Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Жизнь и деятельность Абая Кунанбаева.

2018-01-05 539
Жизнь и деятельность Абая Кунанбаева. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Абай Кунанбаев (1845-1904) был выдающимся мыслителем, про­светителем, поэтом и основоположником казахской письменной ли­тературы.

Будущий поэт родился в 1845 году в Чингисской волости Семипалатинского уезда Семипалатинской области. При рождении его нарекли именем Ибрагим. Но самые близкие люди стали называть его вторым именем Абай. Это имя означает «осмотритель­ный», «вдумчивый» и «внимательный».

Абай вырос в религиозной семье, глубоко почитающей каноны ис­лама. Его отец Кунанбай-кажы был влиятельным управителем рода то- быкты, хорошим знатоком русского языка. Общался с представителями передовой русской интеллигенции. У Кунанбая была богатая библиотека, состоявшая из книг на арабском, персидском и тюркских языках. Одним из первых занял должность старшего султана вКаркаралинском округе, не будучи султанского сословия. В конце своей жизни совершил хадж в Мекку, построил там для па­ломников из Казахстана отдельную гостиницу. Вернувшись из хаджа, он отошел от мирской жизни. Его дед Оскенбай был одним из самых уважаемых казахских биев Северо-Восточного Казахстана. Оставил после себя мудрые изрече­ния и назидания. К нему обращались казахи са­мых отдаленных родов. Прадед Абая Ыргызбай также был известным бием и батыром.

Абаю удалось одновременно учиться как в начальной мусульманской, так и светской рус­ской школе в городе Семипалатинске. Он был знаком с арабско-персидской и старотюркской литературой. Будущий поэт имел прекрасные познания в казахском обычном праве и исламе. Муллы даже опасались вступать с ним в споры и дискуссии. Абай считался прекрасным знатоком народного фольклора. Отец, желая подготовить из Абая будущего правителя, забирает его к себе в аул. А. Букейханов писал: «К 20 годам своей жизни Абай стяжал славу первого оратора (шешена), первого знатока народной жизни, ее юри­дических обычаев, зная на память многочисленные решения дел зна­менитыми биямн... представлял ходячий сборник народных преданий, пословиц, сказок и афоризмов».

Будучи волостным управителем, он пытался решать все дела справедливо и честно. За это снискал глубокое уважение простого народа. Но постепенно Абай приходит к мысли, что проблемы общества следует решать не таки­ми способами. Он активно выступает поборником получения казахами знаний и образования.

Огромное влияние на формирование личности будущего поэта сыграло его общение с представителями передовой российской интеллигенции. В то время в Казахстан ссылали многих участников на­ционально-освободительных движений, боровшихся за независимость своей родины. Это были представители наиболее образованнейшей части польской и украинской интеллигенции. Среди ссыльных были и представители оппозиционной к царизму русской интеллигенции. Не­мало было их и в Семипалатинске. Они оказали значительное влияние на формирование взглядов и убеждений Абая. Это были Е. Михаэлис, А. Леонтьев, С. Гросс, А. Блек, П. Лобановский, Н. Коншин,Н. Долгополов и другие. Они нередко гостили у Абая. Именно через них казах­ский поэт познакомился с произведениями представителей передовой русской культуры А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других.

Абай начал писать стихи еще в детском возрасте. Но впервые его имя становится широко известным с середины 80-х годов XIX века, когда он написал под своим именем стихотворение «Лето». Абай был автором таких поэтических и прозаи­ческих произведений, как «Искандер», «Сказание об Азиме», «Гаклия»... и другие. Он выступил основоположником письменной казахской ли­тературы.

Абай призывал казахов заниматься скотоводством на разумных на­чалах. Особый акцент задавал в сторону необходимости занятия тор­говлей и ремеслами. Абай с уважением и некоторой завистью смотрел на жителей Средней Азии: «Нет такого растения, которого сарт не сумел бы вырастить. Нет такой вещи, которую он не сумел бы смас­терить. Нет такой страны, куда бы не проник купец-сарт».

