История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2018-01-29 | 222 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Специфика синтетичности современного ЦИ, часто выходящего за рамки отдельного сооружения, связана с характером границы формы, который определяется пространственными и концептуальными предпосылками. Пространственная комплексность – проявление развитой функциональной программы ЦИ: выставочные и концертные залы, мастерские и студии, универсальные коммуникационные пространства и узкоспециализированные помещения. Концептуальный характер определяется отношениями творца, произведения и публики, который тесно связан с диалектикой открытости и замкнутости, внутреннего и внешнего.
Исторически сложившийся подход, представленный проведением четкой знаковой границы между элитарным по форме и содержанию «храмом искусств» и окружением, распространен в архитектуре разных стилей и направлений. Для него характерна скульптурная выразительность крупной формы, граница которой является самодостаточным художественным жестом. Примером могут послужить проекты рабочих клубов, созданные мастерами конструктивизма. Яркий, порой агрессивный образ, подчеркнутый динамикой объемов в сочетании с грубой отделкой, сообщал многофункциональному, по сути, зданию обособленность и самодостаточность, выделяя его в структуре городской застройки. Здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (арх. Ф.Л. Райт, 1956 г.) демонстрирует скульптурную выразительность органической формы, развиваясь по своим внутренним законам контрастно окружению. Новое здание фонда в Бильбао (арх. Ф.О. Гери, 1990 – 1997 г.) носит переходный характер композиционного построения. Чрезвычайно «свободные» границы объекта в то же время четко определены (и просчитаны на компьютере) в своем предельном состоянии – ощущение пикового напряжения доведено автором до гротеска. Знаковость художественного образа позволила превратить архитектурный объект в торговую марку фонда.
|
Таким образом, переходным типом от отдельного объема к развитому комплексу является динамическая граница формы ЦИ, вибрирующая в пространстве в виде открытых террас, галерей, плато. Этот прием широко распространен в произведениях Р. Мейера, К. Курокавы, К. Портзампарка.
Разрушение границы как непроницаемой преграды обусловливает непосредственное визуальное взаимодействие внутренней структуры и окружения. Этот принцип развивается в русле концепции «прозрачности» архитектуры ЦИ, позволяя добиться иллюзорной выразительности («интеллектуальная дематериализация» Ж. Нувеля). Наряду с этим выступают факторы контекстуальности и символической образности.
Архетипом внешней оболочки при этом часто служит модернистская «стеклянная коробка», задающая жесткий и строгий геометризм. Стеклянный параллелепипед Центра искусств «Каре д’арт» в Ниме (арх. Н. Фостер, 1987 – 1993 гг.) на месте сгоревшего театра XIX века тактично взаимодействует со знаменитым римским храмом-псевдопериптером Мезон каре. Единственной архитектурной темой фасада стал практически дематериализованный в своей утонченности портик, сформированный стальными колоннами и свесом прямоугольной плиты, сообщающим исторические реминисценции.
В здании медиатеки в Сендаи (арх. Т. Ито) автор оперирует тремя основными элементами: «плоскостью», «трубой» и «кожей». Основной акцент сделан на «трубах» – деформированных шуховских конструкциях – как метафоре переплетающихся проводов, заключающих в себе бесконечные потоки информации в современном обществе. «Плоскости» служат функциональным целям в качестве этажей, а «кожа» («стеклянная коробка») раскрывает интерьерные пространства наружу.
Превращение ЦИ в развитый комплекс определяет интегральный характер границ: зданий, сооружений, элементов ландшафтной архитектуры и природного окружения.
|
При создании мини-города Векснер-центра визуальных искусств (арх. П.Эйзенман, 1983 – 1989 гг.) автор как бы расширил географические, геологические и исторические границы комплекса. Структурная решетка предстает как призрак планировочной сетки Колумбуса, расположенного за несколько километров от загородного кампуса; платформы искусственного рельефа формируют «геологические» пласты; вымышленные «исторические» формы в виде расколотых труб играют роль вертикальных доминант.
Для развитых в пространственном отношении комплексов ЦИ творчестве японских архитекторов характерно сочетание традиционных и современных подходов, природы и жесткой урбанистики. В минималистических работах Т. Андо и А. Исодзаки использован скупой язык чистой геометрии: в музеях современного искусства на острове Наосима (арх. Т. Андо, 1990 – 1995 гг.) и в городе Наги-чё (арх. А. Исодзаки, 1992 – 1994 гг.) глубинно-пространственная композиция строится из лапидарных объемов жесткой геометрии. Однако кажущаяся завершенность форм не означает их самодостаточность. Геометрия взаимодействует на символическом уровне с природными факторами: солнечным светом, водной гладью, окружающем пейзажем. Формируя пространственную среду музея трех современных японских художников в Наги-чё, архитектор А. Исодзаки обращается к символическому синтезу «солнца», «луны» и «земли». Таким образом, симбиоз архитектуры и природы, восходящий к традиционному японскому мировосприятию и, в то же время, перекликающийся с космической символикой супрематизма К. Малевича, стирает понятие границы объекта, символизируя цельность мироздания [51, С. 540-541].
В творчестве К. Курокавы понимание границы форм трансформировано в понятие «серой зоны» – промежуточного пространства синтеза, воспринимающего свойства «внутреннего» и «внешнего». В музейных постройках К. Курокавы: музеи современного искусства в Хиросиме, в префектуре Сайтама и др. – основному функциональному объему предшествует целый каскад предваряющих пространств – своеобразных ступеней на пути к восприятию искусства. Они сформированы парковой зеленью, галереями, террасами, платформами искусственного рельефа, пандусами, водной гладью. В таких работах, как музей префектуры Хеоджо, автор усиливает тему всеобщего взаимодействия и взаимопроникновения, формируя основной объем как «геометрический натюрморт» под эфемерной стеклянной оболочкой, внутри которой продолжает разыгрываться сценарий, начатый снаружи.
|
Для Центра искусств как явления культурной жизни характерно концептуальное преодоление материальных границ архитектуры. Примерами могут служить передвижные выставки, проводимые по всему миру крупнейшими центрами искусств: музеем современного искусства в Нью Йорке (МОМА), парижским центром Ж. Помпиду и фондом им. Гуггенхейма. Центры искусств как временные явления культурной жизни возникают в виде традиционных праздничных или карнавальных шествий и фестивалей искусств – их границы носят, прежде всего, временной характер. В этом плане показательны проекты праздничного оформления площадей с использованием передвижных агитационных установок, трибун, цветовых приемов художниками и архитекторами советского авангарда.
Обобщив отечественный и зарубежный опыт архитектуры ЦИ, можно выявить следующие варианты границы формы:
- знаковая граница – граница формы совпадает с границей объекта, определяя его в пространстве;
- динамичная граница – граница архитектурного объекта продолжается и «вибрирует» в пространстве;
- дематериализованная граница – граница растворяется в пространстве;
- интегрированная граница – граница перестает быть границей объема: Центр искусств превращается в комплекс зданий, сооружений, природных составляющих – синтетический комплекс «Города искусств»;
- граница временного и концептуального свойства.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!