Наука и научное изучение Казахстана. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наука и научное изучение Казахстана.

2018-01-05 548
Наука и научное изучение Казахстана. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В XIX-начале XX веков заметно активизировалось научное изу­чение Казахстана. Его исследованием занимались представители передовой русской интеллигенции, ссыльные, а также образованные представители казахского общества. Свои материалы оставили и иностранцы: англичане, немцы и французы.

Русским ученым принадлежит большая заслуга в изучении истории, географии, этнографии и культуры Казахстана. Много научных трудов оставили и те представители российской интеллигенции, кто был сослан на тер­риторию Казахстана по политическим мотивам. Это были люди раз­ных профессий: поэты и писатели, историки и географы, военные и медики. Большинство исследователей Казахстана было сосредоточено в Оренбурге, Омске, Ташкенте - административных центрах Оренбург­ского края, Западной Сибири и Туркестанского края.

В 1830 году на страницах журнала «Отечественные записки» была опубликована работа русского офицера С.Б. Броневского «Записки о киргиз-кайсаках Средней Орды», в которой были даны подробные све­дения из истории, жизни и быта казахов Северо-Восточного Казахста­на.

Известный историк А.И. Левшин (1799-1879) подготовил и издал работу «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и сте­пей», состоящую из трех частей. За подготовку уникального и фунда­ментального труда его по праву стали называть «Геродотом казахской истории». Здесь автором запечатлены подробные сведения об истории, этнографии и географии края.

П.П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) является также одним из крупных исследователей Казахстана. Он участвовал в изучении гео­графии Алтая, Семиречья и юга Казахстана. Ученый принял активное участие в подготовке фундаментальных работ «Киргизский край» и «Туркестанский край» в многотомной серии «Россия. Полное геогра­фическое описание». Здесь приведены подробные сведения не только о географии Казахстана, но и об истории, быте, торговле, формах хозяйст­венной деятельности казахов.

Известный ученый и администратор Западной Сибири В.В. Вель яминов-Зернов обстоятельно изучал историю казахского народа XVI- XVIII веков. Он написал такие труды, как «Исследование о касимов­ских царях и царевичах», «Исторические сведения о киргиз-кайсаках» и другие.

На основе широкого круга источников ветеринарный врач Тургайской области А.И. Добросмыслов подготовил капитальный трехтомный труд «Тургайская область. Исторический очерк». Здесь подробно опи­сана история Казахского ханства и политические события в Младшем жузе. Автор подробно описывает ход и реализацию административных реформ 60-х годов XIX века.

Военный губернатор Тургайской области Л.Ф. Баллюзек подго­товил сборник обычного права казахов «Народные обычаи, имевшие, а отчасти и ныне имеющиеся в Малой киргизской Орде». Во время службы в Казахстане Баллюзек поручал чиновникам, казахским биям и султанам собирать материалы по обычному праву казахов. Он участ­вовал в обработке и подготовке к печати этого издания.

В середине XIX века М.М. Красовский написал трехтомный труд «Область сибирских киргизов», в котором даны подробные историко- статистические, географические и этнографические сведения из жизни казахов Северо-Восточного Казахстана.

Выдающийся русский ученый, историк и этнограф Н.Н. Аристов оставил после себя такие ценные историко-этнографические труды, как «Заметки об этническом составе тюркских племен», «Опыт вы­яснения этнического состава киргиз-казахов Большой орды и каракир­гизов» и другие.

Григорий Никола­евич Потанин (1835-1920) родился в селе Ямышево в семье сибирских казаков. Он был крупнейшим общественным деятелем России, публи­цистом, ученым-географом и этнографом. Учился в Омском кадетском корпусе, где дружил с Чоканом Валихановым. Его отличало прекрас­ное знание языка и быта казахов, истории и географии Казахстана. В 60-90-е годы XIX века он совершил ряд крупных путешествий по Ка­захстану, Центральной Азии, Монголии, Урянхайскому краю, Китаю и Тибету. Во время путешествий изучал и собирал фольклор казахов. На­ходился в дружеских отношениях с представителями казахского наро­да А.Букейхановым, М. Шормановым, К. Оскенбайулы, И. Сатпаевым, а также султаном Чингисом Валихановым.Ученым были подготовле­ны статьи с анализом казахских сказок, поверий и суеверий, образцов казахской народной поэзии, истории и этнографии. В частности, он написал такие статьи о жизни казахов, как «На киргизской ярмарке», «Торговля укиргиз», «Шон би», «О казак-киргизских поколениях», «В юрте последнего киргизского царевича» и другие.

