Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Чокан Валиханов – великий казахский ученый и просветитель.

2018-01-05 769
Чокан Валиханов – великий казахский ученый и просветитель. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Одним из выдающихся ученых, просветителей казахского народа был Чокан Чингисулы Валиханов.

Чокан Валиханов родился в 1835 году в крепости Кусмурун. При рождении ему дали имя Мухаммед- Канафия. А Чоканом его ласково назвала Зейнеп Шорманова, мать бу­дущего ученого. Его детские годы прошли в живописных местах - Кусмуруне и Сырым- бете. Предки Чокана принадлежали к извест­ному султанскому роду. Его прадед, хан Среднего жуза Абылай, считался одним из могущественных казахских правителей XVIII века. Его дедом был Уали, последний казахский хан, официально признанный и утвержденный царским правительством. Его отец Чингис был выпускником Омско­го войскового училища, занимал должность старшего султана в Кокчетавском внешнем округе. Его родственниками по материнской линии были не менее известные и почитае­мые люди Баянаульского края - Шормановы. Так, Муса Шорманов был полковником русской армии и известным казахским бием, собирателем фольклора, старшим султаном Баянаульского внешнего округа. Значительное влияние на его воспитание оказала бабушка – султанша Айганым.

Первые знания он получил в шко­ле Сырымбета. В стенах начальной аульной школы Чокан овладел основами нескольких восточных языков: арабского, персид­ского и чагатайского. В формиро­вании его мировоззрения большую роль сыграли и ссыльныедекабристы, нередко гостившие у них дома. Они пробудили в любознательном мальчике неподдельный интерес к науке, литературе и искус­ству.

С ранних лет Чокан проявлял огромную лю­бовь к национальной поэ­зии, народному фолькло­ру. Уже в детские годы он записал несколько вариан­тов степных поэм «Козы Корпеш и Баян сулу» и «Ер Кокше» и других. Не случайно, что к 12 годам он слыл хорошим знатоком степных тради­ций и обычаев. К учебе в Омске он уже был вполне подготовленным мальчиком.

В 1847 году Чокан поступил в Сибирский кадетский корпус, считавшийся в то время одним из лучших учебных заведений Западной Сибири. С первых лет учебы юного кадета выде­ляли прилежание в учебе и строгая дисциплина. Чокан с огромным ин­тересом изучал военные дисциплины, всеобщую географию, русскую и западноевропейскую литературу, историю, основы философии, бо­танику, зоологию, физику, математику, геодезию, строительное искус­ство, черчение, рисование, каллиграфию, иностранные языки и другие дисциплины. Здесь же он заметно углубил свои знания в области вос­точных языков. Много читал дополнительной литературы.

О нем писал его друг и сокурсник Г. Потанин: «...развивался Чокан быстро, опережая сво­их русских товарищей. Кроме природного ума, он имел к тому и другие преимущества». По воскресеньям кадеты, имевшие в городе родст­венников, получали отпуска. Но у Чокана ни родных, ни близких в городе не было. Но все преподаватели и воспитатели прониклись глубоким уважением к юноше. По выходным его забирали домой чи­новник А.А. Сотников, учитель рисования Н. Померанцев, учитель истории А. Гонсевский, энциклопедист К. К. Гутковский и другие. В годы учебы он подружился сГ.Н. Потаниным, ставшим впоследст­вии выдающимся русским ученым и общественным деятелем. Почти через 30 лет Г.Н. Потанин посетил аул его отца, султана Чингиса и оставил труд «В юрте последнего киргизского царевича». Это было знаком глубокого уважения к памяти своего рано ушедшего из жизни друга.

Чокан с увлечением читал произведения выдающихся русских и зарубежных поэтов и писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ч. Диккенса и других.

В 1853 году Чокан закончил кадетский корпус в офицерском звании корнета и начал службу в Сибирском казачьем войске. Затем был назначен адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири. В годы пребывания в Омске он познакомился с прогрессивно на­строенными представителями русской интеллигенции. Он прекрас­но знал исследователя Азии П.П. Семенова-Тян-Шанского, поэта- петрашевца С.Ф. Дурова. Большая дружба связывала Ч. Валиханова со ссыльным писателем Ф.М. Достоевским. Они оказывали самое благотворное влияние на формирование личности будущего учено­го, просветителя.

