Игральные карты «палех». Художник П. Д. Баженов. 1937 Г. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Игральные карты «палех». Художник П. Д. Баженов. 1937 Г.

2018-01-28 348
Игральные карты «палех». Художник П. Д. Баженов. 1937 Г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1937 году в Париже проходила Всемир­ная выставка искусств и техники. Выставка вошла в историю не только как смотр тех­нических достижений человечества, но и как состязание Советского Союза и Гер­мании, имевших крупнейшие павильоны. Среди экспонатов советской промышлен­ности были представлены и игральные кар­ты - колода «Палех», ставшая одной из са­мых лучших за всю историю отечествен­ного карточного производства.

П.Д. Баженов

Автор эскизов «Палеха» - Павел Дми­триевич Баженов (1904-1941) родился в селе Подолино, возле Палеха, в семье иконопис­ца. Павел тоже обучался иконописи, но ни одной иконы так и не написал. После революции вернулся в родную деревню к «земле и скоту», работал пастухом, но рисование не забро­сил. В 1926 году Баженов стал первым учеником Артели древней жи­вописи, организованной в Палехе. Учителями Баженова были Голи­ков и Баканов, старейшие палехские мастера.

Первые произведения Баженова называют «экспрессивным прими­тивом», в основе этих миниатюр был народный лубок. Но с середи-



РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ


ОЧЕРК ИСТОРИИ И СТИЛЯ 49


 


       
   
 

ны 30-х годов баженовская художественная техника приобретает виртуозность и изысканность. Вероятно, благодаря оригинальности своего мастерства Павел Дмитриевич Баженов и получил ответственный карточный заказ. Сами рисунки для выставоч­ных игральных карт отбирались на специально объявленном конкурсе. Было представлено мно­жество эскизов - художники наряжали карточ­ных королей и валетов в восточные наряды и в костюмы народов СССР. Победителем стал Ба­женов, а основной темой карточных рисунков - естественно, па­лехские мотивы.

Самая заметная особенность «Палеха» - необычный цвет поля игральных карт. На чёрном фоне - крупные, удачно вписанные в раз­мер игральной карты фигуры королей, дам и валетов, изображённые в традиционной технике палехской лаковой миниатюры. Карты очень красивы - сочетание яркого красного, насыщенного синего и приглу­шённого горчично-зелёного оттеняется имитацией кружев сусального золота. Тонкая, почти филигранная рисовка деталей костюмов, ору­жия и атрибутов сводит художественные образы сказочной карточ­ной свиты и орнамент вокруг значков мастей и индексов в единый гармоничный ансамбль.

Уникальность этих игральных карт в том, что многокрасочное (до 36 красок) изображение было выполнено методом литографской печа­ти, причём с идеальной приводкой по цвету - с полным отсутствием наложения разных красок друг на друга. Чтобы этого добиться, для каждой карты был изготовлен набор специальных литографских кам­ней. Технология литографской печати такова, что для каждого цвета в изображении требуется свой камень. То есть, если в карте исполь­зовались 36 цветов, для неё готовились 36 камней. В середине 1930-х годов в СССР только одно полиграфическое предприятие могло осуществить столь сложную работу - Московская печатная фабрика, более известная как «Гознак». Именно здесь и были отпечатаны эти действительно уникальные карты.


Высокое качество бумаги и безукоризненная техника многоцвет­ном хромолитографии делают карты «Палех» настоящим шедевром советской полиграфии. Сегодня эскизы колоды хранятся в Спецфон­де Гознака имеете с дипломом Всемирной выставки искусства и тех­ники в Париже.

После создания колоды «Палех» Павел Баженов продолжал свою работу художником. Он являлся оформителем театральных постано­вок, расписывал фарфор, рисовал карикатуры и дружеские шаржи, а в 1936-1937 годах даже участвовал в создании мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». В 1941 году Баженов погиб по дороге на фронт во время бомбёжки станции Рыбинск.

Производство игральных карт высших сортов для внутренних и экспортных целей, развёрнутое на Карточной фабрике в 30-х годах XX века, сопровождалось значительными техническими и экономи­ческими трудностями.

Принятый в 1929 году первый пятилетний план развития и рекон­струкции народного хозяйства резко увеличил потребности в специ­альных технических сортах бумаги для радио- и электротехнических целей, бристольском картоне, ферропрускатных бумагах, производи­мых Карточной фабрикой. Так же неуклонно повышалось задание по выпуску остродефицитного ширпотреба. В связи с этим пятилетний план предусматривал существенное сокращение производства карт -с 690 000 до 500 000 дюжин. Кроме того, смена ведомственной под­чинённости фабрики отрицательно сказывалась на её снабжении не­обходимым для производства карт высококачественным сырьём, что приводило к постоянным срывам плана. Даже деревянные ящики для отгрузки карт приходилось делать на месте!

В этих условиях происходило изменение ассортимента произво­димых игральных карт в сторону недорогих и простых в изготовле­нии видов: атласных, 1 и 2 сорта. С началом Великой Отечественной войны производство карт высших сортов полностью прекратилось.


50__ РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.