Нарушения языковой правильности речи (итоговый перечень) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Нарушения языковой правильности речи (итоговый перечень)



Речевые погрешности фонетического уровня

1. Изменение количества звуков в слове: Шантаж может удасться: (норма: удаться); Ощущение помощи есь (норма: есть).

2. Нарушение порядка следования звуков: Решено ветеранам свя­зать джемпера, полуве'ры (норма: пуло'веры).

3. Нарушения в качественном составе звуков слова:

а) мена твердых и мягких согласных: Строители плотины ускорили [т’э]мпы работ (норма: [тэ]мпы); Вы любите [д’ьт’ие]ктивы? (норма: дэтэ-); Ученые нашего города и в первую очередь Ака[дэ]мия Наук разработали программы привлечения инвестиций (норма: акад’эмия);

б) мена глухих и звонких согласных: Выплачены дивиденты (норма: дивиденды);

в) неправильное произношение звукосочетаний ЧН, ЧТ, ХЧ в некоторых словах: Надо, чтобы жизнь стала более ле[кч]че (норма: ле[хч]че; более легкой или легче);

г) мена гласных [о] и [э] под ударением после мягких соглас­ных: Наши органы опёки и попечительства не готовят родителей к усыновлению (норма: о[ п’э] ка);

д) мена безударных гласных: Не решаются у нас [а]кономические проблемы (норма: [ыэ]кономические).

4. Нарушения норм ударения: Семьи' десантников из Ленинградской области получили помощь от фонда «Линия жизни» (норма: се'мьи); Головных боле'й много у школьников (норма: бо'лей); Итог месячника был подве'ден (норма: подведён); Все врачи туберкулезного диспа'нсера подали заявление об уходе (норма: диспансе'ра).

 

Речевые погрешности морфологического уровня

- Имя существительное:

1) экспансия окончания -а в именительном падеже множественного числа: Мошенницы предлагают крема' для укрепления волос (норма: кре'мы);

2) окончание –ы/-и вместо окончания –а в именительном падеже множественного числа: Вызвав пожарных, профессоры начали сами ту­шить пожар (норма: профессора');

3) ошибки в оформлении родительного падежа множественного чи­сла - замена одного окончания другим: Гангстерская драма «Скуизи Тейлор». Мельбурн, 20-е годы. Время штиблетов, пистолетов и каб­риолет (норма: штиблет, кабриолетов);

4) ошибки в оформлении основы: Осталось мало время (норма: времени);

5) ошибки в склонении сложных существительных, а также двучастных заимствований: Перестрелка возникла около штаба-квартиры войск ООН (норма: штаб-квартиры); Представляем нового команду­ющего округа генерала-полковника Романова (норма: генерал-полковника; кроме того: командующего округом); Здесь можно увидеть работы Тулуза-Лотрека (норма: Тулуз-Лотрека);

6) ошибки в склонении мужских фамилий: Хочу передать привет моему другу Василию Кондратюк (норма: Кондратюку);



7) ошибочное образование множественного числа от существите­льного, не имеющего этой формы: Раз у вас есть такие непо'нятости, у вас есть нужда в истине, в слове Бога (норма: непонятость);

8) замена словообразовательной модели: Он их обучал скульпту­ре и леплению (нормa: лепке).

- Прилагательное, наречие. Тавтологичная форма сравнительной степени: Людей надо более скорее ставить на ноги (норма: скорее). Проблемы эти стали более острее (норма: более острые; острее).

- Числительное:

а) ошибки в образовании форм сложных количественных числите­льных: Мы связаны с восьмьюста предприятиями (норма: восьмьюстами; восемьюстами); Исполнители дали более пятиста концертов (норма: пятисот);

б) ошибки в образовании форм составных количественных числи­тельных: Мы торгуем со ста двадцати странами (норма: со ста двадцатью);

в) ошибки в образовании форм дробных числительных: За этого кандидата отдали голоса всего три и один десятых процента избирателей (норма: три и одна десятая процента); Обучение на курсах растягивается до полуторых лет (норма: до полутора);

г) ошибки в образовании форм составных порядковых числитель­ных: Вот у нас сейчас растет инфицированность, значит, до двухтысячнодвадцатого года люди заболеют (норма: до две тысячи двад­цатого);

д.) ошибки в образовании и употреблении форм местоименного числительного «оба-обе»: С обоих сторон подходили танки (норма: с обеих сторон).

