Развитие мышления в процессе онтогенеза — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Развитие мышления в процессе онтогенеза

2018-01-29 338
Развитие мышления в процессе онтогенеза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мышление формируется у человека не сразу:

· У новорожденного оно отсутствует, его деятельность определяется исключительно безусловными рефлексами – однозначными ответными реакциями на определенные раздражители.

· У грудного младенца в возрасте нескольких месяцев мышления также нет, но у него уже формируются условные рефлексы. Это означает, что его мозг может гибко связывать между собой два раздражителя и адекватно на них реагировать (н-р: младенец улыбается маме и плачет при виде незнакомого человека).

· К концу первого года жизни у ребенка начинают проявляться первые элементы мышления, причем оно существенно отличается от мышления взрослого.

 

Жан Пиаже (щвейцарский психолог) представил четыре стадии развития мышления:

 

1. Стадия сенсомоторного интеллекта1-2 года – развитие способности воспринимать и познавать предметы реального мира. К концу этой стадии ребенок становится субъектом – выделяет себя из окружающего мира.

2. Стадия операционального мышления2-7 лет – развивается речь, активизируется процесс интериоризации внешних действий. Развитие эгоцентризма мыщления (трудность принятия позиции других людей).

3. Стадия конкретных операцийот 7-8 до 11-12 лет – возможность давать логические объяснения своим действиям, переходить с одной точки зрения на другую Понимание двух важных логических формул:

А=В и В=С, т и А=С и А+В=В=А

Способность объединять предметы в классы.

4. Стадия формальных операций – от 12-15 и далее – способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий.

Формы мышления

Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключения.

1. Понятия. Ребенок рождается с безусловными рефлексами, а потом развиваются условные рефлексы. Система совокупности условных рефлексов обуславливает формирование мыслительных процессов, в форме понятия. Эти и другие условные рефлексы предопределяют формы понятий это такая форма мышления, в которой отражается общее существенное свойство предметов и явлений (земля, планета, мама). Носят обобщенный характер, потому что являются продуктом познавательной деятельности не одного человека. а многих людей. Бывают:

· общие (понятие – земля более общее относительно понятия – почва)

· е диничные – понятия относятся лишь к определенному предмету и явлению (Москва, Евг. Онегин, Черное море).

Дефиниция (определение) понятий – это раскрытие его существенных признаков (личность – сознательный человек, включенный в общественные отношения и творческую деятельность. Процесс усвоения понятий – это активная творческая мыслительная деятельность

 

2.Суждения. Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение – есть отражение связей между предметами и явлениями или между из свойствами и признаками (н-р: суждение «предприниматель – это активный, предприимчивый человек, желающий улучшить вое благосостояние путем экономической деятельности» отражает связь между психологическими свойствами предпринимателя и способами его действий). Суждения всегда либо истинно, либо ложно. Суждения бывают:

· По степени соответствия объективной истине: истинные ( диплом о высшем образовании выдается студенту после нескольких лет успешного обучения в вузе); ложные ( диплом о высшем образовании выдается ученику после окончания учебы в средней школе).

· По степени охвата предметов и явлений: общие (все студенты сдают экзамены); частные ( некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины); единичные ( студент Иван Разгильдяев дважды провалил экзамен по экономической теории).

3. Умозаключения. Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления – умозаключение - это такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение. Известны три основных вида умозаключения:

А). Индуктивное – такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Б). Дедуктивное – такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.

В). Аналогия – такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

 

Краткую словесную формулировку существенных признаков предметов или явлений, входящих в данное понятие называют – определением (квадрат – это четырех угольник, у которого все стороны равны, а углы прямые. Топор – это орудие для рубки).

Классификация мышления

1.По уровню новизны и оригинальности:

· Репродуктивное – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

· Продуктивное – мышление на основе творческого воображения.

2.По характеру решаемых задач:

· Практическое – мышление на основе суждений и умозаключений, основных на решении практических задач. Основная задача практического мышления – разработка средств практического преобразования действительности.

· Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законов и правил.

 

3.По форме (этапы в процессе онтогенеза)

· Наглядно-действенное – генетически самый ранний вид мышления, при котором мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности и преобладают практические действия с материальными предметами.

· Наглядно-образное – решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами (представлениями памяти и воображения).

· Образное – наиболее развито у художников, дизайнеров, у которых материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные, а у музыкантов – слуховые.

· Абстрактно-логическое - работает в форме отвлеченных понятий, символов, цифр.

 

4.По степени развернутости

· Дискурсивное (аналитическое) – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

· Интуитивное - мышление на основе непосредственных чувствительных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

 

От этих видов деятельности и мышления как процесса, отличается мыслительная деятельность, в которой мышление выполняет основную роль, где цель и содержание деятельности составляет познание.

 

Основные виды мышления

По мере развития психики человека в процессе его социализации основной способ его мышления постепенно меняется

- от конкретного к более абстрактному,

- от внешнего, предметного к внутреннему.

Виды мышления человека:

1. Наглядно-действенное - первый способ мышления ребенка (возраст от 1 до 3 лет), т.е. мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.

2. Наглядно-образное - следующая ступень развития (от 4 до 7 лет), т.е мышление виде наглядных образов и представлений: зрительных, слуховых, тактильных. Сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).

3. Образное мышление – наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов. Парикмахеров и архитекторов. Материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающая роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.

