Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2018-01-30 | 180 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
По представлениям святых отцов, земной мир есть символ мира Горнего. «Мир — «Экран» Божественных проявлений — символически отражает божественную жизнь» [84].
В творении Творец отразил Себя. Человека, тварь Творец создал по Образу своему и Подобию.
Человек есть Микрокосм, отражающий в себе Макрокосм.
Принцип «все во всем» можно понимать как принцип изоморфного строения Тварного мира. Взаимопроникновение двух миров открывает в видимом мире отражение Мира Иного, по которому он сотворен. Каков этот Иной мир? Христианское богословие описывает мир как целое, состоящее из Нетварного и Тварного бытия.
Нетварное бытие
В православном богословии природа Бога Творца представлена как Божественная Сущность и Божественные энергии [90].
Бог — Единая Сущность в трех ипостасях — Бог-Отец, Сын и Святой Дух. Ипостаси в Троице неразделимы и несли-янны. Единосущный Бог обладает единой Божественной энергией, которая исходит от Отца и сообщается через Сына в Духе Святом. Проявление Святой Троицы вовне есть Ее Божественная Нетварная энергия, внешнее по отношению к самому Троичному бытию.
«Бог есть созидающая сущность и сверхсущностное Первоначало бытия, Он есть созидающая силу и наимогущественнейшая Основа; наконец, Он есть бесконечное и действенное состояние всякого действия. Кратко сказать, Бог есть Творческая Причина сущности, силы и действия, то есть начала, середины и конца» (преп. Максим Исповедник [172, с. 215]).
Попытаемся дальше развернуть и пояснить эту концентрированную мысль, выражающую основные догматы богословия.
Катафатическое богословие, богословие «Божественных имен», писал Вл. Лосский, утверждает, что Бог нисходит к нам
|
в Своих энергиях, которые Его проявляют. В акте творения Единосущная Троица дает познание о Себе через Свои природные энергии. В Священном Писании даны Божественные имена в соответствии с энергиями, в которых Бог сообщается, оставаясь неприступным по своей Сущности. Одна из антиномий утверждает доступность недоступной Божественной природы, где недоступна человеку Сущность Бога, а доступны познанию Его энергии. Таким образом, следует различать непостигаемую Божественную Сущность (апофатическое богословие) и познаваемые (переживаемые) нетварные Божественные энергии — то, что «после» Сущности, внешнее по отношению к самому Троичному бытию — Благодать, Любовь, Премудрость. Эта трансцендентная Божественная сила, Благодать, действует в христианских таинствах и мистическом эффекте аскезы [106].
Светоотеческое Предание и богословие веками отшлифовывало понятия Сущности Бога, Нетварного и тварного бытия, Нетварных и тварных энергий.
Св. Григорий Палама продолжил традицию, представленную в трудах святых: Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника.
Так, св. Вас. Великий писал: «Нет ни сущности по природе без энергии, ни какой бы то ни было энергии без сущности, и больше того, мы познаем сущность через энергию, имея для удостоверения саму эту энергию как показание сущности: ведь Божией сущности никто никогда не видел, но мы все равно достоверно знаем эту сущность через ее энергии».
Некая аналогия мысли ев. Вас. Великого просматривается в секулярной науке. В. Джеме в своей обобщающей работе представил многочисленные свидетельства многообразного опыта религиозных переживаний [59]. В достоверности этого огромного опытного материала также не приходится сомневаться, как и в других эмпирических данных, хотя и получаемых обычно другими путями через органы чувств.
Здесь можно привести аналогию из области физического знания: невидимая «черная дыра» в космосе обнаруживает себя по определенным гравитационным эффектам.
|
Термин «энергия» традиционно переводится с греческого языка как «действие». Св. Григорий Нисский: «природная энергия есть сила, обнаруживающая всякую сущность, которой лишено только несущее, потому что сущее, причастное
той или иной сущности, во всяком случае причастно по природе и обнаруживающей ее силе» [126].
Так как в цитате «энергия» и «сущность» пишутся с малой буквы, то речь идет уже о тварном бытии. Взаимоотношения «сущности» и «энергии», таким образом, аналогичны как для Нетварного бытия, так и для Тварного бытия. Тварное бытие тоже имеет сущность, силу и действие. Всякое феноменальное явление имеет скрытую невидимую сущность.