Современники знали его как большого и преданного друга казах­ского народа. В 1915 году в знак глубокого уважения к Г.Н. Потанину лидеры национальной интеллигенции А. Букейханов, А. Байтурсынов и М. Дулатов в Оренбурге торжественно отметили 80-летний юбилей ученого. Казахи уважительно называли его «Гареке».

Одним из известных исследователей истории и этнографии казахов был Абубакир Диваев. Он родился в городе Оренбурге. По происхождению был башкиром. Обучаясь в Оренбургском кадетском корпусе, увлекся историей и эт­нографией казахского народа. В конце 80-х годов XIX века он выхо­дит в отставку и полностью посвящает себя делу изучения казахской истории и этнографии. Он был членом Туркестанского кружка лю­бителей археологии и Русского географического общества. До 1917 года А. Диваевым было опубликовано более 100 историко-этнографических работ. Ученый подчеркивал важность фольклорных материа­лов при освещении древней истории Казахстана. Он записал такие сказки, как «О плешивом мальчике», «Жалмауз кемпир». Им были опубликованы статьи «Киргизские болезни и способы их лечения», «Небесные планеты по воззрениям киргиз». В соавторстве с другими русскими учеными А. Диваевым было собрано около 4 000 казахских пословиц и поговорок.

Большое впечатление произвел Казахстан на выдающегося русского поэта А.С. Пушкина. В 1833 году поэт путешествовал по местам Пугачевского восстания, в том числе посетил Уральск и Оренбург. Большой интерес у Пушкина вызвало устное народное творчество казахов. Он интересовался исто­рией народа, его культурой и бытом. В этот же период А. Пушкиным в Уральске был записан один из вариантов казахского эпоса «Козы Корпеш и Баян сулу». В известной повести «Капитанская дочка», описы­вая восстание Е. Пугачева, поэт рассказывает о жизни и быте казахско­го народа, о его участии в описываемых событиях. Эта повесть вызвала огромный интерес к казахскому народу среди представителей передо­вой русской интеллигенции, в первую очередь средиориенталистов.

Около восьми (1833-1841) лет на территории Казахстана жил и трудился один из известных ученых-этнографов России Владимир Иванович Даль. Находясь в Казахстане, В.И. Даль проявлял большой интерес к жизни простых кочевников и их быту. В одном из своих пи­сем он писал: «Живу опять на кочевке, где так хорошо, так хорошо, что не расстался бы». Общаясь с представителями казахского народа,

В.И. Даль изучал его обычаи, обряды и быт. Благодаря егоподвиж­ничеству сохранились ценные материалы о социально-экономическом положении казахов в XIX веке. Им был написан ряд рассказов из жизни казахов, таких как «Майра», «Полуношник». Но самой известной рабо­той стала его повесть «Бикен и Мауляна». В 1845 году эта повесть была издана в Париже на французском языке. Благодаря ей европейские чи­татели узнали существовании такого народа, как казахи.

К середине XIX века Казахстан становится местом политической ссыл­ки. Сюда были сосланы многие участники восстания декабристов и кружка петрашевцев, участники ряда польских восстаний.

Девять лет отбывал ссылку в Казахстане русский поэт А.Н. Пле­щеев (1850-1859). Находясь в Ак-Мечети, он вместе с казахами участ­вовал в походах против кокандцев. С большим уважением и любовью поэт отзывается о казахах: «Любо было посмотреть на них. Славный народ, нечего сказать, и невольно полюбишь их...». Он через всю свою жизнь пронес искреннюю любовь и уважение к казахскому народу.

В ссылке находился также польский революционер-демократ Адольф Янушкевич. В 40-х годах XIX века он принимает деятельное участие в экспедиции по Центральному Казахстану. Во время путе­шествия он вел дневник, который впоследствии был издан на польском языке. В своих дневниках он описывал историю, жизнь, быт, обычаи и обряды жителей Степи. В одном из своих писем он очень тепло отоз­вался о казахском народе: «Народ, который одарен творцом такими способностями, не может остаться чуждым цивилизации... придет время, когда кочующий сегодня номад займет почетное место среди народов, которые смотрят на него сверху вниз».

Один из польских ссыльных, пребывавших в Семипалатинске, был Северин Гросс. Его также отличало уважительное отношение к каза­хам. В частности, он дружил с великим казахским поэтом А. Кунанбае- вым. Он собирал ценные сведения об обычном праве казахов. Позднее на основе этих материалов в Омске он издал книгу «Материалы для изучения юридического быта казахов».

В период с 1847 по 1857 годы на территории Младшего жуза отбывал ссылку великий украинский поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко. Основной причиной ссылки стали вольнолюбивые стихотворения поэта. В своих произве­дениях он высказывал мысль и горячее желание об обретении укра­инским народом свободы и независимости. В 1847 году в 33-летнем возрасте он был отдан в солдаты в отдельный Оренбургский корпус. Великий украинский поэт, талантливый художник стал политическим ссыльным и солдатом Российской империи. Ему даже было запрещено рисовать. Солдатскую службу проходил в Оренбурге, Орске, на полу­острове Мангистау в Новопетровском укреплении. Между Т. Шевчен­ко и казахами установились теплые дружеские отношения.

