Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Россия в царствование Ивана Грозного.

2018-01-13 476
Россия в царствование Ивана Грозного. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Технология машиностроения

220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

230115 Программирование в компьютерных системах

230113 Компьютерные системы и комплексы

210723 Сети связи и системы коммутации

 

 


Рекомендовано предметно-

цикловой комиссией

Протокол № __ от ________

 

 

Автор (составитель)

Яковлева В.С.– преподаватель высшей кв. категории ПТК МПК НовГУ

Спиров А.М. - преподаватель высшей кв. категории ПТК МПК НовГУ

Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов 1-го курса специальностей: 151901 Технология машиностроения, 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 230115 Программирование в компьютерных системах, 230113 Компьютерные системы и комплексы, 210723 Сети связи и системы коммутации – 2011.- 44 с.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка  
Самостоятельная работа №1  
Самостоятельная работа №2  
Самостоятельная работа №3  
Самостоятельная работа №4  
Самостоятельная работа №5  
Самостоятельная работа №6  
Самостоятельная работа №7  
Самостоятельная работа №8  
Самостоятельная работа №9  
Самостоятельная работа №10  
Самостоятельная работа №11  
Самостоятельная работа №12  
Критерии оценки результатов учебной деятельности студентов  
Приложение 1  
Приложение 2  
Приложение 3  
Приложение 4  
Список литературы  

 


Пояснительная записка

Данные методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны в соответствии с рабочей программой по дисциплине «История» для специальностей 151901 Технология машиностроения, 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 230115 Программирование в компьютерных системах, 230113 Компьютерные системы и комплексы, 210723 Сети связи и системы коммутации.

В соответствии с рабочей программой на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы предусмотрено 36 часов. Планирование самостоятельной работы по соответствующим разделам представлено в тематическом плане рабочей программы учебной дисциплины «История».

По форме организации учебной деятельности - это индивидуальная работа студентов, которая выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного руководства. Качество самостоятельной работы студента оценивается преподавателем либо на учебных занятиях, либо по результатам проверки письменных работ.

Для выполнения заданий в помощь студентам предназначено данное методическое пособие.

 

Цель самостоятельной работы студента:

  • систематизация и углубление знаний по истории;
  • подготовка к аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям;
  • развитие культуры умственного труда;
  • формирование навыков самостоятельного приобретения знаний;
  • развитие познавательной активности.

 

Основные задачи самостоятельной работы студентов по дисциплине «История»:

  • поиск новых знаний по заданной теме; их осмысление, закрепление и повторение;
  • общение и систематизация приобретённых знаний через выполнение заданий и упражнений;
  • самоконтроль приобретенных знаний;
  • подготовка к устным выступлениям;
  • подготовка и оформление конспектов, докладов и рефератов.

Структура самостоятельной работы по темам учебного курса:

· работа с учебником, учебными пособиями и первоисточником (документом) по предложенному плану;

· ответы на вопросы по самоконтролю;

· задания и упражнения

· работа с понятиями

· подготовка к дискуссии

· подготовка докладов, сообщений на семинары

· подготовка и написание рефератов (по отдельному заданию преподавателя);

Самостоятельная работа студента может носить подготовительный характер, может быть направлена на усвоение новых знаний или быть повторительно-обобщающей. Характер работы определяет преподаватель при выдаче задания на самостоятельную работу.

В материалах данного пособия представлен максимальный объем заданий и вопросов к каждой самостоятельной работе. Выбор вариантов может быть осуществлен преподавателем или студентом, если это целесообразно.

В конце пособия помещены памятки для работы с учебником (см. Приложение 1), с документами (см.Приложение 2), по составлению конспекта (см.Приложение 3), написанию реферата (см.Приложение 4).


Самостоятельная работа №1
Древняя Русь в контексте мировой истории.

Изучите тему по следующему плану:

 

  1. Образование Древнерусского государства. Новгород и Киев.
  2. Основные этапы истории государства Русь. Первые киевские князья, их внутренняя и внешняя политика.
  3. Контакты Древней Руси с государствами Запада и Востока. Русь и Византия. Русь и степь.
  4. Источники изучения истории России.

