Глава 2. Картина мироздания в Священном Предании и современной науке — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава 2. Картина мироздания в Священном Предании и современной науке

2018-01-30 180
Глава 2. Картина мироздания в Священном Предании и современной науке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По представлениям святых отцов, земной мир есть символ мира Горнего. «Мир — «Экран» Божественных проявлений — символически отражает божественную жизнь» [84].

В творении Творец отразил Себя. Человека, тварь Творец создал по Образу своему и Подобию.

Человек есть Микрокосм, отражающий в себе Макрокосм.

Принцип «все во всем» можно понимать как принцип изо­морфного строения Тварного мира. Взаимопроникновение двух миров открывает в видимом мире отражение Мира Ино­го, по которому он сотворен. Каков этот Иной мир? Христи­анское богословие описывает мир как целое, состоящее из Нетварного и Тварного бытия.

Нетварное бытие

В православном богословии природа Бога Творца пред­ставлена как Божественная Сущность и Божественные энер­гии [90].

Бог — Единая Сущность в трех ипостасях — Бог-Отец, Сын и Святой Дух. Ипостаси в Троице неразделимы и несли-янны. Единосущный Бог обладает единой Божественной энергией, которая исходит от Отца и сообщается через Сына в Духе Святом. Проявление Святой Троицы вовне есть Ее Боже­ственная Нетварная энергия, внешнее по отношению к само­му Троичному бытию.

«Бог есть созидающая сущность и сверхсущностное Пер­воначало бытия, Он есть созидающая силу и наимогуществен­нейшая Основа; наконец, Он есть бесконечное и действенное состояние всякого действия. Кратко сказать, Бог есть Творчес­кая Причина сущности, силы и действия, то есть начала, сере­дины и конца» (преп. Максим Исповедник [172, с. 215]).

Попытаемся дальше развернуть и пояснить эту концентри­рованную мысль, выражающую основные догматы богословия.

Катафатическое богословие, богословие «Божественных имен», писал Вл. Лосский, утверждает, что Бог нисходит к нам

 

в Своих энергиях, которые Его проявляют. В акте творения Единосущная Троица дает познание о Себе через Свои природ­ные энергии. В Священном Писании даны Божественные име­на в соответствии с энергиями, в которых Бог сообщается, ос­таваясь неприступным по своей Сущности. Одна из антиномий утверждает доступность недоступной Божественной природы, где недоступна человеку Сущность Бога, а доступны познанию Его энергии. Таким образом, следует различать непостигаемую Божественную Сущность (апофатическое богословие) и позна­ваемые (переживаемые) нетварные Божественные энергии — то, что «после» Сущности, внешнее по отношению к самому Троичному бытию — Благодать, Любовь, Премудрость. Эта трансцендентная Божественная сила, Благодать, действует в христианских таинствах и мистическом эффекте аскезы [106].

Светоотеческое Предание и богословие веками отшлифо­вывало понятия Сущности Бога, Нетварного и тварного бы­тия, Нетварных и тварных энергий.

Св. Григорий Палама продолжил традицию, представлен­ную в трудах святых: Дионисия Ареопагита, Василия Велико­го, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника.

Так, св. Вас. Великий писал: «Нет ни сущности по приро­де без энергии, ни какой бы то ни было энергии без сущности, и больше того, мы познаем сущность через энергию, имея для удостоверения саму эту энергию как показание сущности: ведь Божией сущности никто никогда не видел, но мы все равно достоверно знаем эту сущность через ее энергии».

Некая аналогия мысли ев. Вас. Великого просматривается в секулярной науке. В. Джеме в своей обобщающей работе представил многочисленные свидетельства многообразного опыта религиозных переживаний [59]. В достоверности этого огромного опытного материала также не приходится сомне­ваться, как и в других эмпирических данных, хотя и получае­мых обычно другими путями через органы чувств.

Здесь можно привести аналогию из области физического знания: невидимая «черная дыра» в космосе обнаруживает себя по определенным гравитационным эффектам.

Термин «энергия» традиционно переводится с греческого языка как «действие». Св. Григорий Нисский: «природная энергия есть сила, обнаруживающая всякую сущность, кото­рой лишено только несущее, потому что сущее, причастное

 

той или иной сущности, во всяком случае причастно по при­роде и обнаруживающей ее силе» [126].