Великий поэт и мыслитель призывал казахов к знаниям и образованию: «Душа невежды мертва,Пусты без мысли слова.И сам учись, и учи.Лишь знанием жив человек.»

Абай призывал через воспитание и обучение избавить молодежь от пороков, хамства и грубости. Для этого поэт ратовал за открытие школ для казахских детей. В частности, он писал: «Надо взять детей у родителей, отдать ребят в школы, направить одних на одну специаль­ность, других на другую. Надо создавать школы, надо, чтобы учились даже девушки».

В вопросе просвещения он показывал личный пример. Своих де­тей он устраивал в российские учебные заведения. Так, сына Абдрахмана он отдал в Тюменское реальное училище, затем - в Михайловское артиллерийское училище.

Прекрасное знание русского языка позволило поэту перевести ряд произведений русского поэта М.Ю. Лермонтова на казахский язык. В частности, его перу принадлежат переводы таких его произведений, как «Демон», «Молитва», «Кинжал», «Выхожу один я на дорогу...», «Парус», «Дары Терека». Абаю же принадлежит авторство в переводе отрывков из поэ­мы А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Абай увлекался и переводами басен Крылова на казахский язык. Видный руководитель национально-освободительного движения каза­хов А. Букейханов писал: «Впоследствии автору этих строк пришлось убедиться в том, что в Киргизской степи в разных уездах «акыны» знали и распевали на домбре переводы Абая из Пушкина и Лермонтова. Абай был поклонником Л.Н. Толстого и Салтыкова».

Эти переводные произведения не могли не обогатить казахскую литературу. Всего он перевел на казахский язык более 50 стихотворных произведений известных русских поэтов.

Авторитет Абая рос с каж­дым днем. К нему приезжали жители Степк за советами. В частнос­ти, к Абаю приезжал один из известных фольклористов, поэтов из Баянаульского края Машхур-Жусуп Копейулы. С Абаем считались и ссыльные, пребывавшие в Семипалатинске.

Неожиданная смерть его близких родственников и сыновей, на ко­торых он возлагал большие надежды, травля поэта сильно подкосили его здоровье. В 1891 году Абай потерял своего любимого брата Оспана. В 1895 году не стало и старшего сына поэта Абдрахмана, а весной 1904 года умер и другой его сын Магауйя. Эти трагические события оказали тягчайшее воздействие на Абая. Он замкнулся, избегал люд­ское общество. Спустя 40 дней после смерти Магауйи казахский народ потерял замечательного своего сына, выдающегося поэта, народного просветителя, талантливого философа и гуманиста Абая Кунанбаева.

Поэт был похоронен рядом с младшим братом Оспаном в мест­ности Жидебай, что находится в Шынгыстауских горах на территории современной Восточно-Казахстанской области.

Абай имел трех жен и вырастил 7 сыновей и 3 дочерей. Он сумел подготовить себе талантливых учеников. Его последователями были его близкие родственники Шакарим, Кок- бай, Акылбай, Какитай и Магауйя.

Стихи Абая в Степи переда­вались и из уст в уста степными акынами. Они же распространялись и в виде руко­писей. Каждый грамотный казах считал за честь иметь такую рукопись. Позднее его стихотворения и переводы стал собирать сын Турагул. В 1909 году благодаря поэту Какитаю в Казани вышел первый сборник стихов великого поэта. Одним из тех, кто способствовал сбору и изданию поэзии А. Кунанбаева, был и Кокбай Жанатайулы (1884-1972).

Абай занимает видное место в отечес­твенной истории и литературе. Он выступил основоположником наци­ональной письменной литературы. Признанием таланта и выдающихся его заслуг перед человечеством стало объявление ЮНЕ­СКО 1995 года Годом Абая.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.