Опыт эмоционально-волевых отношений — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опыт эмоционально-волевых отношений

2018-01-05 745
Опыт эмоционально-волевых отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эмоционально-волевая воспитанность человека отражается в его эмоционально-оценочном отношении к миру, собственной деятель­ности. Знания ребенка о пении и его певческие навыки не всегда свидетельствуют о том, что он положительно относится к своей де­ятельности. В практике детского хорового пения нередко можно встретиться с такой парадоксальной ситуацией: дети владеют во­кальной техникой, поют сложный репертуар, но далеко не все из них любят петь. Они занимаются в этом хоровом коллективе по другим причинам: настаивают родители, поющим в хоре предос­тавляется возможность обучаться игре на каком-либо музыкаль­ном инструменте, привлекает общение с друзьями и пр. Следовательно, дети усвоили умом определенные знания и навыки, а сфера их чувств осталась незатронутой, отсюда равнодушие к певческой деятельности и даже иногда активное нежелание ею заниматься. Это определяет их поведение на занятиях и выражение лиц на концертах.

Ребенок постигает мир через эмоции, которые всегда содержа­тельны и являются особой формой отражения действительности. Именно эмоции более всего способны переходить в область бес­сознательного, не контролируемого разумом. Поэтому культура чувств, подлежащая воспитанию у детей, не совпадает с культурой их мышления и объемом знаний.

Разные представители педагогической науки придавали огром­ное значение особой задаче воспитания — формированию эмоций. Отечественная психология определяет роль эмоций как стимула всякой человеческой деятельности (П.П.Блонский) и подчерки­вает связь двух самостоятельных ее компонентов: чувственного и интеллектуального (С. Л. Рубинштейн). Психолог П. М.Якобсон убедительно показал роль эмоций в возникновении мотивации по­ступков.

Искусство в школе является средством воспитания. Особенно велико воспитательное воздействие пения благодаря единению музыкального и словесного текста.

Детский певческий коллектив рассматривается нами как инст­румент воспитания личности. Однако он будет выполнять эту функ­цию только при условии, если у детей сложилось эмоционально- положительное отношение к коллективу и самой певческой деятельности.

Отечественная педагогика утверждает, что всякая деятельность детей развивается успешно тогда, когда они видят ее обществен­ную пользу. В обучении пению большую роль играют концертные выступления хорового коллектива, которые имеют огромное вос­питательное значение в формировании активной жизненной пози­ции учащихся.

Чувство удовлетворения от сознания собственной полезности порождает у детей желание добиться еще больших успехов в овла­дении исполнительским мастерством, формирует потребность тру­диться, настойчиво и целеустремленно добиваться успехов в уче­бе, преодолевать трудности, что связано с проявлением волевого начала, самостоятельности, творческой активности.

Именно в моменты переживания радости от успешной концерт­ной деятельности в сознание ребенка проникают идеи добра, oщущение своей общественной значимости. Процессы воспитания в дан­ном случае опираются на эмоциональное восприятие ребенка.

Каждый учебный предмет по-своему пробуждает и укрепляет эмоциональные и рациональные элементы детской психики. В этом смысле вокальное искусство наиболее действенно влияет на разви­тие именно эмоциональной сферы ребенка. На становление и совер­шенствование эмоциональной сферы детей направлены, в сущнос­ти, все виды искусства, в том числе и музыкальное. Многие деятели в области эстетического воспитания не раз указывали на важность и необходимость формирования культуры чувств и эмоций у де­тей. «Заучить» чувства нельзя. Их можно только воспитать.

Из опыта развития современного общества становится ясно, ка­кой большой урон невежество чувств может принести не только человеческим отношениям, но и обществу в целом. Неразвитость чувств оборачивается неразвитостью мышления и сознания и ска­зывается на уровне общественного развития.

Таким образом, задача учителя организовать процесс обучения пению так, чтобы он оказывал воздействие на психологию учащих­ся с целью привить им определенные качества, которые формиру­ют их мировоззрение, нравственность (доброту, честь), активную жизненную позицию и т.п.

Воздействовать на психологию детей можно только через эмо­ции, и основное средство для этого — вокальный репертуар.

Огромный человеческий опыт, осмысленный поэтами и компо­зиторами, заложен в песенном искусстве. Достоянием новых поко­лений он становится не просто в результате познания ими истори­ческих фактов, передаваемых авторами, а как сопереживание, собственный опыт.

