История консультативной психологии как науки и практики. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История консультативной психологии как науки и практики.

2018-01-29 418
История консультативной психологии как науки и практики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ориентация на нормы и ценности клиента

В процессе консультирования психологу важно определиться, что значит то или иное событие не для него (консультанта), а для клиента. Компетентным в своей жизни может быть только сам клиент, психолог за него жить, думать, действовать не может. Мастерство консультанта в этом случае - подарить человеку возможность говорить о себе правду.

Запрет давать советы

Это широко известный и пропагандируемый принцип. Все это так, но все же во-первых, человек часто приходит именно за советом, он готов «сдать» свою свободу в обмен на четкую инструкцию правильных действий; во-вторых, весьма распространенной является ситуация, когда психоло г (например, школьный, детский практический психолог) даётсоветы иногда называя их рекомендациями, и т. п.

[♦TUmml’re советы, если вы их знаете. Нередко психолог и рад

бы дать совет; да он его не знает.

Человек вправе выслушать совет и поступить по-своему.

некоторые жизненные понятия (любовь, внимание, счастье и др.) в обыденном сознании людей имеют очень разные толкования. Поэтому, даже очень хорошие советы могут воплощаться в редакции «кто как понял».

Совет должен быть востребованным, своевременным (что толку после драки махать кулаками или давать совет «под руку») и уместным.

Мастерство и искусство психолога-консультанта состоит в том, чтобы дать правильным образом верный совет нужному лицу и в нужное время.

4 Уважение к личности, анонимность и

конфиденциальность

Человек имеет право на анонимность обращения и не раз­глашение его сокровенных мыслей. Уважение к личности человека следует соблюдать беспрекословно, независимо от возраста, национальности, вероисповедания, пола, профессии и пр.

5, Активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее

ЧйТОё^бращается в консультацию в ситуациях жизненного неблагополучия. Но это его жизнь, и компетентным в ней может быть только он сам. В процессе консультирования нужна обоюдная активность и ответственность — клиента и консультанта - для достижения позитивного результата.

& Не навреди

Принцип широко известный, популярный, но не конкретный. Вряд ли кто-то организует свою профессиональную деятельность, стремясь кому-то вредить. Этот принцип, конечно же, должен доводиться до каждого психолога с целью напоминания об ответственности, но в практике и особенно в супервизии, стоит дополнять его четкими комментариями, что можно делать в консультировании, а чего делать нельзя никогда

 

5 Модель эффективного консультанта. Требования к его личности.

Качества личности необходимые консультанту:

проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними.

чувствительность к установкам и поведению других | людей;

эмоциональная стабильность и объективность;

способность вызывать доверие других людей;

уважение прав других людей.

доверие к людям;

уважение ценностей другой личности;

проницательность;

отсутствие предубеждений;

самопонимание;

сознание профессионального долга.

Аутентичность.

полное осознание настоящего момента;

выбор способа жизни в данный момент;

принятие ответственности за свой выбор. Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент чувствует враждебность. Соприкоснуться с жизнью клиента мы можем, только оставаясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения.

Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами. Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Эффективный консультант способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.

Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот— [опустить ниже планку притязаний. Эффективный консультант (должен понимать ограниченность своих возможностей.

Прежде всего, важно не забывать, что любой консультант Iнезависимо от профессиональной подготовки не всемогущ. В [действительности ни один консультант не способен построить правильные взаимоотношения с каждым клиентом и помочь всем клиентам разрешить их проблемы. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совершенным. В консультировании мы всегда можем выполнять свою работу I "хорошо", но не идеально. Тот, кто не в состоянии признать шраниченность своих возможностей, живет илюзиями что способен полностью познать и понять другого человека. Правильная оценка собственных возможностей позволяет 1 ставить перед собой достижимые цели.

J Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта.

1 Выделяется три важные постулата квалифицированного I психологического консультирования:

Личная зрелость консультанта. Подразумевается, (что консультант успешно решает свои жизненные проблемы,

I откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

Социальная зрелость консультанта.

j Подразумевается, что консультант способен помочь другим t людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим j и искренен по отношению к клиентам.

Зрелость консультантаэто процесс, а не

состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

 

6.Этические принципы в психологическом консультировании Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов.