Бог является не только первопричиной и Творцом Вселенной и человека, но Создающей Сущностью. Он «связывает, сочетает и ограничивает все, умопостигаемое и чувственное, про-мыслительно соединяя одно с другим и с Самим Собою. И будучи Причиной, Началом и Концом, Он удерживает около Себя вещи, по природе отделенные друг от друга, заставляя их соединяться силою одной связи с Собою как с Началом» (преп. Максим Исповедник [172]). На языке западной философии это утверждение выражает наличие некоей идеальной субстанции, «первоосновы» мира. Современные физики сегодня тоже настойчиво возвращаются к различным гипотезам «единого поля», единого вакуума, «ничто», из которого возникло все, «эфира».
Бог — Первоначало, Первопричина, Наимогущественная основа тварного бытия. И далее у преп. Максима Исповедника: «Благодаря этой силе [«Основе»] все приводится к неуничтожимому и неслиянному тождеству движения и бытия, так что, при всем различии природы или движения, ни одно из сущих первоначально не восстает против другого и не отделяется от другого, но все без смешения соединено между собой посредством единой нерушимой связи и благодаря сохранению одного Начала и Причины» [172, с. 157].
Текст, написанный в VII в. монахом, очень напоминает образец научного «системного мышления» XX в.
Вселенную, Мир, созданный Богом — тварное бытие, с точки зрения позитивистского мышления конца XX в., можно рассматривать как Систему Систем, в которой все со всем связано («Бог все во всем» [1 Кор. 15:28]) и которая имеет свою структуру, иерархию и законы. Бог же как «действенное Состояние всякого действия» (см. выше в цитате преп. М. Исповедника) по этой «логике» выглядит как «системообразующий фактор». «Фактор», образующий систему, находится вне ее, он
|
запределен ей, трансцендентен. Этот «Фактор» — действующая связь, которая «...упраздняет и покрывает собой все частные связи, зримые, соответственно природе каждого, во всех сущих. Однако она упраздняет и покрывает не разрушением, уничтожением или приведением их к небытию, но побеждая и являясь им сверху, как является целое частям, как причина -самому целому» [преп. Максим Исповедник, с. 157]. С утверждением, что эта «связь» — Бог — является «энергетической Первоосновой тварного мира», согласились бы, вероятно, сегодня многие современные ученые.
О. Василий Кривошеий, исследователь наследия св. Гр. Па-ламы, писал: «Бог есть и называется естеством всех существ, ибо все являются Его причастниками и образуются Его причастием — причастием Его энергий»...в этом смысле Он является бытийностью существующих — «Всем для всех» [95]. «Миру не принадлежит его бытие — оно ему дано», — гласит исходный тезис С. Булгакова [32, с. 176].
А вот что по этому поводу пишет современный ученый С.С. Хоружий: «Учение В.И. Вернадского о ноосфере, философские идеи Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, В.И. Муравьева и др., а вслед за ними и появление конкретных дисциплин, таких как семиотика, теория систем, синергетика, создают предпосылки нового единства знания и, более того, нового способа знания, глобального по своему охвату и универсального по своему методу. Намечающиеся контуры такого способа позволяют предположить, что в его рамках целокупная реальность, и чувственная и духовная, могла бы описываться по образцу многоуровневой иерархической системы, причем единый каркас описания создавался бы путем универсальных структурных парадигм, прослеживаемых во всех уровнях реальности, где сложность организации достаточна для их наличия» [201, с. 412].
Метанаука
Общая Теория Систем
ОТС — Общую Теорию. Систем сегодня рассматривают как метанауку — как методологию для всех других частных конкретных наук.
|
Известный системолог М.С. Каган назвал системный подход «высшим достижением научной мысли в конце XX в.». Основной категориальный аппарат ОТС — «система», «самоорганизация», информация, «управление», «самоуправление», «структура», «элементы», «связь».
Развитие ОТС связано с изучением процессов организации и управления, которые присутствуют в любых системах — технических, биологических, социальных, психологических.
