Тема 7: Особенности освоения морфологических категорий — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 7: Особенности освоения морфологических категорий

2018-01-30 965
Тема 7: Особенности освоения морфологических категорий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы:

1. Освоение категорий существительного (категории числа, падежа, рода)

2. Освоение категорий прилагательного, употребление местоимений, овладение числительными.

3. Первые глагольные формы: инфинитив и императив, видо-временные формы.

 

Процесс усвоения ребенком грамматического строя речи сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического стереотипа.

В физиологии установлена условно-рефлекторная основа морфологической стороны речи. У ребёнка вырабатывается определённый динамический стереотип, например, при изменении имён существительных, прилагательных и других частей речи. Ребёнок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определённых грамматических форм.

Выработка динамического стереотипа обеспечивается его большой устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то он безошибочно их потребляет, и это соответствует общей системе языка. Но, вместе с тем, наблюдается недостаточная гибкость в применении. Ребёнок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы. Например: Мы видели в зоопарке конь. Мне мама подарила медведь (по аналогии как и "Мне мама купила стол")

То же наблюдается в употреблении, например, несклоняемых имён существительных. Ребенок твёрдо усвоил в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, поэтому он изменяет и такие слова, как: Сочи, пальто, пианино, кофе, кино.

Основополагающее значение для понимания особенностей освоения морфологической стороны речи дошкольниками имеют работы А.Н.Гвоздева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.М.Шахнаровича, А.В.Захаровой.

Усвоение грамматической строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их значений. Раньше всего ребёнок усваивает у существительных - число существительных (стол – столы) и разницу между существительными и уменьшительно-ласкательными существительными (столик - стол).

Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребёнка большое значение.

Сложнее усваиваются предметно-пространственные отношения, которые связаны с употреблением предлогов и падежей; глагольные отношения: время глагола (временные отношения) и значения, обозначающие отношения к участникам речи (лицо глаголов). Поздно усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путём механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных.

Отмечено, что три основные части речи русского языка представляют различные трудности:

в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний;

в отношении глаголов - овладение основами;

в отношении прилагательных - словообразование (сравнительная степень).

Раскрыта следующая закономерность: в усвоении морфологии наблюдается определённая последовательность. Сначала усваивается всё наиболее типичное, родовое, все продуктивные формы в области словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам). Всё единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергаются вытеснению в речи ребёнка. Постепенно, путём подражания речи окружающих, образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком, формы слова усваиваются уже в школьном возрасте.

Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Особенно отчетливо это выражено у старших дошкольников.

При усвоении грамматического строя языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки.

Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест. Основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений.

Речь детей развивается, прежде всего, на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно "не подражательные" элементы психологического механизма речевого развития, а обобщение языковых и речевых явлений. Формирование языковых обобщений в процессе развития речи начинается рано, и именно они составляют ядро психологического механизма усвоения языка, |е простое подражание взрослым.

Освоение морфологии тесно связано с когнитивным развитием ребёнка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.

Для морфологии интерес представляет появление в речи предложений с однородными подлежащими, где перед перечислением стоит обобщающее слово, пример: два "мы" - я и папа - пошли. Здесь и открывается прекрасная возможность для морфологии, хотя предложение оформлено недостаточно правильно грамматически, но по структуре - сложное. Ребёнок раскрывает множество (я и папа), указывает на количество действующих лиц (два "мы"), характеризуя результаты усвоения, которых достигает ребёнок к школьному возрасту, уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества, стоящих особняком, единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребёнок получает в нём совершенное орудие общения и мышления.

Ряд психологов, лингвистов, педагогов указывали на якобы присущее ребёнку особое "чутьё языка", которое и позволяет ему разобраться в сложнейших языковых явлениях. В русской дореволюционной литературе на это неоднократно указывал К.Д.Ушинский. Замечательный знаток детского языка детский писатель К.И.Чуковский говорит, что в период до 5 лет ребенок обладает необычайным чутьём языка и что именно оно и, связанная с этим, умственная работа ребенка над языком создают основу столь интенсивно идущего процесса. Заслуга Чуковского не только в том, что он, вопреки механическим теориям, отстаивает активный характер процесса усвоения, но и в том, что он собрал, хотя и разрозненный, но обильный материал по детскому словотворчеству.

Дошкольный возраст является периодом, в котором проявляется наибольшая чуткость к языковым явлениям, самостоятельное словообразование является процессом, показывающим усвоение ребенком системы суффиксов родного языка, что тесно связано с формированием морфологической стороны речи.

Но несмотря на детское чутьё к языку, речь дошкольников всё-таки не безошибочна.

1. Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончаний -а (-я) - дети произносят -ы (-и) по типу столы", "домы", "поезды", "окны", "человеки".

2. Унификация окончаний родительного падежа множественного числа имён существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов": "карандашов", "этажов", "мышов", "утков", "птичков", "книгов", "куклов", "девочков", "руков", "дерев", "лошадёв".

3. Неправильное склонение имен существительных родительного падежа единственного числа: "у кукле", "у сестре", "у маме", "без ложке".

4. Унификация стилистических различий в окончаниях предложного падежа единственного числа неодушевлённых существительных, имеющих разговорную форму -у, в отличии от книжной формы на -е ("на мысу - на мысе"): "в лесе", "в носе", "в роте", "на супе".

5. Неразличение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных: "видели поросенок", "поймали олень”, "посадили дуба", Сережа поймал сом".

6. Склонение несклоняемых существительных: "в кине", "на пальте пуговицы", "за пианином", "чашка кофию".

7. Образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных: "ягнёнки", "жеребёнки", "котёнки", "поросёнки".

8. Изменение рода существительных: "большой яблок", "купи мороженую", "папа ушла", "платье зелёная".

9. Унификация спряжения глаголов - спряжение всех непродуктивных по типу продуктивных: "давать-даваю", "дать-дадишь", "ехать-ехаю, ехает", "бежать- бежу, бежи", "искать-искаю, искает".

10. Не склонение числительных: "собака с пять щенят", "курица пришла без два цыплёнка".

11. Неправильная форма причастий: "сломатая", "сошитая", "оборватая".

12. Образование сравнительной степени прилагательных: "ярчи", "хужи", "плохее", "чистее", "красивше".

13. Окончание местоимений в косвенных падежах: "у мене болят уши", "в этим кармане", "у тебе красивая платья".

14. Склонение числительных: "двое домов", "идите по двоим", "с двумями карманами", тетей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки:

"одень" - вместо "надень", "раздень" - вместо "сними";

"я надетый" - вместо "я одетый";

"мы ходим за ягодам и грибам".

Большую роль в формировании морфологической стороны речи играет и место жительства ребёнка.

Таким образом, особенности формирования морфологической стороны речи заключаются в том, на сколько у детей сформировано мышление, умение образовывать слово с помощью разных суффиксов; употреблять именные части речи в нужной форме рода, падежа, числа

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.