Методы сбора социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Методы сбора социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент.

2018-01-13 679
Методы сбора социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы сбора социологической информации весьма разнообразны: ана­лиз документов, наблюдение, опрос, тестирование, контент-анализ, экспе­римент и др. Они зависят от целей исследования и особенностей изучае­мого объекта. Ни один метод не является универсальным, как и нет «хоро­ших» или «плохих» методов. Есть методы адекватные и неадекватные по­ставленным задачам и сложившимся условиям. Если социолог подобрал со­ответствующие закономерностям общественной жизни методы социологи­ческого исследования, то ожидаемые результаты будут соответствовать ис­тине. И, наоборот, предвзятый подход, т.е. нарочито оптимистическое или слишком критическое отношение, подготовка добываемой информации под навязанную заказчиком гипотезу, неизбежно ведет к искажению реальной действительности. В этом проявляется отрицательная сущность гражданской позиции и нравственного уровня как заказчика, так и социолога-исполни­теля.

Практически любое конкретное социологическое исследование (КСИ) должно начинаться с анализа существующих по изучаемой проблеме доку­ментов.

Документ – это любая информация, зафиксированная в печатном, руко­писном виде, электронном носителе информации или фото.

Он представляет собой важнейший источник информации, которую можно получить довольно оперативно, с меньшим расходом времени и фи­нансовых средств. Однако необходимо иметь в виду, что документы пред­ставляют собой весьма огромные и разнообразные массивы материалов, ко­торые необходимо привести в определенную систему с помощью соответст­вующей классификации.

По общей значимости документы обычно делятся на официальные (за­коны, указы, декларации, отчеты и др.) и неофициальные (письма, жалобы, заявления и др.).

По форме изложения – на статистические и вербальные, т.е. словесные.

По способу фиксации информации они делятся на:

– письменные документы (рукописи, книги, пресса, юридические акты, справки и т.п.);

– иконографические документы, воспринимаемые визуально (иконы, фо­тографии, кино, видеозаписи);

– фонетические документы, т.е. ориентированные на слуховое воспри­ятие (грампластинки, магнитофонные и лазерные записи).

По мотивации выделяют:

– спровоцированные (сочинения, объявления и т.д.);

– неспровоцированные (дневники, письма и др.).

По содержанию:

– правовые;

– статистические;

– исторические и др.

По категории доступа:

– общедоступные (открытые);

– с ограниченным доступом (документы, содержащие государственную тайну и др.).

По праву собственности:

– публичные (статистические сборники, данные о состоянии окружающей среды);

– частичные (принадлежащие юридическому или физическому лицу) и другие.

Документы могут стать надежным источником необходимой информа­ции об объекте исследования при объективной оценке их социологом. Как правило, больше доверия по праву отводится официальным, личным (харак­теристики, карточки индивидуального учета, анкеты и др.), юридическим до­кументам (постановлениям суда, нотариально заверенным бумагам и др.). Меньшей степенью надежности обладают безличные (данные прессы, про­токолы собраний и др.).

Существуют два основных способа анализа документов: традиционный (классический) и формализованный (контент-анализ, т.е. анализ содержания).

Традиционный анализ – это цепочка умственных, логических построе­ний, направленных на выявление сути анализируемого материала. Он позво­ляет охватить самые глубинные, скрытые стороны содержания документа, оценить их с точки зрения нравственных, политических или эстетических по­зиций. Основным недостатком этого анализа является угроза проявления субъективизма, так как интерпретация документального материала является творческим процессом личности социолога.

Стремление избавиться от субъективизма традиционного анализа поро­дило разработку принципиального иных, формализовано, или как еще их называют, качественно-количественными методами анализа документов (контент-анализ). Этот анализ представляет собою технику выведения за­ключения после исследования характеристики документа. Для этого изуча­ется не только содержание документа, но и его стилистика, например, сколько раз использовано слово «Я», его особенности; учитываются харак­теристики автора (коммуникатора) и адресата (реципиента).

В настоящее время процедура и техника контент-анализа значительно об­легчается, благодаря стандартным пособиям в виде специальных таблиц, инструкций для кодирования информации, а также кодировочной карточки или матрицы. Этот способ дает возможность провести на высоком уровне социологическую обработку огромных текстовых массивов различных до­кументов.