1. Общие нормы

Принцип компетентности

(а) Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности.

Описание и/или объяснение результатов психологической работы

(а) В работе с клиентами психологи используют понятные дл них термины и объяснения.

Уважение права других оставаться другими

Недискриминация

Посягательства на честь и достоинство клиентов

Отношение к личным проблемам

Ненанесение вреда

Неправильное использование психологов-консультантов результатов их работы

Если психологам-консультантам становится известно о неправильном использовании результатов их работы, они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок.

Денежное вознаграждение

Вопросы денежного вознаграждения решают на самых ранних стадиях взаимодействия.

Публичные выступления н публикации Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и научные статьи итд

Избегание ложных или неверных утверждений

Свидетельства и подтверждения

Тестирование, оценка и вмешательство

Оценка и диагноз

(а) Психологи-консультанты осуществляют оценивание, диагностические работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными отношениями.

(в) Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозы строятся только на информации, полученной посредством валидного психологического инструментария.

Интерпретация данных

При интерпретации данных, психологи-консультанты стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого.

Объяснение полученных результатов

Обеспечение безопасности психологическогоинструментария

Процедурные нормы 4.1. Информирование клиента 4.2. Осознанное согласие клиента

Взаимоотношения с парой и с семьей

Осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами

Консультации и взаимодействие с коллегами Психологи-консультангы организуют необходимые консультации и взаимодействие с коллегами, исходя из интересов своих клиентов и с их согласия.

Прерывание помощи

(а) Психологи-консультангы планируют возможность продолжения работы с клиентами в случаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных болезнью, потерейработоспособности, переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента.

1 внепрофессиональные отношения с клиентамии

Сексуальные отношения

5.3 Консультирование бывших сексуальных партнеров

конфиденциальность

Обсуждение ограничений конфиденциальности Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых ранних этапах психологической работы работы

Сохранение конфиденциальности

Минимизация вюрж'снмя но ин\ фенинй мир

Обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации

Разглашение информации 11снхологн-консультшы раскрывают конфиденциальную информацию без согласия клиент голько в случаях, предусмотренных законом,

Конфиденциальная информация базе данных

(а) 11ри нведеннн конфиденциальной информации в базу данных психопогн«консультанты должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.

Защита записей и данных

Решение зги чески х воиросон

Знание Этического Кодекса

Возникновение этических вопросов

В тех случаях, когда психолог-консул ыпнт самое юя голыш не может разрешить этические вопросы, он обращается за помощью к другим психологам, а гакже к психологическим общественным объединениям или государственным организациям.

Противоречия между этическими нормами и служебными обязанностями

Психолог-консулъганг должен как можно раньше выявить суть противоречия и устранить его в пользу профессиональных этических норм.

Необоснованные претензии

Пснхологн-консуль ганты не допускают разбирательств по поводу этических претензий, которые недостаточно обоснованы, анонимны, преследуют цель дискредитации другого психолога.

Формы консультирования.

Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами. Если индивидуальное консультирование — это беседа консультанта с клиентом наедине, то групповое консультирование происходит в рамка: группы.

Индивидуальные консультации делятся на:

однократные и многократные;

консультации по личному обращению;

в резуль ате вызова, направления;

без дополнительного тестирования, с дополнительным тестированием;

без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов;

- изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи.

Групповое консультирование не исключает применение методов индивидуального консультирования. Групповое консультирование предоставляет членам группы следующие возможности:

а)Чйследовать процессы и характеристики собственною социального поведения и других людей;

б)осознавать и изучать симптомы результатов восприятия себя другими;

в)вырабатывать отдельные навыки социального и, в

частности коммуникативного, поведения;

г) выявлять проявления своего бессознательного

(психологических защит, переносов, сопротивлений);

д)учиться принимать помощь от непрофессионалов;

е)вырабатывать навыки оказания психологической помощи в повседневной жизни;

ж)сравнивать личный внутренний опыт с опытом других; j з) расширять средства и пути экспрессивного поведения;

и)переносит во внешнюю социальную жизнь и закреплять (или пересматривать) навыки, полученные до этого в индивидуальной работе над собой;

к)укреплять свое "Я" на основе идентификации с отдельными членами группы;

л)обучаться приемам обнаружения и принятию сходства и различия между людьми, собой и другими;

м) укреплять позиции своего "Я" посредством деидентификации с идеями, ситуациями, чертами характера других членов группы.