Так как в цитате «энергия» и «сущность» пишутся с малой буквы, то речь идет уже о тварном бытии. Взаимоотношения «сущности» и «энергии», таким образом, аналогичны как для Нетварного бытия, так и для Тварного бытия. Тварное бытие тоже имеет сущность, силу и действие. Всякое феноменальное явление имеет скрытую невидимую сущность.

Бог является не только первопричиной и Творцом Вселен­ной и человека, но Создающей Сущностью. Он «связывает, со­четает и ограничивает все, умопостигаемое и чувственное, про-мыслительно соединяя одно с другим и с Самим Собою. И бу­дучи Причиной, Началом и Концом, Он удерживает около Себя вещи, по природе отделенные друг от друга, заставляя их соединяться силою одной связи с Собою как с Началом» (преп. Максим Исповедник [172]). На языке западной философии это утверждение выражает наличие некоей идеальной субстанции, «первоосновы» мира. Современные физики сегодня тоже на­стойчиво возвращаются к различным гипотезам «единого поля», единого вакуума, «ничто», из которого возникло все, «эфира».

Бог — Первоначало, Первопричина, Наимогущественная основа тварного бытия. И далее у преп. Максима Исповедни­ка: «Благодаря этой силе [«Основе»] все приводится к неунич­тожимому и неслиянному тождеству движения и бытия, так что, при всем различии природы или движения, ни одно из сущих первоначально не восстает против другого и не отделя­ется от другого, но все без смешения соединено между собой посредством единой нерушимой связи и благодаря сохране­нию одного Начала и Причины» [172, с. 157].

Текст, написанный в VII в. монахом, очень напоминает образец научного «системного мышления» XX в.

Вселенную, Мир, созданный Богом — тварное бытие, с точки зрения позитивистского мышления конца XX в., можно рассматривать как Систему Систем, в которой все со всем свя­зано («Бог все во всем» [1 Кор. 15:28]) и которая имеет свою структуру, иерархию и законы. Бог же как «действенное Со­стояние всякого действия» (см. выше в цитате преп. М. Испо­ведника) по этой «логике» выглядит как «системообразующий фактор». «Фактор», образующий систему, находится вне ее, он

 

запределен ей, трансцендентен. Этот «Фактор» — действую­щая связь, которая «...упраздняет и покрывает собой все част­ные связи, зримые, соответственно природе каждого, во всех сущих. Однако она упраздняет и покрывает не разрушением, уничтожением или приведением их к небытию, но побеждая и являясь им сверху, как является целое частям, как причина -самому целому» [преп. Максим Исповедник, с. 157]. С утверж­дением, что эта «связь» — Бог — является «энергетической Первоосновой тварного мира», согласились бы, вероятно, се­годня многие современные ученые.

О. Василий Кривошеий, исследователь наследия св. Гр. Па-ламы, писал: «Бог есть и называется естеством всех существ, ибо все являются Его причастниками и образуются Его прича­стием — причастием Его энергий»...в этом смысле Он является бытийностью существующих — «Всем для всех» [95]. «Миру не принадлежит его бытие — оно ему дано», — гласит исходный тезис С. Булгакова [32, с. 176].

А вот что по этому поводу пишет современный ученый С.С. Хоружий: «Учение В.И. Вернадского о ноосфере, фило­софские идеи Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, В.И. Муравь­ева и др., а вслед за ними и появление конкретных дисциплин, таких как семиотика, теория систем, синергетика, создают предпосылки нового единства знания и, более того, нового способа знания, глобального по своему охвату и универсально­го по своему методу. Намечающиеся контуры такого способа позволяют предположить, что в его рамках целокупная реаль­ность, и чувственная и духовная, могла бы описываться по об­разцу многоуровневой иерархической системы, причем единый каркас описания создавался бы путем универсальных структур­ных парадигм, прослеживаемых во всех уровнях реальности, где сложность организации достаточна для их наличия» [201, с. 412].

Метанаука

Общая Теория Систем

ОТС — Общую Теорию. Систем сегодня рассматривают как метанауку — как методологию для всех других частных конкретных наук.

 

Известный системолог М.С. Каган назвал системный под­ход «высшим достижением научной мысли в конце XX в.». Основной категориальный аппарат ОТС — «система», «само­организация», информация, «управление», «самоуправление», «структура», «элементы», «связь».

Развитие ОТС связано с изучением процессов организа­ции и управления, которые присутствуют в любых системах — технических, биологических, социальных, психологических.