- Местоимение:

а) ошибки в образовании форм местоимения «сам - сама – само». Когда общество не уважает самоё себя, никто и государство это не уважает (норма: не уважает само себя);

б) ошибочное суффиксальное образование притяжательного местоимения третьего лица: Союз ветеранов - мы помогаем решать ихние маленькие локальные проблемы (норма: их проблемы);

в) нарушение правил употребления притяжательных местоимений: возвратного притяжательного местоимения «свой»: Нам виден уже конец своей работы (норма: нашей работы); замена притяжательного местоимения личным: Все происходило при участии меня (норма: при моем участии).



- Глагол

а) ошибки в образовании инфинитива: Если в этом не будут участвовать правоохранительные органы, все так и будет толчись на одном месте (норма: толочься);

б) восстановление заднеязычного согласного в формах настоящего-будущего простого времени: Один Екатеринбург сколько электричества жгёт (норма: жжет);

в) несоблюдение принадлежности глагола к словоизменительному классу и ошибки в оформлении основы настоящего-будущего просто­го времени: Инженеры корпеют над чертежами (норма; корпят; форма образована по аналогии с продуктивным классом «мелеть – мелеют», «зеленеть – зеленеют»); Мы полностью оборудоваем офис (норма: оборудуем; вместо модели «оборудовать – оборудуем» использована модель «делать – делаем»);

г) ошибки в образовании форм разноспрягаемых глаголов «хотеть», «бежать»: Мы хочем рассказать о нашей маме (норма: хотим);

д) ошибки в образовании форм глаголов «положить/класть»: Я ваши деньги не в стол ложи'л, а покупал на них объекты (норма: клал);

е) ненормативное образование спрягаемой формы страдательного залога: К лету это дело мною уже закончилось (норма: было закончено);

ж) употребление возвратного глагола вместо нормативного не­возвратного: Существует ли помощь детям, которые посягались на самоубийство? (норма: посягали); Эта неделя в городе предполагается быть необычной (норма: предполагает; но сам выбор слова неудачен, лучше: обещает);

з) ошибки в образовании причастий:

= не сохраняется возвратность глагола: Задавали вопросы, касающие его прошлого (норма: касающиеся);

= образуются причастия будущего времени: Приготовьте к рабо­те весь потребующийся вам инструмент (норма: который потребуется);

= образуются причастия сослагательного наклонения: Есть у вас права, но в законе отсутствуют механизмы, обеспечивающие бы эти права (норма: которые бы обеспечивали; можно проще: обеспечиваю­щие);

= мена суффиксов: Членами семьи могут быть признаты все люди, которые живут вместе и ведут совместное хозяйство (норма: при­знаны); Все опросы показывают, что общество глубоко расколоно (норма: расколото);

и) ошибки в образовании деепричастий: Нарисуя такую картину, можно объяснить людям, как дело было (норма: нарисовав);

к) замена словообразовательной модели, часто при образовании видовой пары: Богатые не настолько глупы, чтобы расхвалять свои богатства (норма: расхваливать).

Речевые погрешности синтаксического уровня

- Согласование:

а) нарушение согласования по роду: За три дня произошло семь­десят один пожар (норма: произошел семьдесят один пожар); Там располагался штаб-квартира этого казачьего образования (норма: располагалась штаб-квартира); Он пишет стихотворение на смерть Гете - одно из шедевров его (норма: один из шедевров); Остается неясной судьба предприятия, кому он достанется, неясно (норма: кому оно достанется);

б) нарушение согласования по числу: Министерство прислали нам новые инструкции (норма: министерство прислало);

в) нарушение согласования по падежу и введение ненормативного согласования по падежу: Сижу я рядом с вами, понюхавших пороху, и думаю: как сейчас живется ветеранам? (норма: с вами, понюхавшими); Мы ждем на соревнования такую команду, как «Уралочку» (норма: такую команду, как «Уралочка»).

- Управление:

а) экспансия предлога О: Специалисты дают консультации о своем выставленном материале (норма: консультации по материалу); Мы не можем убедить органы прокуратуры о том, что здесь есть состав преступления (норма: убедить в том);

б) аналогия:

= выравнивание форм в парадигме: Его капитал четыре с половиной миллиардов рублей (норма: четыре с половиной миллиарда; аналогия: четырех с половиной миллиардов); Ее результат сто де­сять с половиной килограмма (норма: сто десять с половиной килограммов; устранены изменения в парадигме типа: сто десять с половиной килограммов, к ста десяти с половиной килограммам, что позволяет во всех формах вторую часть сочетания сохранять неиз­менной: к ста десяти с половиной килограмма);

= аналогия со словом: Министр определил нас экспериментальным регионом в решении проблем занятости населения (норма: сделал, объявил нас регионом; сближение слов по контекстуальному сход­ству значения); Торговля овощей очень выгодна (норма: торговля овощами, продажа овощей; сближение слов по смежности); Звучали песни, вселявшие уверенность в победу (норма: уверенность в победе, веру в победу; сближение однокоренных слов); Мы организуем и заботимся о детских клубах (норма: организуем клубы и заботимся о них; нормы управления нарушены в ряду однородных членов).

