Формирование экспрессивной речи — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Формирование экспрессивной речи

2018-01-29 131
Формирование экспрессивной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Вызывание потребности подражать слову взрослого.

2. Формирование звуко-слоговой структуры слов с правильным воспроизведение ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах типа мама, Катя, иди, усы, котик, вагон, односложных словах типа мак, кот, трехсложных слов типа бананы.

3. Формирование умения называть детей группы и членов семьи, а

Также предметы ближайшего окружения.

4. Формирования и расширения номинативного словаря по изучаемым

лексическим темам.

5. Формирование глагольного словаря, работа над активным усвоением

повелительного наклонения глаголов и инфинитива.

6. Ведение в речь прилагательных, обозначающих цвет (красный,

синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), свойства

(горячий, холодный, кислый, сладкий).

7. Включение в активный словарь личных и притяжательных

местоимения я, мы, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш.

8. Формирование умения образовывать имена существительные в

единственном и множественном числе.

9. Формирование умения образовывать существительные с

уменьшительно-ласкательными суффиксами.

10. Формирование умения согласовывать прилагательные с

существительными мужского и женского рода в числе и падеже.

11. Обучение активному использованию в речи инфинитива и

повелительного наклонения глаголов.

12. Обучение договариванию фраз, начатых логопедом, со зрительной

опорой.

13.Вызывание и закрепление в речи двусловных предложений типа

Где киса? Дай кису. Это киса. Тут киса. На кису.

14.Стимулирование к договариванию слов, словосочетаний в

повторяемых логопедом потешках, стихах, сказках.

15. Формирование умения отвечать на вопросы по картинке (Кто ест

кашу? – Катя. Что Катя делает? – Ест. Что Катя ест? – Кашу.)

и по демонстрации действий.

16. Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке (со

зрительной опорой) и ответам на них.

17. Формирование умения самостоятельно составлять предложения по

небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом.

18. Обучение составлению предложений с обращением.

19. Формирование умения заучивать небольшие потешки, стишки с опорой на картинки.

 

ОБЩАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 

I. Упражнения для губ и нижней челюсти

1. «Птенчики». Широко и спокойно открываем и закрываем рот.

2. «Улыбка». Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.

3. «Трубочка». Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя.

4. «Улыбка – трубочка». Разводим уголки губ, задерживаем в таком положении на две – три секунды, вытягиваем губы вперед, задерживаем на две – три секунды. Зубы при выполнении упражнения сжаты.

 

II. Упражнения для языка

1. «Лопата». Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на три – пять секунд.

2. «Жало». Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на три – пять секунд.

3. «Лопата – жало». Широко открываем рот, кладем мягкий спокойный

язычок на нижнюю губу, удерживаем две – три секунды, затем, не убирая

язык в рот, приподнимаем его, вытягиваем вперед и напрягаем мышцы,

чтобы язык стал тонким. Фиксируем на две – три секунды.

4. «Маятник». Широко открываем рот, вытягиваем язык, напрягаем его,

касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ.

Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не

двигалась нижняя челюсть.

5. «Качели». Широко открываем рот, кладем на нижнюю челюсть спокойный

расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на

нижнюю, снова переводим на верхнюю.

6. «Вкусное варенье». Широко открываем рот, острым кончиком языка

проводим по верхней губе слева направо и обратно.

7. «Мостик». Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы.

Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот.

8. «Орешек». При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в

левую, то в правую щеку.

9. «Лошадка». Широко открываем рот, присасываем широкий язычок к

небу, щелкаем и роняем язычок.

10. «Считалочка». Широко открываем рот, острым кончиком языка,

касаемся каждого верхнего зуба слева направо и обратно.

11. «Длинный язычок». Широко открываем рот, максимально вытягиваем

язык вперед.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

 

1. «Улыбка – трубочка».

2. «Лопата».

3. «Мостик».

4. «Щеточка». Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы. Медленно двигаем язык слева направо и обратно.

5. «Мостик качается». Качаем выгнутой средней частью языка, кончик которого упирается в нижние зубы.

6. «Заборчик». Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы. Медленно сближаем и сжимаем зубы, вновь разжимаем их, проверяем, удерживается ли язычок в заданном положении.

7. «Ветерок по мостику». Разводим уголки губ, выгибаем язычок и упираем его в нижние зубы, медленно сближаем зубы, спокойно дуем на язычок: с…

 

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

 

1. «Улыбка- трубочка».

2. «Лопата».

3. «Качели».

4. «Прятки». Широко открыть рот и закрыть широким кончиком языка верхнюю губу.

5. «Длинный язычок». Широко открываем рот и пытаемся кончиком языка достать кончик носа.

6. «Чашечка». Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы.

7. «Горячий чай». Уголки губ разведены. Держим язычок «чашечкой» за верхними зубами, медленно сближаем зубы, дуем в «чашечку», признося звук [с]. Слышится звук, подобный [ш].

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА [Л]

 

1. «Пожевать» широкий расслабленный язык, то убирая его вглубь рта, то высовывая обратно.

2. «Гармошка». Петь звук [ы], высунув широкий язык, прикусить широкий кончик языка, стучать кончиками пальцев по щекам, чтобы слышался звук, похожий на [л].