Ответь на вопросы для самопроверки:

Какие существуют точки зрения на проблему происхождения славян?

Под влиянием каких внутренних и внешних условий проходило формирование древнерусского государства?

Какие соседи Древней Руси представляли для нее наибольшую угрозу?

Как вы можете определить социальный слой древнерусского государства?

 

Задания и упражнения

(устно или письменно, по заданию преподавателя).

На основе летописных материалов дайте оценку степени развитости славянских племен в догосударственный период.

Проанализируйте договоры 911 и 944 гг. Руси с Византией и на этой основе схематично отразите характер отношений между двумя государствами.

Правила работы с документом см. в Приложении 2.

 

Работа с понятиями.

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

Как вы понимаете сущность «норманнской теории»?

Что такое «полюдье»? Во что и почему переросла эта система?

Что общего и в чем разница понятий «смерд», «холоп», «закуп», «рядович»?

Как вы понимаете применительно к Руси сущность понятия «раннефеодальное государство»? Чем оно отличается от других характеристик европейских государств этого времени?

 

Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:

Роль варяжского фактора в образовании древнерусского государства. Проблема «двух центров» образования древнерусского государства. Русь и Степь: проблема взаимовлияния.

Древняя Русь – великая держава Европы?

Подготовьте сообщение:

 

Исторические деятели: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Литература:

1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII в.: Учеб.для 10кл.общеобразоват.учреждений./Под ред. А.Н.Сахарова.-10 -е изд.- М.:Просвещение, 2007-303с.:ил., карт.: §4-13.

2. Авторы-составители: А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Хрестоматия по истории Росси с дренейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М. «Проспект», 2009. – 592с.: док.1.7, 1.8,2.1

3. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т.2. Курс русской истории Ч.2/ М.: Мысль, 1987.-447с.; ч.1 Лекция X.

 


Самостоятельная работа № 2

От Руси к России.

Изучите тему по следующему плану:

  1. Объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности Руси.
  2. Феодальная раздробленность в России и на Западе: общее и особенное.
  3. Государственность Руси в период феодальной раздробленности. Проблема последствий феодальной раздробленности в истории России.
  4. Предпосылки и этапы объединительного процесса русских земель в XIV- XV вв.

Ответь на вопросы для самопроверки:

Какие общие и отличительные черты в развитии русских земель в XIII – XV вв. Вы можете выделить?

В чем проявилась специфика экономического развития русских земель в период феодальной раздробленности?

Что нового появилось в развитии отечественной культуры в этот период?

Как повлияло иго на социально – экономическое развитие различных русских земель?

Что нового в развитии русской культуры произошло в период ига?

Задания и упражнения

(устно или письменно, по заданию преподавателя).

На основании материалов учебника §10 выделите и схематично отразите специфические черты российского типа феодализма.

Пользуясь материалами дополнительной учебной литературы, постарайтесь выделить основные этапы во взаимоотношениях Золотой Орды и русских земель в XII – XV вв., отразите их в таблице.

Составьте таблицу основных сражений русских воинов с монголами в XIII – XV вв.(§19-20 и документов 4.1, 4.2,4.3).

Работа с понятиями.

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

Как Вы понимаете сущность понятия, введенного В. О. Ключевским применительно к форме правления в русских землях в домонгольский период – «генеалогическая федерация»? Чем она в принципиальном плане отличается от последовавшей за ней династической формы правления?

Как Вы определите содержание понятия «иго»? Чем оно отличается от понятия «господство», «владычество», «оккупация», «захват», «порабощение»?

Каким термином Вы оценили бы порядки, установленные шведами и немцами на временно захваченных ими русских территорий в XIII в.?

Определите содержание понятий «нойон», «нукер», «курултай», «тьма», «богутар».

 

Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:

Влияние монгольского нашествия и ига на экономическое развитие Руси.

