Тема: Оценка уровня качества товаров — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема: Оценка уровня качества товаров

2018-01-13 253
Тема: Оценка уровня качества товаров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы:

  1. Понятие и виды уровня качества товаров
  2. Последовательность оценки уровня качества.
  3. Методы оценки уровня качества.

 

Задание:

Оценить технический уровень и качество товара соответствии со следующими этапами:

1. Формирование экспертной группы в составе 5-10 человек для оценки конкурентоспособности продукции.

2. Формулирование цели оценки.

3. Разработка типологии потребителей и модели исходной ситуации потребления конкретного продукта.

 

Таблица 2. - Модель исходной ситуации потребления.

 

Классификация основных групп потребителей Условия потребления конкретной группой потребителей Требования к качеству товара конкретной группы потребителей
     

 

Модель исходной ситуации необходима в дальнейшем для разработки системы свойств продукта, формирующих его качество, упорядоченных в классификацию иерархическим методом на нескольких уровнях.

 

4. Разработка номенклатуры показателей качества и шкал их оценки.

Номенклатура (перечень) показателей качества, необходимых и достаточных для оценки, устанавливается исходя из требований к качеству, определенных в модели потребления товара.

В начале работы каждый эксперт самостоятельно проводит отбор номенклатуры свойств и показателей качества. Разрабатывает шкалы их оценки. После обсуждения экспертная группа строит единую систему классификации этих свойств и показателей (табл. 3) и кодирует их серийно-порядковым номером.

Количество единичных показателей для оценки должно быть от 7 до 12.

 

Таблица 3. – Примерная типовая номенклатура показателей качества

 

Комплексные показатели 1 уровня Комплексные показатели 2 уровня
Социального назначения Социальный адрес и потребительский класс товаров; соответствие товаров оптимальному ассортименту; моральное старение
Функциональные Совершенство выполнения основной функции; универсальность применения; совершенство выполнения вспомогательных операций
Надежности в потреблении Безотказность; долговечность; ремонтопригодность; сохраняемость
Эргономические Удобство пользования изделием при выполнении основной функции и вспомогательных операций; удобство управления технически сложным изделием; соответствие изделия гигиеническим, антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим, психологическим требованиям; легкость освоения потребителем действий, выполняемых с изделием
Эстетические Художественная выразительность; рациональная организация формы; целостность композиции; совершенство производственного исполнения и стабильности товарного вида
Безопасность потребления Механическая безопасность; физическая безопасность; пожаро- и взрывоопасность
Экологические   Особенности воздействия изделия на природную среду; особенности воздействия изделия на предметно-пространственную среду

 

Если определяется соответствие оцениваемого образца требованиям потребителей, то экспертная комиссия может использовать бальную систему оценок показателей.

С этой целью экспертная группа разрабатывает бальную шкалу для экспертной оценки, в которой устанавливается диапазон шкалы и качественная характеристика оценок. Бальная шкала строится по форме табл. 4

Таблица 4. - Оценочная шкала в баллах.

Балл Качественная оценка показателя
1.0-2.0 Неудовлетворительное качество
2.1.-3.0 Удовлетворительное качество
3.1.-4.0. Хорошее качество
4.1.-5.0 Отличное качество

По аналогии строится шкала оценки уровня качества и конкурентоспособности, но в отличие от шкалы, приведенной в табл. 3, она имеет градацию значений в пределах от 0 до 1, например:

0 – 0,5 – неудовлетворительный уровень качества (конкурентоспособности),

0,51-0,7 – удовлетворительный уровень качества (конкурентоспособности),

0,71- 0,95 – хороший уровень качества (конкурентоспособности),

0,96 – 1.0 – отличный уровень качества (конкурентоспособности).

 

5. Выбор базового образца и базовых показателей.

6.Определение коэффициентов весомости свойств с помощью метода ранжирования

Коэффициент весомости количественно характеризует значимость (вес) отдельного свойства или группы свойств в общей их совокупности, входящих в качества продукта.

Параметры весомости отдельных показателей качества определяют исходя из условия, что сумма всех коэффициентов весомости для данного продукта есть величина постоянная и, как правило, принимается равной единице. При этом условии коэффициент весомости каждого отдельного показателя будет в интервале орт 0 до 1.