4. Абстрактно-логическое - дискурсивное (отвлеченное или понятийное) – работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств (н-р: термины этики – справедливость и совесть; математические термины – степень и производная; экономические термины – баланс и прибыль являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься непосредственно органами чувств человека). Это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом.

 

 

В своей практической деятельности человек встречается с задачами, разными как по содержанию, так и по способу их решения.

К числу основных видов мышления, следует отнести следующие:

1. Конкретно-действенное

2. наглядно-образное

3. Словесно-логическое

 

 

· На ранних стадиях развития ребенка до 3 лет, у него доминирует конкретно-действенное мышление, связанное с ведущим видом деятельности, на ней и развивается этот тип мышления. Ребенок от 1-3 лет начинает играть, манипулировать предметами – развивается конкретно-действенное мышление. Он изучает, пытается понять.

· В возрасте от 3-7 лет, в дошкольном детстве доминирует наглядно-образное мышление. Ребенок активно развивается играя с предметами, он сравнивает эти игрушки, с чем и развивается наглядно-образное мышление. Это связано с развитием сенсорики, которая и обуславливает наглядно-образное мышление. Конкретно-действенное и логическое мышление занимает вторые позиции.

· В начальное школедоминирует наглядно-образное мышление, где дети запоминают лучше, если видят образно; также связано с сенсорикой. Словесно-логическое и конкретно-действенное на втором плане.

· Начальная школа – 3-4 классы – этот процесс уходит на второй план, а на первый – словесно-логическое мышление, где дети опираются на абстрактное мышление.

· В подростковом возрасте (др. возраст) – доминирует словесно-логическое мышление, а наглядно-образное и конкретно-действенное занимают второй план.

 

По мере развития психики человека в процессе его социализации, основной способ его мышления постепенно меняется от конкретного к более абстрактному, от внешнего, предметного к внутреннему.

Мыслительные операции

 

Новые мысли и образы возникают на основе того, что уже было в нашем сознании благодаря мыслительным операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, абстрагированию конкретизации,:

1. Анализ – это мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков или сторон, и установление связей т отношений между ними. При помощи анализа мы вычленяем явления из тех случайных, несущественных связей. В которых они даны нам в восприятие (разбор предложений по членам, фонетический анализ слова, анализ условия задачи на известные, неизвестные искомые элементы, анализ учебной деятельности по предметам и успехам учащихся). Анализ как мыслительная операция возник из практических действий (н-р: ребенок разбирает новую игрушку, чтобы понять, как она устроена).

2. Синтез – процесс, обратный анализу, представляющий собой мысленное объединение частей, свойств объектов в единое целое, в комплексы, системы (мозаика; слоги – слова – предложения – текст).

Эти противоположные по содержанию мыслительные процессы находятся в неразрывном единстве. В ходе мыслительного процесса анализ и синтез непрерывно переходят друг в друга и могут поочередно выступать на передний план, что обусловлено характером материала: если исходные проблемы не ясны, их содержание нечетко. То на первых порах будет преобладать анализ; если же, например, все данные достаточно отчетливы, мысль сразу пойдет преимущественно по пути синтеза. В конечном счете все процессы воображения и мышления состоят в мыслительном разложении явлений на составляющие их части и последующем объединении этих частей в новые сочетания.

Анализ и синтез как основные мыслительные операции присущи любому человеку, но склонность к дроблению или соединению явлений окружающей действительности у разных людей может быть разной:

· Одни подмечают мельчайшие детали, подробности, частности, но не схватывают целого – это представители аналитического типа.

· Другие сразу переходят к главному, но выражают суть событий слишком обобщенно, что свойственно представителям синтетического типа.

· У большинства людей – смешанный, аналитико-синтетический тип мышления.

 

3. Сравнение - это мыслительная операция, посредством которой устанавливается сходство и различие отдельных объектов. К.Д. Ушинский считал сравнение основой всякого понимания и всякого мышления. Одной из наиболее распространенных ошибок, которые люди (особенно дети), допускают при сравнении, является расположение объектов (н-р: Онегин такой-то; а Печорин – такой -то…), при этом они абсолютно уверены. Что дают сравнительную характеристику героев. Сравнению нужно обучать: сравнивать следует по одному основанию: цвету, форме, назначению. Необходимо также учить составлять план сравнения объектов: чем похожи и чем различаются. Результатом сравнения является классификация ( менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность по их аккуратности, исполнительности, энергичности, компетентности).

4. Абстрагирование (отвлечение) – это мыслительная операция, обеспечивающая выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных, выделение свойств объекта и рассматривание их по отдельности: красивыми могут быть и человек. И пейзаж, и платье, и поступок, но все они – носители абстрактного признака – красоты, красивости. Без абстрагирования невозможно понимание переносного смысла пословиц («Цыплят по осени считают», «Любишь кататься, люби и саночки возить»).

5. Обобщение - это мыслительная операция, обеспечивающая выделение общего в предметах и явлениях и объединение объектов в множества, классы; отбрасывание единичных признаков при сохранении общих с раскрытием существенных связей. Обобщением является любое правило, любой закон, любое понятие. Это всегда какой-то итог, общий вывод, совершаемый человеком.

6. Конкретизация – операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предметов или явлений (хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой).

 

Все основные операции мышления не выступают в «чистом виде». При решении поставленной задачи человек использует тот или иной «набор» операций, в тех или иных сочетаниях: он различен в мыслительном процессе различной сложности и структуры.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.