Эволюция политических институтов Русских земель в период ига.

Западное влияние на Русь в XIII в.: сущность и последствия.

Этапы формирования русского централизованного государства.

Подготовьте сообщение:

 

Исторические деятели: Даниил Галицкий, Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Евпатий Коловрат, Иван Калита, Даниил Александрович, Сергий Радонежский; Дмитрий Донской, Василий II, Иван III, Василий III, Софья Палеолог, Чингисхан, Бату.

 

Литература:

1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII в.: Учеб.для 10кл.общеобразоват.учреждений./Под ред. А.Н.Сахарова.-10 -е изд.- М.:Просвещение, 2007-303с.:ил., карт. §19-20

2. Греков Б.И. Мир истории: русские земли XIII – XV вв. М., 2000г.

3. Авторы-составители: А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Хрестоматия по истории Росси с дренейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М. «Проспект», 2009. – 592с.: док. 4.1, 4.2,4.3

4. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т.2. Курс русской истории Ч.2/ М.: Мысль, 1987.-447с.; ч.2 Лекция XXI.

5. Греков Б.И. Мир истории: русские земли в XII- XVвв. М., 1986 г.

6. Егоров В. Л. Историческая география золотой Орды в XIII – XIV вв., М., 1985

 

 


Самостоятельная работа № 3

Задания и упражнения

(устно или письменно, по заданию преподавателя).

Проследите изменения геополитического положения России в XVI в. Отразите их графически. Карта № 8 в учебнике.

Составьте сравнительную таблицу экономического и политического развития России и ведущих западноевропейских стран в XVI в.

Графически покажите взаимосвязь этнических процессов, происходивших в России в XVI в. с ее государственно – политическим развитием.

 

Работа с понятиями.

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

 

Как Вы понимаете термин «сословно – представительская монархия»?

Что такое «дворцово – вотчинная» и «приказная» система управления?

Кто такие «казаки»? Как их следует рассматривать: как социальную, этническую, какую – либо иную форму общности?

Что такое «опричнина»? Что общего и в чем различия в ее определениях, представленных в исторической литературе?

 

Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:

Причины обострения политической борьбы в середине XVI в.?

Альтернативы политического развития России при Иване Грозном?

Формирование сословно – представительской монархии и дискуссии о ее перспективах в России?

Западная Европа – Россия – Восток: проблема взаимоотношения?

Опричнина на Руси: объективные и субъективные предпосылки, сущность и последствия.

Подготовьте сообщение:

 

Исторические деятели: Иван III, Василий III, Иван IV, Федор Иванович, Борис Годунов, А. Курбский, А. Адашев, Сильвестр, Барман и Постник, Ермак, Иван Федоров.

 

Литература:

  1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII в.: Учеб.для 10кл.общеобразоват.учреждений./Под ред. А.Н.Сахарова.- 10-е изд.- М.: Просвещение, 2007-303с.:ил., карт. §22-26
  2. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т.2. Курс русской истории Ч.2/ М.: Мысль, 1987.-447с.; ч.1 Лекция X X X.
  3. Гумилев Л. Н. От Руси к России М., 1992
  4. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного М., 1982

 


Самостоятельная работа № 4.

Задания и упражнения

(устно или письменно, по заданию преподавателя).

Выявите и графически отразите критерии нового времени, отличающие развитие России в XVII в. от предыдущего этапа.

Составьте таблицу «Общие и особенные черты перехода России и Запада к новому времени».

Проследите особенности и выделите основные этапы эволюции политического строя России в XVII в.

 

Работа с понятиями.

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

Дайте определения понятия «Смута». Какие характеристики Вы включите в него?

Объясните сущность понятий «колонизаторская политика» и «колониальная политика». В чем Вы видите общие черты и различия между ними? Чем отличалась «колониальная» и «колонизаторская» политика России в XVII в.от такой же политики западных стран?

Что такое Соборное уложение? Как иначе Вы могли бы его определить?