- Примыкание: Мы поднимаем вопрос организовать совещание экономистов области (норма: вопрос об организации).

- Пропуск связки в составном именном сказуемом: Не менее важным фактором - это то, что наплевательское отношение к правоохранительным органам (норма: важным фактором является то; здесь требуется правка всей конструкции: важным фактором является напле­вательское отношение).

- Ошибки в порядке слов: Если есть государство, значит, есть бюрократы, и их надо, чтобы было как можно меньше (норма: надо, чтобы их было меньше).

- 0шибки в употреблении деепричастного оборота: Оглянувшись на прожитое, невольно напрашиваются выводы (Hopмa: когда огляды­ваешься на прожитое, невольно напрашиваются выводы; oглянувшиcь на прожитое, я невольно сделал вывод).

- Ошибки в употреблении оборота «такой как»: После передачи за лучшие ответы на вопросы будут вручаться много подарков, таких как книг, кассет с записями песен (норма: таких как книги, кассеты).

- Ошибки в употреблении однородных членов предложения:

а) ошибки в соединении однородных членов: Наша группа как исполняет старую музыку, так и новые песни (сопоставительный союз соединяет равноправные элементы: исполняет как старую музыку, так и новые песни); О нас должна остаться память не только как о разрушителях, но и созидателях (при сопоставительных и некоторых других союзах должны повторяться предлоги и ряд иных элементов: не только как о разрушителях, но и как о созидателях);

б) ошибки в связях однородных членов с другими словами предло­жения: Депутат на приемах избирателей должен выслушать и разобра­ться в ситуациях (норма: должен выслушать посетителя и разобрать­ся в ситуации).

- Сложное предложение:

а) обманутое ожидание сложного предложения: Художник изобразил на картине того человека, увиденного им во время путешествия по Италии (норма: того человека, которого он увидел; человека, уви­денного);

б) неправильное употребление союзов: Местное законодательство дано нам для того, что управлять такими пространствами из Москвы невозможно (норма: дано потому, что).

Речевые погрешности лексического уровня

- Нарушение смысловой сочетаемости:

а) влияние сходного по значению слова: Стоит задуматься над теми поступками, которые мы делаем (норма: которые мы совершаем);

б) влияние слова на основе смежности явлений: Цены намного дешевле рыночных (норма: цены ниже, товары дешевле); В Старой Ладоге в результате раскопок найдена мастерская литейщика, возраст которой относится к девятому веку (норма: существование ее отно­сится к девятому веку; возраст которой одиннадцать столетий);

в) влияние однокоренных и разнокоренных паронимов: Как у вас проистекает сейчас жизнь на телевидении? (норма: протекает); Простыми образами неинтересно апеллировать (норма: оперировать. Если учитывать не написание, а произношение этих слов, то, безусловно, можно говорить о их звуковой близости);

г) необычные сочетания с показателями степени признака: Недо­брали пятнадцать тысяч литров молока, это очень достаточное ко­личество для большого ущерба в хозяйстве (норма: вполне достато­чное); Прове'дены очень многочисленные исследования (норма: многочисленные; кроме того: проведены');

д) нарушение смысловой сочетаемости в ряду однородных членов: В сборнике подробно показано, какие события и сложные ситуации сложились за последние годы в регионе (норма: события произошли).

- Ошибки, в употреблении фразеологизмов:

а) контаминация фразеологизмов: Мы этой проблеме уделяем одно из первых мест (норма: уделяем внимание, отводим первое место); Деньги не играли никакой реальной цены в этом обществе - все ре­шал пост, карьера (норма: деньги не имели цены; деньги не играли роли);

б) замена слова во фразеологизме под влиянием сходства, смежности значений, под влиянием созвучия, совпадения корней и т.п.: Ленту первенства по дорожным происшествиям в эти выходные завоевал Нижний Тагил (норма: пальму первенства завоевал; понятия «соревнования» и «лента» связаны смежностью явлений);

в) вставка слова во фразеологизм: У нас вопрос встал таким ребром: либо увольнение, либо вынужденные отпуска (норма: вопрос встал ребром);

г) полная перестройка фразеологизма: Состояние армии желает лучшего (норма: оставляет желать лучшего).

