Обзор психолого – педагогической литературы на современном этапе. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Обзор психолого – педагогической литературы на современном этапе.

2018-01-28 112
Обзор психолого – педагогической литературы на современном этапе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Речь — это важнейшая твор­чес­кая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построе­нию своей личности, своего внутреннего мира через диалог с дру­гими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фун­даментальные составляющие, которые оказываются вовле­чен­ны­ми в сферу внимания педагога, когда он обращается к про­бле­ме речевого развития дошкольника. Это те основы, на кото­рых строится современная дидактика дошкольного возраста. Л.С.Выгодский   Чистая речь с правильнопроизносимыми звуками, как горный, прозрачный речей, в котором виден каждый камушек.

 

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость, среди неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.

Представление о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста выдвинуты в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина,

А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича.

Проблемой речи занимались разные ученые, это и философы, психологи, педагоги, лингвисты и многие другие.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. На сегодняшний день примерно 50% детей в возрасте от 3 до 5 лет имеют дефекты речи. Формирование произносительной стороны речи - это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, ведущие к коре головного мозга от языка.

Звуки речи - это особые сложные образования, присущие только человеку. Таким образом, данная тема опыта работы, является весьма актуальной.

 

Итак, Объект работы – процесс развития звукопроизношения у дошкольников.

Предмет исследования – использование биоэнергопластики, как наиболее эффективного средства формирования правильного звукопроизношения.

Цель: выявить влияние использования биоэнергопластики на становление и автоматизацию правильного звукопроизношения у дошкольников.

Гипотеза: Если в системе коррекционной работы, направленной на формирование звукопроизношение детей с нарушениями речи, занимающихся на логопункте, активно использовать биоэнергопластику, то это повысит эмоциональный настрой к занятиям, что более эффективно скажется на становлении звукопроизношения.

Задачи работы:

1.Теоретически изучить проблему формирования и развития звукопроизношения детей.

2. Выделить, наполнить содержанием и апробировать систему способов и приемов работы с детьми данной категории.

3. Продумать ход экспериментальной работы по данной проблеме.

Методы исследования:

1.Изучение литературы по данной теме, по организации и проведения эксперимента.

2. Педагогические наблюдения.

3. Использование специальных методик.

В связи с необходимостью раскрытия всех аспектов данной проблемы, работа состоит из двух частей: теоретической и практической.

Теоретическая часть содержит следующие главы:

Введение;

Обзор психолого – педагогической литературы на современном этапе.

Биоэнергопластика – наиболее эффективный способ автоматизации изолированных звуков, звуков в слогах и словах.

Практическая часть:

Апробация системы применения биоэнергопластики при выполнении артикуляционных упражнений и при автоматизации изолированных звуков, звуков в слогах и словах в работе с детьми.

Далее следует:

Заключение – вывод.

Список используемой литературы.

Приложение.

 

 

Третий этап — начальный.

Начинали с упражнения «Птенчики", поскольку важно научить ребенка открывать рот - это залог произнесение многих звуков и общей внятность речи.

Темп выполнения — медленный.

Рот открыт — счёт до пяти. Рот закрыт — счёт до пяти.

Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируется на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движение руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет 1 — челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит, свободна, кончик у нижних резцов, губы сохранять округлую форму, зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет 2 — фиксируем открытое положение рта. На счет три — рот закрыт.

Показ кистью руки:

4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному, когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движения кисти.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

 

" Часики" сопровождает сжатая и отпущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево — вправо.

" Качели" — движение ладони с сомкнутыми пальцами верх вниз.

" Утюжок" — сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от тебя, 4 сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед — назад и влево — вправо.

" Футбол" — ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо — влево.

Статистические упражнение способствует развитие мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

" Улыбка" — пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 — пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 секунд, на счёт 2 — ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

" Хоботок" — ладонь собрано в щепоть, большой палец прижат к среднему.

" Жало", «Змейка" — пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

" Лопаточка" - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

" Чашечка" — пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение" чашечки".

" Парус" — сомкнутая ладонь поднята вверх.

" Горка" — согнутая ладонь опущена.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих чувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха.

Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Общие упражнения выносились на фронтальные формы работы. Проводились они ежедневно не менее двух раз — после утренней гимнастики и после дневного сна воспитателем. Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики на логопункте. Выбор конкретного упражнения определяется этапом работы и темой фронтальных занятий.

Комплекс, подобранный и разученный детьми с логопедом, включал в себе 5 упражнений: два упражнения статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. В течение недели комплекс не менялся. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное упражнение заменялось новым, незнакомым. Так осуществлялась преемственность и постепенное усложнение работы.

В биоэнергопластике давали хорошо знакомые, отработанные упражнения. Сначала в комплекс входило одно такое упражнение. По мере овладения детьми техникой синхронного движения, все пять упражнений комплекса выполнялись с движением рук. Система применялась в занятиях с детьми всех возрастных групп.

В зависимости от возраста менялась только мотивация упражнений, игровые приемы, атрибуты. Индивидуально, перед зеркалом можно предварительно познакомить с упражнением детей, которым в силу различных причин трудно распределять внимание и контролировать выполнение. Хороший эффект у таких детей дает упражнение «Горизонтальная восьмерка».

1-2- я неделя. Упритесь языком в зубы, стараясь их «вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз.

3-6-я неделя. Вытянутой перед собой рукой со сжатым кулаком и выставленными указательным и средним пальцами рисовать знак бесконечности.

7-8-я неделя. Одновременно с глазами следите за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

Специальные подготовительные упражнения дети отрабатывали подгруппами из 2-3 человек и индивидуально с воспитателями, логопедом, родителями.

 

Наш опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом они сами стараются придумать движения для ладошек, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику язычка и пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке…

Этап – основной.

Непосредственными помощниками на протяжении автоматизации изолированных звуков являются картинки – символы звуков, с которыми детей знакомила постепенно, в зависимости от отрабатываемого звука. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении. Поэтому для коррекции темпа речи и выработки четкого, отрывистого произношения как звуков, так слогов и слов, использовала колечки.

Первой ступенькой на пути осознанного формирования и развития правильного звукопроизношения стали самые простейшие звуковые дорожки, которые не отвлекают его внимание от правильной, только что усвоенной артикуляции, ни цветом, ни фактурой. Но, чтобы ребенок собрался, форму будем изменять от простой, слегка изменяющей направление линии до резких перепадов, поворотов, колец. Затем добавила немного цвета, чтобы стало радостнее, но не сбивало со смысла. Вязаные разноцветные дорожки вызвали новую волну интереса тем, что появился объем, который можно подковырнуть, проверив, надежно ли закреплено.

Дорожки из ваты, меха и бархатной бумаги

из нождачной бумаги

Дорожки из коктельных трубочек и старых фломастеров привели детей в восторг уже тем, что был узнан материал их изготовления. Данные дорожки хороши для отработки звука /Р/, так как при проведении по ним пальчиком, он вибрирует перескакивая с сегмента на сегмент.

Лабиринты – это дорожки, которые вызвали детское недоумение тем, что задействованы должны были быть сразу две руки, иначе фишка наотрез отказывалась передвигаться.

Сыпучие дорожки– в них насыпаны гречневая и рисовая крупа. Цель этих дорожек – изменение силы голоса в зависимости от ширины рисуемой дорожки. Пока пальчик бежит вертикально – дорожка узкая и звук мы произносим обычным голосом, как только пальчик начинает принимать горизонтальное положение - дорожка становится шире, и громкость повышается, и наоборот. Эти дорожки трудны тем, что в них не указано направление движения пальчиков, плюс, как оказалось, совсем непросто распределить самостоятельно расстояние, чтобы успеть выполнить задание

Комбинированные дорожки – дорожки для слогов. Пока пальчик бежит по трубочке ребенок тянет согласный звук, подготавливаясь к произнесению гласного в заданном слоге (прямом), или же, наоборот, в обратном слоге.