Кто такие «старообрядцы»? В чем истоки их конфликта с властями светскими и духовными? Как повлияло это движение на русскую культуру XVII в. И последующего периода?

 

Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:

Переход к новому времени в России и Западной Европе: общее и особенное.

Эволюция политической власти: причины, сущность, последствия.

Церковный раскол как социокультурный религиозный феномен.

Направления и сущностные черты перемен в духовной жизни россиян в XVII в.

Характер экономики России в XVII в.

Социальные конфликты XVII в.: причины, проявления, последствия.

Подготовьте сообщение:

 

Исторические деятели: Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Софья Алексеевна, Иван Алексеевич, Петр Алексеевич, Патриарх Филарет, Протопоп Аввакум, В. Голицин, С. Дежнев, Е. Хабаров, Лжедмитрий I, С. Баторий, Б. Хмельницкий.

 

Литература:

  1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII в.: Учеб.для 10кл.общеобразоват.учреждений./Под ред. А.Н.Сахарова.-6-е изд.- М.:Просвещение, 2007-303с.:ил., карт. § 30-38
  2. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1990 г.
  3. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинение т.4. М.: Мысль, 1989г.
  4. Никольский М.Н. История русской церкви. М.: Политиздат, 1988г.

Самостоятельная работа № 5

Задания и упражнения

(устно или письменно - по заданию преподавателя).

На конкретных примерах из учебника и документах вскройте причины, идейные и политические истоки реформ Петра.

В чем Вы видите единство и противоречия целей и методов петровских преобразований?

Дайте характеристику изменений во внешней политике России в XVIII в. Чем их можно объяснить?

 

Работа с понятиями.

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

Как Вы понимаете выражение Н. Эйдельмана «реформы сверху»? Бывают ли «реформы снизу»?

Что такое «империя»? Чем она отличается от «царства», «государства». Других близких по значению понятий?

Что мы понимаем под выражением «политика просвещенного абсолютизма»? Только ли России применим этот термин? Почему?

О каком периоде и почему говорят как о «золотом веке русского дворянства»?

 

Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:

Реформы Петра: причины, методы, последствия, цена.

Культура России в XVIII в.: раскол, расцвет, упадок?

Россия и Запад в XVIII в.: взаимосвязь и взаимовлияние.

Альтернативы исторического развития после Петровской России.

Общественная мысль России XVIII в. о состоянии и перспективах развития общества.

Реальна ли была альтернатива эволюции Российского абсолютизма в «конституционно – аристократическую монархию»?

Подготовьте сообщение:

 

Исторические деятели: Иван V, Петр I, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Павел I, Ф. Лефорт, А. Д. Меньшиков, Б. Шереметьев, Г. Головин, Ф. Апраксин, Э. Бирон, П. Салтыков, А. Суворов, Г. Орлов, Ф. Ушаков, Е. Дашкова, А. Радищев, М. Ломоносов, И. Кулибин, Б. Растрелли, Е. Пугачев, К. Булавин.

 

Литература:

1. Авторы-составители: А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Хрестоматия по истории Росси с дренейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М. «Проспект», 2009. – 592с.: док. 9.4,9.6,9.14,9.15,9.16,9.18

2. История России: Конец XVII- в XIX в.: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/В.И.Буганов, П.Н.Зырянов; Под.ред. А.Н.Сахарова. – 9-е изд.; перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2010.- 304с.:ил.;карт. § 41-52

3. Буганов В. И. Петр Великий и его время. М., 1989.

4. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Мысль, 1991.-440с.

5. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М.: Мысль, 1984г.

 

 


Самостоятельная работа №6

Задания и упражнения

(устно или письменно, по заданию преподавателя).

 

На основании материалов учебника и документов:

Охарактеризуйте основные направления внутренней политики I Александра.

Охарактеризуйте сущность проекта М.М.Сперанского. Можно ли утверждать, что если бы этот проект был реализован, то произошли бы коренные изменения политического строя России?

Почему Россия оказалась вовлечена в пожар европейских войн первой четверти XIX в.?

