Дидактические основы обучения детей пению — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Дидактические основы обучения детей пению

2018-01-05 1380
Дидактические основы обучения детей пению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Вокальная педагогика является составной частью общей педа­гогики. Общие принципы дидактики — основа для всех специаль­ных методик, в том числе вокальной.

Принципы обучения пению в России с давних времен форми­ровались во взаимодействии с обучением родной речи. Они едины для взрослых и детей, для профессиональной и непрофессиональ­ной певческой практики. Разница — в материале, объеме программ и отдельных методических приемах.

Анализ соответствующей литературы и практический опыт по­зволили нам выделить ряд общих и специфических принципов обу­чения пению. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее соот­ветствующие задачам работы с детьми.

Принцип воспитания и всестороннего развития. Обучение пе­нию должно быть направлено не только на развитие певческого го­лоса детей, но также и на решение задач их воспитания и общего развития.

Певческий процесс, предполагающий общение с музыкальным искусством, — сам но себе мощный воспитательный и развиваю­щий детей фактор. Однако этот процесс может пойти и в нежела­тельном направлении, и не только по причине бездуховного и малохудожественного репертуара. Например, педагог развивает аналитические способности детей, предлагая им оценивать каче­ство звучания своего голоса и голосов своих товарищей. При этом на уроке могут возникнуть ситуации, обидные для более слабых учеников. Задача педагога — не допускать таких ситуаций, воспи­тывая у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Тренируя умение учащихся различать эмоциональную вырази­тельность вокального произведения по голосу и мимике исполни­теля, учитель формирует у них способность замечать настроение окружающих людей, их внутреннее состояние. Однако самое главное, чтобы учитель, пользуясь ситуацией, пробудил у детей чувство сострадания, вызвал желание прийти на помощь, т.е. воспитывал чуткость к людям.

Овладение певческим искусством — большой груд, который тре­бует волевых усилий, напряжения внимания, терпения и т.п. На­правленность работы учителя на создание этих установок — один из главных моментов в организации всего учебного процесса.

Таким образом, эффективность развития детского голоса в про­цессе обучения пению будет зависеть от направленности работы учителя на воспитание определенных личностных качеств учащих­ся, их общее развитие на основе углубления процессов восприятия, представления и воспроизведения, которые тесно связаны со все­ми умственными операциями ребенка и развитием его мышления.

Принцип сознательности и творческой активности учащихся включает сознательное отношение к певческой деятельности, по­нимание необходимости преодолевать трудности в процессе уче­бы, а также сознательное усвоение знаний, получение умений и на­выков. Возможности для этого мы видим в формировании интереса к вокальному искусству, а также в развитии слуха во всех его про­явлениях на основе самоконтроля.

Все задачи по развитию певческого голоса могут быть успешно решены лишь в том случае, если ученики научатся осознанно кон­тролировать звучание собственных голосов. Они должны уметь не только слушать, но и слышать, т. е. обнаруживать как достоинства, гак и недостатки звучания голоса. Этому может способствовать прослушивание как в записи, так и в живом исполнении вокального звучания и его анализ. С этой целью рекомендуется вводить в прак­тику устные и письменные задания, в которых предлагается систе­ма вопросов, стимулирующих умственные процессы учащихся.

Первые шаги на этом пути связаны с воспитанием у детей эсте­тического отношения к звучанию голоса: красиво или некрасиво получилось; что выражает данная мелодия с точки зрения эмоцио­нального содержания; нравится ли она и почему?

Вопросы следующего этапа работы должны относиться уже к бо­лее тонким дифференцировкам качественных сторон певческого звука: каков тембр голоса; есть ли в голосе певческое вибрато; чис­тая ли интонация; правильное или неправильное звукообразова­ние с точки зрения вокальной позиции (близкая или «заваленная») и т.д.

Все это, наряду с воспитанием слуха, формирует у детей эмоцио­нальное отношение к музыке.

Принцип перспективности. Задача педагога — обеспечивать раз­витие учащихся, а не ориентироваться только на тот уровень, кото­рый якобы является характерным для данного возраста.

