Художественные технологические особенности советская керамика 1950-1960гг — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Художественные технологические особенности советская керамика 1950-1960гг

2018-01-29 557
Художественные технологические особенности советская керамика 1950-1960гг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

.В конце 1950-х годов произошла ликвидация Промкооперации как отрасли, что повлияло на изменение сложившейся картины художественных промыслов. Волевым образом был завершен этап артелей, намеченный на заре формирования отрасли. Они были преобразованы в фабрики, а отрасль подчинена Министерствам местной промышленности союзных республик. Индивидуальная деятельность кустарей и ремесленников оказалась как бы «вне закона». Кустари, выполнявшие традиционные изделия и сбывавшие их на рынках, в одночасье стали спекулянтами, что явилось завершающим шагом в искоренении индивидуального производителя, а вместе с ним и стихийного носителя кустарного ремесла.

Правда, продолжали успешно работать традиционные керамические производства союзных республик. Большое напряжение испытывали артели Средней Азии, которые обеспечивали керамикой увеличившееся население глубинного тыла. Ташкентская артель «Кзыл-Кулол» постоянно пополнялась кадрами из специализированных учебных заведений. Сама артель и подготовка ремесленников и мастеров в специальных учебных заведениях, стали символом нового отношения в республике к древнему ремеслу. Традиционно в Узбекистане сохранялось индивидуальное ученичество и преимущественно потомственный характер передачи мастерства. К началу 1950-х годов в ташкентской артели работало около полусотни керамистов разной специализации.

Многонациональная страна дала большое разнообразие народной керамики. В каждой республике прослеживались свои традиции гончарства и игрушки. Степень их сохранности зависела напрямую от экономической и социальной развитости регионов. Патриархальные устои, преобладание ремесленных форм труда были основой непрерывности и художественных традиций. В Узбекистане, Молдавии, Украине, Белоруссии развивались формы производства керамики, близкие к кустарным. Этому способствовали сохранявшиеся потомственные гончары, воспитанные на преемственности традиций, а также среда, приверженная традиционному вкусу.

И все же, керамика в силу технологической сложности производства оказалась в авангарде промысловой перестройки. Менялась суть производств, которая непременно закреплялась в названиях. Так, например, артель «Керамик» в упоминавшейся деревне Нижние Таволги в 1956 году стала цехом керамики, который вскоре преобразовался в Невьянский завод художественной керамики. В той же Свердловской области Сысертская артель «Промкооператор» стала заводом керамических изделий. Обозначение промыслового предприятия заводом резало слух. Эта парадоксальность еще очевидней проступала в характере производств. К шестидесятым годам на керамических предприятиях НХП в РСФСР практически прекратили выпускать гончарные изделия. Они исчезали вовсе, или гончарные участки переводились на выпуск хозбытизделий, в частности цветочных горшков, как это долгое время было на ПО «Гжель». Методично внедряли технику литья и формовки изделий на полуавтоматах. В творческой практике это вело к утрате культуры гончарного формообразования, основной в слагаемых искусства керамики. Новое поколение художников, по преимуществу с профессиональным образованием, приходивших на растущие предприятия, становились бумажными проектантами, не прочувствовавшими через руки пластику материала.

Вместе с тем, связь с традицией до конца 1950-х годов «прочитывалась» в принципах формообразования изделий. Культура керамической формы сохранялась не только в работах мастеров промыслов, но и в творчестве ведущих художников, которым были привиты основы профессиональной грамоты. Кстати, на основе традиции творили многие московские керамисты. Именно в это время закреплялись стилевые принципы московской школы керамики с ее приоритетами гончарной формы и живописными приемами в декоре.

«Традиционная керамика в контексте искусства 1960-х годов». Водоразделом во многих областях социальной жизни советского общества стали шестидесятые годы. Новая стилистика искусства строилась на приоритетах аскетичной рациональности, выявлении эстетики конструктивного начала в предмете. Пышное декораторское начало, свойственное искусству 1940-1950-х годов, уступило место голой логике в организации среды и предметного мира. Это захватило все виды декоративно-прикладного искусства, выявило новые возможности материалов в решении этих задач, что в итоге дало достаточное их разнообразие.