Царское правительство категорически запретило ему писать о каза­хах. Несмотря на этот запрет, Т. Шевченко написал повесть «Варнак», в которой ему удалось описать нелегкую жизнь казахов. Впослед­ствии Т. Шевченко написал повесть «Близнецы», в которой это направ­ление получило дальнейшее развитие. Все свои творения Т. Шевченко тайком записывал в маленькие, сделанные им самим книжечки и прятал их в голенище сапога. В них вошло около 120 произведений: автобиографические, философские и исторические стихотворения, лирика с образами украинской и казахстанс­кой природы.

Тяжелой жизни казахской бедноты Т. Шев­ченко посвятил большинство своих картин и зарисовок. После себя он оставил такие кар­тины, как «Пастух», «Киргиз на коне», «Над ступою», «Буран», «Нищенствующие», где

представлена жизнь бедных степняков. В изобразительном наследии Шевченко насчитывается около 450 работ, из которых примерно 350 посвящены Казахстану, его природе, жизни и быту его жителей.

Поэт пользовался огромным уважением среди местного населения. Казахи называли его уважительно «акын-Тарази» (поэт Тарас). Близко общаясь с местным казахским населением, Т. Шевченко находил много общего в исторических судьбах казахского и украинского народов.

Значительную роль в изучении Казахстана сыг­рало Русское географическое общество (РГО), которое имело на терри­тории Казахстана и сопредельных территориях отделы и подотделы: в Оренбурге, Омске, Семипалатинске и Ташкенте.

В 70-е годы XIX века после создания на территории Казахстана областей были повсеместно открыты статистические комитеты, ко­торые собирали ценные сведения по истории, культуре и хозяйству на­селения Казахстана. Эти материалы публиковались в ежегодных «Об­зорах» и «Памятных книжках» областей.

Большую работу по изучению истории Западного Казахстана про­водила Оренбургская ученая архивная комиссия. Она была создана в 1887 году. На заседаниях комиссии обсуждались доклады, подготов­ленные на основе архивных источников. Эти материалы стали выхо­дить как «Труды Оренбургской ученой архивной комиссии».

С 1895 года южную часть Казахстана в археологическом отноше­нии начал изучать Туркестанский кружок любителей археологии. Чле­ны кружка проводили археологические раскопки и публиковали их ре­зультаты в научных изданиях.

В конце XIX—начале XX веков степные уезды Казахстана были ис­следованы особой группой во главе со статистом Ф. Щербиной. Участ­никами экспедиции были подготовлены 12-томные «Материалы по киргизскому землепользованию». В работе этой группы участвовали и образованные казахи различных уездов Казахстана. В частности, в работе экспедиции приняли участие лидер движения «Алаш» А. Бу­кейханов, выпускник Омской ветеринарной школы А. Исин, а также У. Базанов, Р. Марсеков, Е. Итбаев, М. Шомбалов, Д. Сатыбалдин и многие другие. Весьма ценные сведения были собраны во время прове­дения первой Всероссийской переписи населения Российской империи 1897 года. Здесь содержались сведения о хозяйственной деятельности, культуре, истории и численности населения Казахстана.

В XIX-начале XX веков свои работы-исследования о Казахстане ос­тавили немецкие, английские и французские ученые. Юго-Восточный Казахстан был подробно исследован английским путешественником и художником Т. Аткинсоном (1799-1861). В 1848-1855 годах он на­ходился в кочевьях казахов Семиречья. Ему удалось собрать ценные сведения из жизни местного населения. Как художник, он сделал и многочисленные зарисовки бытовых сцен жизни кочевников. Немец­кий географ, этнограф и историк Ф. фон Хеллъвалъд (1842-1892) под­готовил фундаментальный труд «Центральная Азия. Ландшафты и народы». Он описал бытовую жизнь казахов, их взаимоотношения с соседними народами. Француз Ш.Е. Ужвалъди де Мезе-Ковез оставил подробные исследования о городах Южного Казахстана.

Во второй половине XIX века появляется целая плеяда образованных казахов, которые активно изучают историю и этнографию родного края. В Семипалатинском под­отделе РГО активно работали А. Букейханов, Ш. Кудайбердыулы, Ж. Акбаев,М. Шорманов, С. Жантореулы, Б. Даулбаев и другие.