Принцип перспективности в учебной работе проявляется в опо­ре на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский). Это относится как к общему, так и специфически вокальному развитию. Вот почему в работу следует вводить фрагменты из произведений, за­ведомо более трудных, чем дети могут исполнить на данном этапе их развития, по которые увлекали бы их своим содержанием. От­дельные, особенно красивые мотивы или законченные фразы це­лесообразно включать в распевание - исполнять их в разных то­нальностях со словами или вокализировать на какой-либо слог («ку», «лю», «ма» и пр.).

Постепенно разучиваемые фрагменты укрупняются, и через ка­кое-то время трудная песня становится уже доступной. В процессе такой работы обычно и происходит рост исполнительских возмож­ностей учащихся. Этому же принципу следовали известные мастера своего дела, хормейстеры Д. И. Зарин, Б.Бочев, В.Г.Соколов и др.

К проблеме подбора песенного материала также следует подхо­дить с точки зрения основополагающих принципов развивающего обучения: высокого уровня трудности, но в пределах возможнос­тей детей, а также быстрый темп освоения учебного материала, од­нако без особой спешки (по Л. В. Занкову).

Принцип систематичности в развитии певческого голоса про­является в постепенном усложнении певческого репертуара и во­кальных упражнений, включаемых в распевание и направленных на последовательное развитие основных качеств певческого голо­са и вокальных навыков. Многие вокальные навыки, особенно по­движность и гибкость, легко теряются, как только наступает пере­рыв в занятиях. Поэтому их необходимо постоянно развивать и поддерживать. Вот почему так необходимо организовать для де­тей занятия летом в хоровых лагерях, что давно уже вошло в прак­тику работы лучших детских хоровых студий.

Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся при коллективном характере обучения. Необходимость соблюдения данного принципа обусловливается многообразием индивидуаль­ных природных различий. Отсюда и наблюдающееся в практике разнообразие приемов и методов обучения в зависимости от тех или иных задач по воспитанию и развитию голоса каждого ученика. Именно поэтому в современной дидактике воспитание и обучение рассматриваются как творческий процесс.

При индивидуальном подходе на коллективном занятии обыч­но учитываются возрастные и индивидуальные возможности уча­щихся, а также их певческий опыт и общее развитие.

Индивидуальный контроль в условиях хора осуществляется методами:

• визуального наблюдения за детьми;

• индивидуального прослушивания во время занятий хора:

• организации дополнительной внеклассной работы над поста­новкой различных музыкальных спектаклей-сказок, где дети выс­тупают соло, поют дуэтами или малыми ансамблями;

• записи исполнения на магнитофон (на уроке, во время вне­классной работы, концерта, на радио и телевидении);

• фониатрических осмотров и наблюдения врачей.

Принцип посильной трудности. Границы возможностей каж­дого ученика, даже в пределах одного возраста, разные, ибо вы­носливость голоса имеет индивидуальный предел и часто не зави­сит от общей физической выносливости. Со временем и возрастом выносливость голоса развивается, но при этом его индивидуаль­ные особенности остаются.

Не следует допускать переутомления голоса, придерживаясь правила: лучше петь понемногу, но почаще и систематически. С на­чинающими учениками первые занятия не должны продолжаться более 15-20 мин. В дальнейшем продолжительность занятий ог­раничивается первыми признаками утомления, что проявляется в снижении уровня внимания. После каникул певческие нагрузки рекомендуется вводить постепенно.

Принцип положительного фона обучения. Эмоции играют ве­дущую роль в процессе обучения пению. Когда пение и музыка увле­кают детей, этот процесс дает хороший результат, и наоборот. Та­ким образом, существует прямая зависимость между отношением детей к учению и их успехами. Основная задача учителя — заинте­ресовать и увлечь учащихся певческой деятельностью.

Выдающийся болгарский дирижер Бонча Бочев считал, что за­интересованность в певческой деятельности должна быть самым важным законом в детском хоре, потому что певческая техника ус­ваивается непринужденно и легко тогда, когда ученики сами захо­тят ее усвоить. Заинтересованность детей — основа дисциплины на занятиях, что обеспечивает их внимание, собранность и серьез­ность по отношению к певческой деятельности.

Принцип единства художественного развития учащихся и тех­нического совершенствования их голоса. Задача технического раз­вития певческого голоса детей должна быть полностью подчинена художественным целям. Процессом формирования вокальной тех­ники управляет вокальный слух педагога и самих учеников. Отсю­да необходимость" воспитания образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, т.е. воспитания музыкаль­ного слуха в широком смысле слова, который является основой раз­вития певческого голоса детей.