Молодой уче­ный, получив прекрасное образование, начал участвовать в различных научных экспедициях. Об этом он мечтал еще в годы учебы в Омске. В нем нуждались и русские исследователи, увидев в нем хорошего зна­тока жизни степей и сопредельных территорий. Поэтому не случай­но в 1855 году он принял предложение генерал-губернатора Западной Сибири Г.Х. Гасфорта отправиться в путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью. В этой научной поездке Чокан Валиханов сумел собрать образцы фольклора, исторических преданий казахов и кыргызов. Ему поручают поездку в загадочную Кульджу с целью улучшения торговых контактов двух империй.

Дальнейшей направленности научной деятельности Ч. Валиха­нова способствовало знакомство с П. Семеновым-Тян-Шанским, вы­разившим искреннее восхищение казахским ученым. В 1857 году по рекомендации П. Семенова-Тян-Шанского казахский ученый был из­бран в члены Русского географического общества. Путешествие в зем­ли Восточного Казахстана, Семиречья и кыргызов принесли Чокану известность. Кроме того, благодаря ему были записаны и сохранились до настоящего времени некоторые варианты древнейшего кыргызского эпоса «Манас».

В 1858-1859 годах ученый совершил свою самостоятельную знаменитую поездку в Кашгар. До Чокана Валиханова ни одному из европейцев не удавалось посетить этот край. Тайное путешест­вие немецкого ученого Р. Шлагингвейта, сделавшего попытку про­браться в закрытую для европейцев страну, закончилось жестокой его казнью. В условиях строжайшей конспирации, рискуя своей жизнью, ему удалось собрать ценнейшие сведения из истории, эт­нографии, культуры, геологии, географии, ботаники этого ранее неизведанного края. Подготовленный им фундаментальный труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лy (Малой Бухарии)» получил высочайшую оцен­ку в научном мире. Чокан Валиханов совершил выдающийся науч­ный подвиг.

Царское правительство высоко оценило научные заслуги молодого султана. В 1860 году в Санкт-Петербурге Чокана Валиханова награж­дают орденом и повышают в воинском звании. Его лично принимает русский царь Александр II. На этой встрече, воспользовавшись ситуа­цией, ученый обратился к нему с просьбой о более лучшем отношении царских чиновников к его народу.

В Петербурге Чокан Валиханов работает в различных военных и научных учреждениях (1859-1861). Он становится кумиром россий­ских востоковедов и дипломатов, писателей и поэтов. Ученый трудится над составлением карт Казахстана, Средней Азии и Восточного Тур­кестана. Он занимается изучением восточных рукописей. Его пригла­шают читать лекции по истории Востока в Русское географическое общество.

Но влажный столичный климат губительно отразился на здоровье Чокана. Он вынужден был покинуть столицу и переехать в родную степь, а затем в Омск. Здесь он подготовил труд «Записка о судебной системе в степи» в котором подчеркивает необходимость сохранения традиционного суда биев.

В 1862 году он сделал неудачную попытку участия в выборах на должность старшего султана Атбасарского внешнего округа. Этим ша­гом он хотел принести пользу своему народу, защищая его от произ­вола российских чиновников и казахской знати. В 1864 году ученый принимает участие в военной экспедиции генерала Черняева в Южный Казахстан. Но излишняя жестокость генерала по отношению к местно­му населению заставляет его и некоторых русских офицеров подать в отставку. Последний год его жизни проходит в ауле его дальнего родственника султана Тезека. Здесь он продолжал заниматься сбором историко-этнографических ма­териалов казахов Старшего жуза. После продолжительной болезни 10 апреля 1865 года виднейший казахский ученый и просветитель Чокан Валиханов умер. На его могиле были установлены памятник и над­гробная плита. Памятник был вытесан из местного мрамора ссыльным польским революционером Леопольдом Ластовским. Своей научной деятельностью Чокан Валиханов внес огромный вклад в исследование истории, культуры народов Казахстана и Центральной Азии. Научное наследие выдающегося ученого богато и многообразно. Ценными на­учными источниками являются его труды «Аблай», «Киргизское родос­ловие», «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов» и другие.

Чокан оставил после себя более 150 зарисовок и картин из жизни и быта казахов и других народов Средней Азии. Он был одним из первых профессиональных казахских художников.

 

Казахские поэзия и музыка.

