Первый этап - диагностический. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Первый этап - диагностический.

2018-01-28 90
Первый этап - диагностический. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Дети, поступившие на логопункт, имели фонетико-фонематическое недоразвитие или общее недоразвитие речи третьего уровня. Выраженная или рассеянная неврологическая симптоматика проявлялась, прежде всего, в двигательных расстройствах: нарушение координации движений, изменение мышечного тонуса, несформированность общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Дети были неуклюже, раскоординированны, плохо ориентировались в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падало качество движений, распадались позы. Многим было недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибались, быстро утомлялись, движения становились неточными, нарушался их темп, ритм, плавность, появлялись синкенезии. Чем сложнее было задание для языка и челюсти, тем активнее включали в движение пальчики, появлялись гиперкинезы (насильственные движения) кистей, усилилось беспокойство либо спастическое застывание пальцев в неестественном положении.

С психологической точки зрения у детей отмечалось эмоционально-волевая незрелость, нарушение внимания, памяти, познавательной деятельности, коммуникативные трудности. Справиться со всеми проблемами помогла биоэнергопластика, позволившая максимально быстро перевести сознательно удерживаемую правильную артикуляцию в подсознательное умение путем искусственно создаваемых раздражителей на самом занятии, где взрослый может оказать сиюминутную необходимую коррекцию.

 

Второй этап — подготовительный.

Главной его задачей являлось установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность, релаксирующие упражнения, музыкальный фон, посильные задание помогали каждому поверить в свои силы, стимулировали к новым успехам.

 

Третий этап — начальный.

Начинали с упражнения «Птенчики", поскольку важно научить ребенка открывать рот - это залог произнесение многих звуков и общей внятность речи.

Темп выполнения — медленный.

Рот открыт — счёт до пяти. Рот закрыт — счёт до пяти.

Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируется на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движение руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет 1 — челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит, свободна, кончик у нижних резцов, губы сохранять округлую форму, зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет 2 — фиксируем открытое положение рта. На счет три — рот закрыт.

Показ кистью руки:

4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному, когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движения кисти.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

 

" Часики" сопровождает сжатая и отпущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево — вправо.

" Качели" — движение ладони с сомкнутыми пальцами верх вниз.

" Утюжок" — сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от тебя, 4 сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед — назад и влево — вправо.

" Футбол" — ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо — влево.

Статистические упражнение способствует развитие мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

" Улыбка" — пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 — пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 секунд, на счёт 2 — ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

" Хоботок" — ладонь собрано в щепоть, большой палец прижат к среднему.

" Жало", «Змейка" — пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

" Лопаточка" - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

" Чашечка" — пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение" чашечки".

" Парус" — сомкнутая ладонь поднята вверх.

" Горка" — согнутая ладонь опущена.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих чувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха.

Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Общие упражнения выносились на фронтальные формы работы. Проводились они ежедневно не менее двух раз — после утренней гимнастики и после дневного сна воспитателем. Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики на логопункте. Выбор конкретного упражнения определяется этапом работы и темой фронтальных занятий.

Комплекс, подобранный и разученный детьми с логопедом, включал в себе 5 упражнений: два упражнения статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. В течение недели комплекс не менялся. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное упражнение заменялось новым, незнакомым. Так осуществлялась преемственность и постепенное усложнение работы.

В биоэнергопластике давали хорошо знакомые, отработанные упражнения. Сначала в комплекс входило одно такое упражнение. По мере овладения детьми техникой синхронного движения, все пять упражнений комплекса выполнялись с движением рук. Система применялась в занятиях с детьми всех возрастных групп.

В зависимости от возраста менялась только мотивация упражнений, игровые приемы, атрибуты. Индивидуально, перед зеркалом можно предварительно познакомить с упражнением детей, которым в силу различных причин трудно распределять внимание и контролировать выполнение. Хороший эффект у таких детей дает упражнение «Горизонтальная восьмерка».

1-2- я неделя. Упритесь языком в зубы, стараясь их «вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз.

3-6-я неделя. Вытянутой перед собой рукой со сжатым кулаком и выставленными указательным и средним пальцами рисовать знак бесконечности.

7-8-я неделя. Одновременно с глазами следите за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

Специальные подготовительные упражнения дети отрабатывали подгруппами из 2-3 человек и индивидуально с воспитателями, логопедом, родителями.

 

Наш опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом они сами стараются придумать движения для ладошек, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику язычка и пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке…

Этап – основной.