С точки зрения ОТС, весь мир, Космос можно рассматри­вать как гигантскую Систему, состоящую из иерархии под­систем.

Общепринятое понятие «системы» в теории систем можно найти у Г. Акоффа: «Система — это совокупность из 2-х и бо­лее элементов, удовлетворяющих 3 условиям:

1. Поведение каждого элемента влияет на поведение целого.

2. Поведение элементов и их воздействия на целое взаи­мозависимы.

3. Если существуют подгруппы элементов, каждая из них влияет на поведение целого и ни одна не оказывает такого влияния независимо...

Каждая часть системы обладает качествами, которые теря­ются, если ее отделить от системы.

Каждая система обладает существенными качествами, ко­торые отсутствуют у его частей. Существенные свойства сис­темы, взятой как целое, вытекают из взаимодействия ее час­тей, а не из их действий, взятых в отдельности. Пб данной причине — и это главное — система есть целое, которое нельзя понять посредством анализа» [4, с. 38—39].

Самоорганизация

Одна из основных категорий ОТС — самоорганизация — носит междисциплинарный характер. Самоорганизация — это свойство, которое обеспечивает развитие сложных систем в природе и обществе.

В самом общем виде под самоорганизацией понимается свойство системы реагировать определенным образом на из­менение другой системы, выступающей по отношению к ней внешней. По мнению многих ученых, Вселенная есть резуль­тат самоорганизации материи.

 

И. Пригожий, автор новой научной дисциплины — синер­гетики, теории необратимых процессов, спасая материалисти­ческую парадигму мироздания, вводит новый взгляд на мате­рию, наделяя ее свойством «спонтанной активности» [146].

И. Пригожий и Стенгерс писали, что в состоянии равно­весия материя «слепа», в неравновесных условиях она обрета­ет способность воспринимать различия во внешнем мире [146].

Сегодня умы многих ученых привлекает это новое на­правление естественной науки — синергетика. Синергетика — это попытка материалистической науки ответить на вопрос — как возникла жизнь, живое. «Путем САМОорганизации мате­рии» — отвечает синергетика, анализируя процессы возник­новения порядка из хаоса.

Идея самозарождения жизни, «самоорганизации» (правда, без этого термина) впервые была высказана А.И. Опариным. Более полувека ряд ученых пытались доказать эту теорию экс­периментально, но у них это не получилось.

Свою теорию И. Пригожий основывает на открытии хими­ческих обратимых реакций (реакции Белоусова-Жаботинского).

Порядок, по мнению И. Пригожина, может спонтанно возникать из хаоса в результате самоорганизации, именно энт­ропию рассматривает он как прародительницу порядка [146]. Открытые системы, по теории И. Пригожина, создают подсис­темы, которые непрестанно флуктуируют. Флуктуация может разрушить организацию, систему. В этот переломный момент, который И. Пригожин называет точкой бифуркации, принци­пиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие системы — перейдет она к хаосу или на новый, более дифференцированный и более вы­сокий уровень упорядоченности. В этом случае система будет иметь диссипативную структуру, для поддержания которой требуется больше энергии, чем для поддержания более про­стой структуры, которая была прежде. До бифуркации в систе­ме действовали законы детерминизма.

Для возникновения более упорядоченной необратимой диссипативной структуры необходим приток энергии извне.

Всю Вселенную И. Пригожий рассматривает как незамк­нутую нелинейную неравновесную структуру со свойством необратимости [146].

44.

 

Необратимость, утверждает И. Пригожин, не может быть в мире с обратимым временем; Происхождение необратимости, таким образом, есть космологическая проблема, как и пробле­ма необратимости времени, которое возникло с образованием Вселенной.

В таком случае закономерен вопрос — откуда Вселенная получает приток энергии для «закрепления» в ней необрати­мости процессов? Сам И. Пригожин, развивая «новый взгляд на роль материи» — считает ее не пассивной субстанцией, а обладающей свойством спонтанно самоорганизовываться, черпая, по-видимому, энергию для этого из самой себя. Но далеко не все представители естественных наук. согласны с концепцией И. Пригожина.

Так, Е. Седов и Д. Кузнецов полагают, что органические химические реакции, участвующие в формировании жизни, являются обратимыми и эти виды синтеза самопроизвольно осуществляться не могут. Без средств, делающих необратимы­ми обратимые химические реакции, ни в каком первобытном океане никогда не мог начаться синтез жизни, сколько бы времени ни было для этого предоставлено. Жизнь на земле возникла в результате воздействия разумной информации на материю [155].

