Структурно-смысловоечление научного текста — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Структурно-смысловоечление научного текста

2018-01-29 2617
Структурно-смысловоечление научного текста 5.00 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Научный текст

Лексический состав научног стиля характеризуется однородностью, отсутствием лексики, с разговорно простроечный окраской, образными средствами. В научных текстах встречается много общенаучной и абстрактной лексики. Научный стиль имеет свою фразеологию а также речевыйклише.Помимо используется терминология(точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности) которая является воплощением точности научной речи.

Структурно-смысловоечление научного текста

Структурно-смысловое членение текста предполагает проникновение в логику структурно-семантических отношений научного текста. Эта стадия уяснения научной речи связана с выявлением и интерпретацией ориентиров-понятий, репрезентирующих структурно-смысловое членение текста: темы, коммуникативной задачи текста, микротемы, данной и новой информации текста, текстообразующих функций предложений, способов развития информации в тексте. Данные понятия необходимы для понимания логики строения готового научного текста и продуцирования собственного.

Текст представляет собой стройную систему с особыми законами строения и развития мысли. Правильно построенный текст обладает композиционной четкостью, логикой изложения, информативностью. Эти качества в высшей степени присущи научному тексту.

Тема научнго текста

Тема научного теста – это предмет или явление, которые рассматривают в тексте. Часто слово, обозначающее тему, в тексте повторяются. Его называет слово—тема. Обычно тему обозначают сущ. В тексте оно встречается в различных падежах. Слово-тема может заменяться местоимением или синонимичным выражением.Названия научных текстов обычно даются так, как звучит их тема, предмет рассмотрения. Чаще всего называются части учебников или учебных пособий, их разделы,главы. Фрагменты текста внутри главы также могут имееть свои названия7 Они соответствуют коммуникативной задаче текста.

Основная мысль текста

Основная мысль текста-то что хочет хотел сказат нам автор. Что хотел скаазать нам автор? Где можеть находиться основная мысль текста? Как её можно сформулировать? Основная мысль текста можеть находиться

В заголовке

В одном из предлоджений текста

Можем сформулировать сами

Предлоги характерные для научного текста

Значения ----- Предлоги

Способ действия ---- Путём, методом, способом, с помощью, при помощи, в виде, в форме (чего?)

Целевыеотношения----- Для, вцелях, сцелью, врезультате, винтересах, воимя, ради, воизбежание (чего?); вследствие, в результате, в силу, ввиду, по причинœе (чего?); благодаря (чему?); всвязис (чем?)

Основание действия--- На основе, в зависимости от, за счёт, с точки зрения (чего?); в соответствии с (чем?)

Условные отношения --- При (чём? каком условии?); при наличии, без, при отсутствии, в случае (чего?)

Временные отношения--- В процессе, во время, в ходе, по мере, с развитием, в течение, за время, после (чего)

Реферат-конспект научного текста

Выбор тема реферата, постановка целей, формулирование задач

Реферат является обязательной формой внеаудиторной самостоятельной работы студента, осуществляемой под руководством преподавателя дисциплины, междисциплинарного курса (далее - МДК) согласно плану – графику (Приложение 1). Консультации по выполнению реферата проводятся в рамках учебных часов в ходе изучения дисциплины, МДК.

В нашем понимании реферат – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.

Выполнение реферата направлено на углубление, систематизацию и закрепление теоретических знаний по дисциплине (МДК), а также на привитие Вам умений самостоятельно обрабатывать, обобщать и кратко систематизировать материал.

Тезис

Те́зис (др.-греч. θέσις — расстановка, установление, положение, утверждение) — кратко сформулированные основные мысли в одном предложении. Тезис, по определению – это положение, истинность которого должна быть доказана.

Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения, это кратко сформулированные основные положения абзаца, текста лекции, доклада. Количество тезисов совпадает с количеством информативных центров текста.

Тезисы бывают вторичными и оригинальными.

Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, научной статьи, учебника или монографии. Такие тезисы необходимы для научной работы студентам и аспирантам.

Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках.

Виды тезисов

1) Основные тезисы - ϶ᴛᴏ принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника (главные выводы).

2) Простые тезисы – главные мысли, присутствующие в отдельных частях информации. Простые тезисы раскрывают основные.

3) Сложные тезисы – включают основные и простые тезисы. Каждый основной тезис поясняется простыми.

Тезирование

Тезирование текста предполагает деление его на смысловые части, нахождение в самом тексте тезисной формы изложения, выявление основной информации и обобщение каждой части текста в виде тезисов.