Непосредственными помощниками на протяжении автоматизации изолированных звуков являются картинки – символы звуков, с которыми детей знакомила постепенно, в зависимости от отрабатываемого звука. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении. Поэтому для коррекции темпа речи и выработки четкого, отрывистого произношения как звуков, так слогов и слов, использовала колечки.

Первой ступенькой на пути осознанного формирования и развития правильного звукопроизношения стали самые простейшие звуковые дорожки, которые не отвлекают его внимание от правильной, только что усвоенной артикуляции, ни цветом, ни фактурой. Но, чтобы ребенок собрался, форму будем изменять от простой, слегка изменяющей направление линии до резких перепадов, поворотов, колец. Затем добавила немного цвета, чтобы стало радостнее, но не сбивало со смысла. Вязаные разноцветные дорожки вызвали новую волну интереса тем, что появился объем, который можно подковырнуть, проверив, надежно ли закреплено.

Дорожки из ваты, меха и бархатной бумаги

из нождачной бумаги

Дорожки из коктельных трубочек и старых фломастеров привели детей в восторг уже тем, что был узнан материал их изготовления. Данные дорожки хороши для отработки звука /Р/, так как при проведении по ним пальчиком, он вибрирует перескакивая с сегмента на сегмент.

Лабиринты – это дорожки, которые вызвали детское недоумение тем, что задействованы должны были быть сразу две руки, иначе фишка наотрез отказывалась передвигаться.

Сыпучие дорожки– в них насыпаны гречневая и рисовая крупа. Цель этих дорожек – изменение силы голоса в зависимости от ширины рисуемой дорожки. Пока пальчик бежит вертикально – дорожка узкая и звук мы произносим обычным голосом, как только пальчик начинает принимать горизонтальное положение - дорожка становится шире, и громкость повышается, и наоборот. Эти дорожки трудны тем, что в них не указано направление движения пальчиков, плюс, как оказалось, совсем непросто распределить самостоятельно расстояние, чтобы успеть выполнить задание

Комбинированные дорожки – дорожки для слогов. Пока пальчик бежит по трубочке ребенок тянет согласный звук, подготавливаясь к произнесению гласного в заданном слоге (прямом), или же, наоборот, в обратном слоге.

Кочки – дорожки - в этих дорожках объединено сливание слогов и правильная заданная расстановка пальчиков, но основную трудность для детей составила смена цвета, а соответственно, смена задания (как речевого, так и на мелкую моторику): на желтые крышки «сажаем» слог /СА/ пальчиками левой руки, начиная с мизинчика; на синие крышки – слог /СО/, пальчиками правой руки, начиная с указательного… На этих дорожках начинается работа над автоматизацией звука в словах. Можно на каждую кочку «сажать» свое слово, а можно заменять слова в соответствии с цветом дорожки. При этом указательным и средним пальчиками выполняются движения шагов. Дорожку ребенок располагает на свое усмотрение: горизонтально, и тогда передвигается слева – направо, либо справа – налево; или же вертикально: и передвигается снизу – вверх, либо сверху – вниз.

Пряничные дорожки - первая реакция детей - недоумение, так как это впервые предъявляемая им дорожка, в которой сегмента не связаны между собой. Сложным же для деток стало соединение слогов и слов в одном задании. На первые три мягких пряничка (мягкость выяснилась в ходе детального обследования) «сажаем» слоги. На четвертый твердый и отличный от первых трех по цвету пряничков – слово. Особую трудность вызвали мелкие движения пальчиков по спирали на каждом пряничке. Быстрее и легче «прижились» варианты нажатия на прянички ладошкой, несильные удары кулачком.

Пряничные дорожки второй вариант– составила из двух дорожек синего (твердые прянички) и зеленого (мягкие прянички) цвета. Сначала на данной дорожке выполнялись задания как на предыдущей дорожке, и детки почти успокоились тем, что им все знакомо и опробовано. Но произнесение двух слов, заставило их задуматься, что, же теперь делать. Самое приятное, что пусть одна треть детей, но все-таки нашла правильный выход сама. Слова необходимо распределять между дорожками в зависимости от звучащих в них отрабатываемых звуков: Рука – Лука, Рак – Лак; Рысь – Рис, угоЛ – угоЛЬ…. Вот так мы начали работу по дифференциации автоматизированных изолированно, в слогах и словах звуках.

Дорожки «Занимательные пуговки». Что на этих дорожках мы будем продолжать делить слова на группы, дети поняли сразу. А их ждал сюрприз: добавилась петелька, которой нужно скрепить пуговки, но сделать это нужно произнося пары слов и распределяя их по дорожкам. Когда данный вариант был освоен, появился шнурок, которым можно соединить парой не только близь лежащую, главное выбрать ее из правильной команды.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.