МОДУЛЬ 1. Закономерности психического и личностного — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

МОДУЛЬ 1. Закономерности психического и личностного

2018-01-29 285
МОДУЛЬ 1. Закономерности психического и личностного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

развития человека

МОДУЛЬ 2. Психическое развитие ребёнка до школы

МОДУЛЬ 3. Психическое развитие в период школьного обучения

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА..

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


ВВЕДЕНИЕ

Данный учебно-методический комплекс (УМК) предназначен для изучения курса «Психология» студентами 2 курса спортивно-педагогичеcкого факультета специальностей 1-020602 «Технология».

Одной из основных целей курса «Возрастная психология» является формирование у студентов, будущих педагогов, системы представлений о развитии личности человека на протяжении всей его жизни. Психологические знания помогут молодым специалистам лучше узнать детей, с которыми им предстоит работать, верно разобраться в их возрастных и индивидуальных особенностях, а также эффективно воздействовать на психическое развитие каждого отдельного ребенка и группы в целом.

Материал лекционного курса представлен в достаточно полном изложении и соответствует образовательному стандарту для соответствующей специальности, типовой учебной программе по психологии по специальностям профиля «Педагогика» для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 24 сентября 2008 года, регистрационный № ТД –А 014/ тип (сост. Ю.А. Коломейцев и др.).

Для того, чтобы сформировать необходимые умения и навыки самостоятельной работы, студентам предоставляется возможность для самостоятельного информационного поиска. С данной целью в пособии приводится список рефератов, которые можно подготовить к практическому занятию и список рекомендуемой литературы.

Знания по определённым темам можно проверить и закрепить при помощи проверочных тестов, которые помогают упрочению знаний, полученных в результате изучения модуля.

В планах практических занятий приводятся вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, стимулирующие их к самостоятельному поиску.

В соответствии с принципом интегральной модульности учебный курс дисциплины разделяется на четыре модуля. Каждый модуль практического занятия сопровождается обобщающими блок-схемами, которые предназначены помочь в освоении понятийного аппарата психологии.

Учебно-методический комплекс по психологии рекомендуется для студентов специальностей 1-02 06 02 «Технология».

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГИИ

Усвоение основных положений данной дисциплины способствует изучению «Педагогики», «Социологии», что свидетельствует о междисциплинарном подходе и связях с другими дисциплинами.

Цели преподавания дисциплины:

– дать представление об общих основах психологии личности, о закономерностях и механизмах функционирования личности в социальном пространстве и развитии личности в процессе онтогенеза;

– повысить уровень профессиональной компетентности, психосоциальной адаптивности и психологической культуры студентов;

– сообщить студентам знания о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека (образовательная цель);

– формировать у студентов навыки самоанализа, психологического понимания поведения других людей, стимулировать процессы самоактуализации и самореализации (воспитательная цель);

– привить студентам умения адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира (развивающая цель).

Задачи курса психологии

После изучения данного курса студенты должны:

– овладеть понятийным аппаратом возрастной психологии;

– научиться формулировать и высказывать собственные мысли, используя при этом терминологический аппарат возрастной психологии;

– сформировать необходимые умения и навыки самостоятельной работы.

Методы (технологии) обучения: при изучении дисциплины применяются следующие эффективные методики и технологии:

- технология учебно-исследовательской деятельности;

- коммуникативные технологии (дискуссия, деловые игры);

- информационные технологии в форме презентаций.

В процессе изучения дисциплины «Психология» у студентов должно обеспечиваться формирование следующих групп компетенций:

1) академические компетенции:

– владеть понятийным аппаратом возрастной психологии;

– знать методологию и методы возрастной психологии;

– знать специфику познавательного, личностного и психосоциального развития в каждый из возрастных периодов развития человека;

– знать закономерности личностного, познавательного и психосоциального развития человека;

– знать новообразования возраста.

2) социально-личностные компетенции:

– уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

– уметь работать самостоятельно;

– владеть междисциплинарным подходом для освоения и применения новых знаний;

– иметь навыки, связанные с управлением информацией;

– иметь лингвистические навыки;

– обладать способностью к межличностным коммуникациям.

3) профессиональные компетенции:

– понимать значение знания курса возрастной психологии для работы в системе «человек-человек»;

– уметь использовать справочную, научную и научно-популярную литературу по психологии;

– использовать знания по возрастной психологии для личностного и профессионального роста.

В результате изучения дисциплины:

Студент должен знать:

- методологию и методы возрастной психологии;

- содержание основных понятий возрастной психологии;

- специфику процесса развития на каждом возрастном этапе.

Студент должен уметь:

- применять знания по курсу возрастной психологии для учёта индивидуальных и возрастных различий в процессе профессиональной деятельности;

- использовать знания по психологии для собственного личностного и профессионального роста.

Для мониторинга качества изучения дисциплины и компетентности студентов используются следующие методы и средства диагностики:

- устный опрос во время занятий;

- рефераты по отдельным разделам дисциплины;

- коллоквиумы;

- критериально-ориентированные тесты по отдельным разделам дисциплины;

- экзамен.