Эпические произведения пер­вой половины XIX века описывают подвиги народных героев Абылая и Кенесары. С песен и кюев, как правило, начинались свадьбы, сове­щания руководителей родов и племен. Казахи отмечали ими откочевку на жайляу и кыстау. Казахская поэзия XIX-начала XX веков во многом была связана с культурой, традициями и обычаями казахского народа. Особен­ностью развития поэзии XIX-начала XX веков стало то, что в творчест­ве акынов наблюдается переход от патриотических и героических тем к проблемам повседневной жизни, национально-освободительного движения.

В развитие казахского поэтического и музыкального искусства за­метный вклад внесли Махамбет Утемисулы, Курмангазы Сагырбайулы, Даулеткерей Шигайулы, Таттимбет, Биржан-сал Кожагулулы, Жаяу Муса Байжанулы и другие.

Поэзия Махамбета Уте­мисулы (1803-1846) была полностью связана с восстанием под руко­водством Исатая Тайманулы (1836-1838). Махамбет родился в 1803 году в местности Бекетай Внутренней Орды. Его родители были состо­ятельными людьми и пользовались почетом и уважением при ханском дворе. Будущий поэт также был приближен к хану. Махамбет Утемис­улы был прославленным батыром, поэтом и домбристом. Среди современников он выделялся и как пламенный оратор.

Он вырос в местности, где в свое время творили выдающиеся ка­захские поэты и музыканты Сыпыра-жырау, Казтуган, Шалкииз, Жиембет, Доспамбет и другие. М. Утемисулы прекрасно владел русским, татарским и арабским языками. С 1824 по 1829 годы поэт был воспита­телем сына хана Жангира - Зулкарная, проживая в городе Оренбурге. В этот период поэт познакомился и сдружился с русским писателем и этнографом В. И. Далем, ученым и путешественником Г. С. Карелиным.

В 1829 году начинаются выступления казахских шаруа против ханской власти, которые поддержал М. Утемисулы. За это он был за­ключен в Калмыковскую крепость. Народный поэт принимал активное участие в сражениях, вдохновляя восставших своей пламенной поэзи­ей. Он призывал народ к освобождению от царского гнета и от засилия ханского окружения: «Тяжек рабства позорный плен! Оскорбляют отца и мать, По лбу бьют коня подо мной - Шлю проклятья жизни такой... Заселить хотел моим народом Берег Волги, что богат лугами, И заполнить поселенья эти Конскими без счета табунами».

В 1838 году в бою погибает Иеатай Тайманулы. Но Махамбет не останавливается и продолжает борьбу за независимость казахского на­рода.

Махамбетом были написаны такие произведения, как «Аргымак, я тебя сохранил...», «Пасмурен, пасмурен черный, полный печали день...», «Обращение к Жангиру». Эти стихи были посвящены его верному другу Исатаю Тайманулы. Творчество Махамбета Утемисулы было посвящено разоблачению политики царских властей, неблаго­видных действий хана и его окружения.

Поэт Шернияз Жарылгасулы (1817-1881) родился на территории современ­ной Актюбинской области. Он вырос в бедной семье. С детства отли­чался талантом красноречия. Очень рано начал слагать стихи. Так же, как и Махамбет, он участвовал в восстании в Бокеевском ханстве. В своих пламенных стихах Шернияз воспевал волю и стремление народа к борьбе. Самым известным произведением поэта было обращение к султану-правителю Баймагамбету Айшуакулы, в котором Шернияз ра­зоблачает его антинародную деятельность.

В первой половине XIX века были заложены основы нового те­чения в поэзии - воспевание жизни человека. К этому литературному направлению относятся произведения Жанака Сагындыкулы (1775- 1846), Шоже Каржаубайулы (1803-1884), Суюнбая Аронулы (1815- 1898). В основе их творчества лежали социальные и экономические проблемы казахского традиционного общества.

Яркими представителями поэзии 40-60-х годов XIX века мож­но назвать Дулата Бабатайулы (1802-1871), Шортанбая Канайулы (1818-1881), Мурата Монкеулы (1843-1906). Их относят к поэтам «эпохи скорби» (зар заман). Одной из основных линий их поэзии была скорбь по старым временам, по героическому и легендарному прошло­му казахского народа.

К примеру, в своей эпической поэме «Три края» Мурат Монкеулы разоблачает колониальную политику царского правительства: «Отобрав Едиль, Взяли нас за подол! Отобрав Жаик, Взяли за ворот. Отобрав Уил, Достигли всего.»