- несовмещение значения слова с контекстом: По квотированию мест для инвалидов на предприятиях мы должны встретиться с администрацией и интерпретировать то положение, которое складывается сегодня (норма: выяснить положение; узнать, какое положение складывается. Интерпретировать - это «истолковать»); Политикам необходимо уважать национальные чувства, парировать между государством и личностью (норма: лавировать. Парировать – это «отражать удары, нападки»); Сегодня Рождество празднуют католики, лютеране, англикане и другие христианские деноминации (не лучше ли было использовать не англицизм, а привычное для аудитории обозначение «конфессия»?).

 

ТАВТОЛОГИЯ

 

Как отмечается в «Лингвистическом энциклопедическом словаре», «тавтология внешне напоминает плеоназм и иногда называется пороч­ным плеоназмом... Тавтология, в отличие от плеоназма, - всегда принадлежность речи (узуса), не входит в систему и норму языка, она необязательна и свидетельствует обычно о недостаточной логи­ческой и языковой грамотности говорящего, допускающего тавтоло­гию неосознанно (не как стилистический прием)» [1990: 501].

Как очень надежный код, язык избыточен, плеонастичен, «элемен­ты языка повторяются в речи. Эта довольно дорогостоящая особен­ность языка направлена на то, чтобы обеспечить языковым сообще­ниям определенный иммунитет к ошибкам, возникающим при передаче информации» [Дюбуа и др. 1986: 74.] В «Общей риторике» отмечает­ся., что в современном французском языке избыточность составляет 55 % [Там же: 74]. Таким образом, в каждом языке существует некая норма избыточности, обязательный плеоназм [См.: Лингв. энцикл. сл. 1990: 379].

В подтверждение сказанного достаточно напомнить анализируемый Ю.Д.Апресяном пример смыслового согласования «Хороший кондитер не жарит хворост на газовой плите». В словах, составляющих пред­ложение, несколько раз повторяются семантические элементы «изго­товлять», «нагревание», «пища» [Апресян 1974: 13-14]. К этому на­до добавить и дублирование грамматических смысловых элементов (муж.р. и им. п. существительного «кондитер» - 2 раза, ед. ч. то­го же слова - 3 раза, жен. р. ед. ч. предл. п. существительного «плита» - 2 раза).

Нарушение нормы избыточности может являться стилистическим при­емом. Например, многие синтаксические фигуры основаны на повторе элементов высказывания и текста (анафора, многосоюзие, хиазм идр.). Не оправданное замыслом нарушение нормы избыточности - это речевая погрешность, тавтология.

Итак, тавтология - это плеонастическое выражение, в котором одно и то же содержание передается путем буквального или прибли­зительного повторения без установки на выразительный эффект. Рас­смотрим конкретные проявления тавтологии в речи.

1. Уже было показано, что тавтология затрагивает разные языко­вые уровни. Мы говорили о тавтологичных формах степеней сравне­ния прилагательных и наречий: Фирма стала работать более успеш­нее (норма: «успешнее» или «более успешно»); Мы должны привести людей к более лучшей жизни (норма: к лучшей жизни).

2. Особенно часто наблюдается тавтология на лексическом уров­не, когда нарушаются нормы смысловой сочетаемости слов.

1) Надо сказать, что добрый фундамент в основу ее характера был заложен еще родителями. - Фундамент – «база, опора» (ТСУ IV; 1122), основа – «источник, базис» (ТСУ II: 871). Норма: «основа характера заложена» или «фундамент характера заложен»;

Предполагаемый район заготовки изобиловал болотами, несметным количеством комаров. - Изобиловать – «иметь в изобилии, распола­гать большим количеством кого-, чего-н.» (ТСУ I: 1175). Норма: «район изобиловал комарами» или «в районе было несметное количество комаров».

Тавтология возникает потому, что значение одного из слов пол­ностью включает в себя значение другого слова (изобиловать, нес­метный), или потому, что слова синонимичны (основа, фундамент). Достаточно оставить в высказывании один из двух элементов - и нуж­ный смысл будет передан.

Смысловая близость единиц может подчеркиваться их морфемным сходством: В июне уровень выполнения заказов снизился до 96,4 про­цента, а в июле еще ниже - до 95,8 (возникает сочетание «снизился ниже». Норма: «уровень снизился еще больше» или «уровень стал еще ниже»); В венке колосьев герба золотом вплетен и золотой колос Оренбуржья (возникает сочетание «золотом вплетен золотой колос». Норма: «в венок вплетен золотой колос» или «в венок золотом впле­тен колос»).

Особенно часто наблюдается дублирование смысла «высокая степень признака»: Мне трудно сделать очень громадные перемены в этом пла­не (норма: «громадные» или «очень большие»); Это очень гигантские цифры (норма: «гигантские» или «очень большие»); У нас на сегодня идет очень мизерная поддержка крестьянских хозяйств (норма: «ми­зерная» или «очень незначительная»).