Сравните «Конституцию» Н.М.Муравьева и «Русскую правду» П.И.Пестеля. Сравните с проектом Новосильцева-Вяземского.

Назовите признаки кризиса николаевской системы.

 

Работа с понятиями

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

Как Вы понимаете сущность понятия «кризис феодально-крепостнической системы»?

Чем это понятие отличается от понятия «разложение феодально-крепостнической системы»?

Дайте определение понятия «промышленный переворот»?

Кого из общественных деятелей эпохи Вы назвали бы «западникам», а кого «славянофилами»?

 

Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:

Причины не удачных «реформ сверху», предпринятых Александром I и Николаем I.

Причины усиления революционного направления общественного движения России во второй четверти XIX в.

Характер социально-экономического развития России в 30 – 50-e годы XIX в.

 

 

Подготовьте сообщение:

 

Исторические деятели: Павел I, Александр I, Николай I, Александр I I, М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Е. Ф. Канкрин, М. И. Кутузов, П. С. Нахимов, Ф. Ф. Беллинсгаузен, П. И. Пестель, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, Н. М. Карамзин, А. И. Герцен, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов и др.

 

Литература

1. Авторы-составители: А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Хрестоматия по истории Росси с дренейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М. «Проспект», 2009. – 592с.: док. 12.1.1, 12.2, 12.1.6, 12.1.8, 12.3.8., 12.3.10

2. История России: Конец XVII- в XIX в.: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/В.И.Буганов, П.Н.Зырянов; Под.ред.А.Н.Сахарова. – 9-е изд.; перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2010.- 304с.:ил.;карт. § 55-63

3. Аникин А. В. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма. М., 1990.

4. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в М., 1989.

 


Самостоятельная работа №7

Задания и упражнения

(устно или письменно, по заданию преподавателя).

Составьте таблицу с предложениями правительственных чиновников, либералов, революционеров в области государственного устройства и местного самоуправления.

Выпишите мероприятия Александра III в области государственного устройства и местного самоуправления.

Сравните их с теми мерами, которые предпринял Александра II. Как вы можете объяснить и оценить эти шаги.

 

Работа с понятиями

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

Кого в России называли разночинцами? В чем состояла уникальность этой социальной категории?

Что такое «отработки», «выкупные платежи», «временнобязанные крестьяне».

Охарактеризуйте общественное течение «народничество».

Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:

Причины радикализации революционного движения в пореформенной России.

Как вы думаете, реформы 60-70-х годов отсрочили или ускорили падение самодержавия в России.

 

Подготовьте сообщение:

 

Александра II Александра III, А.В.Головнин, Д.А. Милютин, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, Ю.Ф.Самарин

Литература:

  1. История России: Конец XVII- в XIX в.: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/В.И.Буганов, П.Н.Зырянов; Под.ред.А.Н.Сахарова. – 9-е изд.; перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2010.- 304с.:ил.;карт. § 68-76
  2. Аникин А. В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. М., 1990.
  3. Левантовский А.А. Время Грановского. М., 1990.

Самостоятельная работа №8

Задания и упражнения

(устно или письменно, по заданию преподавателя).

Представьте реформы С.Ю. Витте, П.Д. Святополка-Мирского и П.А. Столыпина в виде сравнительной таблицы.

На основании материалов учебника и документов составьте таблицу, показывающую специфику России как страны «второго эшелона» капиталистического развития.

Работа с понятиями.

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

Как вы понимаете сущность понятия «индустриальная модернизация»? Подумайте над понятиями «многопартийная система», «многопартийность», «система политических партий». В чем заключается принципиальное различие между ними? Что в них общего?

Есть ли различие в понятиях «революция», «революционный кризис»? Если есть, то в чем она состоит?

Можно ли говорить о «царском самодержавии» применительно к политической системе Росси 1906-1917 г. Объясните свой ответ.

Политические партии России о перспективах развития страны в начале XX в.

Сущность политического кризиса в России в конце 1916-начале 1917 гг. и возможные пути его преодоления.

