Вопрос №58. Ознакомление детей с книжной иллюстрацией. Роль иллюстраций в восприятии детьми художественных произведений — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Вопрос №58. Ознакомление детей с книжной иллюстрацией. Роль иллюстраций в восприятии детьми художественных произведений

2018-01-13 1957
Вопрос №58. Ознакомление детей с книжной иллюстрацией. Роль иллюстраций в восприятии детьми художественных произведений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дошкольному детству в настоящее время уделяется большое внимание, так как человек культурный формируется в раннем детстве. Особую роль в этом процессе всегда играла литература. Ребенок-дошкольник испытывает вечную потребность в общении, а русская литература изначально создавалась как литература, понимающая детскую душу, созидающая ее. Поэтому, важное значение для детей имеет книга с иллюстрациями. Иллюстрация в книгах – это первая встреча детей с миром изобразительного искусства и книжной графики.

В условиях интеграции образовательных областей в процессе воспитания и образования дошкольников использование книжной графики детской художественной литературы решает задачи как в речевом развитии, так и в развитии изобразительной деятельности.

Книжная иллюстрация имеет большое значение в познавательном развитии ребенка, в развитии представлений об окружающем. Картинки в книгах как окошки в мир. На них ребенок не только впервые видит то, что изобразил художник, ребенок может рассматривать столько, сколько захочет то, что в этом мире когда-то бегало, прыгало, и художник остановил и заставил замереть в такой позе, чтобы ребенок заметил самые главные, самые отличительные признаки. Дети без труда улавливают сходство животного, растения, изображенных на картине в книге. И чем своеобразней подчеркнуто и выявлено в рисунках многообразие мира, тем лучше для развития ребенка.

В ряде известных иллюстраторов есть те, которых по праву можно назвать классиками жанра книжной иллюстрации, именно с их творчеством необходимо знакомить детей. Содружество писателя и художника очень полезный вид творчества. К.Чуковский и В.Конашевич, В.Лебедев и С.Маршак, В.Бианки и Е.Чарушин – с такими сочетаниями имен в процессе создания книги также необходимо знакомить детей.

Значение иллюстрации в детской книге тем более важно, что она обращена к человеку, только начинающему познавать мир, к ребенку, не умеющему самостоятельно читать, скорее к слушателю-зрителю, чем к читателю. В книгах для самых маленьких зачастую все содержание заключено в рисунках. Для детей старшего дошкольного возраста иллюстрация является дополнением или пояснением к тексту. Вопросы декоративности, нарядности рисунка также существенны в детской книге. Нарядность привлекает ребенка, делает для него книгу привлекательной. Для дошкольников книжка без картинок просто невозможна. Их способ восприятия мира, а значит, способ восприятия книги требуют следующего:

- предметная и психологическая выразительность;

- познавательность;

- подробность и содержательность

- эмоциональность;

- декоративность воплощения цвета;

- реалистичность;

- фантазийность, сказочность;

- ясность, понятность.

Познавательное и воспитательное значение иллюстрации теряет свою ценность в том случае, если детям незнаком соответствующий текст. Поэтому в большинстве случаев иллюстрации показываются либо после прочтения литературного текста (в том случае, если произведение не разделено на части, так как в противном случае может быть нарушено единство восприятия). Если книга, текст разделены на отдельные главки, иллюстрации рассматриваются после чтения каждой части. Дети увидят и узнают героев, вещи, события, о которых шла речь в произведении. При повторном чтении после рассматривания иллюстрации словарный материал усваивается детьми весьма интенсивно. Так как иллюстрация находится в тесной зависимости от структуры литературного произведения, то крайне важна последовательность их показа, т.е. сохраняется последовательность, которая предлагается художником. Важно, чтобы иллюстрация следовала за текстом, иначе яркая картинка может увлечь детей, и они просто не услышат слов, не заинтересуются прочитанным. Для того, чтобы развивать целенаправленное, сознательное и эмоциональное восприятие, необходимо применять методы, активизирующие этот процесс. Основная роль отводится слову воспитателя. Большое значение для активизации восприятия имеют вопросы воспитателя, направляющие внимание детей на средства выразительности. Развитие у детей активного восприятия художественной выразительности – один из существенных моментов в методике показа иллюстраций. Здесь обращают внимание детей на характеристику персонажей: позы, жесты, постановку фигур, а также на характерные детали, помогающие глубже понять смысл изображенного. В зависимости от возраста детей необходимо использовать необходимые приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам.

Младший возраст. Задача взрослого – вызвать интерес к книге, к содержащимся в ней рисункам, желание их рассматривать, эмоционально откликаться на них, обращать внимание на некоторые средства выразительности: форму, цвет, позу. Для детей данного возраста очень важно узнавать в рисунке знакомые предметы. Поэтому слово воспитателя направляется на то, чтобы помочь ребенку уловить сходство со знакомыми предметами, называть их, определять отличительные признаки (цвет, величину, форму).