Роль предложение в тексте

Это прогрессия текста. Прогрессия текста увеличение его объема и качества информации. Функцию обеспечения прогрессии текста вполняет предложение, в котором заявлено коммуникативное задание всего текста или одной из его частей. Такое предложение помогает настроить читателя на восприятие текста. Информация его развивается в последующих микротемах с целью раскрытия КЗТ. Текстообразующие функции предложения:

· прогрессия текста увелечение объема новой информации

· обеспечение связности текста логичская последовательность развития информации

· обоения текста логическое завершение изложения мысли

Цепная связь

Цепная связь отражает последовательное движение, развитие мысли в связной речи. В большинстве предложений мысль говорящего движется от известного, «данного» к ядру высказывания, к «новому». Но движение, развитие мысли на этом не прекращается и, как правило, не исчерпывается одним предложением. Обычно та часть предшествующего предложения, которая содержала «новое», становится в следующем предложении уже «данным», исходным содержанием, которое, в свою очередь, требует «нового» распространения. Таким образом идет плавное, последовательное развитие мысли

При цепном способе связи предложения связываются между собой

1.путём повтора ключевого слова

2.заменой синонимами (в том числе контекстными)

3.повтором членов предложения.

Параллельная связь

Параллельная связь между предложениями в составе строфы заключается также в определенной соотнесенности соединяемых предложений, но имеет иной характер, чем связь цепная. Параллельная связь выражается в одинаковом или сходном построении предложений: предложения однотипны по грамматической структуре, имеют одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами и т.д. Предложения, соединенные в сложное синтаксическое целое посредством параллельной связи, относительно самостоятельны по содержанию, меньше зависят от контекста, чем при цепной связи. Благодаря синтаксической однотипности могут создавать интересный ритмический рисунок текста, служить основой для многих стилистических фигур

План

План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей.

Удачно составленный план помогает понять и запомнить прочитанный материал, говорит об умении анализировать текст – его содержание и композицию, поскольку план всегда отражает структуру текста и вскрывает структурные отношения между частями текста. Восстановление содержания текста по плану является еще и средством самоконтроля и самооценки.

19.Виды планов

План делится на 2 виды:

Простое:состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий

Сложное:при составлен сложного плана текста делится на композиционные части:вводную, основную и заключительную. Такой план дополняет основную мысль текста, делит на подпункты, раскрывает их содержания более пдробно

20.Типа планов

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный,

Простой план (назывной) – план, состоящий из основных пунктов. Формулировки этих пунктов даны в назывной форме.

Сложный план – состоит из основных пунктов и делится на подпункты.

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

Тезисный план - план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада, записанное в виде предложения.

Назывной план - план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

Компрессия научного текста

Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме. Компрессия(сжатие)основана на рааскрытия смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в чем основной информации. Текст созданный в результате компрессам по отношению тексту называется-вторичным. При исключение необходимо

· выделить главное

· объединит существованное

· составить новый текст

При общении необходимо

· вычленить едиичные факты

· подобрать языковые средства их обобщеноой передачи

· составить новый текст

При упрощение

· замена придаточного определительного синоничным определением

· замена придаточного обстоятельтвенного деепричастным оборотом

Вторичные научные тексты

Вторичные научные тексты – это представленный в языковой форме результат восприятия одного или нескольких первичных научных текстов. Вторичные тексты создаются на основе других текстов и отражают умение автора воспринимать чужой текст и сжимать (компрессировать) его.

Микротема научного текста

Микротемы научного текста – это части общей темы, состоящие из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и ракрывающих с разных сторон коммуникативную задачу текста. В тексте могут быть две или более микротемы. Каждая из них может быть представлена одним или более предложениями. Например: в микротемах о строении предмета рассматриваются части предмета; в микротемах о составе предмета раскрывается, из каких компонентов состоит предмет; в микротемах текстов о свойствах предмета дается характеристика конкретных признаков, составляющих его отличительную особенность; в микротемах текстов о функции предметов дается характеристика того, для чего служат эти предметы, что они выполняют; в микротемах текстов о классификации предметов содержится краткая характеристика объектов по определенным классам (отделам, разрядам, видам, родам, типам, группам и т.д.).

Аннотация

Аннотация лишь перечисляет вопросы, которые освещены в первоисточнике, не раскрывая самого содержания этих вопросов. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?» аннотация – краткое изложение содержания первичного текста, дающее общее представление о теме, его назначении и об отличиях от других работ сходной тематики;

Виды аннотации

По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.

Справочные аннотации, их также называют описательными или информационными, характеризуют тематику текста, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.

Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.

Реферат

Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать)[1] — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.[2] Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п. Реферат это одна из форм устной итоговой аттестации. Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды не нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Реферат как форма промежуточной (итоговой) аттестации стимулирует раскрытие исследовательского потенциала учащегося (выпускника), способность к творческому поиску, сотрудничеству, самораскрытию и проявлению возможностей.

СПП. Виды придаточныф

Сложноподчинённые предложения — это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. [ ] — главная, () — придаточная.