 

Гештальтконсультирование.

Основоположниками гештальт - терапии являются Фредерик С. Перлз, Ральф Ф. Хеффрлайн, Пол Гудмен. Терапия состоит, в анализе внутренней структуры актуального опыта вне | зависимости от присущей степени контакта, в изучении не ' столько того, что переживается, запоминается, делается и т.п., сколько того, как запоминается, как говорится и т.д.. Все описанные направления работы способствуют интеграции личности клиента, помогают преодолеть невротические защитные механизмы и обрести «подлинное Я». Основные теоретические положения гештальт-терапии: Каждый организм стремиться к достижению состояния полного функционирования, что означает завершенность внутренних органов. Человек в процессе восприятия внешнего мира не воспринимает отдельные элементы действительности как изолированные и не взаимосвязанные, а орган^ует их в целое или в гештальты, имеющие для него I значения. Функционирования индивида осуществляется /

I посредством процесса саморегуляции, благодаря которому»

| организм удовлетворяет свои потребности (или | незавершенный гештальт) и поддерживает равновесие в постоянно меняющихся

условиях. Индивид может существовать только в границах среды, являющимся целостным полем, включающим в себя его и

окружение, а его поведение является функцией всего поля. Характерным элементом гештальт терапии является внимание к процессам и явлениям, происходящим в организме как целом, а не в отдельных элементах его структуры. Основным процессом, интегрирующим функционирование организма, является сознание. Гештальт распознает и восстанавливает равновесие в сознании, тем самым помогает человеку обрести свою полноту (комфортность). В рамках концепции гештальт- терапии описаны следующие варианты защитных механизмов: ПРОЕКЦИЯ. Приписывание собственных нежелательных для клиента качеств и побуждений другим людям.

ИНТРОЕКЦИЯ. Клиент действует в соответствии с усвоенными от значимых для него лиц (особенно в детстве) принципами, установками, правилами и т.п.

ДЕФЛЕКСИЯ. Уклонение от реальных действий по преодолению препятствии или от решения проолем путем бесконечных и бесперспективных разговоров о проблеме. КОНФЛЮЕНЦИЯ. Размывание границ своего Я и слияние с Я другого человека без четкого отграничения одного от другого. Клиент в таких случаях, описывая свои переживания, пользуется местоимением «мы». РЕТРОФЛЕКСИЯ. Вместо направленности энергии на преодоление внешних трудностей и препятствий человек обращает ее на самого себя, поэтому нередко становится неадекватно агрессивным или приобретает психосоматическое расстройство. Принципы гештальт - терапии:

Принцип «сейчас», или идея концентрации на настоящем моменте, является самым важным принципом в гештальт - терапии. Принцип «Я и Ты». Этот принцип выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми.

Т.е. не просто передавать разговор терапевту, а непосредственно говорил» с человеком о проблеме. Принцип субъективизации высказывания. Этот принцип связан с семантическими аспектами ответственности и причастности) пациента. Например: «Что -то меня давит», «что -то мешает сказать мне это» Непрерывность (континуум) осознания - намеренная концентрация на спонтанном потоке содержаний переживаний,

отшшание себе отчета в том, что и как происходит в данную минуту.

История консультативной психологии как науки и практики.

В далекие времена своеобразными специалистами в области

психического здоровья являлись шаманы, жрецы, колдуны. В древних Греции, Риме, Персии, Месопотамии первыми консультантами были врачи, философы и священники. Сред»

тех, кто помогал современникам решать свои проблемы, находить ответы на непростые вопросы бытия, можно назвать Моисея, Лао-Цзы, Будду, Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля. Философы и пророки выступали как консультанты, стимулируя личностный, эмоциональный и интеллектуальный рост своих последователей и учеников.

Именно от них унаследованы следующие важные принципы,

, на которые и сегодня опирается консультативная психология:

- отсутствие единственно правильного выхода, абсолютной истины при поиске ответа на жизненно важные вопросы;

- наличие множества альтернатив, возможностей для решения одной и той же проблемы.