Кочки – дорожки - в этих дорожках объединено сливание слогов и правильная заданная расстановка пальчиков, но основную трудность для детей составила смена цвета, а соответственно, смена задания (как речевого, так и на мелкую моторику): на желтые крышки «сажаем» слог /СА/ пальчиками левой руки, начиная с мизинчика; на синие крышки – слог /СО/, пальчиками правой руки, начиная с указательного… На этих дорожках начинается работа над автоматизацией звука в словах. Можно на каждую кочку «сажать» свое слово, а можно заменять слова в соответствии с цветом дорожки. При этом указательным и средним пальчиками выполняются движения шагов. Дорожку ребенок располагает на свое усмотрение: горизонтально, и тогда передвигается слева – направо, либо справа – налево; или же вертикально: и передвигается снизу – вверх, либо сверху – вниз.

Пряничные дорожки - первая реакция детей - недоумение, так как это впервые предъявляемая им дорожка, в которой сегмента не связаны между собой. Сложным же для деток стало соединение слогов и слов в одном задании. На первые три мягких пряничка (мягкость выяснилась в ходе детального обследования) «сажаем» слоги. На четвертый твердый и отличный от первых трех по цвету пряничков – слово. Особую трудность вызвали мелкие движения пальчиков по спирали на каждом пряничке. Быстрее и легче «прижились» варианты нажатия на прянички ладошкой, несильные удары кулачком.

Пряничные дорожки второй вариант– составила из двух дорожек синего (твердые прянички) и зеленого (мягкие прянички) цвета. Сначала на данной дорожке выполнялись задания как на предыдущей дорожке, и детки почти успокоились тем, что им все знакомо и опробовано. Но произнесение двух слов, заставило их задуматься, что, же теперь делать. Самое приятное, что пусть одна треть детей, но все-таки нашла правильный выход сама. Слова необходимо распределять между дорожками в зависимости от звучащих в них отрабатываемых звуков: Рука – Лука, Рак – Лак; Рысь – Рис, угоЛ – угоЛЬ…. Вот так мы начали работу по дифференциации автоматизированных изолированно, в слогах и словах звуках.

Дорожки «Занимательные пуговки». Что на этих дорожках мы будем продолжать делить слова на группы, дети поняли сразу. А их ждал сюрприз: добавилась петелька, которой нужно скрепить пуговки, но сделать это нужно произнося пары слов и распределяя их по дорожкам. Когда данный вариант был освоен, появился шнурок, которым можно соединить парой не только близь лежащую, главное выбрать ее из правильной команды.

 

 

Заключение – вывод.

Таким образом,

Сравнительный анализ динамики развития детей с речевой патологией подтверждает эффективность использования технологии биоэнергопластики.

Влияние биоэнергопластики на коррекцию мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста неоспаримо.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущению. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о целесообразности применения биоэнергопластики на логопункте для детей с нарушениями речи, так как проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.

 

И именно биоэнергопластика помогает сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Но злоупотреблять этими упражнениями нельзя, а главное, их нужно вести весело, живо, позволяя детям разнообразить их содержание по своему усмотрению.

Следует учитывать тот факт, что уровень раз­вития звукопроизношения у детей различны. Это должно учитываться при определении тех требований, которые могут быть предъявлены ребенку. Необходимо учитывать готовность ребенка к усвоению и использованию материала на том или ином уровне. Работу с ребенком необходимо строить с учетом его реальных достижений.

Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку.

Из всего вышеизложенного следует, что лишь под влиянием целенаправленного обучения и воспитания в специально организованных условиях, когда используются разнообразные корригирующие средства, дети с нарушениями развития дают заметное продвижение (А.К.Аксенова, Г.А.Волкова, В.В.Воронкова, И.А.Грошенков, Г.М.Дульнев, А.А.Дмитриев, Р.Е.Левина, Е.М.Мастюкова, В.М.Мозговой, В.Г.Петрова, Б.И.Пинский, Е.А.Стребелева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Б.И.Шостак, А.В.Ястребова и др.) и это является приоритетной задачей коррекционной педагогики.

Список используемой литературы

Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”, 1997г.

Бондаренко А.К. “Словесные игры в детском саду” М: Просвещение, 1977г.

Бородич А.М. “Методика развития речи у детей” М., Просвещение, 1981г.