Биржан Кожагулулы (1825-1887) был уроженцем нынешней Северо-Казахстанской области. Он был известен в народе как Биржан-сал. С юношеских лет проявил себя как выдающийся композитор, поэт и пе­вец. Получил образование в двухклассной казахско-русской шко­ле, затем обучался в медресе в г. Петропавловске. Знал арабский, персидский и чагатайский языки. Биржан-сал создал немало произве­дений любовной лирикиОн прославился как мастер айтыса. После себя ос­тавил такие песни, как «Актентек», «Биржан- сал», «Айбозым», «Гашыгым», «Айтбай» и другие. До нас дошло около 40 его песен.

Одним из известных поэтов и композито­ров был Жаяу Муса Байжанулы (1835-1929). Он родился в местности Акшокы на террито­рии Баянаульского округа Павлодарского При­иртышья. Первоначальное образование полу­чил у аульного муллы. Позднее учился в Омске. В своих произведениях выступал против произвола волостных управителей, против колони­ального режима царского правительства. В частности, его песня «Ак сиса» была посвящена протесту против социальной несправедливости, колониальной политики царского правительства. За свои политические убеждения был сослан в Тобольск. Находясь в тюрьме, он обращается к генерал-губернатору Западной Сибири с прошением об отправке его в армию. Эта просьба была удовлетворена. Поэт проходил службу в Тобольске, Оренбурге, Казани, Новгороде, Москве, Владимире и Пе­тербурге, а также в Польше и Литве. Участвовал в военных походах генерала Черняева на территории Южного Казахстана. В это время он сочинил такие песни, как «Суйындук», «Толгау», «Бозторгай», «Жан- бота», «Гашыгым», «Хаулау» и другие. Поэт оставил после себя более 70 песен. Он был автором как песен, так и музыки.

Акжигит Корамсаулы (1843-1913) был известен в народе как Ахан серэ. Был признанным акыном, певцом и композитором. Родил­ся на территории нынешней Северо-Казахстанской области. Вырос в простой семье кочевников. Первоначальное образование получил у аульного муллы, затем учился в медресе г. Пет­ропавловска. С детских лет он впитал в себя народные песни и кюи. Многогранный талант принес акы­ну заслуженную славу. Народ дал ему почет­ное прозвище «серэ» (изящный, утонченный). До нас дошло более 40 песен. Им написаны волнующие лирические песни «Алтыбасар», «Сырымбет», «Макпал», «Актоты» и другие. Тема любви воплощена и в песнях «Еркем», «Аужар», «Ай койлек», «Гашык жарга». В песне «Кулагер» акын скорбит о гибели своего любимого скакуна от злодейских рук.

Балуан Шолак (Нурмагамбет) Баймырзаулы (1864-1919) - уро­женец нынешней Акмолинской области. Был знаменитым народным композитором, певцом, акыном и борцом. С детства учился различным цирковым упражнениям на лошади. Всенародную славу принесли ему песни «Галия», «Ашылы-айырык». Лучшими его произведениями считаются песни «Желдирме», «Кос перне», «Кокшетау».

Одним из поэтов-просветителей был Домак-шешен (1850-1918), уроженец Омского уезда Акмолинской области. В своих произведени­ях высказывал тревогу за судьбу своего народа. К примеру, в стихотво­рении «Оку, онер, адалдык» призывал молодежь к овладению знания­ми, обучению ремеслам и соблюдению справедливости.

В это время жила и творила целая плеяда других не менее выда­ющихся поэтов-музыкантов: Шернияз Жарылгасынулы (1817-1881), Мади Бапиулы (1880-1921), Кудайберген Альсеитов, Сара Тастанбек- кызы (1853-1916), Асет Найманбайулы (1867-1923), Иманжусуп Кут- панулы (1863-1929), Базар-жырау Ондасынулы (1842-1911), Майлыкожа Султанкожаулы (1835-1889), Кемпирбай Богенбайулы (1834—1895) и многие другие.

Нотная запись казахской музыки начала вестись только с конца XIX века. Многие из выдающихся образцов музыкального искусства не дошли до наших дней. В начале XIX века получает развитие творчество хана Младшего жуза Жанторе, который создал один из известнейших кюев «Шалкыма».

