Вопрос. Сирия, Финикия и Палестина в конце II – начале I тыс. до н.э. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Вопрос. Сирия, Финикия и Палестина в конце II – начале I тыс. до н.э.

2018-01-30 364
Вопрос. Сирия, Финикия и Палестина в конце II – начале I тыс. до н.э. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характерной особенностью Сирии и Палестины было отсутствие крупных государственных образований. Здесь складываются многочисленные города-государства, независимые друг от друга. В большинстве из них правили цари.

Власть царьков была ограничена рабовладельческой знатью. Территория каждого государства ограничивалась городом с окрестными селениями. Лишь изредка объединялись несколько городов и образуются государства, претендующие на ведущую роль.

В первой половине II тысячелетия до н. э. особенно выдвигается Угарит. Он был расположен на берегу Средиземного моря, на краю небольшой, но плодородной равнины. Экономический прогресс приводит в Угарите к значительный социальным сдвигам. Происходит значительное разложение сельской общины. Земельные наделы идут в продажу и концентрируются в руках частных собственников.

Процессу социальной дифференциации сильно способствует развитие внешней торговли.

Очень сильно чувствуется преобладание вавилонской культуры. Не случайно в Угарите был создан клинописный алфавит. Напротив, в более южном финикийском центре – Библе преобладало египетское влияние, а во II тысячелетии до н. э. даже временами устанавливалось политическое господство Египта. Здесь обнаружены и египетские иероглифические надписи, и произведения египетских художников.

Интересно отметить, что между Угаритом и Библом не прослеживается какого-либо политического единства.

В континентальной части Сирии преобладал в начале II тысячелетия до н. э. город Халпа. К середине II тысячелетия до н. э. Халпа ослабевает и попадает под господство хеттов. Главным политическим центром Сирии становится Кадеш.

В XIV в. до н. э. и Угарит, и Халпа, и Кадеш попадают под власть хеттов (причем Угарит был даже разрушен около 1400 г. до н. э.).

Зато во второй половине II тысячелетия все более возвышаются города южной Финикии. Наряду с Библом в южной Финикии начинают играть все большую роль Сидон и Тир. Они унаследовали от пришедшего в упадок Угарита торговые пути, ведущие в Эгейский мир.

Сперва гегемонии добился Сидон. Но Сидон сильно пострадал около 1200 г. до н. э. от нашествия «народов моря», и на несколько столетий главенствующая роль переходит к Тиру.

Финикийские города, расположенные на берегу Средиземного моря, все больше и больше захватывают в свои руки торговлю между азиатскими странами, с одной стороны, и Южной Европой и Африкой – с другой. Они используют перемещение торговых путей на запад и юг.

Получая медь с Кипра, серебро и свинец из Малой Азии, золото из Египта, финикийские мастера добиваются огромного успеха в обработке этих металлов.

Необычайно развивалось в Финикии и красильное дело, особенно окраска тканей в пурпурный цвет. Опытным водолазам приходилось нырять на дно моря и, рискуя жизнью, добывать оттуда драгоценные пурпурные раковины. Из каждого моллюска выжималась капелька драгоценной жидкости, дававшая возможность окрашивать одежды в различные оттенки пурпурного цвета, причем настолько основательно, что даже во время стирки ткани не линяли.

На верфях Библа, Сидона и Тира строились весельные корабли. Гребцами были обычно рабы, которые приковывались к скамьям и в случае кораблекрушения первыми становились добычей волн.

Вообще финикийские купцы и владельцы мастерских заслужили в древности дурную славу жестоких и беспощадных рабовладельцев. Рабы использовались не только в качестве чернорабочих, грузчиков и гребцов, но и частично продавались за пределы страны.

На узком финикийском побережье, прижатому к морю Ливанским горным хребтом, мало было простора для земледельцев. На небольших террасах, спускавшихся уступами к морю, разбивались сады и виноградники и кое-где засевались злаки. Однако своего хлеба не хватало, и его приходилось ввозить из соседних стран.

