельное жительство супругов по приговору суда  
4. Содержание в тюрьме или ином исправительном заведении  
5. Смерть близкого родственника  
6. Серьезное телесное повреждение или болезнь  
7. Вступление в брак  
8. Увольнение с работы  
9. Восстановление отношений с супругом (супругой)  
10. Уход на пенсию  
11. Крупные перемены в здоровье или поведении члена семьи  
12. Беременность  
13. Сексуальные затруднения  
14. Появление нового члена семьи (например, рождение, усыновление, приезд старшего родственника и т.п.)  
15. Крупная перестройка в бизнесе (например, слияние, реорганизация, банкротство и т.д.)  
16. Крупные изменения финансового положения (например, их стало больше или меньше, чем обычно, по поводу воспитания детей, личных привычек и т.д.)  
17. Смерть близкого друга  
18. Переход на совершенно иной вид работы  
19. Резкое изменение количества споров с супругой (например, их стало больше или меньше, чем обычно, по поводу воспитания детей, личных привычек и т.д.)  
20. Получение закладной на сумму более 10 тыс. долл. (например, покупка дома, фирмы и т.д.)  
21. Потеря права выкупа закладной или погашения ссуды  
22. Крупные перемены в служебном положении на работе (повышение, понижение, переход на аналогичную должность)  
23. Уход сына или дочери из дома (например, вступление в брак, поступление в колледж и т.д.)  
24. Натянутые отношения с родней мужа или жены  
25. Выдающиеся личные отношения  
26. Начало и прекращение женой работы вне дома  
27. Начало или прекращение официального образования  
28. Резкие изменения жизненных условий (например, постройка нового дома, перестройка, ухудшение жилища или ближайшего района)  
29. Пересмотр личных привычек (одежды, манер, связей и т.д.)  
30. Трудные отношения с боссом  
31. Серьезные изменения времени работы  
32. Изменения местожительства  
33. Переход в новую школу  
34. Крупные изменения в обычном типе и продолжительности отдыха  
35. Резкие изменения в религиозной активности (например, значительно больше или значительно меньше, чем обычно)  
36. Крупные изменения в религиозной активности (например, посещение клубов, дансингов, кинотеатров, знакомых и т.д.)  
37. Получение закладной или ссуды менее 10 тыс. долл. (например, покупка автомобиля, телевизора, холодильника и т.д.)  
38. Серьезные изменения в привычках сна (значительно больше или значительно меньше сна, изменение времени сна)  
39. Резкое изменение числа встреч членов семьи (например, значительно больше или значительно меньшее количество или совсем другие часы приема пищи или окружение)  
40. Резкое изменение привычек приема пищи (значительно большее или значительно меньшее количество или совсем другие часы приема пищи)  
41. Отпуск  
42. Рождество  
43. Небольшое правонарушение (например, безбилетный проезд, переход улицы в не установленном месте, нарушение общественного порядка и т.д.)  

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Современный этап развития рыночной экономики в России характеризуется изменением требований к менеджменту.

Дисциплина "Менеджмент" является курсом Государственного образовательного стандарта по специальности. Она будет интересна и полезна студентам, не имеющим практического опыта. Дисциплина дает полное современное представление о науке и практике управления: имеется базовая теория менеджмента, содержится методика проектирования организации; включены конкретные документы по системе управления (инструкции, правила, регламенты, положения, типовые модели), резюме и контрольные вопросы, тесты вопросы к практическим занятиям.

Программой предусмотрены следующие виды работы студентов: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Сбор материала. Следует пойти в библиотеку, познакомиться с каталогами, библиографическими справочниками и выписать по своей теме от 5 до 15 источников. При работе с предметно-тематическим каталогом имеет смысл просматривать не только разделы, строго совпадающие с темой курсовой работы, но и темы, достаточно близкие к избранной.

Существует несколько форм ведения записей: план (простой или развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.

План – это наиболее краткая форма записи прочитанного, перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании данного произведения. План может составляться либо по ходу чтения материала, либо после его полного прочтения (в последнем случае он получается более кратким и последовательным). Форма плана не исключает цитирования отдельных мест, обобщения более поздних материалов.

Выписки – это либо цитаты, т.е. дословное изложение того или иного материала из источника, необходимые студенту для изложения в курсовой работе, либо краткое, близкое к дословному изложению мест из источника, данное студентом собственными словами. Выписки делают, читая ту или иную книгу или статью.

Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве их использования. Выделяя из прочитанного текста самок главное, самое существенное, студент при составлении выписок глубже понимает читаемый текст.

Форма выписок может быть индивидуальной: отдельные листы, карточки и т.п. Выписывая те или иные положения, мысли, цифры надо сразу же хотя бы приблизительно относить их к тому или иному пункту. Если студента заинтересовали какие-то таблицы, схемы, графики – надо обдумать, куда их отнести, как назвать и не забыть сделать ссылку на источник и соответствующую страницу.

Особое внимание надо обращать на дискуссионные постановки вопросов при анализе и обсуждении в литературе современных проблем, на иностранный опыт. На выписках подобного типа полезно делать (для себя) какую-либо особую отметку: это удобно при их дальнейшем использовании. По мере чтения литературы студенту могут приходить в голову собственные мысли. Их обязательно надо фиксировать, записывать, также отмечая подобные выписки соответствующим образом.

Тезисы – сжатое изложение основных мыслей прочитанного материала; они не содержат собственных мыслей студента, его комментариев по поводу текста, тезисы носят утвердительный характер.

Аннотации – это очень краткое изложение содержания прочитанной работы. Она составляется после полного прочтения и глубокого продумывания изучаемого произведения.

Резюме – краткая оценка прочитанного произведения; отражает выводы, подводит итоги.

Конспект – текст, в котором выделено самое главное, существенное в изучаемой работе. Его отличают краткость, четкость формулировок, обобщений, важнейших теоретических положений. Составление конспекта требует вдумчивости и немалых затрат времени и усилий, но зато конспектирование способствует глубокому пониманию и глубокому усвоению изучаемого материала.

Конспект целесообразно составлять после полного прочтения изучаемого материала. При конспектировании литературы необходимо записывать название источника, издательство, год издания и номер страниц, откуда взяты данные, чтобы в дальнейшем при написании работы делать ссылки на источники информации. При работе с конспектом следует сразу же продумывать вопрос о том, какому пункту плана соответствует тот или иной конспектируемый материал.

При изучении литературы целесообразно соблюдать определенную последовательность, начиная с учебников и учебных пособий, а затем переходя к монографиям, журнальным и газетным статьям, нормативным материалам. Постепенно углубляя свои знания в выбранной теме, студент сможет достаточн


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.