Процесс формирования личности. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Процесс формирования личности.

2018-01-13 295
Процесс формирования личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социализация - это процесс становления личности, усвоения ею знаний, норм, ценностей и требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые формируют взаи­моотношения между личностью и обществом.

Социализация выступает как двусторонний процесс. С одной стороны, общество живет и развивается только благодаря творческой деятельности человека, а с другой – способность и возможность человека осуществлять такую деятельность формируется и создается на основе усвоения опыта и знаний предыдущих поколений людей.

В процессе социализации первоначально происходит адаптация чело­века к условиям общества, вхождение его в социальную среду, систему со­циальных взаимоотношений, затем интериоризация – процесс усвоения и воспроизводства социального богатства общества. Личность своей социаль­ной деятельностью обновляет и обогащает общество.

Различают две основные формы социализации личности: направлен­ную и ненаправлен­ную.

Ненаправленная (стихийная) форма социализации происходит в процессе жизни инди­вида в конкретной житейской обстановке – в кругу се­мьи, среди сверстников, сослуживцев, в солдатской казарме, в тюремной камере и т.п. Здесь идет непроизвольное, непланируемое, сти­хийное усвое­ние и формирование определенных социальных качеств, установок и моти­вов по­ведения.

Направленная форма социализации – это специально разрабо­танная обществом, его институтами система средств и методов воздействия на индивид с целью сформировать его в со­ответствии с преобладающим в данном обществе набором ценностей, идеалов, интересов, норм и целей. Важнейшим способом направленной социализации является воспитание. Это планомер­ный и специально разработанный процесс воздействия на соз­дание развивающейся личности, главной задачей которого является подго­товка ее к активной производственной, общественной и культурной дея­тельности.

Следует отметить, что обе формы социализации (направленная и нена­правленная) в процессе их функционирования порождают как положитель­ные, так и отрицательные явления. Ненаправленная форма из-за стихийного воздействия преимущественно микросреды (семьи, компании сверстни­ков и т.п.) нередко несет в себе немало отживших, негативных правил, норм пове­дения и устано­вок. В итоге нередко получаются социальные патологии – маньяки, наркоманы, воры, гомосексуа­листы и др. Направленная форма также может привносить в общество своеобразный социальный брак. Осо­бенно это происходит под воздействием фашистских идеологий, влиянием деструк­тивных сект (наподобие «белого братства», сатанистов и др.). По­этому позитивные результаты социализации лично­сти должны осуществ­ляться в соответствии с высокими принципами гуманизма и нормами демо­кратического общества.

В основе социализации лежит активная преобразовательная деятельность человека, посредством которой происходит включение его в жизнь общества, формирование социальных связей, освоение всеобщих способов практической деятельности, развитие знания, самосознания, систем социальной ориентации и т.п. Социализация по существу является самореализацией индивида в процессе его активно трудовой деятельности. Она осуществляется тем успешнее, чем активнее участие индивида в творчески-познавательной деятельности.

В вопросах социализации в социологии сложилось несколько концепций, направлений – К. Маркса, Д. Мида, Ч. Кули, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Е. Бабосова и других.

Д. Мид и Ч. Кули выделяют три стадии социализации, как процесса освоения ролей:

– имитация – механическое освоение наблюдаемых действий;

– игра – переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли;

– групповое членство – освоение своей роли глазами группы.

Швейцарский ученый Ж. Пиаже различает четыре стадии когнитивного (умственного) развития личности:

– до двух лет – сенсомоторная. Стадия, когда ребенок видит вещь или чувствует ее;

– 2-7 лет – передоперациональная. На этой стадии ребенок учится различать вещи и их символы;

– 7-11 лет – конкретно-операциональная – мысленное оперирование понятиями, развитие воображения;

– после 12 лет – формально-операциональная, когда происходит формирование абстрактных понятий (добра, зла, и т.д.).

З. Фрейд рассматривает социализацию как процесс «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление всех трех структурных компонентов личности (см. § 1). Поскольку по мере развития общества верхний слой (супер-Эго) неизбежно увеличивается, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом, как история нарастающего психоза.

Он выделяет 4 стадии социализации, которые связывает с определенными эрогенными зонами: оральную, анальную, фаллическую и половой зрелости. Психологические механизмы социализации Фрейд определяет через термины: имитация, идентификация, стыд и вина.

Имитацией он называет осознанную попытку ребенка копировать определенную модель поведения, образцами для подражания которой могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Идентификация - это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Белорусский социолог Е. Бабосов весь процесс социализации личности разде­ляет на 6 этапов.

1. Младенчество. Оно охватывает примерно первые два года жизни. Основным кана­лом здесь является общение, которое начинается с улыбки, ласковых слов и мимики мамы. Затем общение дополняется контактами с другими людьми, домашними животными, яркими игруш­ками, картинками. В результате этого дети вступают в доброжелательный социальный мир, ко­торый смягчает, даже нейтрализует возникшие естественные природные не­удобства и неприят­ности.

2. Детство. Возраст от 2 до 6 лет. В этот период ведущим каналом социализации явля­ется игра. Это эмоционально-образное воссоздание пове­дения взрослых, имитация, подража­ние им как бы через освоение роли ма­тери, профессий врача, шофера, летчика, воина и т.п. Здесь ребенок через сказки, мультфильмы, детские песенки расширяет круг своего познания, обо­гащает воображение и фантазии. В итоге появляется активно-вопрошающее отношение к миру (преслову­тые «почемучки»), так как накопление знаний отстает от потребностей в них маленького чело­вечка.