В детской вокальной практике и сегодня можно встретить та­кие школы, где в течение нескольких лет занимаются «вокальной технологией», техническое развитие ведется в отрыве от художе­ственного. Этим же «грешат» и некоторые зарубежные частные школы.

Принцип единства технического и художественного в развитии детского голоса подразумевает гармоничное сочетание вокально- технического развития с художественным воспитанием учащихся в процессе всего обучения. Реализация данного принципа ведет к постепенному приобретению навыков глубокого проникновения в суть исполняемых произведений, навыков осмысленного и выра­зительного пения.

Принцип предшествования слухового восприятия музыкаль­ного явления его теоретическому осознанию. Введение нового понятия или термина должно опираться на слуховое восприятие, полученное ранее. Сначала разучивается мотив, фраза или песня целиком. Затем выводится новое понятие через серию вопросов, активизирующих мышление учеников; далее осуществляются ана­лиз способов исполнения, вычленение элементов музыкального языка и осмысление их выразительного значения.

Специфическим в вокальной работе с детьми является принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса.Это связано с работой источника звука — голосовых складок, на уровне которых зарождается звук как результат их взаимодействия с энергией дыхания и акустическими свойствами речевого тракта, непрерывно меняющимися в процессе артикуляции различных фонем и словосочетаний.

Как уже упоминалось, основные свойства звука, изначально формирующиеся на уровне голосовых складок, обусловливаются регистровым биомеханизмом. Именно певческий звук является сигналом для учителя и ученика, характеризующим внутреннее состояние голосообразующей системы. Управление певческим про­цессом за счет регулирования качества звучания голоса — самый эффективный путь развития певческого голоса детей. Для этого учитель должен обладать очень тонким вокальным слухом.

Как уже упоминалось, голосовой аппарат состоит из трех основ­ных частей: дыхательной системы, артикуляционного аппарата и гортани. Во всех методических работах подчеркивается целост­ность в работе голосообразующего комплекса благодаря централи­зованное™ управления и общности иннервации всех его частей В то же время считается порочной идея воздействия отдельно на дыхание или артикуляцию, так как это якобы приведет к наруше­нию координации частей системы.

Однако работа над каким-либо навыком дыхательных или артикуляционных движений в отдельности не так уж бессмысленна,

как считается, именно благодаря их рефлекторной взаимосвязи. На­пример, активизация работы дыхательной мускулатуры не может не отразиться соответственно и на артикуляции. Создаваемое при этом подскладочное давление рефлекторно влияет на степень смы­кания голосовых складок, что сказывается на тембре голоса.

Способ артикуляции оказывает взаимообратное влияние на ра­боту дыхательной системы. Каждой фонеме соответствует опре­деленная величина подскладочного давления (Н.И.Жинкин). Конфигурация ротоглоточного рупора, своеобразная для каждой фонемы, создает различные акустические условия для работы голосовых складок, что также реализуется в тембральной окраске звука.

Конечно, при одновременной организации правильной работы голосового аппарата создаются наиболее оптимальные условия для формирования певческого звука. Хорошо, если во время пения с са­мого начала соблюдаются все правила дыхания и артикуляции од­новременно, не говоря уже о правильной певческой установке, слу­ховом и зрительном сосредоточении и пр. Однако для детей это очень трудная задача. Они не могут распределять внимание сразу на целый ряд раздражителей, целенаправленно управлять различ­ными комплексами движений, если не приобретены еще такие на­выки. Это очень сложный вид психической деятельности, малодо­ступный для детей.

Между тем есть точка пересечения в деятельности всех трех звеньев голосообразующей системы — это певческий звук. Так как способ деятельности голосового аппарата реализуется в качестве звука певческого голоса, то целесообразнее привлекать внимание ученика не к работающему органу, а к результатам этой работы — качеству голоса. Добиваясь определенного качества певческого зву­ка, педагог может целенаправленно влиять на работу всего голосообразующего комплекса, всех его звеньев одновременно.

