Приемы развития слуха и голоса детей — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Приемы развития слуха и голоса детей

2018-01-05 636
Приемы развития слуха и голоса детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.

Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие.

Приемы развития слуха, направленные на формирование слу­хового восприятия и вокально-слуховых представлений:

• слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с це­лью последующего анализа услышанного;

• сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

• введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только па основе лич­ного опыта учащихся;

• использование детских музыкальных инструментов для акти­визации слухового внимания и развития чувства ритма;

• повторение отдельных звуков за инструментом с целью на­учиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, по и му­зыкального инструмента;

• подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, роя­ля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом:

• пение «по цепочке»;

• моделирование высоты звука движениями руки;

• отражение направления движения мелодии при помощи ри­сунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;

• настройка на тональность перед началом пения;

• устные диктанты;

• задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дириже­ра с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосре­доточивать слуховое внимание;

• выделение особо трудных интонационных оборотов в специ­альные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;

• в процессе разучивания произведения смена тональности с це­лью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наи­лучшим образом;

• письменные и устные задания на анализ вокального испол­нения;

• выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов' и воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом ва­риантах и т.д.

Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукооб­разованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

- представление «в уме» первого звука до того, как он будет вос­произведен вслух;

• вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный у с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форси- ровки;

• вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания темб­рового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразиров­ки и пр.;

• выработка активного piano- как основы воспитания детского голоса;

• при пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих — напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;

• расширение ноздрей при вдохе (а лучше — до вдоха) и сохра­нение их в таком положении при пении, что обеспечивает пол­ноценное включение верхних резонаторов; при этом движении ак­тивизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилающие внутреннюю поверхность резонирующих полостей, становятся упругими и более твердыми, что способствует отражению звуко­вой волны при пении и, следовательно, резонированию звука целенаправленное управление дыхательными движениями;

• произношение текста активным шепотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на ды­хание;

• беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;

• проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосом по отношению к диапазону речевого голо­са; внимание хористов при этом должно быть направлено на ста­билизацию положения гортани с целью постановки речевого го­лоса;

• речевая декламация, допускающая модуляции голоса по вы­соте, однако при условии стабильного положения гортани; эта де­кламация рассматривается как переходная ступень между артику­ляционными напряжениями в речи и специфически вокальными; выразительное чтение текста является одним из способов созда­ния в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом развития образного мыш­ления, которое лежит в основе выразительности исполнения;

• нахождение главного по смыслу слова в фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основ­ной смысл содержания;

• вариативность заданий при повторении упражнений и заучи­вании песенного материала за счет способа звуковедения, вокали­зируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.;

• сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном уроке, так и при формирова­нии концертных программ.

Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:

• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;

• запись основных правил нения па плакатах;

• постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

• организация соревнований на уроке между отдельными деть­ми, группами или классами как игровой момент, повышающий ин­терес к занятиям;

• юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышаю­щий работоспособность учащихся на занятиях;

• различные индивидуальные задания и рисунки на темы испол­няемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;

• одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью сти­муляции их интереса к занятиям;

• использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиций, что снимает статические мы­шечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;

• формирование личностного и социального смысла певческой деятельности.

Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого го­лоса детей путем стимулирования, прежде всего, слухового внима­ния и активности, сознательности и самостоятельности.

Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музы­кальной выразительности, а также собственно вокальное исполне­ние основываются на использовании всех видов умственной дея­тельности учащихся. Даже представление «в уме» звука до того, как он будет воспроизведен голосом, — сложный психический про­цесс, требующий анализа и обобщения, внимания, мышечной па­мяти и т.п.

Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспе­чивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.

 

 

 

 


 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.