2) Тавтология может возникать в ряду однородных членов:

Автоматизм? Да, но автоматизм сознательный, где каждым движе­нием управляет ум, интеллект, мастерство. - Интеллект – «ум, рас­судок, мыслительная способность у человека» (ТСУ I: 1214). Норма: «управляет ум, мастерство» или «управляет интеллект, мастерство»;

Четко и организованно работали судейские бригады. - Четкий – «точный, аккуратный, хорошо организованный» (ТСУ IV: 1271). Нор­ма: «четко работали» или «организованно работали»;

Научился уважать труд, дорожить рабочим званием, любить техни­ку, машину. - Техника – «совокупность машин» (ТСУ IV: 702), существительное «машина» употреблено здесь в единственном числе с со­бирательным значением «совокупность машин». Норма: «любить техни­ку» или «любить машины».

В ряду однородных членов использованы синонимы, причем устра­нение одного из них не влияет на степень экспрессивности высказы­вания. Следовательно, это не фигура накопления синонимов, а рече­вая погрешность - тавтология.

Все рассмотренные ошибки объясняются тем, что во внутренней речи при реализации говорящим его смысловой программы возникает несколько вариантов словесного оформления высказывания. Вместо того чтобы выбрать один из них, автор контаминирует варианты, что и приводит к тавтологии.

3) Она плакала и не спешила вытирать свои слезы (норма: не спешила вытирать слезы); И мы, конечно, отдаем все силы, трудимся буквально от зари до зари, чтобы суметь вовремя убрать весь хлеб (норма: чтобы вовремя убрать хлеб); Атмосферой заботы и внимания окружены пациенты, находящиеся на излечении в четвертой больнице (сначала нужно устранить тавтологию типа 2.1: пациент – «больной, лечащийся у врача» - СО: 401, правка: «пациенты четвертой больницы» или «те, кто находится на излечении в четвертой больнице». Прав­ка рассматриваемого типа тавтологии: заботой и вниманием окружены); Используются все имеющиеся шахтные и барабанные сушилки (норма: используются все шахтные сушилки).

Как видим, для правки достаточно устранить из текста лишние слова, то есть слова, выражающие сам собой разумеющийся смысл: если человек плачет, то скорее всего он вытирает или не вытирает свои слезы, а не чужие; если хлеб убрали, значит, сумели это сделать; наличие заботы и внимания можно назвать атмосферой, но смысл наличия уже передан словом «окружены»; использоваться может лишь то, что наличествует, - если сушилки используются, значит, они имеются. Ни для подчеркивания смысла, ни для соблюдения грамматической правильности высказывания эти слова не нужны, поэтому они избыточны, т.е. обусловливают возникновение тавтологии.

Разновидностью погрешности данного типа являются следующие случаи: В них есть попытка показать социальный фон жизни опреде­ленного периода жизни нашего государства, во время которого про­изошли события, описываемые в повестях (если один раз употребле­но слово «жизнь», второй раз упоминать его в этом высказывании излишне, достаточно выбрать один из двух вариантов: «социальный фон периода жизни» или «социальный фон жизни периода»); На конкурс­ных экзаменах Александр успешно сдал вступительные экзамены (сно­ва нет нужды говорить, что на экзаменах были сданы экзамены; правка: «конкурсные экзамены сдал» или «вступительные экзамены сдал»). Сам собой разумеющийся смысл выражается здесь словом, уже исполь­зованным в высказывании, поэтому тавтологичность видна особенно отчетливо.

3. Дух брожения, дух социального протеста - вот темы, привле­кающие театральный коллектив.- Автор напрасно употребил множест­венное число в сказуемом, ведь названа одна тема (дух брожения = дух социального протеста). Правка: «дух брожения – тема», «дух социального протеста – тема» или, с усилением смысла, «дух бро­жения, дух социального протеста – тема»;

С первыми навыками появился и первый опыт. - В предложении просто констатируется появление первого опыта (первые навыки = первый опыт). Правка: «появился первый опыт» или «появились первые навыки».

Возникновение тавтологии «логического характера» объясняется, вероятно дефектами самой мысли, ее несформированностью: автор не прояснил для себя, о каких темах пойдет речь, что появилось с первым опытом. Сам автор такие ошибки вряд ли обнаружит, только ре­дактор может выявить их при внимательном чтении.