Экономика РОССИИ в 1894-1913 гг.: что это: расцвет? Кризис?

Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:

Роль российской интеллигенции в подготовке революции 1905-1907гг.

Реформаторские планы П.А.Столыпина и их судьба.

Подготовьте сообщение:

Исторические деятели: Николай II, императрица Александра Федоровна, С. Ю. Витте, К. П. Победоносцев, П. Д. Святополк-Мирский, П. А. Столыпин, П. Н. Милюков, Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов (Ленин), Л. Д. Бронштейн (Троцкий), Г. И. Новых (Распутин), М. Палеолог, Л. Б. Розенфельд (Каменев) и др.

Литература:

  1. Россия в XX веке: Учеб.для 10-11кл.общеобразоват. учреждений/А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. – 9-е изд.-М.:Просвещение, 2010.- 368с.;16л.ил,карт.:ил. §1-15
  2. Авторы-составители: А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Хрестоматия по истории Росси с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М. «Проспект», 2005. – 592с.: док. 18.2.9, 18.3.1
  3. Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1991
  4. Зарянов П.Н.Петр Столыпин: политический портрет. М.: Мысль, 1992г.

 


Самостоятельная работа №9

Задания и упражнения

(устно или письменно, по заданию преподавателя).

Найдите в тексте учебника материал, касающийся ситуации в Европе в 1917-1920 гг. и определите, в какой степени события в России в эти годы совпадали или расходились с общими тенденциями европейского развития.

На основе материала учебника и документов составьте таблицу "Основные этапы формирования большевистского режима в России".

Работа с понятиями.

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

Есть ли, на Ваш взгляд, различие между понятиями "гражданская война" и "гражданский конфликт"? Если есть, в чем оно состоит?

Как Вы понимаете встречающееся в литературе о гражданской войне в России выражение "интервенция по приглашению"?

Что общего и в чем различие понятий "красный террор" и "белый террор"?

Какое определение больше соответствует характеру политического режима советской России в 1917-1922 гг.: "тоталитарный", "авторитарный", "демократический" (или другой - укажите)? Почему?

Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:

Периодизация гражданской войны в России.

Иностранное вмешательство в дела России в 1917 - 1920 гг. Большевистская концепция государства и ее реализация в России.

 

Подготовьте сообщение:

 

Исторические деятели: В. И. Ульянов, Л. Д. Бронштейн, Л. Г. Корнилов, А. Ф. Керенский, П. Н. Краснов, А. И. Деникин, А. В. Колчак, Н.Н. Юденич, П. Н. Врангель, В. М. Чернов, И. В. Джугашвили (Сталин), М. Ф. Фрунзе, М. Н. Тухачевский, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный.

 

Литература:

1. Россия в XX веке: Учеб.для 10-11кл.общеобразоват. учреждений/А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. – 9-е изд.-М.:Просвещение, 2010.- 368с.;16л.ил,карт.:ил. §24-39

2. История России1917-1940. Хрестоматия/Сост.В.А.Мазур и др.; под ред. М.Е.Главадского. Екатеринбург, 2000.- 368с. Док.: 10, 21, 37, 38, 50, 51.

3. Волкогонов Д.А. Ленин, М., 1994


Самостоятельная работа №10

Задания и упражнения

(устно или письменно, по заданию преподавателя).

По материалам учебника составьте таблицу, заполнив графы: "Предпосылки индустриализации", "Основные задачи индустриализации", "Социально - экономические результаты индустриализации", "Социально-экономические последствия индустриализации".

Аналогичную таблицу составьте по материалам, раскрывающим проблемы коллективизации.

Выявите взаимосвязь между процессами, протекающими в мире и в СССР в 30-е годы.

 

Работа с понятиями.

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

 

Как Вы понимаете сущность понятия «индустриализация»? Совпадает ли оно с оценками этого термина властями СССР в 30-е годы?

Как Вы понимаете сущность понятия «коллективизация»? Можно ли считать различными понятия «коллективизация» и «политика сплошной коллективизации»?