В результате взаимодействия того или иного способа работы дыхательной системы и артикуляционных органов создаются со­ответствующие условия для колебаний голосовых складок по типу того или иного голосового регистра. Именно тип регистрового био­механизма обусловливает исходные характеристики певческого звука. Понимание взаимосвязи акустического значения звука и спо­соба его образования дает возможность управлять работой источ­ника звука косвенными методами, ориентируясь на качество зву­чания голоса.Таким образом, принцип целенаправленного управления голо­совыми регистрами и использования их в вокальном воспитании детей является основополагающим.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

В содержание обучения пению входят:

1) система основных спе­цифических знаний и навыков;

2) опыт творческой деятельности учащихся;

3) опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг другу, что является условием формирования у детей системы цен­ностей.

Рассмотрим более подробно каждый компонент содержания обу­чения пению.

Система знаний и навыков

Хорошее пение как искусство является результатом продолжи­тельной учебной работы. Это процесс, каждый этап которого дол­жен быть полностью осознан учеником.

По ходу разучивания песен дети получают элементарные сведе­ния о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с основными терминами, опреде­ляющими характер произведения, его темп, динамику; исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознано детьми с точки зрения технологии и целесообразности их использования.

Помимо знания нотной грамоты и теоретических сведений об основных качествах певческого звука и певческих навыках учащи­еся должны иметь представление о своих голосовых возможнос­тях, а также соблюдать разные правила в пении:

• затактный звук исполняется всегда легко и тихо;

• в музыкальной фразе должна быть только одна самая главная вершина, выделенная при помощи динамики и акцентирования;

• необходимо сохранять активность пения до конца длительно­сти последнего звука музыкальной фразы, даже при диминуэндо:

• если поешь длинную ноту (половинную, целую и т.п.), необ­ходимо ощущать и внутренне подчеркивать начало каждой новой доли, заключенной в ней;

• при пении четверти с точкой, как бы оттолкнувшись от точки следует исполнять следующую за ней короткую ноту легче, тише, но не теряя активности;

• чем быстрее темп, тем легче и активнее должен быть звук;

• нельзя сливать два гласных звука, стоящих на стыке слов;

• при движении, мелодии вверх или восходящих скачках верхний звук должен исполняться в позиции нижнего звука, и при ис­полнении нисходящих мелодий—нижний звук остается в позиции верхнего;

• недопустимо брать дыхание посреди слова, если в условиях хора оно не цепное;

• при использовании цепного дыхания певцам следует вливать­ся в общее звучание незаметно, с мягкой атакой;

• нельзя возобновлять дыхание на стыке подлежащего и сказуе­мого;

• вдох по объему и скорости должен соответствовать характеру исполняемого произведения и т.д.

Развитие певческого голоса детей тесно связано с формиро­ванием определенных навыков, лежащих в основе слухового вос­приятия, умственных операций и вокального воспроизведения. Поэтому формирование различных певческих навыков входит в со­держание обучения.

Навыки — это действия, отдельные компоненты которых в ре­зультате повторения стали автоматизированными. Согласно иссле­дованиям А.В.Запорожца, А.А.Люблинской, А.В.Петровского, можно выделить три основных этапа формирования навыка:

Аналитический — овладение элементами действия.

Синтетический — образование целостной структуры действия.

Автоматизация — закрепление и совершенствование целост­ной структуры.

Формирование навыка сопряжено с протеканием целого ряда умственных операций. Физиологический механизм его - сложные условные рефлексы, образующие в коре больших полушарий го­ловного мозга прочно сложившуюся систему временных нервных связей (динамический стереотип по И.П.Павлову). Эти нервные связи могут образовываться и закрепляться в процессе как правиль­ных, так и неправильных вокальных движений. При всем многооб­разии интерпретации понятия о правильном или неправильном нении следует выделить основной критерий его оценки.

Правильная работа голосового аппарата предполагает такую координацию всех его элементов, при которой мускульная энергия расходуется наиболее экономно и с максимальным эффектом. При правильном пении певцу удобно петь, а слушателям приятно его слушать.

Неправильное пение всегда сопряжено с усталостью голоса, ощущением неудобства в горле поющего, неестественностью зву­ка, чрезмерной его напряженностью и с неприятными эмоциями у слушателей.

Совершенно ясно, что развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки.

Следует отметить, что, определяя навык как действие, авторы методических работ нередко к числу основных певческих навыков, наряду с дикцией, дыханием и певческой установкой, относят и не­которые свойства певческого голоса - качество тембра и диапазон, что не совсем одно и то же.