Наиболее распространенным методом определения коэффициентов весомости является экспертный, имеющий несколько разновидностей

Определение коэффициентов весомости рекомендуется производить по шкале порядка способом ранжирования показателей по их значимости для потребителя.

Каждому эксперту предлагается проранжировать (упорядочить) n-ное количество показателей качества, при этом наиболее важному свойству соответствует самый высокий ранг п, равный количеству ранжируемых показателей, следующему по важности – ранг n-1, далее ранг n-2 и т.д. вплоть до последнего, наименее важного из всех показателей, которому присваивается ранг, равный 1

Коэффициент весомости но каждому показателю (т,) определяется по формуле

m=

При условии, что mi = 1 = const

Результаты ранжирования заносятся в сводную таблицу 5.

Таблица 5. - Определение коэффициентов весомости

Код показателя Ранг, проставленный экспертами Сумма рангов Коэффициент весомости
        N
               

 

7. Определение фактических показателей.

Показатели качества оцениваемого продукта могут устанавливаться экспертами в баллах, а также инструментальным, расчетным, регистрационным, органолептическим и социальным методами с последующим переводом их, если это требуется, в относительные показатели. После чего численные значения установленных фактических показателей записываются в форме следующей таблицы.

Таблица 6. - Определение фактических показателей.

Код показателя Оценка, проставленная экспертами (баллы) Средняя арифметическая оценка, балл Среднее квадратическое отклонение Коэффициент вариации
Эксперты
        n
                 

 

Среднее арифметическое значение каждого показателя определяется по формуле

где Рi - среднее арифметическое значение показателей i-го свойства

n – количество экспертов

Р1, Р2, Р3, Рn – значение показателей, проставляемых каждым экспертом по данному свойству по выбранной оценочной шкале.

 

Коэффициент вариации по каждому показателю рассчитывается по формуле:

(%)

где - среднее квадратическое отклонение

 

n – количество экспертов

Р1, Р2, Р3, Рn – численные значение показателей в баллах, установленные каждым экспертом по выбранной бальной шкале.

Если v ≥30%, то экспертам следует заново оценить показатели качества.

 

8. Определение комплексного обобщающего (среднего взвешенного арифметического) показателя качества.

Для каждого оцениваемого образца товара, включая эталонный, рассчитывается средний взвешенный арифметический показатель (Q) по формуле:

, где

Рi - средний арифметический показатель качества

mi – коэффициент весомости этого показателя.

Результаты оформляются в таблицу 7

 

Таблица 7. - Комплексная оценка показателей.

Код показателя Среднее арифметическое значение фактического единичного показателя, Рi Коэффициент весомости, mi Произведение средней оценки на коэффициент весомости, Рi х mi Комплексный обобщающий показатель качества, Q
         

 

9. Определение уровня качества продукции.

Уровень качества оцениваемых образцов продукции УКП) определяется как отношение образцов к базовому по формуле:

УКП = Qф / Qб, где

Qф – комплексный показатель качества фактически оцениваемой продукции, выраженный в баллах

Qб – комплексный показатель качества продукции - эталона, выраженный в баллах

 

10. Анализ полученных результатов и разработка рекомендаций по улучшению качества и повышению уровня конкурентоспособности оцениваемого продукта.

Полученные результаты анализируется, разрабатываются в произвольной форме рекомендации и предложения по улучшению отдельных свойств, повышению технологического уровня качества оцениваемого вида продукции и ее конкурентоспособности.

 

Литература:

1. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник/ Под ред. В.А.Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.- с.311-316, 318-328

2. Розова Н.К. Менеджмент качества. – СПб.: “Вектор”, 2005. – с.78-82

3. Управление качеством: Практикум: Учебное пособие / Немогай Н.В., Бонцевич Н.В., Садовский В.В. – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2004. – с.121-130

4. Аристов О.В. Управление качеством: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004. - с.43-63

5. Садовский В.В. Производственные технологии // Под ред. В.В. Садовского. – Мн.: Дизайн ПРО, 21002. – 528с.

Практическое занятие 4.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.