Вопрос №51. Беседа как метод формирования диалогической речи. Виды бесед и их цель — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вопрос №51. Беседа как метод формирования диалогической речи. Виды бесед и их цель

2018-01-13 679
Вопрос №51. Беседа как метод формирования диалогической речи. Виды бесед и их цель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. Беседа является сложным методом обучения. Ее ход зависит от подготовки самого воспитателя, а так же от уровня развития детей, от степени их активности и самостоятельности, от их знаний.

Ценность беседы в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умение слушать и понимать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, давать понятные ответы на вопросы, высказываться в присутствии других детей.

Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описание увиденного пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая ответ, дети употребляют для связи слов союзы, разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора, прежде всего, внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания.

Беседа – эффективный метод обучения в том случае, если она проводится правильно. Важный методический вопрос- выбор темы беседы. Темы должны быть доступны и интересны детям и отражать факты и явления общественной жизни: «Наш детский сад», «Наш любимый город», «Праздники страны». Много бесед посвящается темам труда

(работа родителей, труд почтальона, работа сотрудников детского сада и т.п.), трудовым процессам. Большое педагогическое значение имеют трудовые дела самих детей(«Как мы помогаем маме», «Мы- дежурные»…)

При проведении беседы перед педагогом стоит задача добиться того, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо придерживаться следующих правил:

- беседа не должна длиться долго, т.к. рассчитана на умственное напряжение;

- во время беседы воспитатель задает вопрос всей группе, а затем спрашивает индивидуально. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в котором они сидят- это приводит к тому, что часть детей перестает работать;

-нельзя спрашивать одних и тех же детей, нужно стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос;

-дети должны отвечать по одному, а не хором, но если педагог ставит такой вопрос, на который у многих дошкольников есть один и тот же простой ответ, то можно позволить ответить хором;

- не следует прерывать ребенка, если в этом нет прямой необходимости; нецелесообразно «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний, в таких случаях можно удовлетвориться кратким ответом, даже односложным ответом;

-нельзя требовать от детей полных ответов, т.к. это часто приводит к искажению языка. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ может быть убедительнее распространенного. К развернутым ответам детей побуждают содержательные вопросы, стимулирующие к описанию, рассуждению и т.п. они вызывают у детей самостоятельную мыслительную работу, а не механическое повторение «полного ответа»;

- часто вопрос, задаваемый педагогом, возбуждает у ребенка свою цепь ассоциаций и его мысль начинает протекать по новому руслу. Воспитатель должен быть готов к этому и не давать детям удалиться от темы беседы.

Руководя беседой, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников. Детей, медленно соображающих и менее развитых, целесообразно предварительно подготовить к занятию- вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступать во время беседы. Детям, неуверенным в себе, с более ограниченными познаниями, следует задавать дополнительные вопросы, на которые сравнительно легко ответить. Если же дошкольники имеют недостатки речи, необходимо поработать над их исправлением, в случае – обратиться к специалистам: логопедам, психологам.

Беседа - это разговор двух или более лиц с целью получения определенной информации, решения важных проблем.

Беседа - едва ли не самый сложный из всех жанров устного профессионального общения, поскольку в значительной мере это экспромт, а для экспромта нужно иметь значительный жизненный опыт, огромный запас теоретических знаний, а также в совершенстве владеть речевым этикетом.

Существуют различные виды бесед. В зависимости от цели общения и содержания беседы подразделяется

- ритуальные;

- глубинно-личностные;

- деловые.

в Зависимости от количества участников выделяют следующие беседы:

индивидуальные;

групповые.

Индивидуальная беседа - это разговор двух лиц, которые стремятся (оба или один) до достижения определенной цели. Она способствует установлению между собеседниками дружеских отношений, взаимопонимания, а также стимулирует партнеров к взаимовыгодному сотрудничеству.

Деловая беседа - это общение между лицами с целью установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки правильного подхода к ним. Обычно предметом обсуждения во время деловых бесед есть конкретное дело.

Деловая беседа является целенаправленным общением с предсказуемым или заранее запланированным результатом. Примерами таких бесед является обсуждение новых проектов, беседа с партнером по бизнесу, собеседование с работодателем.

o возможность дифференцированного подхода к предмету обсуждения с учетом взглядов, мнений других с целью принятия оптимального решения;

o скорость реагирования на высказывания собеседника с учетом его замечаний и предложений;

o повышение компетентности собеседников за счет обмена мнениями;

o осознание единства позиций в решении проблемы;

o ощущение собственной значимости при решении проблемы, получения результата.

Обычно беседа состоит из следующих этапов

1. Определение места и времени встречи (на нейтральной, своей, чужой территории).

2. Начало беседы. Он играет особую роль в создании благоприятной атмосферы общения. Итак, в начале беседы, прежде всего, следует заручиться благосклонностью своего собеседника, то есть произвести приятное впечатление о себе. Время, отведенное на это, весьма ограничен, а потому следует продумать форму приветствия, начальную фразу. На этом этапе важное значение имеют невербальные формы взаимодействия-выражение лица, поза, приветственный жест.

3. Формирование цели встречи.

4. Обмен мнениями и предложениями.

5. Окончание беседы.

Во время беседы следует держаться скромно, но уверенно. Не стоит разговаривать отрывисто, вы должны быть спокойным, вежливым, чтобы создать психологически благоприятную атмосферу доверия, доброжелательности.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.