Что общего и в чем разница понятий «тоталитарный режим», «режим личной власти Сталина», «командно-административная система», «политическая система победившего социализма»?

Что общего и в чем различие понятий: «пенитенциарная система», «система лагерей», «тюрьмы», «карательная система»?

 

Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:

Индустриализация в СССР: предпосылки, методы, последствия.

Коллективизация в СССР, ее результаты и последствия.

«культурная революция»: итоги, цена, последствия.

Советская модель тоталитаризма.

Эволюция внешней поли гики СССР в 30-е годы.

Подготовьте сообщение:

 

Исторические деятели: И.В. Сталин, В.М. Молотов, А.И. Рыков. Н.И. Бухарин, К.Е. Ворошилов, С.М. Киров, 1.К. Орджоникидзе. В.В. Куйбышев, Г.Г. Ягода. П.И. Ежов. Л.П. Берия и др.

 

Литература.

1. Россия в XX веке: Учеб.для 10-11кл.общеобразоват. учреждений/А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. – 9-е изд.-М.:Просвещение, 2010.- 368с.;16л.ил,карт.:ил. §40-50

2. История России 1917-1940. Хрестоматия/Сост.В.А.Мазур и др.; под ред. М.Е.Главадского. Екатеринбург, 2000.- 368с. Док.: стр.246-253.

3. Волкогонов Д.А., Триумф и трагедия: политический портрет И.В. Сталина. М., 1989

 


Самостоятельная работа №11

СССР накануне и в годы второй мировой войны 1939-1945 гг.

 

Изучите тему по следующему плану:

1. СССР в системе международных отношений второй половины 30-х годов. Внешнеполитический курс СССР в 1939 году: борьба альтернатив. Советско-германское сближение: дискуссии последних лет.

2. Основные события Второй Мировой и Великой Отечественной войны.

3. СССР и союзники в войне.

4. Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне. Истоки и цена победы.

 

Ответь на вопросы для самопроверки:

В чем Вы видите истоки и конкретные причины второй мировой войны?

Каковы на ваш взгляд, причины советско-германского сближения в 1939г.?

Существовали ли альтернативы этому?

Как вы можете определить характер подписанных с Германией в августе-сентябре 1939 г. секретных соглашений?

Как вы можете оценить советские действия в Польше, Прибалтике, Бессарабии, Финляндии? объясните.

Проанализируйте государственные меры по мобилизации населения и организации рабочего времени в военные годы.

Проанализируйте, какие идеи в годы Великой Отечественной войны сплотили население СССР, обеспечили единство советского фронта и тыла.

Задания и упражнения

(устно или письменно, по заданию преподавателя).

Проанализируйте по материалам учебника общее и особенное в причинах развязывания первой и второй мировой войны. Чем можно объяснить тот факт, что в роли источника военной опасности в обоих случаях выступала Германия?

Дайте собственную правовую и нравственную оценку советско-германских докумунтов1939 г., пользуясь приведенной в списке литературой.

Выделите основные этапы в ходе Великой Отечественной войны и кратко охарактеризуйте их.

Используя учебник, составьте план-перечисление основных мер по созданию антигитлеровской коалиции.

Сопоставьте события на фронтах союзников СССР и Советско-германском фронте. Обоснуйте собственный вывод о том, где произошел коренной перелом в войне с фашизмом.

 

Работа с понятиями.

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

Как вы понимаете термины "инцидент", "вооруженный конфликт", "агрессия"? Что в них общее и в чем различие? Приведите примеры из истории 1939-1945?

Что такое "превентивный удар"?

Как Вы понимаете термины "коренной переворот" и "коренной перелом" в ходе войны? С какими сражениями Великой Отечественной войны Вы их связываете? Почему?

Чем на ваш взгляд, отличаются понятия "страны-сателлиты" и "страны-союзники"?

Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:

 

Советско-германские документы августа-сентября 1939 г.

Можно ли считать СССР участником первого этапа второй мировой войны (сентябрь 1939» июнь 1941 гг.)?