С точки зрения ОТС, весь мир, Космос можно рассматривать как гигантскую Систему, состоящую из иерархии подсистем.
Общепринятое понятие «системы» в теории систем можно найти у Г. Акоффа: «Система — это совокупность из 2-х и более элементов, удовлетворяющих 3 условиям:
1. Поведение каждого элемента влияет на поведение целого.
2. Поведение элементов и их воздействия на целое взаимозависимы.
3. Если существуют подгруппы элементов, каждая из них влияет на поведение целого и ни одна не оказывает такого влияния независимо...
Каждая часть системы обладает качествами, которые теряются, если ее отделить от системы.
Каждая система обладает существенными качествами, которые отсутствуют у его частей. Существенные свойства системы, взятой как целое, вытекают из взаимодействия ее частей, а не из их действий, взятых в отдельности. Пб данной причине — и это главное — система есть целое, которое нельзя понять посредством анализа» [4, с. 38—39].
Самоорганизация
Одна из основных категорий ОТС — самоорганизация — носит междисциплинарный характер. Самоорганизация — это свойство, которое обеспечивает развитие сложных систем в природе и обществе.
В самом общем виде под самоорганизацией понимается свойство системы реагировать определенным образом на изменение другой системы, выступающей по отношению к ней внешней. По мнению многих ученых, Вселенная есть результат самоорганизации материи.
И. Пригожий, автор новой научной дисциплины — синергетики, теории необратимых процессов, спасая материалистическую парадигму мироздания, вводит новый взгляд на материю, наделяя ее свойством «спонтанной активности» [146].
И. Пригожий и Стенгерс писали, что в состоянии равновесия материя «слепа», в неравновесных условиях она обретает способность воспринимать различия во внешнем мире [146].
Сегодня умы многих ученых привлекает это новое направление естественной науки — синергетика. Синергетика — это попытка материалистической науки ответить на вопрос — как возникла жизнь, живое. «Путем САМОорганизации материи» — отвечает синергетика, анализируя процессы возникновения порядка из хаоса.
Идея самозарождения жизни, «самоорганизации» (правда, без этого термина) впервые была высказана А.И. Опариным. Более полувека ряд ученых пытались доказать эту теорию экспериментально, но у них это не получилось.
|
Свою теорию И. Пригожий основывает на открытии химических обратимых реакций (реакции Белоусова-Жаботинского).
Порядок, по мнению И. Пригожина, может спонтанно возникать из хаоса в результате самоорганизации, именно энтропию рассматривает он как прародительницу порядка [146]. Открытые системы, по теории И. Пригожина, создают подсистемы, которые непрестанно флуктуируют. Флуктуация может разрушить организацию, систему. В этот переломный момент, который И. Пригожин называет точкой бифуркации, принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие системы — перейдет она к хаосу или на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности. В этом случае система будет иметь диссипативную структуру, для поддержания которой требуется больше энергии, чем для поддержания более простой структуры, которая была прежде. До бифуркации в системе действовали законы детерминизма.
Для возникновения более упорядоченной необратимой диссипативной структуры необходим приток энергии извне.
Всю Вселенную И. Пригожий рассматривает как незамкнутую нелинейную неравновесную структуру со свойством необратимости [146].
44.
Необратимость, утверждает И. Пригожин, не может быть в мире с обратимым временем; Происхождение необратимости, таким образом, есть космологическая проблема, как и проблема необратимости времени, которое возникло с образованием Вселенной.
В таком случае закономерен вопрос — откуда Вселенная получает приток энергии для «закрепления» в ней необратимости процессов? Сам И. Пригожин, развивая «новый взгляд на роль материи» — считает ее не пассивной субстанцией, а обладающей свойством спонтанно самоорганизовываться, черпая, по-видимому, энергию для этого из самой себя. Но далеко не все представители естественных наук. согласны с концепцией И. Пригожина.
Так, Е. Седов и Д. Кузнецов полагают, что органические химические реакции, участвующие в формировании жизни, являются обратимыми и эти виды синтеза самопроизвольно осуществляться не могут. Без средств, делающих необратимыми обратимые химические реакции, ни в каком первобытном океане никогда не мог начаться синтез жизни, сколько бы времени ни было для этого предоставлено. Жизнь на земле возникла в результате воздействия разумной информации на материю [155].
