Общественные и личные интересы. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общественные и личные интересы. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация.

2018-01-13 642
Общественные и личные интересы. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важно отметить, что процесс социализации происходит не одноли­нейно. В силу биологических, индивидуальных свойств и социальных фак­торов социализация формирует разные типы личностей.

Пытаясь понять и объяснить поведение людей, ученые сгруппировали повторяющиеся, существующие качества и свойства людей на основе опре­деленных признаков. В результате сформулированы различные психологиче­ские, физические, социальные и иные типы личностей.

На основе психологических качеств и черт выделяют такие типы: как холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик.

Наиболее распространенной в современной социологии выделяется ти­пология личности, основанная на ценностных ориентациях человека. В соот­ветствии с ними выделяются следующие типы:

– традиционалист – человек, характеризующийся низким уровнем са­мостоятельности, творчества, самореализации и ориентированный на законо­послушание, строгое соблюдение социальных норм и ценностей общества;

– реалист – человек, сочетающий стремление к саморазвитию, с разви­тым чувством долга;

– фрустальный тип – неуравновешенная, имеющая низкую самооценку и преимущественно угнетенное состояние, личность;

– гедонист – ориентированный, главным образом, на удовлетворение своих потребительских желаний человек.

– альтруист – ориентированный на бескорыстную заботу о других людях.

– эгоист, ориентированный на себялюбие, собственную выгоду, предпочтение своих интересов другим людям и другие типы.

Исходя из потребностей общества различают:

– модальный тип – преобладающий в данном обществе. Этому типу присущи общепринятые черты, характерные для представителя определенного народа (белорус, русский, американец);

– идеальный тип – тип личности, оторванный от реальности, не «привязанный» к кон­кретным условиям данного общества;

– базисный тип – максимально отвечающий потребностям данного об­щества (тоталитарная, авторитарная, либеральная личность);

– маргинальный тип – переходный, утративший первоначальный статус, и не получивший нового.

Следует отметить, что в наше перестроечное время отмеченные черты личности врача претерпевают сильные деформации и изменения.

Выделение и знание различных типов личности важно не только в на­учно-исследовательской, но и в практической работе социологов, врачей, п0реподавателей и т.д.

В заключение вопроса важно отметить, что в процессе социализации смогут происходить определенные сбои, которые обусловлены различными факторами. Проявлением сбоев в процессе социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение. Отклоняющееся поведение - это попытка уйти от общества, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через неодобряемые социальным окружением компенсаторные формы (алкоголизм, отшельничество, проституция и т.д.). Однако девиантное поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющему поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического, художественного творчества.

Десоциализация - утрата индивидом, по каким либо причинам (например, длительная болезнь, отпуск, психическое расстройство, изоляция и другое), социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах.

Ресоциализация - это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

В социологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я». Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств.

Таким образом, социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых. Фрейд выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. Чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть. Теория «зеркального Я» американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва, нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности, которыми она руководствуется в процессе социализации.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.