Истоки массового героизма советских людей в войне.

Антигитлеровская коалиция: проблема взаимоотношений участников.

Роль восточного фронта в войне.

Роль второго фронта в войне.

Истоки и цена победы.

 

Подготовьте сообщение:

 

Исторические деятели: И.В.Сталин, В.М.Молотов, Г.К.Жуков, С.К.Тимошенко, А.М.Василевский, К.К.Рокоссовский, Б.М. Шапошников, И.С.Конев, А.Гитлер, И. Рибентроп, У.Черчилль, Ф.Рузвельт, Шарль де Голль, Д.Эйзенхауэр.

 

Литература:

1. Россия в XX веке: Учеб.для 10-11кл.общеобразоват. учреждений/А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. – 9-е изд.-М.:Просвещение, 2010.- 368с.;16л.ил,карт.:ил. §52-57

2. Авторы-составители: А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Хрестоматия по истории Росси с дренейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М. «Проспект», 2005. – 592с.: док. 22.3.9, 22.3.10, 22.3.11

3.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1992

 

 


Самостоятельная работа№12

«Перестройка» в СССР:

Задания и упражнения

(устно или письменно, по заданию преподавателя).

Укажите причины, приведшие к «перестройке».

Составьте таблицу по материалам учебника, отражающую основные направления политики «перестройки» и «нового мышления».

Выявите причины усиления центробежных тенденций в СССР в 1988-1991 гг.

На основе последних статистических данных подготовьте сообщение об экономическом состоянии страны в настоящее время (на примере Новгородской области).

Сравните политику СССР в перестроечные годы (см.§ 68)и современной России по отношению к государствам Запада и «третьего мира». Каковы принципиальные изменения во внешнеполитическом курсе страны.

Сравните стартовые возможности России на рубеже XIX-XX веков и XX- XXI веков по экономическим, социальным, политическим и духовным критериям. Какими вам видятся новый век и новое тысячелетие?

Работа с понятиями.

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

Что собой представляет понятие «курс на ускорение социально-экономического развития страны»?

Когда и почему появилось понятие «перестройка»? То оно означало?

Чем, на Ваш взгляд, отличается «гласность» от «свободы слова»?

Что такое «политика нового мышления»?

 

Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:

Неизбежность радикального реформирования советской экономической и политической системы.

«Перестройка» и возрождение идейного и политического плюрализма.

Перемены в мире и в СССР как результат «нового мышления».

Распад СССР: предпосылки, проявления, последствия. Россия и мир на пороге XXI века.

 

Подготовьте сообщение:

 

Исторические деятели: М.С. Горбачев,Б.Н. Ельцин, Е.Т. Гайдар, В.С. Черномырдин, А.А. Собчак, Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский и др.

А. Солженицын, Ю. Нагибин, Н. Михалков, Ю. Бондарев, В. Распутин и др.

Р. Рейган, Д. Буш, Б. Клинтон, М. Тэтчер, Г, Колль, Ж. Ширак и др.

 

Литература:

1. Россия в XX веке: Учеб.для 10-11кл.общеобразоват. учреждений/А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. – 9-е изд.-М.:Просвещение, 2011.- 368с.;16л.ил,карт.:ил. §66-75

 

 


Критерии оценки результатов самостоятельной работы студентов

 

Оценка «отлично» ставится, если студент:

ü Умеет раскрыть анализируемое явление в историческом контексте.

ü Умеет аргументировать свою точку зрения, делать самостоятельные выводы и давать исчерпывающий ответ по существу проблемы.

ü Владеет терминологией и безошибочно раскрывает содержание

используемых терминов.

ü Грамотно, литературно, логично формулирует исторические умозаключения.

Оценка «хорошо» ставится, если студент:

ü Даёт полный ответ на поставленные вопросы, демонстрирует знание исторической проблемы или события;

ü Умеет оценить значение анализируемого явления или факта с исторической точки зрения;

ü Умеет аргумент


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.326 с.