Это мнение, что в рамках термодинамики необратимых стационарных процессов невозможно объяснить прогрессивную эволюцию живой материи, разделяет и Тринчер К. [174}. Концепция образования первичной генетически программированной клетки с помощью самопроизвольного развития является анахронизмом. Живые системы явились не только стойкими образованиями, но и обладали свойством неограниченно усложнять свою структуру. Заслуга неравновесной термодинамики заключается в том, что она сумела выявить механизмы антиэнтропийных процессов, не противоречащих II началу термодинамики, поскольку локальное уменьшение энтропии самоорганизующей системы всегда оплачивается большим по абсолютной величине возрастанием энтропии внешней среды (155].
Таким образом, теоретическая гипотеза Опарина о самопроизвольном зарождении жизни на Земле в «первобытном бульоне» у многих современных ученых вызывает большие сомнения.
«Спонтанность» возникновения порядка из хаоса в результате самоорганизации, как и дальнейшее поддержание порядка в «самоорганизующейся системе», требует притока энергии. Если открытые подсистемы получают ее из Вселенной, то «откуда» поступает энергия в Систему «Вселенная»? Как возникла эта Первая Система «Вселенная»? Этих ответов в синергетике нет. Проблема «Первотолчка», Первопричины синергетикой с повестки «Происхождения Вселенной» не снимается.
Итак, Первопричина, Первотолчок, образующий систему «Вселенная», Фактор, обеспечивающий ее целостность, гармоничность и взаимосвязь всех подсистем, в нее входящих, -— таковы аспекты видения научным мышлением Бога-Творца. Действия Творца, которыми Он создал мир, запредельны этому миру, значит — инокачественны, таковы, что нам в пределах этого мира их не понять. Этими Действиями держится наш мир и в настоящем. Эти Действия Его мы называем «энергией» этого мира. Движение, энергия — это сущностное свойство тварной природы.
Энергия
«Энергия» — другая из самых распространенных в современном научном позЕнании категорий. То, что Бог повсюду присутствует, и все вмещает («Его же не вмещает ничто»), блаженный Кирилл именует богодостойной энергией и силой.
Иоанн Златоуст называет сущностной энергией Бога то, что Его нигде нет, не из-за небытия, но из-за возвышения над местом, временем и природой.
Физики под «энергией» понимают единую меру различных форм движейия материи. Качественно различным формам движения материи соответствуют виды энергии: механическая, внутренняя, электромагнитная, химическая, ядерная, которые все имеют количественные характеристики.
Если рассматривать категорию «энергии» в более широком смысле, то ее можно понимать как меру активности (действия, работы) — т.н. актуальная энергия или как способность к активности — потенциальная энергия.
Любое материальное тело или явление СПОСОБНО быть активным. Этимология слова «с-пособность» — «с-пособием»,
«пособить» — что значит «помочь». «С-пособность» — значит с помощью (чего-то, кого-то) что-то сделать, с Чьей-то помощью проявить активность.
Само ли тело может двигаться? Мы говорим: «тело может двигаться, если обладает энергией (= обладает помощью!). «Само» тело не может ничего. Даже остановиться, — Так утверждает закон инерции.
Из опыта физики установлено, что физические тела получают эту «способность к активности» — энергию — друг от друга. Один из первых постулатов физики утверждает, что энергия не исчезает в замкнутой системе (а как таковую можно рассматривать Вселенную), а лишь переходит из одной формы в другую. И закономерный вопрос «Откуда же взялась та первая энергия, которая стала переходить из формы в форму?» приводит к ответу о необходимости Первотолчка. У св. Вас. Великого есть учение о даре активности. Этот дар активности, сообщенный Земле при творении мира, действующий и доныне, связывает мир с его Творцом [35]. И второй Вопрос к этому постулату о сохранении энергии — «Откуда во Вселенной это конечное «количество энергии?» — тоже не может иметь ответа, кроме: «Таким образом она была сотворена» (если не верить в утверждение, что Вселенная возникла случайным образом). «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» [Бытие, 2:2].
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!