Во-первых, певческая установка, по нашему мнению, входит в навык дыхания и выступает как условие, необходимое для пра­вильной работы дыхательных органов. Во-вторых, качество темб­ра и диапазон относятся к свойствам певческого голоса и не могут являться навыками, т.е. движениями. В-третьих, звукообразова­ние — основной певческий навык, нередко не называется среди та­ковых и понимается узко: только как атака звука.

Во избежание подобной путаницы следует четко разграничивать певческие навыки и свойства певческого голоса. Первые выступа­ют как причина, а вторые — как следствие.

Основными свойствами певческого голоса являются:

• звуковой диапазон;

• динамический диапазон на различных участках звукового диа­пазона голоса;

• качество тембра: полнота резонирования звука, богатство обер­тонами, качество певческого вибрато, вокальная позиция, полет­ность и звонкость, плавность регистровых переходов, выравненность гласных, степень напряженности звучания голоса;

• качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность произношения.

Свойства певческого голоса есть результат нескольких слагае­мых. относящихся к объективным и субъективным особенностям главные из которых — природные данные ученика; возрастные нормы протекания психических процессов; уровень развития основ­ных навыков, обеспечивающих певческий процесс: слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.

К основным вокальным навыкам можно отнести:

• звукообразование;

• певческое дыхание;

• артикуляцию;

• слуховые навыки;

• навыки эмоциональной выразительности исполнения.

Звукообразование — целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Все основные свойства певческого голоса связаны с работой источника звука по типу того пли иного регистрового биомеханизма. Поэтому навык звукообра­зования в разных голосовых регистрах является основополагающим в вокальной педагогике. В пределах индивидуальных возможнос­тей ученика этот навык предопределяет владение разнообразным тембром. Звукообразование — это не только атака звука, т.е. мо­мент его возникновения, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голоса. Умение правильно интонировать по внутрислуховому представлению является составной частью навыка звукообразования и также тесно связано с целенаправлен­ным управлением регистровым звучанием. Последнее предопреде- : ляет и такое качество вокальной техники, как подвижность голоса. Нельзя добиться подвижности голоса без умения облегчать звук, т.е. настраиваться па работу голосового аппарата в режиме, близ­ком к фальцетному типу.

Понимание звукообразования как целостного процесса не ис­ключает выделения навыков артикуляции и певческого дыхания, непосредственно участвующих в звукообразовании и обеспечива­ющих резонирование звука, качество дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику, продолжительность фонационно­го выдоха и пр. Учитывая рефлекторную взаимосвязь этих навыков, следует подчеркнуть способность каждого из них влиять на весь голосообразующий комплекс. В методических целях рассмотрим содержание и составные элементы каждого навыка в отдельности.

Навык артикуляции включает:

• отчетливое, фонетически определенное и грамотное произно­шение;

• умеренное округление фонем за счет пения на скрытом зевке;

• умение сохранять стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием выравнивания гласных;

• нахождение близкой или высокой вокальной позиции, что кон­тролируется ощущением полноценного резонирования звука в об­ласти маски;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе и др.

Навык дыхания в пении также состоит из ряда элементов. Пе­речислим главные:

• певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;

• глубокий, но умеренный по объему вдох при помощи мышц живота и спины в области пояса;

• момент задержки дыхания, в течение которого фиксируется положение вдоха и готовится атака звука на заданной высоте;

• постепенный и экономный фонационный выдох при стремле­нии к сохранению вдыхательной установки;

• умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу;

• регулирование подачи дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука и пр.

Однако перечень навыков, относящихся к певческому процессу в целом, был бы неполным, если не указать на навыки, лежащие в основе слухового восприятия и связанных с ним умственных опе­раций.

К основным слуховым навыкам в пении следует отнести:

• слуховое внимание и самоконтроль;

• дифференцирование качественных сторон певческого звуча­ния, в том числе и эмоциональной выразительности;

• вокально-слуховые представления о певческом звуке и спосо­бах его образования.