Итак, основные причины появления тавтологии заключаются в том, что автор контаминирует варианты выражения мысли, а не выбирает какой-либо один из них. Кроме того, во внешнюю речь могут прони­кать элементы, смысл которых уже выражен за счет других слов. Непродуманность мысли также способна привести к тавтологии.

& Упражнения к разделу 2.3.

Задание № 70. Определите тип тавтологии, отредактируйте тексты.

1. Как люди они очень прекрасные, прекрасно ко мне относятся. 2. Здесь произойдет финальное завершение конкурса вокалистов. 3. Он сам начал выздоравливать, это очень феноменально. 4. В этот стиль входят повседневные будни, техника, звуки техники. 5. Мас­совая культура была - это фольклор народный, религиозные празд­ники и одновременно скоморохи, медведь в кругу. 6. Я не могу не сказать об очень выдающемся коллективе, который у нас самый ста­рейший. Это хореографический ансамбль «Радуга». 7. Они предста­вили сведения о свободных вакансиях. 8. Правительство за частную приватизацию. 9. Дать этим детям работу - очень великое дело. 10. Отличительные качества этого пылесоса - сила и мощь. 11. В этом списке очень огромное разнообразие товаров. 12. Люди не име­ют своей уверенности в будущем.

Задание № 71. Определите тип тавтологии, отредактируйте тексты.

1. Его герой Максим Максимович Исаев прочно вошел в народный фольклор. 2. Картошка занимает очень огромный процент у нас в производстве. 3. В зале сидят люди, которые все это лучше меня прекрасно знают. 4. Особенно незабываема новая роль актера. 5. Се­годня люди должны четко знать альтернативы выбора: если сделаешь так, будет то-то, если сделаешь так, будет то-то. Выбор за чело­веком. 6. Я думаю, что в дальнейшем будущем сделаем здесь интер­нат. 7. Поинтересуйтесь, какова его жизненная биография. 8. Такой прогноз обещают синоптики. 9. Эти организации финансово не обес­печены денежными ресурсами. 10. Наши конверсируемые предприятия испытывают очень громадные трудности. 11. Какие-то конкретные вопросы в решении этих проблем вы можете предложить сейчас? 12. Есть определенные положительные успехи.

Задание № 72. Определите тип тавтологии, отредактируйте тексты.

1. Его картина имела очень громадный успех. 2. Такие коалиции были, но ни одна из них эффективного успеха не добилась. 3. Очень прекрасная выставка «Романовы и Урал». 4. Он страдает амнезией памяти. 5. 5 декабря наш клуб проводил грандиозный большой праз­дник в школах. 6. Зарплаты у нас очень минимальные. 7. Годовая потребность в картофеле сто десять тонн в год. 8. Мы даем нашим учащимся возможность права выбора специальности. 9. Выставка очень великолепная. 10. Депутаты должны подготовить фундаменталь­ную почву для работы нового состава. 11. Эти решения должны обес­печить поступательное движение вперед. 12. То освещение, которое попадает через окна, очень мизерно.

Задание № 73. Определите тип тавтологии, отредактируйте тексты.

1. Нас очень страшно волнует работа очистных сооружений. 2.Бы­страя приватизация квартир в частную собственность содействует образованию рынка жилья. 3. Растение это имеет большие листья, очень громадные. 4. Мы попадаем в цейтнот времени, не успеваем с нашим движением зарегистрироваться. 5. Я очень жутко огорчен. 6. Состоялась ярмарка вакансий рабочих мест. 7. Участие избира­телей в этих выборах наиболее максимально. 8. Процессы бездухов­ности особенно сильно усилились в процессе так называемых реформ. 9. Когда я стал читать Библию, я увидел, что там есть очень чу­десные принципы взаимоотношения мужа и жены. 10. Обком профсою­зов на приобретение памятных сувениров оказал материальную помощь. 11. Трудно сказать, каковы перспективы на будущее. 12. Он обвинен в хищении рукописных манускриптов.

Задание № 74. Определите тип тавтологии, отредактируйте тексты.

1. За шумом перемен всегда ли вспоминаем мы основы бытия? В фундаменте этих основ сердце матери. 2. У нас родилось тридцать тысяч новоро'жденных детей. 3. В случае несогласия будут приняты другие альтернативные решения. 4. Сейчас у нас отведено время очень интереснейшему человеку. 5. Тут своеобразная специфика, конечно, есть. 6. Саммит глав государств СНГ состоялся в Москве. 7. Они выскажут ряд идей, которые впоследствии удастся реализо­вать в реальность. 8. Это попытка окружения президента попытать­ся предупредить некоторые события. 9. Очень колоссальные знания в нас таятся. 10. Писательница Попова первой обратилась в теме крестьянской деревни. 11. Он возводил на Урале крупные промыш­ленные гиганты. 12. Она не скрывает свой возраст, ей сегодня восемьдесят пять лет со дня рождения.