3. «Шарик». Упереть кончик языка в верхние резцы, стараться как бы вытолкнуть их изо рта и при этом выдувать воздух в щеки, чтобы они надулись.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА [Р]

 

1. «Грибок». Широко открыть рот, присосать язык к небу, растянув уздечку. Удерживать 10–15 секунд.

2. «Лошадка».

3. «Пулемет». Широко открыть рот, поставить кончик языка за верхние зубы, на альвеолы, быстро произносить: [д-д-д-д-д].

4. «Балалайка». Широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы на альвеолы, быстро произносить: [д-д-д-д-д]. Ввести под язык соску, болтать ею, добиваясь вибрации кончика языка.

 

 

МАССАЖ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

1. Поглаживание от центра подбородка к мочкам ушей.

2. Пощипывание от центра подбородка к мочкам ушей.

3. Постукивание кончиками пальцев от центра подбородка к мочкам ушей (пальчиковый душ).

 

МАССАЖ ГУБ

 

1. Поглаживание верхней губы от уголков рта к середине.

2. Пощипывание верхней губы от уголков рта к середине.

3. Поколачивание верхней губы от углов рта к середине.

4. Поглаживание нижней губы от уголков рта к середине.

5. Пощипывание нижней губы от уголков рта к середине.

6. Поколачивание нижней губы от уголков рта к середине.

7. Поглаживание над верхней губой от середины к углам рта.

8. Пощипывание над верхней губой от середины к углам рта.

9. Поколачивание над верхней губой от середины к углам рта.

10. Точечный массаж углов рта круговыми движениями вперед.

11. Поглаживание носогубной складки.

12. Пощипывание носогубной складки.

13. Поколачивание носогубной складки.

 

МАССАЖ ЯЗЫКА

 

1. Взять язык пальцами и покачать из стороны в сторону.

2. Похлопать язык указательным пальцем.

3. Пощипать края языка от корня к кончику.

4. Похлопать по краю языка от корня к кончику.

5. Погладить по средней линии языка от кончика вглубь.

6. «Спираль» по центру языка от кончика вглубь.

7. «Елочка» от центра языка.

 

Дыхательная гимнастика

Упражнение 1

Диафрагмальное дыхание лежа

Ребенок ложится на спину на ковер; левую руку кладет на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед показывает ребенку на себе, как нужно дышать диафрагмой, приложив руку ребенка к своему животу.

По команде логопеда ребенок вдыхает, выпячивая живот, и

выдыхает, втягивая живот. Если упражнение у ребенка не получается, полезно производить усиливающееся к концу выдоха легкое надавливание рукой на живот.

 

Упражнение 2

Диафрагмальное дыхание стоя

Для правильной постановки тела ребенок дышит вначале, прислоняясь затылком, спиной и пятками к стене. Методика проведения такая же, как в упражнении 1.

 

Упражнение 3

Ребенок стоит, положив одну руку на живот, а другую на грудь. Делает вдох, выпятив живот, а на выдохе считает от одного до пяти, постепенно втягивая живот.

 

Упражнение 4

Ребенок стоит, положив одну руку на грудь, а другую на живот, делает вдох на три счета, задерживает дыхание, а на выдохе считает до пяти. Руками контролирует, как производятся вдох и выдох.

 

Упражнение 5

Ребенок стоит, положив одну руку на грудь, а другую на живот, делает вдох на три счета, задерживает дыхание, а на выдохе считает до пяти и обратно. Руками контролирует, как производятся вдох и выдох. Считает спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, чтобы в легких все время был запас воздуха.

 

Упражнение 6

Ребенок стоит, положив одну руку на грудь, а другую на живот, делает вдох на три счета, задерживает дыхание, а на выдохе считает до пяти и обратно, добирает воздух и считает до пяти, снова добирает воздух и считает от пяти до одного. Руками контролирует, как производятся вдох и выдох. Считает спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, чтобы в легких все время был запас воздуха.

 

Упражнение 7

 

Ребенок стоит, положив одну руку на грудь, а другую на живот, делает вдох на три счета, задерживает дыхание, а на выдохе произносит предложение типа: Аня ела апельсины. Оля увидела аиста. Инна играет с игрушками. Руками контролирует, как производятся вдох и выдох. Говорит спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, чтобы в легких все время был запас воздуха.

 

Упражнение 8

 

Ребенок стоит, положив одну руку на грудь, а другую на живот, делает вдох на три счета, задерживает дыхание, а на выдохе произносит двустишье, добрав воздух после первой строки:

Это Васька, рыжий кот,

Он у бабушки живет.

 

Упражнение 9

 

Ребенок стоит, положив одну руку на грудь, а другую на живот, делает вдох на три счета, задерживает дыхание, а на выдохе произносит четверостишье, добрая воздух после каждой строки:

Для маленького Пашки

Наташа шьет штанишки.

В штанишках два кармашка,

А на кармашках мышки.

 

Упражнение 10

 

Ребенок стоит, положив одну руку на грудь, а другую на живот, делает вдох на три счета, задерживает дыхание, а выдохе рассказывает стихотворение, добрая воздух после каждой строки.


 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.