Политического единства в Финикии не было. Характерно, что финикийский народ не имел даже своего названия. Жители каждого города называли себя его именем. Каждый город имел своего царя, который зависел от совета знатных и от народного собрания. Один из царей Библа прямо жалуется, что боится своего народа.

В дальнейшем роль рядовых финикийских граждан уменьшается. Разоренных сограждан отправляют в заморские колонии, опасаясь их волнений, тем более что приходилось страшиться также и рабов. Во всяком случае, обстановка внутри крошечных городов-государств Финикии не была спокойной. Ни один их этих городов не в состоянии был объединить всей страны, хотя некоторые попытки в этом направлении делались.

К концу II тыс. до н. э. усиливается город Тир. Его преимуществом была недоступность для внешних врагов. Основная часть города была расположена на скалистом островке, куда могли в случае опасности укрыться со своим имуществом жители материковой части города.

Особого расцвета Тир достиг в X-IX вв. до н. э. Ему подчиняется в это время вся южная Финикия (включая Сидон и Библ). Наиболее известный из царей Тира – Хирам (969-936 гг. до н. э.) снаряжал военно-морские экспедиции а остров Кипр и в северную Африку.

Финикийские города поочередно оказываются под властью то Ассирии, то Египта, то Персии, а в дальнейшем входят в состав эллинистических государств и затем Рима. Однако внутреннюю автономию они сохраняют и управляются своими царями.

В I тыс. до н. э. широко развивается финикийская колонизация, начавшаяся еще раньше. Сперва финикийские торговые фактории возникают на Кипре и в бассейне Эгейского моря, но затем центр тяжести переносится в западное Средиземноморье.

Самая крупная колония города Тира – Карфаген – стала центром державы, которая объединила значительную часть западного Средиземноморья и неизмеримо превзошла свою метрополию могуществом.

23 вопрос. Религия древних египтян. Религиозная реформа Аменхетепа IV (Эхнатона).

Религия древнего Египта в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

Египтяне поклонялись многочисленным божествам. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола, с головой барана, с головой коровы. Символом бога Ра был высокий, слегка сужающийся кверху каменный столб — обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Одним из самых популярных олицетворений-символов бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола, а также око Хора — божественный глаз как один из символов солнца. Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами. Одной из наиболее разработанных систем взаимоотношений богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун — первобытный водный-хаос. Из него появился бог Атум, который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов — Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них рождаются бог земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Иси-ду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов — божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди. Египетские жрецы кроме выделения девятки богов объединяли другие божества в семьи, как правило, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына. Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать не удалось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта. Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную природу — человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, Амона-Ра и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освящало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.

Религиозная реформа Эхнатона. Начинают возникать идеи единого Божества,"творца и создателя мира и людей. Эти идеи зарождались из синкретизма. Наиболее полно концепция единого божества, создателя "мира и человека, была сформулирована при Эхнатоне. По его повелению единым и неделимым творцом мира был объявлен Атон, изображавшийся в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь. Культы других богов если не уничтожались, то рассматривались как проявления единого божества.Атон не имел ни супруги, ни детей, ни каких-либо божественных родственников, не имел он в отличие от всех египетских богов ни человеческого, ни животного образа, не воплощался в статуях. Это было в принципе абстрактное божество, олицетворяемое в солнечном диске. Главное то, что в религиозной реформе Эхнатона Атон рассматривался как единое божество, другие боги потеряли «законное» право на существование рядом с ним. По приказу Эхнатона имена других богов, особенно Амона-Ра, уничтожались, жертвы им не приносились. Такая политика Эхнатона, видимо, была первым в истории Древнего Египта проявлением религиозной нетерпимости по отношению к культам, отличным от официального. Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона религия Атона была отменена. Важность этой реформы для развития египетской религии проявилась в том, что идея монотеизма оказалась сформулированной в египетской религиозной мысли.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.