Это мнение, что в рамках термодинамики необратимых стационарных процессов невозможно объяснить прогрессив­ную эволюцию живой материи, разделяет и Тринчер К. [174}. Концепция образования первичной генетически программи­рованной клетки с помощью самопроизвольного развития яв­ляется анахронизмом. Живые системы явились не только стойкими образованиями, но и обладали свойством неограни­ченно усложнять свою структуру. Заслуга неравновесной тер­модинамики заключается в том, что она сумела выявить меха­низмы антиэнтропийных процессов, не противоречащих II началу термодинамики, поскольку локальное уменьшение эн­тропии самоорганизующей системы всегда оплачивается боль­шим по абсолютной величине возрастанием энтропии внеш­ней среды (155].

Таким образом, теоретическая гипотеза Опарина о само­произвольном зарождении жизни на Земле в «первобытном бульоне» у многих современных ученых вызывает большие со­мнения.

 

«Спонтанность» возникновения порядка из хаоса в ре­зультате самоорганизации, как и дальнейшее поддержание порядка в «самоорганизующейся системе», требует притока энергии. Если открытые подсистемы получают ее из Вселен­ной, то «откуда» поступает энергия в Систему «Вселенная»? Как возникла эта Первая Система «Вселенная»? Этих ответов в синергетике нет. Проблема «Первотолчка», Первопричины синергетикой с повестки «Происхождения Вселенной» не снимается.

Итак, Первопричина, Первотолчок, образующий систему «Вселенная», Фактор, обеспечивающий ее целостность, гармо­ничность и взаимосвязь всех подсистем, в нее входящих, -— та­ковы аспекты видения научным мышлением Бога-Творца. Действия Творца, которыми Он создал мир, запредельны это­му миру, значит — инокачественны, таковы, что нам в преде­лах этого мира их не понять. Этими Действиями держится наш мир и в настоящем. Эти Действия Его мы называем «энерги­ей» этого мира. Движение, энергия — это сущностное свой­ство тварной природы.

Энергия

«Энергия» — другая из самых распространенных в совре­менном научном позЕнании категорий. То, что Бог повсюду присутствует, и все вмещает («Его же не вмещает ничто»), бла­женный Кирилл именует богодостойной энергией и силой.

Иоанн Златоуст называет сущностной энергией Бога то, что Его нигде нет, не из-за небытия, но из-за возвышения над местом, временем и природой.

Физики под «энергией» понимают единую меру различных форм движейия материи. Качественно различным формам движения материи соответствуют виды энергии: механичес­кая, внутренняя, электромагнитная, химическая, ядерная, ко­торые все имеют количественные характеристики.

Если рассматривать категорию «энергии» в более широком смысле, то ее можно понимать как меру активности (действия, работы) — т.н. актуальная энергия или как способность к ак­тивности — потенциальная энергия.

Любое материальное тело или явление СПОСОБНО быть активным. Этимология слова «с-пособность» — «с-пособием»,

 

«пособить» — что значит «помочь». «С-пособность» — значит с помощью (чего-то, кого-то) что-то сделать, с Чьей-то помо­щью проявить активность.

Само ли тело может двигаться? Мы говорим: «тело может двигаться, если обладает энергией (= обладает помощью!). «Само» тело не может ничего. Даже остановиться, — Так ут­верждает закон инерции.

Из опыта физики установлено, что физические тела полу­чают эту «способность к активности» — энергию — друг от друга. Один из первых постулатов физики утверждает, что энергия не исчезает в замкнутой системе (а как таковую мож­но рассматривать Вселенную), а лишь переходит из одной формы в другую. И закономерный вопрос «Откуда же взялась та первая энергия, которая стала переходить из формы в фор­му?» приводит к ответу о необходимости Первотолчка. У св. Вас. Великого есть учение о даре активности. Этот дар актив­ности, сообщенный Земле при творении мира, действующий и доныне, связывает мир с его Творцом [35]. И второй Вопрос к этому постулату о сохранении энергии — «Откуда во Вселен­ной это конечное «количество энергии?» — тоже не может иметь ответа, кроме: «Таким образом она была сотворена» (если не верить в утверждение, что Вселенная возникла слу­чайным образом). «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» [Бытие, 2:2].


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.