Уровень развития слуховых навыков у детей детерминирует их познавательный потенциал в процессе обучения, овладения систе­мой знаний и навыков, обязательных для певческой деятельности, которая представляет собой систему взаимосвязанных певческих и слуховых навыков, опирающихся на музыкальную грамотность и на понимание детьми доступных их восприятию музыкальных явлений.

На каждом этапе обучения создается база для возникновения новых внутренних условий развития, которые, в свою очередь, соз­дают возможности дальнейшего усвоения новых знаний и навыков

Развитие слуховых и певческих навыков глубоко взаимосвяза­но с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображе­ния, а также внимания и воли. Все эти навыки, переходящие в свой­ства личности, в своем развитии неизменно взаимодействуют со всем процессом обучения.

Слухо-двигательные связи между восприятием и воспроизве­дением (или координация между слухом и голосом) обеспечивают навыки вокально-слуховых представлений как промежуточной звена. Они формируются на основе систематического воспитания слухового внимания и самоконтроля за качествами воспринимае­мого и воспроизводимого звучания. Вокально-слуховые представ­ления складываются на базе слухового восприятия и осознания воспринятого. Осознания не только в смысле дифференциации от­дельных элементов звука, но и способов звукопроизводства, арти­куляции и дыхания.

Навык выразительного исполнения отражает музыкально-эс­тетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Практика передовых школ свидетельствует об огромном вни­мании со стороны педагогов к процессу овладения знаниями и на­выками в процессе обучения пению. В условиях хора это обучение никогда не ограничивалось чисто техническими вокально-хоровы­ми навыками, а предусматривало и навыки, связанные с вырази­тельностью и убедительностью исполнения.

Выразительность исполнения выступает как условие эстети­ческого воспитания детей средствами вокального искусства и дос­тигается за счет: мимики, выражения глаз, жестов и движений; богатства тембровых красок голоса; динамических оттенков и от­точенности фразировки; чистоты интонирования; разборчивости и осмысленности дикции; темна; пауз и цезур, имеющих синтакси­ческое значение.

Выразительность исполнения формируется на основе осмысле­ния содержания музыкального произведения и его эмоционально­го переживания детьми. Подчеркивая зависимость выразительно­сти пения от эмоциональной отзывчивости на музыку, следует отметить, что не у всех детей эта способность одинаково развита. Она определяется общим и специфически музыкальным развити­ем и, конечно, в первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях.

Выразительность пения может быть непроизвольная и произ­вольная. Непроизвольная выразительность проявляется как спон­танная реакция на образный ряд музыки. Произвольная — харак­теризует артистическую способность исполнителя к передаче заранее обдуманного содержания вокального произведения.

Выразительное пение свидетельствует о вокальной культуре исполнителя. Ребенок проявляет свое субъективное отношение к окружающему миру через исполнение — передачу определенно­го художественного образа.

В практике детского хорового пения нередко наблюдаются слу­чаи, когда дети очень эмоционально исполняют какое-то произведе­ние, но не в соответствии с его содержанием. Выразительность, адек­ватная содержанию художественного образа, возникает только тогда, когда дети проявляют свое отношение к исполняемому вслед­ствие понимания того, о чем говорится в данном произведении.

Непринужденное исполнение всегда выразительно. Однако оно возникает только на каком-то начальном этапе разучивания про­изведения и обусловлено новизной восприятия. Как только произведение освоено, оно уже наскучило детям, ощущение новиз­ны утрачено, и непринужденность исполнения теряется. Чтобы сохранить выразительность и на последующих этапах работы, не­обходимо добиваться осмысления и повторения способов вырази тельного исполнения. Тогда выразительность в нении из непроиз­вольной превращается в произвольную. Это неизбежный процесс в репетиционной и концертно-исполнительской практике. Форми­ровать произвольную выразительность с самого начала работы над произведением сложнее, чем закреплять и сохранять непринужден­ность исполнения, возникающую спонтанно на первом этапе разу­чивания. Формировать навык произвольной выразительности во­кального исполнения следует очень осторожно и постепенно. Для достижения положительного результата работа учителя должна со­четаться с осознанной направленностью волевых усилий учеников.

Некоторые педагоги, заботясь о выразительности пения, даже па первом этапе обучения используют специальные тренировоч­ные упражнения. Например, учитель может попросить детей спеть одну и ту же фразу с разным эмоциональным выражением: радо­стью, удивлением, неудовольствием, нежностью, тревогой, печалью, гордостью и т.п. Как показал опыт работы, на это способны даже дети дошкольного возраста.