Как уже отмечалось выше, анализ документов позволяет быстро, с высо­кой степенью достоверности, получить необходимую информацию об объ­екте. Однако документы не всегда содержат необходимую для целей иссле­дования информацию, быстро устаревают, могут содержать недостоверную информацию (например, подделка документов, искажение данных и т.д.), не фиксируют поведение объектов изучения, их мнение, сознание и т.д. По­этому применяются и другие методы. Среди них весьма важным методом социологического исследования является наблюдение. Под ним понимается метод сбора эмпирических данных посредством преднамеренного, целена­правленного, систематического и непосредственного восприятия и регистра­ции фактов и событий, относящихся к объекту исследования. Наблюдения позволяет фиксировать события и элементы поведения человека в момент их свершения.

Существует много типов наблюдения. Выделяют по положению наблю­дателя:

–включенное наблюдение.Оно производится тогда, когда наблюда­тель действует в наблюдаемой группе. В этом случае он работает как член трудового коллектива, что дает возможность проводить наблюдение изнутри;

–невключенное наблюдение происходит при внешнем созерцании группы или коллектива, когда исследователь не включен в их состав. В этом случае он может только описывать события и пассивно к ним относиться. Данный тип наблюдения обычно используется при изучении массовых соци­альных и политических явлений;

– открытое наблюдение. При нем социолог фиксирует зачеты без со­крытия факта наблюдения. Его ещё называют полевымнаблюдением, так как оно проводится в реальной жизненной обстановке и при непосредст­венном контакте с изучаемым объектом. Именно в такой форме проводится большинство конкретно-социологических исследований. Основным недос­татком метода наблюдения является то, что объект изучения, зная что за ним наблюдают, может изменить своё поведение, чтобы казаться лучше, чем он есть на самом деле. Он станет меньше делать перекуров на работе, прекратит опоздания, самовольные отлучки и т.п.;

– скрытое наблюдение. Оно даёт наиболее объективную картину, так как производится независимо от объекта. Такое наблюдение требует от социолога высочайшей ответственности перед человеком как личностью, высокой нрав­ственности, корректности. Здесь фотографирование (фиксирование) всего лишнего – преступно.

По степени формализации наблюдение бывает:

– контролируемое и неконтролируемое.

По условиям организации:

– полевое и лабораторное.

По регулярности:

– систематическое, случайное и эпизодическое.

Результаты наблюдения, как правило, фиксируются в дневниках, карточ­ках наблюдателя.

Существует и метод самонаблюдения. В этом случае совмещается в од­ном лице субъект и объект наблюдения, т.е. индивид по заданию сам наблю­дает за собой и фиксирует результат. Например, пациент сам фиксирует температуру тела в разное время суток. Таким способом можно проводить большое число исследований, но организовать его очень сложно, а порой и невозможно. Кроме этого, респонденты в условиях самонаблюдения до­вольно часто изменяют свои действия, поведение.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информа­ции является опрос.

Социологический опрос это письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение к респонденту с вопросами, содержание от­ветов на которые раскрывает изучаемую проблему. Данный метод использу­ется в тех случаях, когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена до­кументальными источниками, либо они отсутствуют вообще; когда объект исследования недоступен для наблюдения; когда источником необходимой информации являются люди, непосредственные участники изучаемых явле­ний и процессов. С помощью опросов фиксируются сведения как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках опрашиваемых. При изучении потребно­стей, интересов, мнений, ценностных ориентаций людей опрос может быть единственным источником информации. Информация, полученная этим ме­тодом, выступает более богатой и разнообразной, чем та, которую можно получить другими методами.

Виды социологического опроса: письменный (анкетный, опрос); устный (интервью); заочный (почтовый, телефонный, прессовый); очный; эксперт­ный; массовый интерактивный. Последний очень широко ис­пользуется на телевидении.

Весьма часто при проведении исследований в социологии используется комбинация из различных видов опроса. Основными видами опроса явля­ются интервью и анкета.

Интервью, как разновидность опроса, проводится в соответствии с зара­нее подготовленным планом с целью изучения мнений и суждений ис­следуемых по определенной проблеме. При проведении интервью очень важно правильно сформулировать вопросы респонденту. В этом случае со­циолог обязан выполнять ряд правил.

– вопросы должны быть максимально доступными респонденту, они не должны предполагать двусмысленных ответов;

– вопросы не должны заключать в себе несколько вопросов;

– в вопросах не должно проявляться мнение, ценности и установки ин­тервьюера, так как ответы на них могут вызвать смещение в его пользу, или наоборот, вызвать раздражение у респондента;

– не следует в вопросы включать подталкивающие мотивы к получе­нию желаемого ответа, т.е. наводящие или внушаемые формулировки. На­пример, «Вы ведь не думаете так. Или не желаете этого» и др.;

– необходимо избегать постановку вопроса личного плана в прямолиней­ной форме, что называется «в лоб». Это может оскорбить опра­шиваемого.