Дело своего сына активно продолжил отец Ч. Валиханова Чингис Валиханов (1811-1901). Он собирал для сибирской администрации историко-этнографические материалы. В 1867 году для Московской вы­ставки он отправил целый обоз экспонатов из жизни и быта казахов.

Интересные этнографические исследования оставил известный казахский исследователь Муса Шорманов (1819-1884). Он закончил Омский кадетский корпус. После окончания учебы служил волостным управителем, затем - старшим султаном Баянаульского внешнего ок­руга, дослужившись до звания полковника русской армии. Его перу принад-лежат такие статьи, как «О скотоводстве укиргиз Западной Сибири», «Киргизские народные обычаи», «Записки о киргизах Пав­лодарского уезда».

Активным изучением истории и этнографии казахов занимались видные общественные и государственные деятели Казахстана - А. Бу­кейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Ермеков, М. Жумаба- ев, К. Кеменгеров, А. Сеитов и другие. Приобщение к исследованию родного края, изучение истории и культуры своего народа помогали им лучше понять его бедственное положение. В будущем именно они стали бороться за улучшение положения своего народа. М.С. Бабажанов был одним из первых казахских публи­цистов и этнографов. Он происходил из сословной группы ходжей. Он родился на территории Бокеевского ханства. Будущий ученый получил хорошее образование в Оренбургском кадетском корпусе. После его окончания занимал ряд административных должностей во Внутренней Орде. В 1862 году М.С. Бабажанов был избран членом Русского геогра­фического общества и удостоен большой серебряной медали. Его перу принадлежат такие статьи, как «Географические и этнографические данные о Нарынкуме», «Охота во Внутренней Киргизской Орде».

Одним из известных иссле­дователей казахского фольклора, историчес­ких преданий, генеалогии казахов был поэт и фольклорист Машхур-Жусуп Копейулы. Он был уроженцем Баянаульского внешнего округа Семипалатинской области. Получил мусульманское образование, когда обучался в Бухаре и Ташкенте. Занимался просветитель­ской деятельностью: в местности Кызылтау обучал казахских детей мусульманской грамо­те. С 1872 года начал работу по сбору матери­алов устного народного творчества казахов. С этой целью объездил много казахских аулов, расположенных в районе Омска, Павлодара, Семипалатинска, Петропавловска, Атбасара.

Кроме собирательской деятельности он написал много поэтичес­ких произведений. Так, его перу принадлежат стихотворения-жоктау (плач) «Исабек Ишан», «Муса Шорманов», где также содержатся цен­ные исторические сведения. В 1893 году он начал публиковать свои стихи и статьи, направленные против колониальной политики царского самодержавия. Поэт и философ не мог спокойно наблюдать за процес­сом массового изъятия казахских земель. В 1907 году в Казани в изда­тельстве братьев Хусаиновых Машхур-Жусуп Копейулы опубликовал три книги. В одной из них «О том, чья же Сарыарка» автор на исторических фактах доказывает принадлеж­ность степи Сарыарки ее истинным хозяевам - казахам. Эта и другие работы вызвали гонения на поэта и мыслителя. Он был вынужден пе­реселиться в Самарканд, Бухару, затем скитался по Волге и Уралу. Его статьи публиковались в первой казахской газете «Дала уалаятынын газети» и в журнале «Айкап». Именно благодаря собиратель­ской и подвижнической деятельности Машхур-Жусупа Копейулы до нас дошли уникальные исторические предания, этнографические мате­риалы, подробные генеалогии ханов, султанов, биев, батыров, ходжей Казахстана. Он донес до нас ценные сведения о жизни и деятельности многих исторических личностей.

Начало XX века ознаменовалось появлением казахов-ученых в области медицины. Первыми казахскими врачами и уче­ными в одном лице были Мухамеджан Карабаев (1858-1928), Халел Досмухамедов (1883-1937), братья Асылбек и Мусулъманбек Сеитовы и многие другие. Так, М. Карабаев, выпускник медицинского факуль­тета Казанского университета, долгое время работал на территории Северного Казахстана. Он занимал должность кустанайского уездного врача. В 1907 году воз­главил работу по борьбе с сыпным тифом на территории Иргизского уезда Тургайской об­ласти. X. Досмухамедов, закончив Военно-ме­дицинскую академию в Петербурге, работал в сфере здравоохранения - врачом в Темирском уезде Уральской области. На страницах обще­национальной газеты «Казах» опубликовал ряд научно-популярных статей, например, «По по­воду болезней», «Заразные болезни». А. Сеитов, закончив медицинский факультет Томского уни­верситета, начал работу в Омске, продолжил в Баянауле и Семипалатинске. Активно возглавил борьбу с эпидемией на территории Семипалатинской области. После себя оставил ряд научных статей по медицине, не утративших своей актуальности и до настоящего времени.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.