Кроме этого, необходимо параллельно и постоянно воспитывать у детей способность к восприятию характера и качества эмоцио­нальной выразительности исполнения у других: своих товарищей, учителя, артиста или хора.

В зависимости от того, каким анализатором, слухом или зрени­ем, исполнительские средства выразительности воспринимаются (информация о содержащейся в исполнении эмоции поступает че­рез звучание голоса и мимику певца), их можно разделить на две группы.

Слуховая и визуальная выразительность тесно и однозначна связаны между собой. Можно не видеть исполнителя, по но звук} его голоса определить, насколько выразительно он поет. Из опыта исполнительской практики известно, что тембр голоса певца во мно­гом зависит от его эмоционального состояния, а целенаправленно, управление мимикой, в свою очередь, способствует возникновения соответствующей эмоции. Последняя отражается на способе арти­куляции и дыхания, что и порождает различные тембровые краски в голосе в результате изменений в способах звукообразования.

Таким образом, проблемы произвольного управления звукообразованием и выразительностью пения взаимосвязаны и подчиняются общеэстетическим задачам вокально-хорового воспитания детей.

Итак, перечислим основные навыки, относящиеся к певческой деятельности:

• слуховые (восприятие и внутрислуховое представление);

• звукообразование включает дыхание и артикуляцию;

• эмоциональная выразительность исполнения.

 

Формирование вокальных навыков — это единый педагогичес­кий процесс. Они развиваются относительно одновременно, обус­ловливая друг друга. Существенными признаками этого процесса являются качественные изменения основных свойств певческого голоса ученика.

В каком же направлении должно происходить развитие основ- ных свойств голоса?

Звуковой диапазон — от нескольких звуков примарной зоны до двух октав и более за счет умения выбирать регистровый режим голосообразования в соответствии с высотой звука по принципу: чем выше, тем легче смыкание голосовых складок, т.е. ближе к фальцетному регистру.

Динамический диапазон — от двух пиано до форте. Расшире­ние его происходит за счет не форте, а формирования активного пиано, обеспечивающего настройку детского голоса на правильное звукообразование, что предполагает, прежде всего, активность кра­евого смыкания голосовых складок в любом регистровом режиме.

Тембр — от бедного по обертоновому составу к более богатому п затем к его разнообразию в зависимости от художественно-ис­полнительской задачи за счет целенаправленного использования разных регистров голоса. При этом постепенно сглаживаются ре­гистровые переходы, выравниваются гласные благодаря единой во­кальной позиции их звучания.

Самый большой недостаток в тембровом звучании голоса — из­лишняя напряженность и зажатость. Обычно это связано с регист­ровой перегрузкой. Поэтому первое средство избавиться от напря­женности звучания голосов — облегчить регистровый режим голосообразования путем снятия форсировки звука.

Вся работа над тембром голоса должна проводиться под неусып­ным контролем как со стороны учителя, так и самих учеников, над полноценностью озвученности резонаторов при пении независимо от высоты тона и типа гласного.

Дикция — развивается на основе правильной артикуляции сна­чала отдельных гласных, слогов, а затем слов и целых фраз. Фоне­тическая определенность гласных будет возрастать при постепен­ном обогащении обертонами тембра голоса.

Подвижность голоса — формируется от среднего к медленному и затем к более быстрому темпу. Эта работа тоже связана с умени­ем выбрать нужный регистровый режим для гортани: чем быстрее темп, тем легче должен быть звук, т.е. ближе к фальцетному типу.

Неточности в интонировании также чаще всего связаны с реги­стровой перегрузкой голоса. Облегчение звука будет способство­вать исправлению интонирования. В натуральных голосовых регистрах легче добиться точного интонирования, чем при пении мик­стом. Этим обусловлена этапность в работе над исправлением дан­ного недостатка.

Таким образом, умение пользоваться широким звуковым диа­пазоном и разнообразными тембровыми красками, нюансировкой, чистая интонация и подвижность голоса вырабатываются лишь при условии совершенного владения всеми регистрами. Поэтому зна­ния учащихся о голосовых регистрах и способах управления ими в процессе пения являются основными для формирования навыка правильного звукообразования.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.