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

 

Наименование разделов, тем лекций и их содержание Кол-во часов
Модуль 0. Введение в возрастную психологию  
1. Введение в возрастную психологию.Предмет, задачи, значение, проблемы возрастной психологии. Место возрастной психологии в системе психологических наук. Взаимосвязь с другими науками. Характеристика методов исследования возрастной психологии. Основные понятия возрастной психологии.  
Модуль 1. Закономерности психического и личностного развития человека  
1.Основные концепции психического развития и становления личностив отечественной и зарубежной психологии возрастногоразвития.Психоаналитическая концепция. Механистическая концепция. Когнитивная концепция. Гуманистическая концепция.  
2. Факторы, закономерности и динамика психического развития. Периодизация психического развития. Общие и возрастные закономерности и факторы психического развития. Основные подходы к периодизации психического развития. Периодизации психического развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Э.Эриксона. Современные периодизации развития.  
3. Об отклонениях в психическом развитии. Понятие нормы и патологии в развитии психики. Аномальные дети. Депривация. Задержка психического развития. Психофизический инфантилизм. Психологические отклонения. Неврозы и дидактогенные заболевания. Педагогическая запущенность.  
Модуль 2. Психическое развитие ребёнка до школы  
1. Психическое развитие в период новорожденности и младенческом возрасте.Пренатальное развитие ребенка. Новорожденность. Врожденные формы психики и поведения. Когнитивное развитие в младенческом возрасте. Психосоциальное развитие. Роль общения ребенка со взрослым в психическом развитии. Кризис 1 года.  
2. Психическое развитие в раннем возрасте. Фундаментальные приобретения ребенка раннего возраста. Особенности познавательной сферы в раннем возрасте. Появление предметной и игровой деятельности. Особенности психосоциального и личностного развития. Кризис 3 лет.  
3. Психическое развитие и формирование личности в дошкольном возрасте.Социальная ситуация развития дошкольника. Развитие когнитивной сферы. Развитие личности и социального поведения. Кризис 6-7 лет. Психологическая готовность к школе.  
Модуль 3. Психическое развитие в период школьного обучения  
1. Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте.Характеристика физического и умственного развития в младшем школьном возрасте. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Развитие личности в младшем школьном возрасте.  
2. Психическое развитие и формированиеличности в подростковом возрасте.Социальная ситуация развития подростка. Анатомо–физиологическая перестройка организма и ее влияние на весь процесс развития. Чувство взрослости. Кризис подросткового возраста. Личностное развитие в подростковом возрасте. Развитие самосознания. Взаимоотношения подростков со сверстниками и взрослыми.  
3. Психическое развитие и становление личности в юности.Социальная ситуация развития в ранней юности. Когнитивное развитие в ранней юности. Особенности учебной деятельности. Взаимоотношение старшеклассников со взрослыми и сверстниками. Жизненное самоопределение и выбор профессии.  
ИТОГО  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наименование разделов, тем практических занятий и их содержание Кол-во часов
1. Основные понятия возрастной психологии.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования возраста, сензитивные периоды развития. Основные законы психического развития ребенка в свете идей Л.С. Выготского. Факторы, условия и движущие силы психического развития.  
2.Основные современные концепции развития.Психоаналитическая концепция. Механистическая концепция. Когнитивная концепция.  
3.Периодизация психического развития. Основные подходы к периодизации психического развития. Периодизации психического развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Э.Эриксона. Современные периодизации развития.  
4. Об отклонениях в психическом развитии. Понятие нормы и патологии в развитии психики. Аномальные дети. Депривация. Задержка психического развития. Психофизический инфантилизм. Психологические отклонения. Неврозы и дидактогенные заболевания. Педагогическая запущенность.  
5. Психическое развитие в младенческом возрасте.Врожденные формы психики и поведения. Пренатальное развитие ребенка. Когнитивное развитие в младенческом возрасте. Психосоциальное развитие. Роль общения ребенка со взрослым в психическом развитии. Кризис 1 года.  
6.Психическое развитие в раннем возрасте. Фундаментальные приобретения ребенка раннего возраста. Появление предметной и игровой деятельности. Особенности психосоциального и личностного развития. Кризис 3 лет.  
7. Психическое развитие в дошкольном школьном возрасте.Социальная ситуация развития дошкольника. Развитие когнитивной сферы. Развитие личности и социального поведения. Психологическая готовность к школе.  
8. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Характеристика физического и умственного развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Развитие личности в младшем школьном возрасте  
9.Психическое развитие в подростковом возрасте.Социальная ситуация развития подростка. Анатомо– физиологическая перестройка организма и ее влияние на весь процесс развития. Социальная ситуация развития. Чувство взрослости. Кризис подросткового возраста. Личностное развитие в подростковом возрасте. Развитие самосознания. Взаимоотношения подростков со сверстниками и взрослыми.  
10.Психическое развитие в раннем юношеском возрасте. Социальная ситуация развития в ранней юности. Когнитивное развитие в ранней юности. Особенности учебной деятельности. Взаимоотношение старшеклассников со взрослыми и сверстниками. Жизненное самоопределение и выбор профессии.  
Итого  

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.