Тема 6: Освоение ребенком звукового строя языка. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 6: Освоение ребенком звукового строя языка.

2018-01-30 413
Тема 6: Освоение ребенком звукового строя языка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы:

1. Освоение ребенком звуковых средств языка.

2. Особенности звуковой системы ребенка в д оречевой период.

3. Речевой период и звуковая система ребенка.

4. Последовательность освоения гласных и согласных фонем.

 

1. Освоение ребенком звуковых средств языка.

Развитие фонематического слуха ребенка. Связь звучания со смыслом слова. Переход от лепетных непроизвольных звуков к фонемам. Фонетическая характеристика первых слов. Появление фонематической речи как качественно новый этап коммуникативной деятельности. Развитие фонематического слуха ребенка. Последовательность освоения гласных и согласных фонем. Типичные ошибки в произношении слов (пропуск начальных и конечных фонем, замены и др.). Общая смягченность детской речи в раннем и младшем дошкольном возрасте. Освоение составной структуры многослоговых слов. Причины и закономерности слоговой элизии. Перестановка звуков и слогов (метатезис) как распространенное явление в речи ребенка. Освоение интонационных структур.

Развитие речи - как необходимость социальной коммуникабельности хорошо представлено в наблюдениях за развитием речи детей. В освоении детьми звукового строя языка исключительное значение имеет развитие речедвигательной сферы, т.е. согласованной работы двигательных центров речи в коре больших полушарий головного мозга, речедвигательного аппарата, органов дыхания и речевого слуха. Гуление, лепет, подражательное звукопроизношение являются своеобразными упражнениями речедвигательной сферы и слуха. Это подготовительный период развития произношения у ребенка в первый год жизни.

2. Доречевой период. Первый год жизни ребенка в речевом развитии называется стадией крика и лепета; и крик, и лепет еще лишены функции речи, но этот период является подготовительным для всего последующего речевого развития. С криком новорожденного начинается развитие тонких и разнообразных движений речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляторного. Характерной особенностью его является то, что этот звуковой поток еще нельзя разбить на составляющие элементы, выделить в нем те или иные звуки.

К началу 3-го месяца жизни появляется гуление и лепет. Лепет занимает значительное место в поведении ребенка первого года жизни: здоровый ребенок поет и «щебечет» чуть ли не часами. Лепет способствует появлению у него таких элементов произносительной речи, которые потом используются в усваиваемой речи ребенка: артикуляции отдельных звуков; они становятся все более устойчивыми и определенными. Среди них наиболее типичным является чередование согласных и гласных звуков. Повторяя одни и же сочетания многократно, ребенок начинает повторять их, уже руководствуясь слухом; последнее приводит его к способности подражать и чужой слышимой им речи; на первом этапе в подражании отмечается, что ребенок начинает повторять за взрослыми те сочетания звуков, которые он слышал ранее и сам уже произносил.

В четыре месяца ребенок различает строгий и ласковый тон обращения к нему взрослого, затем он начинает различать голоса близких и чужих, в восемь месяцев он воспринимает общий характер интонации, например вопрос, просьбу, ласку, строгость.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок делает попытки подражать и таким сочетаниям, которых он сам до того не употреблял.

Около года стремление подражать становится более устойчивым. Возрастает значение хорошего речевого окружения. Необходимо, чтобы ребенок слышал правильную речь, обращенную к нему и так или иначе связанную с его потребностями и его все расширяющимися возможностями.

3. Речевой период. В конце первого года жизни ребенка, после периода накопления некоторого жизненного опыта, начинается формирование словаря. На начальном этапе обнаруживается нерасчлененность категорий звука, слова и предложения; этот этап характеризуется как этап слова-предложения, а слово в это время часто выражается нерасчлененным звукоподражанием (а - зовет ребенок мать, у-у - просит он машину, ам-ам - собачку). Основным носителем смысла речи является в это время не слово, а интонация, сопровождающая тот или иной звук. (С развитием словесной речи ритм и интонация начинают играть служебную роль, они подчиняются слову, а в дальнейшем и фразе.) Словарь, звукопроизношение и грамматический строй взаимосвязаны и взаимообусловлены, но формирование каждого из них имеет свою специфику и свои сроки, что в свою очередь обусловлено физическими и психическими изменениями развития ребенка. Последнее необходимо учитывать при изучении речевого развития.

С 3 месяцев до года ребенок последовательно овладевает механизмами произношения большинства звуков речи: гортанных во время гуления, губных и переднеязычных взрывных, артикуляция которых сходна с актом сосания, затем щелевых согласных [ф - в, с – з] и других звуков. У многих детей к концу первого года жизни появляется даже раскатистый звук [р]. В это же время у ребенка возрастает внимание к артикуляции говорящих. У плохо слышащего ребенка развитие лепета останавливается на нескольких начальных звуках, а с 5-ти месяцев начинает постепенно исчезать, и ребенок замолкает. Крайне важно отметить, что во время формирования словаря звуки как бы вновь рождаются, ребенок, произносивший до года почти все речевые звуки, оказывается косноязычным при произношении слов, включающих те же самые звуки.

В процессе формирования словаря характерной чертой является неустойчивость произношения ребенком большинства звуков. Ребенок в одном слове может произносить звук правильно, в другом его пропускать, а в третьем заменять другим звуком.

Замещения оказываются нестойкими, многообразными, зависящими от влияния окружающих звуков в слове: тол (стол), шани (сани), питьмо (письмо), пуфти (пусти) - и от степени усвоенности слоговой структуры произносимого слова.

В младших группах дошкольного учреждения неправильное звукопроизношение встречается у большинства детей. В этом возрасте можно обнаружить дефекты свистящих, шипящих, сонорных [р, л], менее часто - дефекты смягчения (часто всеобщее смягчение согласных), а также дефекты озвончения и йотации,

Постепенно звуковой образ в процессе каждодневной речевой практики ребенка уточняется, автоматизируется и становится все более и более устойчивым. Ребенок должен приобретать не только правильный двигательный навык произношения отдельных заученных слов, но и умение контролировать свое произношение и исправлять его на основании сравнения воспринимаемой речи окружающих и собственной, т е. развивать фонематический слух. У детей фонематический слух формируется не сразу, а в процессе развития речи (ее восприятия и воспроизведения).

К 5-6 годам ребенок уже овладевает различной сложностью слоговой структуры слов, звукопроизношением, но у некоторых дошкольников отмечаются более или менее стойкие и единообразные замены тех или иных трудных звуков или искажения их правильного произношения. Одновременно с развитием речи у ребенка постепенно формируется фонематический слух (восприятие членораздельной речи).

К шести годам ребенок при отсутствии органических недостатков речи в условиях правильного воспитания овладевает всеми звуками русского языка и полностью воспроизводит слоговой состав нова. Однако и шестилетний ребенок нередко имеет нечеткую артикуляцию, вялую работу речевого аппарата, отчего страдает чистота и ясность произношения, особенно в тех случаях, когда ребенку приходится говорить в непривычных условиях.

Характерная особенность детского мышления - конкретность - находит отражение в языке детей: в их словаре преобладают слова с конкретными значениями (названия частей и органов тела, названия предметов домашнего обихода, продуктов, названия животных и т.д.).

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.