Важнейшие категории менеджмента — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Важнейшие категории менеджмента

2018-01-13 405
Важнейшие категории менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теоретико-методологические основы менеджмента включают в свой состав категории, законы и закономерности, принципы управления, подходы и методы. Начнем рассмотрение основ с установления важнейших категорий менеджмента. К ним относятся категории: «объект менеджмента», «субъект менеджмента», «прямая связь», «обратная связь», «система управления», «предмет менеджмента», «организация», «система», «внешняя среда» и «внутренняя среда».

Объект менеджмента – это то, чем (кем) управляют. Можно выделить следующие объекты менеджмента: государство, регион, отрасль, организация и ее подразделения, люди, предметы и механизмы, информация, деньги, коммуникации и др.

Объектами менеджмента, рассматриваемыми в данной работе, будут выступать организация и ее подразделения, а также люди, в ней работающие (персонал).

Субъект менеджмента – это то (тот), что (кто) управляет, т.е. аппарат управления или его отдельные представители (менеджеры).

Между субъектом и объектом менеджмента существуют прямые и обратныесвязи. Прямая связь – это связь между субъектом и объектом управления: информация, передающаяся в этом направлении, в основном имеет форму команд и распоряжений. Обратная связь – связь между объектом и субъектом управления, основное содержание информации, передающейся в данном случае, – об исполнении команд и распоряжений, а также о состоянии объекта управления.

Совокупность объекта и субъекта менеджмента образует систему управления, действие которой направлено на поддержание или улучшение работы объекта.

Характерной особенностью организации является то, что в качестве субъекта и объекта менеджмента выступают люди (персонал).

Предмет менеджмента – это явления или процессы, характерные для хозяйственной деятельности организации и требующие применения концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Популярное определение понятия «организация» приведено в книге «Основы менеджмента» М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури: «Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей [11, с. 31].

З.П. Румянцева приводит следующее определение: «Организация – это совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей» [18, с. 40].

Далее необходимо отметить, что организация является сложной открытой системой.

Система (от греч. systema – целое, составленное из частей, соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» [17, с. 1441]. Организация как система состоит из совокупности подсистем, которые в свою очередь на ином, более мелком уровне, могут рассматриваться также как системы, состоящие из подсистем. Поскольку все элементы системы взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой малой подсистемы понижает эффективность функционирования организации. В организации роль подсистем играют подразделения (службы), если же в качестве системы рассматривать подразделение – подсистемами будут выступать отделы.

Организация является открытой системой – она взаимодействует с внешней средой, находясь под ее влиянием и сама активно ее изменяя. Внешняя среда – это совокупность хозяйствующих субъектов, экономических, политических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институтов и других внешних условий и факторов, действующих в окружении организации и влияющих на различные сферы ее деятельности.

Организация имеет форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. В частности, по классификации систем в зависимости от их природы, организация является социально-экономической системой. Различают системы естественно-физические (климат, почва), искусственно-физические, технические (машины, аппараты), логические (проект, чертеж), биологические (растения, животные, человек), социально-экономические (национальная экономика, региональная экономика, отрасль, организация), информационные (совокупность сведений, данных, систем связи, обработки информации).

В процессе функционирования организация потребляет ресурсы, преобразуя которые производит продукт в виде продукции или услуги.

Источником жизненной силы организации является внутренняя среда. Это совокупность таких факторов, как цели, задачи, структура, технологии и персонал, представляющих собой потенциал, необходимый для функционирования организации и определяющий ее эффективность.

Законы менеджмента

 

Закон – это отражение объективных, систематически повторяющихся, существенных связей, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении.

Законы могут носить общий или частный характер, отражать строго количественные или качественные связи, относиться к законам динамическим или статическим.

К общим законам менеджмента относятся следующие: закон синергии, закон наименьших, закон самосохранения, закон информированности – упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон развития (онтогенеза), закон композиции, закон пропорциональности.

Закон синергии гласит, что сумма свойств организованного целого превышает простую «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого из вошедших в состав этого целого отдельных элементов.

Закон наименьших заключается в том, что суммарная устойчивость системы по отношению к данной среде есть сложный результат устойчивостей подсистем, входящих в ее состав, по отношению к направленным на них воздействиям.

Закон самосохранения постулирует, что любая реальная физическая (организованная) система стремится как можно дольше сохраниться в качестве целостного образования, и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс.

Закон информированности – упорядоченности гласит, что в организованном целом порядок достигается за счет информированности. Порядок в системе можно назвать полным, если в нем присутствуют три аспекта упорядоченности:

а) определены границы системы, установлены ее размер и состав (подсистемы);

б) известны переменные, характеризующие подсистемы;

в) имеется подробная информация об образе действия каждой подсистемы, известен механизм их взаимодействия.

Закон единства анализа и синтеза выражается в том, что в системе наряду с процессами анализа (разделения, специализации, дифференциации и т.п.) одновременно протекают противоположные процессы – синтеза (соединения, кооперации, интеграции и т.п.).

Закон развития (онтогенеза) предопределяет, что каждая система способна к развитию, т.е. она изменяется во времени, проходя следующие стадии жизненного цикла: рождение, расцвет, угасание.

Закон композиции постулирует, что все цели организации должны быть согласованы, не противоречить друг другу и направлены на поддержание основной цели более общего характера.

Закон пропорциональности заключается в признании необходимости существования гармоничного соотношения между частями целого, а также определенной соразмерности, соответствия и зависимости. Наличие диспропорций снижает эффективность организации, способствует ее разрушению.

 

Принципы менеджмента

 

Принципы менеджмента – это правила действия, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления.

По степени универсальности принципы менеджмента делятся на универсальные, специфические и ситуационные. К универсальным относятся принципы, отражающие общие правила действий в разнообразных системах; к специфическим – действующие в отдельных сферах деятельности; к ситуационным – лишь те, которые характерны для определенных ситуаций.

К важнейшим универсальным относятся принципы: целенаправленности, ответственности, компетентности, дисциплины, стимулирования, иерархичности.

Кандидат экономических наук, профессор В.В. Лукашевич в своей работе [10, с. 17–18] приводит следующие их характеристики.

Принцип целенаправленности предопределен сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед организацией и каждым ее подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой и определенной предельно конкретно. Принцип целенаправленности предполагает не только постановку целей, но и соотнесение этих целей с необходимыми ресурсами.

Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений.

Неотъемлемым принципом управления является дисциплина, которая должна присутствовать в любой системе управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов.

Принцип стимулирования предполагает, прежде всего, мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов и мотиваций. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное – в основном на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут выступать различные духовные потребности работников: потребности в принадлежности, в причастности, в успехе и т. п.

Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низовых уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, построения аппарата управления, при расстановке кадров.

Принципы менеджмента взаимосвязаны и взаимообусловлены. Невозможно добиться эффективного функционирования организации, игнорируя хотя бы один из них.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.