Вопрос №62. Организация работы по развитию речи в УДО. Методическое руководство работой по развитию речи детей в УДО — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Вопрос №62. Организация работы по развитию речи в УДО. Методическое руководство работой по развитию речи детей в УДО

2018-01-13 743
Вопрос №62. Организация работы по развитию речи в УДО. Методическое руководство работой по развитию речи детей в УДО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация работы по развитию речи в детском саду

С первых дней жизни маленький человек, как губка впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка – монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, во время которого и происходит развитие ребёнка и его речи.

Речь развивается тогда, когда у ребёнка есть возможность постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт. Малыш должен двигаться, действовать, для этого ему нужно создавать определённые условия. Прежде всего, это внимание со стороны взрослых. То есть вы не просто сидите рядом с ребёнком и бдите, вы общаетесь, вы вместе пользуетесь игрушками, вы разговариваете с малышом и добиваетесь от него ответной реакции на свои слова и действия.

Период от рождения до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Для функции речетворчества таким являются первые три года жизни ребёнка «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка. К этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребёнок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же, в первые три года, речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, что бы наверстать упущенное. Наукой доказано, что без речевого ощущения, без речевой среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Известны случаи, когда дети с младенческого возраста были вскормлены животными. По возвращении в человеческое общество они не могли научиться говорить. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяя ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми нерешительными.

Программой дошкольного образования в детском саду определены направления, по которым должна планироваться и проводиться работа по развитию речи. Первое направление: это

1. Формирование словаря. Сюда входит работа по словообразованию, словоизменению, знакомство с родственными словами, активизация словаря.

2. Звуковая культура речи, состоит из двух частей. Первая часть этого направления предполагает воспитание речевого слуха и всех его компонентов – звуковысотный слух, слуховое внимание, фонематический слух, восприятие темпа и ритма речи, а вторая часть звуковой культуры речи ставит задачи по формированию произносительной стороны речи, а именно правильное произношение всех звуков родного языка, развитие артикуляционного аппарата. Работа над речевым дыханием, развитие голосового аппарата: это высота голоса, сила голоса, тембр голоса, формирование нормального темпа речи и работа над дикцией.

3. Следующим, третьим направлением в работе по развитию речи является связная речь, т. е. обучение рассказыванию. Сюда входит работа над предложением: составление простых и сложных предложений, умение при инсценировке сказок пользоваться прямой и косвенной речью; и работа над текстом:

• пересказ небольшого литературного произведения (сказки, рассказа)

• составление небольшого рассказа (о предмете, по картине, набору картинок)

• составление рассказа из личного опыта, творческие рассказы.

Организация работы в этих направлениях и определяет систему развития речи детей в дошкольном учреждении. Проводя занятия, играя с детьми, общаясь с ними, мы решаем очень важные задачи по звукопроизношению, выработке правильного дыхания, активизации словаря, обучению рассказыванию. Основные приёмы работы с детьми по развитию речи нам известны из методик, а я хочу остановиться на значимости некоторых малоиспользуемых в работе. Так, например: немаловажные задачи в работе по развитию речи детей решают упражнения по психогимнастике. Дети пробуют изображать различные эмоции: страх, радость, удивление, грусть, испуг, смелее входят в предполагаемый им образ. «Кошка выскочила, глаза выпучила…». Покажите, как испугалась кошка, увидев пожар. Или «к нам пришёл Петрушка, ой, как рады малыши (улыбаемся). Спрятался Петрушка, и дети загрустили. Покажите, как нам стало грустно». Воспитатель, вместе с детьми войдя в образ, плачет, смеётся, удивляется, пугается. Вначале дети действуют, подражая взрослому, затем начинают действовать, проявляя инициативу, а далее переносят эмоции в игру, в жизнь, в речь. Таким образом, решаются задачи по развитию воображения, творческой фантазии, эмоциональной окраски речи, а так же укрепляются мышцы лицевой мускулатуры. Есть ещё очень важное средство развития речи ребёнка – это стимуляция мелкой моторики. Проще говоря, мы должны развивать подвижность и ловкость пальчиков малыша. Чем лучше он овладевает движениями рук, тем больше успехов будет в его речи. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воздействие. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Помимо специальной пальчиковой гимнастики можно перечислить большое количество занятий, игр и упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев: это завязывание шнурков, застёгивание пуговиц, выкладывание мозаики, вырезывание ножницами, различные аппликации, ручной труд, лепка, вышивание, вязание и многое другое.