Комиссии по народному искусству, в которые входили ведущие специалисты – художники и искусствоведы, на предприятиях Художественных фондов введены штатные единицы региональных искусствоведов-экспертов. Таким образом, соединение усилий науки и практики дало видимые результаты. Был поднят пласт уходящего традиционного художественного творчества, зафиксированы центры и выявлены на тот момент мастера-носители художественного ремесла. Благодаря такой комплексной не только научной, но и популяризаторской работе, любителям искусства открывались уникальные ценности отечественной культуры, самобытные художественные черты каждого центра, что способствовало воспитанию настоящих ценителей, часть которых становились знатоками, превращаясь в достойных коллекционеров. Большой интерес был проявлен к гончарным промыслам, традиционной лепной глиняной игрушке. Стоит заметить, что традиционное гончарство в те годы не уступало по эмоциональной яркости, самобытности решений авторским работам профессиональных керамистов, и не менее было востребовано.

Сеть керамических предприятий НХП в системе Минместпрома РСФСР в шестидесятые годы распространилась широко по стране, с методичностью охватывая новые пространства, занимая трудовое население, поставляя продукцию на местный рынок. На базе райпромкомбинатов в Куртамыше в Курганской области (1965), в Тогучине в Новосибирской области (1968), горпромкомбината в Уфе (1963) и др. местах создаются керамические производства. Чуждые системе народных художественных промыслов, не понимавшие и не принявшие их специфику, преобладанием своей массы готовили разрушение специфической целостности отрасли.

В 1966 году был основан Бронницкий завод фарфоровых изделий «Возрождение». Он стал четвертым фарфоровым предприятием в системе НХП Минместпрома РСФСР. Уже в 1968 году изделия «Возрождения» экспонировались на ВДНХ. Завод был ориентирован на выпуск сувенирных изделий, под этим понимались скульптура, декоративные предметы, посуда. В 1966 году при Архангельском промкомбинате был организован гончарный цех, перешедший потом предприятию народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Это была попытка в форме организованного производства объединить еще работавших потомственных мастеров каргопольской игрушки. Тогда же образованием Беднодемьяновского цеха керамики (Пензенская обл.) стремились зафиксировать уходящую, некогда развитую культуру гончарства и глиняной игрушки, имея последнего носителя традиции Т.Н.Зоткина. В том же году на базе сельской гончарной артели с. Николаевка с большим потенциалом народных мастеров был создан Унгенский завод для сохранения и развития национальной молдавской керамики.

Начиная с шестидесятых годов, дымковский промысел лепной глиняной игрушки стал развиваться в системе Художественного фонда Союза художников РСФСР. Кировское отделение Союза художников стало налаживать работу затухавшего промысла. Его переход в систему ХФ СХ РСФСР положительно сказался на судьбе этой уникальной игрушки. Такое отношение не замедлило отразиться на успехах мастериц. В 1962 г. Кировские мастерские были награждены дипломом Второй степени ВДНХ, а в 1967 году четыре старейшие мастерицы (Коновалова О.И., Пенкина З.В., Косс-Деньшина Е.И., Кошкина Е.В.) получили звание лауреатов Государственной премии им. И.Е.Репина.

 

Разбуженный интерес к народному искусству явился толчком для профессиональных художников, работавших в области дизайна интерьеров, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства, к использованию его тем и мотивов. Более чуткие к стилевым переменам, они усиливали декоративный строй такой керамики, придерживались стилизации форм. В оформлении кафе и ресторанов нередко прибегали к включению предметов крестьянского быта, в том числе и гончарных изделий. В группе подарочных и сувенирных предметов были многочисленные майоликовые подсвечники с включением фигур кентавров, скоморохов и др. По-народному лапидарными, но стильными по решению оказывались искания прибалтийских керамистов. Их творчество показало примеры отточенной стыковки современной стилистики с культурой традиционного гончарства.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.