Психоаналитическая концепция развития — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Психоаналитическая концепция развития

2018-01-29 302
Психоаналитическая концепция развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психоаналитическая концепция развития появилась раньше других. Его предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Основатель психоаналитического направления - З.Фрейд. З.Фрейд полагал, что мысли и поведение человека в значительной степени имеют бессознательную природу. Чаще всего они возникают как результат конфликта между связанным с реальностью сознанием, с одной стороны, и подсознательными сексуальными или агрессивными побуждениями – с другой. По Фрейду, эти побуждения обусловлены инстинктами, присущими человеку, удовлетворение которых запрещено на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания действуют без нашего ведома и проявляются в оговорках, описках, ошибках, сновидениях, в непроизвольных отклонениях от адекватного поведения и могут оказать влияние на выбор профессии или творчество человека.

Истоки поведения усматриваются Фрейдом в конфликте между тремя психологическими структурами «Оно», «Я», «Сверх-Я». Таким образом, личность предстает в психоаналитической концепции как взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил.

В соответствии с изложенными представлениями о структуре и генезисе основных силовых компонентов личности З.Фрейд разработал концепцию психосексуального развития ребенка, в которой все стадии психического развития характеризуются определенным способом проявления (или непроявления) либидо через присущие конкретному возрасту эрогенные зоны.

По Фрейду, личность в своем развитии проходит несколько психосексуальных стадий. Первые три стадии ребенок проходит задолго до наступления полового созревания, извлекая наслаждение из эрогенных зон своего тела.

Психосексуальное развитие начинается с оральной стадии, приходящейся на младенчество. В этот период центром чувственной стимуляции и наслаждения для ребенка становится рот.

Позднее, в течение анальной (1-3 года) и фаллической (3-5 лет) стадий центр наслаждений перемещается в область гениталий.

Если на какой-либо из этих стадий развития дети испытывают слишком сильную фрустрацию или слишком большое удовлетворение, может произойти фиксация на потребностях этой стадии. Кроме того, реакция родителей на любой из их этих стадий могут оказать глубокое воздействие на развитие личности ребенка. Например, если на анальной стадии родители слишком строго относятся к ошибкам ребенка, приучая его к горшку, он может впоследствии превратиться в человека с навязчивым стремлением к аккуратности и пунктуальности.

На фаллической стадии дети обычно ощущают сильное, хотя и бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола. Поскольку осуществление желаний такого рода явно недопустимо, они выливаются в тревогу. Ребенок научается подавлять свое чувство и ослаблять тревогу, пытаясь стать похожим на родителя одного с ним пола. Этот процесс называется идентификацией.

Латентная стадия (6-12 лет) является относительно спокойным временем, когда ребенок дружит в основном с детьми одного с ним пола и сосредоточен на приобретении знаний и умений. Последним этапом развития личности по Фрейду является генитальная стадия, которая начинается в подростковом возрасте. Цель этой стадии - формирование зрелой взрослой сексуальности и зрелого балласта между любовью и работой.

З.Фрейд выделяет следующие защитные механизмы: замещение, подавление, проекция, рационализация, сублимация и т.д. А.Фрейд, выдающийся детский психоаналитик, описывает следующие защитные механизмы у детей:

- отказ (отсутствие общения с близкими, отказ от пищи, игр, уход из дома и др.);

- оппозиция (активный протест против норм и требований взрослых, который наблюдается при утрате или снижении внимания со стороны взрослых);

- компенсация (отвлечение от основной проблемной сферы);

- эмансипация (борьба за самоутверждение и независимость, высвобождение от контроля взрослых).

Хотя теория Фрейда была бесспорным прорывом в науке о бессознательном, неофрейдисты, особенно Э.Эриксон, отказались признать в качестве основной детерминанты личности психосексуальное созревание, как это делал сам Фрейд.

Э.Эриксон разработал теорию, в которой делается акцент на социальные аспекты развития, на проблемы адаптации к социальному окружению.

Концепция Э.Эриксона называют эпигенетической, поскольку в своих взглядах он придерживался принципа генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до старости.

Ребенок вступает в процессе жизни в новые отношения с миром, расширяет радиус значимых людей и более или менее бессознательно делает выбор и разрешает кризисные противоречия данного типа отношений, который и определяет направление развития на каждой возвратной ступени. Это направление может быть продуктивным, и тогда у ребенка развиваются позитивные новообразования, соответствующие данному возрасту, приводящие к усилению самоидентичности. Но это направление может пойти по аномальной линии, и тогда развиваются деструктивные образования, разрушающие чувство самоидентичности.

Э. Эриксон выделил и описал 8 жизненных психологических кризисов (стадий жизненного пути), неизбежно наступающих у каждого человека, при этом стадии З.Фрейда не отвергаются, а включаются в периодизацию на определенных этапах (См Приложение 1). На каждой стадии ребенок испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики. Если эти конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности.

В основе концепции Э.Эриксона положены два важнейших понятия – групповая идентичность и самоидентичность (эго-идентичность).

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу.

Самоидетичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я» несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Огромной заслугой психоаналитической концепции развития является внимание к бессознательным процессам, которое позволяет психоанализу исследовать ключевые области поведения человека. Кроме того, эта теория предоставляет богатые возможности для рассмотрения влияния межличностных отношений, особенно в детском возрасте и в семье (Г. Крайг, 2000).

Однако психоаналитическая теория, в основном, опирается на факты, полученные клиническим методом. Невозможно определить или подтвердить правильность теоретических выводов экспериментом. Поэтому эту теорию часто упрекают в ненаучности и расплывчатости.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.