Именно через эмоции формируются и убеждения. В связи с этим огромное значение приобретает проблема отбора репертуара. Глав­ным критерием оценки общественной значимости любого произ­ведения, разумеется, была и остается его содержательная сторона. Кроме того, необходима высокохудожественная форма воплоще­ния идеи, заложенной в нем. Однако даже при наличии единства формы и содержания произведение только тогда окажет эмоцио­нальное воздействие как на исполнителей, так и на слушателей, когда его содержание и способ воплощения окажутся доступными для понимания детей, т.е. будут соответствовать их жизненному опыту.

Кроме того, сила эмоционального воздействия на детей испол­няемой песни во многом зависит от того, как учитель сумеет подать ее: что скажет о музыке и стихах песни, как направит внимание де­тей, чтобы она дошла до их сердец, вызвала заинтересованность.

Таким образом, кроме правильного подбора вокального репер­туара, средством воспитательного воздействия на учащихся является методика обучения, (формирующая у них интерес к исполняе­мому произведению, к самому процессу обучения нению, т.е. по­ложительно-эмоциональное отношение к учебе, что составляет ос­новную (функцию музыкально-эстетического воспитания.

Проблема (формирования интереса у учащихся к процессу уче­бы, предмету учения является одной из фундаментальных в общей педагогике школы. Интерес в теории обучения рассматривается как условие успешности педагогической работы. Это в особенности касается предметов, связанных с искусством, и в частности обуче­ния пению. В противном случае процесс учебы может принести воспитанию учащихся больше вреда, чем пользы.

Многие выдающиеся педагоги не раз подчеркивали, что для ус­пешного познания искусства заинтересованность является решаю­щим фактором. Процесс обучения пению только тогда будет вос­питывающим и развивающим, когда он будет включать задачи воспитания и развития у детей положительно-эмоционального от­ношения к себе самому, т.е. интереса к данному виду искусства.

Современная наука дает научное объяснение психическому и физиологическому механизму эмоции, раскрывающему роль и значение эмоционального фактора - определенного стимула, по­вышающего и ускоряющего все жизненные процессы, обеспечива­ющего подъем физических и духовных сил, необходимых для лю­бого вида деятельности. Известные физиологи А.А.Ухтомский. И. П. Чукичев и др. доказывают, что положительные эмоции акти­визируют все релаксационные процессы в организме человека, за счет чего расширяются границы его работоспособности. Ученые пришли к следующим выводам:

• положительные эмоции способны без какого-либо ущерба для нормального функционирования систем организма в значительной степени активизировать деятельность учащихся и стимулировать их развитие;

• являясь продуктом какой-либо деятельности, положительные эмоции сами начинают играть активно-действенную роль, стиму­лируя эту деятельность;

• источником положительных эмоций и условием их возникно­вения является целенаправленность воспитательного процесса и постоянное совершенствование данной деятельности па основе творческого подхода к ней.

Из теории педагогики и практики известно, что интерес к обу­чению возникает и растет, если оно своим содержанием органически связано с жизнью, современностью, актуальными проблемами быта науки и культуры, когда обучение перспективно в смысле выбора будущей профессии и места человека в общественной жизни. Это необходимо учитывать при подборе певческого материала, который оказывает большое воспитательно-педагогическое воздействие. Устаревший, далекий от жизни учебный материал гасит познава­тельный интерес учащихся, выходящий далеко за пределы только музыкальной области.

Задачи развития мотивационной сферы и познавательных ин­тересов учащихся в области пения и музыки тесно переплетаются с одной из важнейших целей формирования личности — воспита­нием музыкальных потребностей, которые лежат в основе самооб­разования и самовоспитания в дальнейшем. В процессе обучения пению постепенно происходит накопление опыта эмоционально- волевых отношений учащихся к миру, людям, к учебной деятель­ности. Его положительная направленность является условием ус­пешного усвоения знаний и навыков.

Итак, при всем различии компонентов содержания обучения пению ясно, что они взаимосвязаны. Вокальные навыки без специ­альных знаний невозможны. Творческая деятельность осуществ­ляется на основе полученных знаний, умений и навыков. Совер­шенствование личностных качеств предполагает знание вокального искусства, к которому у детей устанавливается то или иное отно­шение, определяющее их поведенческие поступки. В учебном про­цессе все стороны содержания слиты воедино и должны быть со­риентированы не только па специфическое (вокальное), но и на общее развитие учащихся. Именно такая организация процесса обу­чения пению будет способствовать формированию всесторонне раз­витой личности ребенка.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.