3. Третий этап социализации включает школьный, в том числе подро­стковый воз­раст и охватывает период с 6-7 до 13-14 лет. Этот этап характеризуется переходом от «воз­раста игр» к «возрасту учения» в школе, что является довольно серьезным, переломным событием для формирую­щейся личности. Заканчивается он другим, не менее переломным психофи­зиологи­ческим явлением – половым созреванием. Характерной доминантой данного этапа становится «обучение и познание мира», которое осуществля­ется с помощью учителей, учебников, многими средствами культуры. Здесь художественная фантазия, воображение оттесняется на другой план форми­рующимся абстрактным мышлением. Потребность общения становится более избиратель­ной, но более стабильной и воплощается в дружбе. Возникнув в школьные годы, она нередко со­храняется на всю жизнь.

4. Четвертый этап социализации или дотрудовой, начинается еще в школьные годы, когда подростки превращаются в юношей и девушек. Закан­чивается этот этап завершением учебы. В этот период происходит значитель­ное изменение доминанты социализации «обучение и позна­ние мира» в сто­рону ее конкретизации к своей личной деятельности, к выработке своей жиз­ненной позиции. На основе уже личного опыта идет и формирование миро­воззрения. Преимущественно с этого периода начинали свой старт, свое раз­витие выдающиеся личности, здесь берут свой «старт» профессионалы и умельцы.

5. Пятый, трудовой этап социализации, в котором с 18-25 лет и до 60 личность разви­вает свои социальные качества в продуктивном труде. Ха­рактерной особенностью здесь яв­ляется то, что на этом этапе личность в полной мере не только продолжает усваивать социальный опыт, но и ак­тивно воспроизводит его, обогащает новым содержанием, придает особое соци­альное значение именно этому периоду. На этом этапе в развитии личности очень важную роль приобретает спе­циализация, как следствие разделения общественного труда. Она напрямую способствует росту профессионализма личности, что в свою очередь, благодатно сказывается на росте производи­тельности труда.

6. Послетрудовая деятельность является завершающим этапом социа­лизации лично­сти. Человек уходит на заслуженный отдых, получает пенсию. На этом этапе характер со­циализации приобретает ту особенность, что от активной деятельности отходят личности, ставшие «аккумуляторами» ценнейшего опыта, знаний и мудрости. О степени зрелости и каче­стве функционирующего общества вполне можно судить по отношению к использованию этого социального достояния.

Как видно, социализация индивида, превращение его в личность является дли­тельным, непрерывным и многоэтапным процессом. В течение этого процесса постоянно действуют факторы, способствующие со­циализации или тормозящие ее:

– природные (биологические) факторы, проявляющиеся в психо­биологических особенностях организма ин­дивида. Это наследственность в виде отличного или слабого здоровья, физическая консти­туция, особенности темперамента, состояние нервной системы, наличие или отсутствие способ­ностей и др.;

– социальные условия. Это общественная среда, в которой происхо­дит социализация, характеризующаяся: экономической базой, политическим устройством и режимом власти, наличием свобод и прав человека, культур­ной средой, природно-климатическими условиями и т.д.;

– индивидуальная история личности. Здесь весьма важно то, как складывается личная жизнь индивида, какую роль в его судьбе играют слу­чайности, его персональные просчёты и ошибки, сделанные в жизненных си­туациях.

Кроме обозначенных факторов, в процессе социализации важное место занимают так называемые «агенты социализации». Данное понятие в социо­логию ввёл английский социолог Э. Гидденс.

К ним относятся люди и учреждения, ответственные за обучение и воспитание, приобретение личностью социальных ролей – семья, дошколь­ные и школьные учреждения, трудовые коллективы, официальные и нефор­мальные объединения, партии и т.д., т.е. все, кто отвечает за социализацию.

Прежде всего, агентом первичной социализации является семья,осо­бенно на раннем этапе становления и формирования личности.

Важнейшим агентомсоциализации выступает школа. Она вооружает относительно большие группы учащихся знаниями, умениями и навыками, которые преподносятся в единых образцах для всех членов группы. В то же время каждый из учеников усваивает эти знания и ценности индивидуально.

Трудовой коллективтакже является агентом приобретения социаль­ного опыта и практики. В нем происходит более индивидуализиро­ванное воздействие социальных рычагов, прежде всего, через специализацию и про­фессионализа­цию, которые ведут к новаторству и обновлению в обществе.

Неоценимо важную социализирующую роль в формировании общества и его первоос­новы – личности, выполняет и система культуры. Об этом ее свойстве писал Ф. М. Достоевский. Он считал, что литература и культура в целом делают как бы «два шага» навстречу человеку, чтобы сформировать из него личность. Первый шаг делается с целью оказать помощь человеку при­обрести и осознать своё «Я» как воплощение своей неповторимости и уни­кальности. Однако, если культура ограничится достижением только этой цели, личность начнёт возно­сить своё «Я» над другими людьми, тогда начнёт проявляться большое самомнение, эгоцентризм и нарциссизм. Личность вполне может переступить закон, стать уголовником. Поэтому необходим «второй шаг» культуры к человеку. Он предусматривает необходимость привить уважение к другому человеку, к его стремлениям, взглядам, вку­сам и т.п. Только таким образом благодаря культуре будет формиро­ваться социально развитая и духовно богатая личность, устремленная к истине, доб­роте и красоте.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.