Немаловажным условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребёнка владеть ими. Подготовительные упражнения для развития артикуляционного аппарата даются профилактически, чтобы развить речевую моторику и предупредить неправильное произношение звуков.

Все упражнения на артикуляцию проводятся фронтально. Если у ребёнка хорошая подвижность артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам, в большинстве случаев, способен компенсировать недостатки звукопроизношения. Если же у ребёнка имеются несовершенства в движениях артикуляционного аппарата (например: малоподвижный язык, толстые губы, то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечёткой, смазанной речи. Поэтому задачами воспитателя являются:

1. развитие подвижности языка, губ, умение удерживать нижнюю челюсть в определённом положении, что важно для произношения звуков

2. отработка речевого дыхания

3. развитие голосового аппарата

Использование перечисленных приёмов в занятиях по развитию речи обязательно в игровой занимательной форме. Необходимо использовать интригующие моменты, создание игровых проблемных ситуаций, использование наглядности. Только такие занятия будут интересны детям. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по воспитанию правильной речи в детском саду уделяется большое внимание. От того как творчески, планомерно, и эффективно мы организуем эту деятельность, будет зависеть наш профессиональный успех, будет зависеть успех наших детей в познании действительности и становлении человека, как личности, как полноценного гражданина нашего общества.

Основные направления методической работы: создание условий для развития речи, методическая помощь воспитателям, повышение квалификации, изучение и распространение передового опыта, пропаганда знаний по развитию речи среди родителей, контроль за работой по развитию речи дошкольников.

Для анализа и оценки состояния работы по развитию речи методисту любого уровня можно рекомендовать следующие вопросы:

1. Условия для развития речи детей:

- гигиенические условия в групповых помещениях и на участке;

- медицинские данные о состоянии органов речи и слуха детей;

- языковая среда;

- культура речи взрослых в детском саду;

-педагогический кабинет, его раздел по методике развития речи;

-оборудование педагогического процесса группах.

2. Планирование работы по развитию речи:

-наличие планов, их оформление;

-выполнение всех разделов программы по развитию речи (ознакомление с окружающим и обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматически правильной речи, обучение разговорной речи и рассказыванию, ознакомление с художественной литературой, обучение грамоте);

3.Планирование занятий:

- программное содержание и воспитательные задачи, их взаимосвязь;

- раскрытие методики проведения занятий;

- учет индивидуальных особенностей детей;

- разнообразие занятий, повторность и их усложнение;

- взаимосвязь между занятиями;

- осуществление задач развития речи на занятиях по другим разделам программы.

4. Руководство развитием речи детей помимо занятий: планирование работы в утренние часы для прогулок, в вечернее время. Решение задач развития речи детей в дидактических и подвижных играх.

5. Развитие речи и обучение родному языку.

- обучение родному языку на занятиях. Вопросы для анализа занятия:

- четкость определения программного содержания и решения воспитательных задач;

- структура занятия;

- приемы обучения, активизация речи, мышления, внимания детей, применение эмоциональных приемов обучения, их эффективность;

- использование наглядного материала;

-речь воспитателя, четкость указаний, установление контакта с ними, приемы исправления ошибок в речи детей;

- речь детей во время занятия (правильность, соответствие возрасту, содержательность, выразительность, активность) индивидуальный подход к детям.

Развитие речи и обучение родному языку в разных видах деятельности:

-руководство развитием речи в процессе общения;

-руководство развитием речи в процессе режимных моментов, на прогулке, в играх, в трудовой деятельности;

-проведение специальных игр по развитию речи;

-чтение книг помимо занятий, уголок книги и работа в нем;

-индивидуальная работа с детьми;

-организация досуга.

6. Диагностика уровня речевого развития детей.

7. Руководство заведующей работой по развитию речи в детском саду:

- отражение задач развития речи в годовом плане работы дошкольного учреждения.

- обсуждение вопросов развития речи на педагогических совещаниях.

- проведение открытых занятий по родному языку (их тематика, цель, эффективность).

- обсуждение вопросов развития речи на методических объединениях.

- просмотр и анализ работы воспитателей. Выводы.

- работа заведующей с начинающими воспитателями.

- обмен опытом работы, пропаганда передового опыта работы. Обеспечение оборудования для педагогического процесса.

8.Общие выводы.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.