Задание № 75. Определите тип тавтологии, отредактируйте тексты.

1. Реальность возникновения национальных конфликтов на терри­тории России реальна - таково заключение ученых. 2. Он очень пре­красный мастер своего дела. 3. Бо'язни или страха у меня нет. 4. Терпеть такое положение нетерпимо. 5. Эта религия имеет обще­значимое значение. 6. Этот результат прогнозировался заранее. 7. Реформы - это поступательное движение вперед. 8. Внимание: ярмарка-продажа меховых коллекций. 9. Рассмотрен комплекс вопро­сов по широкому спектру проблем. 10. В нынешнее современное вре­мя библиотека ведет разъяснительную работу. 11. Без этих сведений невозможно ни управлять, ни руководить предприятиями. 12. Перс­пективы у машины очень громадные.

Задание № 76. Определите тип тавтологии, отредактируйте тексты.

1. По традиции короткий блиц для нашего гостя. 2. Местные або­ригены тоже начали бить тревогу, когда увидели угрозу природе. 3. Необходимость такой книги нужна. 4. Заключительный финал ожи­дается 27 марта. 5. Эти меры очень кардинальны и серьезны. 6. Я думаю, что писатель должен находиться в некотором отстраненном отношении по отношению к власти. 7. Прогноз о неблагоприятной ситуации, который был предсказан заранее, сегодня подтвердился. 8. Стал расти рост объемов промышленного производства. 9. Каждый подписавшийся получит памятный сувенир. 10. Я задаю несколько коротких блиц-вопросов. 11. Есть ли какая-то драматургия в этих маленьких миниатюрах? 12. Прорубь имела крестообразную форму креста.

Задание № 77. Определите тип тавтологии, отредактируйте тексты.

1. Намечено провести пресс-конференцию для журналистов. 2.Вче­ра в Минюсте состоялся брифинг для журналистов. 3. Дискотеки - одно из единственных мест, где молодые люди могут познакомиться. 4. Мы вместе будем постигать премудрости новых социальных нова­ций медицинского страхования. 5. Какой же прогноз погоды нам обе­щают синоптики? 6. Запасы мрамора очень громадные. 7. Большие корифеи открывали.такие болезни, как инфаркт, инсульт. 8. Забота о человеке для нашего движения - это реальность, подтвержденная фактами. 9. У нас целая сеть магазинов торговых. 10. Это минима­льно необходимый минимум условий, которые должна обеспечить людям власть. 11. Идеи коммунизма очень великолепны, привлекательны. 12. Мы приготовили песню из народного фольклора.

Задание № 78. Определите тип тавтологии, отредактируйте тексты.

1. Тренер в команде женщина. Это очень прекрасно. 2. Помочь разобраться с этой проблемой нам поможет врач эпидемиологической станции. 3. В этом клубе «Сударушка» собрались увлеченные энтузи­асты. 4. Ассоциация людей, страдающих гемофилией, объединяет и детей и взрослых, страдающих этим не'дугом. 5. Меня заинтересова­ли хронологические даты учебника. 6. Безусловно, мы хотели бы своим участием поучаствовать в преобразовании облика нашего горо­да. 7. Принят закон о защите очень важнейших прав граждан - закон о занятости. 8. Абсолютное, подавляющее большинство высказалось, чтобы политику фракции одобрить положительно. 9. Внутрен­ний интерьер выполнен итальянцами. 10. Исчерпаны иллюзии, что можно за счет одной, одной-единственной панацеи от всех бед ре­шить проблемы экономики. 11. Эта передача - по мотивам популярных шлягеров. 12. Москва - огромный мегаполис.

2.4. АЛОГИЗМЫ

Логику определяют как «совокупность наук о законах и формах мышления» [Кондаков 1971: 248]. Традиционная логика изучает за­кономерности выводного знания, т.е. процесса получения истинных выводов из истинных посылок. «Однако ни индукция (форма обобще­ния), ни дедукция (форма применения общих знаний к конкретному случаю) не раскрывают генезиса новых знаний, путей их получения» [Шумилин 1989: 64]. Новые знания добываются не мышлением, кото­рое действует по правилам традиционной логики. Новые знания во всех областях деятельности добываются творческим мышлением, кото­рое действует на основе гипотез. «Гипотезы о новых связях и ком­бинациях выходят за рамки имеющихся объяснений и опыта прошлого. Это своеобразное восстание против традиций, парадигм, канонов мы­шления, всего накопленного опыта и подчас здравого смысла» [Шуми­лин 1989: 63]. Процесс создания гипотезы идет вопреки недостаточ­ности доказательств, через допущение противоречий, через сближе­ние далеких и отнюдь не всегда ясных понятий. Воображение, инту­иция, догадки и озарения - вот приемы мыслительной работы, кото­рые обеспечивают рождение гипотезы, а вместе с ней нового, пусть пока и вероятностного знания.