СПП с придаточным условием

Структура научной рецензий

Рецензия - это один из видов компрессии текста. Это вторичный научный жанр представляет собой жесткий способ построения текста, имеющий свои структурные особенности, языковые стандарты-клише. Рецензия - это не только сжатый вариант текста-источника с изложением позиции автора, в ней содержится анализ и оценка какого-либо научного сочинения, аргументированная оценка авторских выводов, достоинств языка и стиля, выявленные недостатки.Структура рецензии:

1. Предмет анализа;

2. Актуальность темы;

3. Краткое содержание;

4. Оценочная часть;

5. Выводы.

В первой части указывается, что представляет собой рецензируемая работа: дипломный проект, диссертация...

Во второй части отмечается важность затрагиваемых в работе вопросов, их значение и т.п.

В третьей части рецензент осмысливает содержание прочитанного и связывает его с имеющимися знаниями.

В оценочной части обычно в начале дается общая оценка. Затем отмечаются достоинства работы: новизна, глубина раскрытия темы, аргументированность выводов. При выявлении и констатации недостатков предполагается доброжелательное отношение к работе и ее автору, поэтому все замечания делаются в корректной форме.

Отзыв

Отзыв - это критическое описание какой - нибудь научной работы, мнение о чем - нибудь, оценка чего - нибудь. В нем, как правило, отсутствует детальный анализ, важной является общая оценка. Как правило, отзыв включает в себя:

  1. Оценку актуальности темы.
  2. Формулировку основного тезиса (идеи) произведения.
  3. Общую оценку произведения. Указание основных моментов, в которых автор проявил умение и мастерство (или тех правильно выбранных элементов, которые помогали раскрытию темы). Указание на новшества в его работе, расширение представления читателей о тезисе или проблеме произведения.
  4. Недостатки и недочеты (или те элементы, которые мешали раскрытию темы).
  5. Выводы.

Резюме-выводы

Наряду с традиционными жанрами вторичной информации – рефератом, аннотацией – используются так называемые резюме-выводы, или сжатые выводы.

Резюме-вывод не идентичен реферату. Во-первых, он короче; во-вторых, благодаря его минимальному размеру он значительно дольше остается в памяти. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертывания информации: минимум языковых средств – максимум информации.

Это обычно несколько запоминающихся выразительных предложения, раскрывающие, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.

Сущность их такова: исследователь обычно после прочтения статьи по своей специальности приходит к какому-то выводу относительно содержащихся в ней сведений.

Резюме-выводы как жанр вторичного текста, в отличие от рецензии и отзыва, как правило, не содержат критический анализ и оценку. В отличие от реферата-обзора он значительно короче и в этом смысле приближается к аннотации.

Резюме-выводы, раскрывающие качество описываемого предмета в нескольких предложениях, по своей функции близки к функции рекламного текста.

Например: Насколько хороша собой популярная операционная система «Виндовс»? Вы еще не знаете?

Научный текст

Лексический состав научног стиля характеризуется однородностью, отсутствием лексики, с разговорно простроечный окраской, образными средствами. В научных текстах встречается много общенаучной и абстрактной лексики. Научный стиль имеет свою фразеологию а также речевыйклише.Помимо используется терминология(точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности) которая является воплощением точности научной речи.

Структурно-смысловоечление научного текста

Структурно-смысловое членение текста предполагает проникновение в логику структурно-семантических отношений научного текста. Эта стадия уяснения научной речи связана с выявлением и интерпретацией ориентиров-понятий, репрезентирующих структурно-смысловое членение текста: темы, коммуникативной задачи текста, микротемы, данной и новой информации текста, текстообразующих функций предложений, способов развития информации в тексте. Данные понятия необходимы для понимания логики строения готового научного текста и продуцирования собственного.

Текст представляет собой стройную систему с особыми законами строения и развития мысли. Правильно построенный текст обладает композиционной четкостью, логикой изложения, информативностью. Эти качества в высшей степени присущи научному тексту.

Тема научнго текста

Тема научного теста – это предмет или явление, которые рассматривают в тексте. Часто слово, обозначающее тему, в тексте повторяются. Его называет слово—тема. Обычно тему обозначают сущ. В тексте оно встречается в различных падежах. Слово-тема может заменяться местоимением или синонимичным выражением.Названия научных текстов обычно даются так, как звучит их тема, предмет рассмотрения. Чаще всего называются части учебников или учебных пособий, их разделы,главы. Фрагменты текста внутри главы также могут имееть свои названия7 Они соответствуют коммуникативной задаче текста.

Основная мысль текста

Основная мысль текста-то что хочет хотел сказат нам автор. Что хотел скаазать нам автор? Где можеть находиться основная мысль текста? Как её можно сформулировать? Основная мысль текста можеть находиться

В заголовке

В одном из предлоджений текста

Можем сформулировать сами


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.