Одним из предшественников консультативной психологии можно считать Гиппократа (ок. 460 — ок. 370 до н.э.), который говорил о необходимости построения доверительных I отношений с пациентом, об анализе истории всей его жизни для понимания специфики болезни. Он же разработал первую классификацию психических расстройств, а его | обозначениями темперамента мы пользуемся по сегодняшний

I день.

Особым этапом в развитии консультативной психологии стал XIX в. 1879 г., когда немецкий психолог В.Вунд1832—

1920) основал первую лабораторию экспериментальной психологии, принято считать годом рождения психологии как науки. Великие философы — С. Кьеркегор, Г. Гегель, Ф. Ницше — оказали огромное влияние на эту зарождающуюся науку.

Конец XIX в. ознаменовался блестящими открытиями 3. Фрейда и Й. Брейера в области лечения истерии. Были заложены основы медицинского (психиатрического) консультирования.

В XX в. с возрастанием темпа научно-технического прогрессу и возникновением необходимости в подготовке и отборе высококвалифицированных рабочих и служащих на службу | была призвана консультативная психология. В это время происходило инте нсивное развитие профконсультирования Специалисты в этой области работали в школах, организациях, студенческих городках. Около 80% программ подготовки психологов-консультантов ориентировались на школьное профконсультирование.

В 1942 г. вышла книга К. Роджерса «Консультирование и психотерапия», положившая начало отделению консультирования от смежных отраслей, таких, как психиатрия, психотерапия и др. К. Роджерс писал о том, что люди, испытывающие затруднения в общении, взаимодействии, эмоциональной сфере, не являются психически больными. Большинству из них необходима поддержка, а не медикаментозное лечение. Он подчеркивал, что эта задача успешно решается в рамках психотерапевтических отношений между психологом и человеком, обратившимся за помощью.

К 50—60-м годам XX в. клиент-центр ированная терапия К. Роджерса превратилась в теоретическую базу для большинства программ подготовки психологов- консультантов. В то же время бурно развивались такие направления, как бихевиоральное консультирование, рационально-эмолгивный подход, гештальт-терапия, транзактный анализ. Представители этих направлений конкурировали между собой, пытаясь доказать превосходстве своего подхода относительно остальных.

Сегодня специалистов в области психологического консультирования можно встретить повсюду: в школах и детских садах, учреждениях и фирмах, различных социально-1 психологических центрах и медицинских учреждениях.

Психологи-консультанты в Беларуси представлены

профессионалами в областях индивидуального, семейного, возрастно-психологического, организационного, медицинского консультирования. Они помогают находить решения личных проблем, консультируют организации и коллективы. Все чаще звучат голоса о необходимости профессиональной организации психологов- консультантов, принятии ее Устава, разработке этического кодекса.

 

3 Цели и задачи психологического консультирования.

Психологическое консультирование - особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем.

Основная цель консультирования - предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем.

Цели психологического консультирования:

Облегчение изменения поведения.

Совершенствование способностей клиента устанавливать и поддерживать взаимоотношения.

Увеличение продуктивности клиента и его способности к преодолению трудностей.

Помощь в процессе принятия решений.

Способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей клиента.

[Разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими, осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, [[разрешать возникающие проблемы, достигать поставленные щели. Жить в гармонии с собой и окружающим миром. Лсихологическое консультирование решает следующие [основные задачи:

Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

учение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно

справиться с возникшей у него проблемой.

Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить {возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).

Передача психологом-консультантом клиенту

элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента)

Изменение мешающих способов поведения

Развитие навыков преодоления трудностей

Формирование способностей принимать эффективные жизненно важные решения.

Углубление самопонимания, самосознания

повышение личностного потенциала

Стимулирование процесса самоактуализации.

 

4основные принципы консультативной работы.

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту Доброжелательность реализуется при внимательном и чутком отношении к клиенту. Оно противопоставляется как излишней благородной и деятельной (иногда навязанной) активности консультанта, так и примитивному, но великодушному сочувствию, сопереживанию. Безоценочностъ - один из самых труднореализуемых принципов. Безоценочностъ не значит равнодушие, оно предполагает «внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.