Городилова В.И. “Воспитание правильной речи” УЧПЕДГИЗ, 1956г.

Лопухина И.С. “Звуки, буквы и слова”, “Дельта”, 1998г.

Мелехова Л.В. “Речь дошкольника и ее исправления” М., Просвещение, 1867г.

Максаков А.И. “Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом”. М., Просвещение, 1979г.

Репина З.А. “Уроки логопедии”, “Литур” Екатеринбург, 1999г.

Радина Е.И. “Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста” М., Просвещение, 1968г.

Салахова А.Д. “Развитие звуковой стороны речи ребенка” М. Педагогика, 1973г.

Сохин Ф.А. “Развитие речи детей дошкольного возраста” М., Просвещение,1988г.

Туманова Т.В. “Формирование звукопроизношения у дошкольников” 1999г.

Фомичева М.Ф. “Воспитание у детей правильного произношения”. М., 1981г.

 

Введение

 

Речь — это важнейшая твор­чес­кая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построе­нию своей личности, своего внутреннего мира через диалог с дру­гими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фун­даментальные составляющие, которые оказываются вовле­чен­ны­ми в сферу внимания педагога, когда он обращается к про­бле­ме речевого развития дошкольника. Это те основы, на кото­рых строится современная дидактика дошкольного возраста. Л.С.Выгодский   Чистая речь с правильнопроизносимыми звуками, как горный, прозрачный речей, в котором виден каждый камушек.

 

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость, среди неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.

Представление о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста выдвинуты в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина,

А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича.

Проблемой речи занимались разные ученые, это и философы, психологи, педагоги, лингвисты и многие другие.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. На сегодняшний день примерно 50% детей в возрасте от 3 до 5 лет имеют дефекты речи. Формирование произносительной стороны речи - это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, ведущие к коре головного мозга от языка.

Звуки речи - это особые сложные образования, присущие только человеку. Таким образом, данная тема опыта работы, является весьма актуальной.

 

Итак, Объект работы – процесс развития звукопроизношения у дошкольников.

Предмет исследования – использование биоэнергопластики, как наиболее эффективного средства формирования правильного звукопроизношения.

Цель: выявить влияние использования биоэнергопластики на становление и автоматизацию правильного звукопроизношения у дошкольников.

Гипотеза: Если в системе коррекционной работы, направленной на формирование звукопроизношение детей с нарушениями речи, занимающихся на логопункте, активно использовать биоэнергопластику, то это повысит эмоциональный настрой к занятиям, что более эффективно скажется на становлении звукопроизношения.

Задачи работы:

1.Теоретически изучить проблему формирования и развития звукопроизношения детей.

2. Выделить, наполнить содержанием и апробировать систему способов и приемов работы с детьми данной категории.

3. Продумать ход экспериментальной работы по данной проблеме.

Методы исследования:

1.Изучение литературы по данной теме, по организации и проведения эксперимента.

2. Педагогические наблюдения.

3. Использование специальных методик.

В связи с необходимостью раскрытия всех аспектов данной проблемы, работа состоит из двух частей: теоретической и практической.

Теоретическая часть содержит следующие главы:

Введение;

Обзор психолого – педагогической литературы на современном этапе.

Биоэнергопластика – наиболее эффективный способ автоматизации изолированных звуков, звуков в слогах и словах.

Практическая часть:

Апробация системы применения биоэнергопластики при выполнении артикуляционных упражнений и при автоматизации изолированных звуков, звуков в слогах и словах в работе с детьми.

Далее следует:

Заключение – вывод.

Список используемой литературы.

Приложение.

 

 

Обзор психолого – педагогической литературы на современном этапе.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.

Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанными.

Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция, схемы человеческого тела, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М.М.Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б., Мастюковой Е.М., Беляковой Л.И., Рычкова Н.А., Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В.

Все авторы отмечают взаимосвязь речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику.

Элементы биоэнергопластики можно найти в системах развития интеллекта методами кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичности нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Психологи констатируют развитие межполушарной специализации и улучшения межполушарного взаимодействия в результате систематического выполнения комплексов кинезиологических упражнений.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, ведущие к коре головного мозга от языка.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.