Средний возраст. Задача воспитателя – обращать внимание на средства выразительности в иллюстрациях, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему, отражает характер героя. Особое внимание уделяется цвету, так как цвет не только украшение книги, но и средство передачи настроения героев, их состояния, передачи суточных и сезонных изменений в природе.

Старший возраст. Задачи работы в данной возрастной группе – обращать внимание на жанровый характер иллюстрации (сказочное или реалистическое, героическое или сатирическое), на пространственные свойства; показать роль и выразительность точки, линии, штриха, контура, пятна; обращать внимание на индивидуальную манеру изображения того или иного художника, особенности их почерка.

С детьми старшего возраста возможно сравнительное рассматривание иллюстраций к одному и тому же произведению, выполненных разными художниками или разными полиграфическими способами (черно-белые, цветные), а также сравнение изображаемых предметов (по форме, цвету, композиции и т.д.), поскольку оно ведет к пониманию ребенком средств выразительности языка графики, способствует выявлению своеобразия приемов того или иного иллюстратора.

Роль иллюстраций в восприятии детьми.

Какие они - первые книжки? Конечно, книжки- картинки. «Курочка- Ряба», «Репка», «Колобок» неизменно занимают первые места в длинном списке сказок для самых младших дошкольников. Десяток - другой этих книжек с разными иллюстрациями предлагает сейчас любой крупный книжный магазин.

Взрослые ищут для малышей книжки- картинки, где текст и иллюстрации неотделимы друг от друга. Рассматривая их вместе с ребенком, они смогут ответить на его бесконечные «где» и «покажи».

Детская книга всегда складывалась из двух неразрывных составляющих –слова и изображения. Отечественная школа иллюстрации детской книги имеет богатые традиции. Замечательные художники (И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, Е.И. Чарушин, Е.М. Рачев и др.) посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами, на которых воспитывалось не одно поколение.

Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и наряду с родителями и автором детской книги становится первым воспитателем и учителем.

Когда ребенок становится старше, иллюстрации помогают ему лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами. Следовательно, иллюстрация не просто добавление к тексту, она формирует эстетический вкус ребенка, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа цвета, пропорций фактуры. Процесс рассматривания книги можно определить как интеллектуальную игру с образами, созданными с помощью специфических средств книжной графики. Художник формирует в детях любовь к прекрасном, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к родине. Образы, созданные хорошим художником - иллюстратором - прекрасные образы самобытного творчества.

Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.

С раннего возраста у детей формируется интерес, представление о книге как об особом предмете, к которому необходимо относится бережно. В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по развитию у детей интереса к книге и книжной иллюстрации. Формируется устойчивый интерес к книжной графике, внимательное и бережное отношение к книге, желание чаще общаться с ней.

 

 

Вопрос №59. Книжный уголок, его значение, требования к оформлению

Уголок книги должен быть организован во всех группах детского сада.

Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;

- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. Существуют разные варианты оформления уголка.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

В младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее как игрушку.

В книжном уголке должны быть 3-4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.

Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.

Содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на книжной витрине можно увеличить до 10-12 разных книг:

- учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

- в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

- также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

- на витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

- особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.- кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Вопрос №60. Подготовка к обучению грамоте в системе работы детского сада по развитию речи детей. Цель и задачи этой работы

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

По наблюдениям психологов и педагогов дети дошкольного возраста рано начинают проявлять интерес к учению. Даже если в детском саду и в семье детей не учат читать, некоторые из них все же овладевают чтением, узнают отдельные буквы. Обучаясь самостоятельно, дети нередко начинают читать по буквам, а не по слогам. Так называемое побуквенное чтение крайне нежелательно. Оно затрудняет понимание прочитанного, замедляет темп чтения, ведет к ошибкам на письме. В настоящее время «Программа воспитания в детском саду» предусматривает подготовительную работу к усвоению грамоты, не связанную с заучиванием букв алфавита.

Идея обучения детей грамоте в детском саду возникла давно. Психологами и педагогами проводилась в этом направлении большая экспериментальная работа. На основе исследований таких ученых, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой и Ю. И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне возможно. В 1956—1959 гг. известный советский методист А. И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.

Однако пока детские сады не будут в состоянии охватить своей сетью каждого дошкольника, пока они не будут располагать высококвалифицированными специалистами, владеющими научной методикой обучения детей грамоте, вряд ли целесообразно ставить эту задачу.

При существующих условиях обучение грамоте является прямой обязанностью школы. Но детский сад должен взять на себя определенную работу по подготовке детей к школе. В связи с этим воспитателям детских садов нужно знать, чему учат детей в школе и как подготовить воспитанников детских садов к успешному усвоению программы начальной школы.

Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова - из слогов, слоги - из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.