Деятельность К.И. Чуковского по сбору и анализу языковых фактов детской речи. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Деятельность К.И. Чуковского по сбору и анализу языковых фактов детской речи.

2018-01-30 2331
Деятельность К.И. Чуковского по сбору и анализу языковых фактов детской речи. 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Корней Иванович Чуковский занимался изучением детской речи в течение длительного времени. В 1920 году А.М. Горький посоветовал К.И. Чуковскому собрать его заметки о детском языке, рассеянные по газетам и журналам, в одну книгу. Она появилась в 1928 году под названием «Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы». Это был первый вариант теперь всемирно известной книги «От двух до пяти».

«От двух до пяти» выдержала 20 прижизненных изданий, причем ни одно из них не повторяло предшествующего: автор работал над книгой, совершенствуя ее, обновляя иллюстративный материал; его соавторами были тысячи читателей. 21-е издание было подготовлено к печати Корнеем Чуковским и вышло посмертно в издательстве «Детская литература» в 1970 году. В предисловиях к книге он писал, что вынужден был отбирать из присылаемого ему материала лишь самое типичное и яркое: «...Если бы я вздумал печатать подряд все сообщаемые мне материалы, книга разбухла бы вдесятеро». Среди тех, кто делился с автором своими наблюдениями над речью ребенка, А.Н. Толстой, К. Федин, Ю. Олеша, С. Маршак, М. Алигер, А. Барто, Р. Зеленая.

Путь К.И. Чуковского как исследователя детской речи был нелегким. Он отстаивал свое право заниматься сбором и анализом детских высказываний. Некоторые из читателей его первых газетных заметок расценили их как веселую рождественскую шутку, розыгрыш; были и такие, которые искренне возмущались тем, что автор увидел в детском «лепете» предмет, достойный не только внимания, но и восхищения. Книга К. И. Чуковского «От двух до пяти», содержит, кроме многочисленных фактов из речи ребёнка, ряд глубоких и серьёзных лингвистических идей.

Книга «Маленькие дети» начинается предисловием, обзором полученных автором писем. «Я получил десятки ругательных писем, — вспоминал К.И. Чуковский, — где с непонятной и неожиданной злобой высмеивалось мое пристрастие к детским словам». Отрывки из этих печально известных писем приводятся и в книге «От двух до пяти». К.И. Чуковский видел в этой реакции проявление мещанства и обывательщины: «...Для обывателя детский язык это просто «ерунда», «галиматья», не стоящая никакого внимания. Обыватель до такой степени презирает ребенка, что всякий, кто вслушивается в детскую речь, кажется ему смешным сумасшедшим». Однако уже и в те далекие годы находились люди, которые откликнулись на призыв К. И. Чуковского собирать и присылать ему образцы детских высказываний. В послереволюционные годы положение существенным образом изменилось. После каждого нового издания книги автор получал сотни писем, в которых читатели сообщали ему о своих наблюдениях над детской речью. К.И. Чуковский писал об этих письмах: «...Мне они кажутся колоссальнейшим достижением нашей культуры: лет 10—15 назад такое письмо было бы редкостью, а теперь этих писем у меня целая куча — от прачек, кухарок, кондукторов, больничных сиделок и пр. Все эти женщины, видящие своих детей лишь урывками, по целым дням разлученные с ними, умудряются наблюдать за развитием их языка, записывать их игры и песни... Здесь кроется такое уважение к ребенку, которого... и в зародыше не было лет десять — пятнадцать тому назад». Величайшая заслуга К.И. Чуковского заключается в том, что он не только сам был замечательным исследователем речи и психологии ребенка, но и приобщил к этому увлекательному творческому труду и несколько поколений своих читателей.

Главная суть книги, по признанию автора, в идеях, к которым его привело многолетнее общение с детьми. Книга написана для того, чтобы теоретически обосновать наблюдения, добытые длительным опытом, осмыслить и обобщить этот опыт. В книге трактуются серьезные темы: о целенаправленности влечения малых детей к перевертышам, об устойчивой форме их стихотворных экспромтов, о древних произведениях фольклора, как верных регуляторах детской поэзии, о реалистическом воспитании детей при помощи небывальщин и сказок и т.д.

Цель книги, утверждает К.И. Чуковский, - серьезнейшим образом исследовать те области умственной и психической жизни малолетних детей, которые до сих пор не подвергались исследованию.

В книге нет насупленных, скучных страниц, но это не значит, что она не научная. Это только значит, что научность далеко не всегда сочетается с дремучими словесными дебрями и с нагромождением умопомрачительных терминов.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.