Выдающимся композитором Казахстана был Курмангазы Сагырбайулы (1806-1879). Он ро­дился в местности Жидели Внутренней Орды в обедневшей казахской семье. С юных лет он про­явил музыкальное дарование, самостоятельно за­учивал различные кюи. Курмангазы мастерски играл кюи, хорошо исполнял русские песни, на­пример, «Коробейники», «Светит месяц» и дру­гие. Он создал много музыкальных произведений. До нас дошли около 60 его блестящих кюев. Сре­ди его современников наиболее популярны были такие кюи, как «Адай», «Балбырауын» («Изящ­ный»), «Сарыарка», «Аксак киик» («Хромой кулан»), «Тюрмеден каш- кан» («Побег из тюрьмы»), «Ертен кетем» («Завтра уйду»), «Кисен ашкан» («Снятие кандалов»), «Сарыарка» («Золотая степь») и другие. Например, кюй «Кишкентай» был посвящен одному из руководителей народного восстания казахов Бокеевского ханства Исатаю Тайманулы. Похоронен на территории нынешней Астраханской области России.

Талантливым и популярным в народе компози­тором был Даулеткерей Шигайулы (1820-1887). Он был уроженцем местности Карамола Бокеевского ханства. Родился и вырос в семье хана Младшего жуза Шигая. Для своего времени был образованным человеком. Занимал административную должность султана-правителя, что не мешало ему заниматься и музыкальным творчеством. Среди народа наиболь­шей популярностью пользовались его кюи «Жигер» («Энергия»), «Булбул» («Соловей»), «Коныр» («Ко­ричневый»), «Тартыс» («Состязание») «Желдирме» («Рысистый бег»). После себя он оставил целую школу талантливых учеников-исполнителей и ком­позиторов. Сохранилось около 40 кюев композито­ра.

Признанным композитором-кюйши был Таттимбет Казангапулы (1817-1860) - уроженец Кар­каралинского края. Происходил из рода каракесек племени аргын. В одно время занимал должность волостного управителя в Нурбике-Шаншаровской волости Каркаралинского внешнего округа. Участ­вовал в церемонии коронования российского импе­ратора Александра II. Находился в тесном общении с Ч. Валихановым, Г.Н. Потаниным, А. Янушкеви­чем и другими учеными, исследователями Казахста­на. Он оставил после себя популярные музыкальные творения, такие как «Саржайляу», «Былкылдак», «Сылкылдак», «Сары озен», «Бес торе», «Косбасар» и др.

Известным казахским исполнителем кюев и мастером игры на ко­бызе был Ыкылас Дукенбайулы (1843-1916) - уроженец нынешней Ка­рагандинской области. Будущий народный композитор был выходцем из простой семьи. Он вырос в музыкальной семейной среде. Его отец Дукен и дед Ал­тын были признанными кобызшы. Позднее и сыновья композитора Дуйсебай, Тусупбек, Акынбай также стали композиторами-кобызшы. Ыкылас после себя оставил такие про­изведения как «Жез киик» («Медная сайга»), «Кертолгау» («Мелодичная»), «Жарым-пат- ша» («Полуцарь-губернатор»), «Жалгыз аяк» («Одинокий след»), «Коркыт-кюй», «Ерден», «Казан» («Октябрь») и др.

Казангап Тилеппергенулы (1854-1927) был непревзойденным мастером кюев. Он ро­дился и вырос в Приаралье. Получив благословение своих родителей, он много путешествует по Центральному и Западному Казахстану. Ис­полнял как собственные сочинения, так и произведения выдающихся композиторов прошлого и современников. После себя он оставил та­кие произведения, как «Ногайлы боскыны» («Ногайский беженец»), «Журтта калган» («Оставшись на месте старой стоянки») и другие.

Казахи всегда высоко ценили акынов и певцов. Их приглашали как почетных гостей на важные семейные и общественные праздники и щедро одаривали устроители торжеств.

В это время заметное распространение у казахов по­лучил айтыс. Он представлял из себя импровизированное песенное состязание акынов - певцов-импровизаторов. Практически каждый род имел своего акына, который прославлял свой род, его выдающихся представителей - батыров, биев, балуанов и т. д. Во время песенного состязания акыны без предварительной подготовки сочиняли стихи. Они поочередно вели словесные поэтические состязания, соревнуясь в знаниях, мудрости, остроумии и находчивости. Они должны были хо­рошо знать историю, генеалогию, обычаи и обряды казахского народа. Слава о таких акынах быстро распространялась по Степи. В XIX веке извест­ными мастерами айтыса были акыны Орынбай, Жанак, Шоже, Биржан, Асет, Сара, Суюнбай и многие другие. С этого же времени айтысы ста­ли записываться исследователями. В айтысах отражались наиболее злободневные проблемы традиционного казахского общества.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.