.Журналистское творчество, как и всякое другое, базируется так­же не на традиционной логике, а на логике творческого мышления. Не правила выводного знания обеспечивают решение таких вопросов, как «Где найти нужные сведения?», «Как интерпретировать новость?», «Как начать, как построить текст?». Обдумывание замысла осуществляется путем постановки вопросов к добытым сведениям и путем предположений, догадок, проб и ошибок в поисках ответов на них. И вот замысел начал вырисовываться и уже просится на бумагу.

Вот здесь-то на первый план выходит традиционная логика. Имен­но ей предстоит проверить, правильно ли из новых посылок сделаны новые выводы, достаточно ли обоснованны новые суждения, ясны ли понятия, созданные творческим мышлением. Воплощая замысел в текст, журналист не раз проверит, последовательно ли он ведет изложение, вытекают ли его мысли одна из другой.

Таким образом, не обеспечивая получения новых знаний, тради­ционная логика обеспечивает их проверку и грамотное воплощение в тексте, предназначенном для передачи этих новых знаний другим людям. В мышлении автора традиционная логика - это инструмент, обеспечивающий ответ на вопрос «Как правильно сказать?» Имеется в виду, конечно, не узко нормативный языковой, а широкий тексто­вой смысл [См.: Петров 1991].

Редактор также имеет на вооружении этот контролирующий инстру­мент и использует его для решения вопроса «Как сказано? Правиль­но ли? последовательно ли? аргументированно ли?» Таким образом, если для автора традиционная логика обеспечивает последователь­ность, непротиворечивость и обоснованность рассуждения, то для редактора она обеспечивает возможность проверить эти качества изложения и, в случае необходимости, обнаружить, объяснить и ис­править погрешности, скорее всего невидимые автору.

Погрешности в изложении, связанные с нарушением законов логи­ки и правил операций с понятиями, называются алогизмами. Их нали­чие чаще всего не означает, что нарушение логических закономерно­стей существует в мысли производителя речи. Напротив, очень часто мысль говорящего не имеет логических дефектов. Мы и рассмотрим случаи, ко­гда логическая погрешность обусловлена мыслью говорящего или ког­да она возникает вследствие неудачного выражения правильной мысли.

Нарушения закона тождества

«Формальная логика требует того, чтобы предмет нашего рассуж­дения не менялся произвольно в ходе <…> рассуждения, чтобы од­но понятие не подменялось <…> другим» [Кондаков 1971: 522].Закон тождества в строгом смысле слова требует постоянства объема и содержания понятия на протяжении рассуждения. В приложении к газете возможно расширительное понимание закона как требования определенности самого предмета разговора, как требования того, чтобы в тексте не было неожиданных переходов от одного предмета речи к другому [Свинцов 1979: 150].

Неожиданная смена предмета речи выглядит как нарушение ожида­ний в процессе восприятия текста. На каждом этапе восприятия текст формирует у читателя ожидание своего дальнейшего развертывания. В одних точках спектр этих ожиданий очень широк, и здесь никаких нарушений ожидания не происходит, поэтому и отступления от зако­на тождества опасаться не приходится. Например, после предложе­ния «Охотно веришь его товарищам» продолжение может быть разное, читателя здесь удивила бы лишь принципиальная смена темы типа: говорили о человеке - и вдруг о лошадях. Но продолжение «к нему можно обратиться по любому вопросу» адресата не удивляет (как не удивило бы и любое из следующих: «он может пошутить и в самой сложной ситуации», «он сочиняет неплохие песни», «он всегда душа компании», «он каждый год организует туристский поход» и др.). Но вот после слов «можно обратиться по любому вопросу» круг ожи­даний сужается, мы ждем чего-то вроде «он всегда ответит», «он всегда выслушает и во всем разберется», т.е. мы ждем обозначе­ния какой-то реакции героя повествования на вопрос. Однако автор вдруг заканчивает мысль так: «не откажет, сделает, и сделает на совесть». Понятно, что это ответ не на вопрос, а на просьбу. Правка может быть дво­якой: «к нему можно обратиться с любой просьбой - не откажет, сделает» или «к нему можно обратиться по любому вопросу - разбе­рется и в случае нужды поможет».

Анализируя варианты правки, мы можем ска






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.019 с.