Анкетирование является письменной формой опроса. Эффектив­ность данного социального измерения во многом зависит от того, как со­ставлена анкета. Глубоким заблуждением является мнение, будто её состав­ление доступно каждому желающему. Дилетанты не только не получат объ­ективные результаты, но и дискредитируют социологию.

Анкета должна иметь определенную структуру, в которой вопросы сле­дует располагать группами (блоками) Сперва формулируются вопросы о знании респондентом окружающей его действительности, затем об оценке этой действительности. В следующем блоке – о мотивах поведения интер­вьюируемого, об оценке им событий. В заключительной части анкеты обяза­тельно должна быть так называемая «паспортичка», т.е. вопросы о поле, воз­расте, профессии и иных сведениях анкетируемого.

В анкетах важно предусмотреть открытые и так называемые закры­тыевопросы, когда респондент имеет возможность сам сформулировать и написать ответ. Открытые вопросы предполагают наличие в анкете пе­речня ответов на поставленный вопрос (меню). Этот перечень может включать не менее трех ожидаемых ответов и даже целого веера разных вари­антов. Весьма часто практикуются альтернативные (дихотомические) вопросы, носящие взаимоисключающий характер и предполагающие одно­значный ответ: «да» или «нет».

Анкета представляет собой не просто механическое собрание вопросов, а сложное произведение, своеобразный «сценарий» ситуации опроса. Социо­логу предъявляются высокие требования к её составлению. Таким же требо­ваниям обязан соответствовать социолог и в процессе устного опроса. Он должен быть хорошо образованным, высоко эрудированным, общительным человеком, обладать отличной памятью, уметь при необходимости скоррек­тировать текст вопросника. Желательно, чтобы исследователь был приятным во всех отношениях человеком, предпочтительно женщиной.

Экспертный опрос как вид исследования, главным образом осуществ­ляется с руководителями и ведущими специалистами изучаемого объекта. Вопросы при нем формулируются с расчетом на сотрудничество с опрашиваемым по разрабатываемой проблеме и полностью исключаются анонимные вопросы, разного рода ловушки. Тема и задачи опроса должны быть четко сформулированы, обязательно подчеркивается важность персо­нального мнения опрашиваемого как специалиста.

Логика экспертного опроса состоит в том, что при нем происходит:

– посвящение опрашиваемого в сущность проблемы и причины обраще­ния к нему как специалисту;

– дается информация о содержании и количестве вопросов к опрашивае­мому респонденту;

– проверка с помощью вопросов компетентности эксперта;

– формулировка вопросов осуществляется с таким расчетом, чтобы опра­шиваемый давал полные, с собственными комментариями ответы, мог вы­сказывать свое мнение о сущности исследуемой проблемы и, по возможности, высказывал свои предложения.

В заключение экспертного опроса производится оценка ответов на по­ставленные вопросы, делаются дополнительные замечания и комментарии.

При опросе специалистов и руководителей учреждений здравоохране­ния в этой части следует особое внимание уделить вопросам результативно­сти работы медицинского объекта (больницы, поликлиники и др.), состоянию в нем кадрового и материально-технического обеспечения, путям оптимиза­ции функционирования и перспективам развития медицинского обслужива­ния населения.

Важным методом получения социальной информации является метод социального эксперимента. Социальный эксперимент – это способ получе­ния информации о наличии причинно-следственных связей между показате­лями функционирования, деятельности, поведения социального объекта и воздействующими на него некоторыми управляемыми и контролируемыми факторами. Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о при­чинной связи между явлениями: социолог создает или изыскивает опреде­ленную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблю­дает за изменениями в естественном ходе событий. Фиксирует их соответст­вие или несоответствие выдвинутых гипотезам. В ходе социального экспе­римента выявляются новые данные, факты об изучаемом объекте.

В практике социологического исследования используются и игровые методы (деловые игры, игры открытого типа). Данный метод чаще всего ис­пользуется для поиска оптимального пути решения управленческих задач, выхода из проблемной ситуации. Он помогает четче определить необходимое распределение функциональных обязанностей, последовательность приня­тия управленческих решений и т.д.

Сегодня в работе социологов все большее место занимает примене­ние тестов. Тесты – это проверка знаний или способностей респондентов по специальному вопроснику или программе на предмет пригодности его к вы­полнению какой-либо работы или занятий. Тесты широко при­меняются в спорте и в проверке пригодности человека к какому-то виду дея­тельности, профессии, учебы. В социологии тесты могут быть использованы как дополнительный источник информации или проверки ее достоверности.

Таким образом, мы видим, что существуют различные методы социо­логической информации, которые имеют свои цели и особенности.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.