Краткие сведения о В. Белове — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Краткие сведения о В. Белове

2018-01-05 596
Краткие сведения о В. Белове 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Фамилия, имя, отчество Василий Иванович Белов
Годы жизни Родился в 1932 году
Место рождения Деревня Тимониха Вологодской области
Трудовая биография Работал в колхозе, затем плотником в строительно-монтаж­ном управлении, затем слесарем-мотористом, дизелистом, электромонтером на железнодорожных станциях, столяром, сотрудничал в районной газете, работал с молодежью как секретарь райкома комсомола
Образование Московский литературный институт
Профессия Писатель
Произведения Повести «Привычное дело» (1966), «Плотницкие рассказы» (1968), «Бухтины вологодские» (1969), книга «Лад» (отдельное издание в 1982). Роман «Кануны» (начало — 1972 — 1974), «Год великого перелома. Хроника девяти месяцев» (продолжение — 1991 — 1994), «Час шестый. Хроника 1932 года» (окончание — 1997 — 1998). Воспоминания о Шукшине «Тяжесть креста» (2000)
Главные темы произве­дений Особенности русского национального характера, талантливость человека, история России

Вариант словарной статьи для энциклопедии «Русские писатели ХХ века».

Белов Василий Иванович — русский писатель. Родился в 1932 году в деревне Тимонихе Вологодской области. Как писатель известен по повестям «Привычное дело» (1966), «Плотницкие рассказы» (1968), «Бухтины вологодские» (1969), книге «Лад» (1982), роману «Кануны» (1972 — 1998). Главным в творчестве стало исследование особенностей русского национального характера, создание «художественного образа крестьянского космоса, в его хозяйственно-трудовых, общественно-семейных, морально-этических и нравственно-эстетических устоях... за советский период русской деревни» [139].

По словам исследователя Ю. Селезнева, «Белов — русский крестьянин, но в его возможностях, в его развитии» [140]. Вся его биография — пример того, как победить судьбу, как в полной мере использовать возможности, данные природой, чтобы всю жизнь заниматься развитием своего ума и таланта, чтобы пройти долгий путь «от сельской семилетки, от ученика плотницкого рукомесла до всемирно известного писателя» [141]. Писательский дар, трудолюбие, страсть к учению, богатый жизненный опыт, неразрывная связь с родной Вологдой — все это предопределило судьбу В. Белова.

Вторая учебная ситуация

Работа с именем героя и заглавием повести.

sКакое значение придает писатель именам собственным и названию повести?

sПочему у героя такое странное имя?

Заполните таблицу, записав свои ассоциации.

 

Иван Африканович Дрынов
· чисто русское имя · имя сказочного героя · распространенное имя · Иван — значит, обыкновенный, один из многих · народное имя · экзотическое отчество · что-то иностранное, ред­ко встречающееся · крестили по Святцам · имя христианского мученика за веру · простая крестьянская фамилия · не очень благозвучная · обыкновенная · будничная · приниженная

Сочетание имени, отчества и фамилии главного героя звучит довольно необычно. С одной стороны, мы привыкли воспринимать имя Иван как типично русское, хотя в мире нет более распространенного имени, чем то, которое произошло от древнееврейского «благодать Божия»: Жан, Иоганн, Джон и т.д. «Святцы содержат много святых с этим именем, поэтому его часто дают при крещении: его носили 25 процентов крестьян. К началу столетия оно утратило свои «позиции», а в недавние годы возвращено» [142]. С другой стороны, отчество Африканович (имя мученика Африкана тоже занесено в Святцы) вызывает самые разные ассоциации: оно и экзотично, и звучит непривычно в русской деревушке, и напоминает о былом, когда давали и не такие необычные имена. Фамилия Дрынов (явно от просторечного «дрын» — палка) «не оттого ли, что в своем колхозе этот человек не хозяин, а всего лишь подневольный, погоняемый начальством исполнитель?» [143]. Само сочетание несочетаемых, но говорящих имени, отчества и фамилии главного героя помогает понять и несуразную жизнь его, и трагическое время, в которое приходится жить, и обреченность простого человека из народа.

sКакие ассоциации вызывает заглавие повести?

Заглавие повести — это поговорка, часто и по любому поводу произносимая Иваном Африкановичем, вмещающая в себя глубокое философское содержание. Привычное дело для крестьянина — это любовь и смерть, трагическая и счастливая жизнь, единение с природой и борьба за выживание, долг перед семьей и перед родиной.

sКакое значение придает писатель именам собственным и названию повести?

Автор тщательно продумал и название повести, и название глав в ней, и подбор имен героев. Он уводит нас от примитивной социальной трактовки и обращает внимание на серьезные философские размышления, исторические параллели, литературные реминисценции. Характеры и судьбы героев заставляют вспоминать о тургеневских, некрасовских, щедринских крестьянах и крестьянках. Черты беловских персонажей: доброта, простодушие, сила духа, трудолюбие, единение с природой, покорность, сми­рение и вместе с тем бунтарский нрав, импульсивность и порывистость, нежная и трепетная душа, умение остро чувствовать и страдать — делают их узнаваемыми. Иногда автор использует старинные имена: Евстолья, Палашка, Африканович; часто употребляются в деревне: Иван, Василий, Михаил, Федор, Николай; приводятся и чисто деревенские варианты: Степановна, Нюшка, Анатоша, Гришка, Надежка, Катерина, Еремиха, Михайло, Дашка Путанка.

Привычны для слуха и топонимы: деревня Сосновка, откуда родом Катерина и где живет Нюшка; Заозерье (или Заозерное — упоминаются заозерные места), где жила первая жена Ивана Африкановича; Подозерки, где ловит рыбу Федор. Любопытно, что ни разу не упомянуто название деревни, где живет сам Дрынов с семейством, что подчеркивает ее обычность, типичность, узнаваемость.

Третья учебная ситуация

Проверка домашнего задания. Анализ главы второй, части 2 «Бабкины сказки».

Учитель. Первая группа получила задание проанализировать одну из самых важных глав повести. Это — ключ к пониманию авторской позиции, его оценки героев и жизни.

sКакова роль сказок о пошехонцах для понимания образа жизни героев повести? Какими художественными средствами пользуется автор для подчеркивания особого места этой части в структуре повествования?

Вариант выполнения задания первой группой.

Таблица № 2

Сказки о пошехонцах

  Глава вторая, часть 2 «Бабкины сказки»
Особенности названия «Бабкины сказки» — те, которые рассказывает бабка Евстолья, стародавние, передающиеся из поколения в поколение, но очень современные и узнаваемые.
Главная тема Жизнь пошехонцев,во многом созвучная жизни людей в колхозе.
Информация о героях Главные герои—реальные и сказочные. Бабка Евстолья с детьми. Пошехонцы.«В большой-то деревне, в болотном краю жили невеселые мужики, одно слово — пошехонцы, и все-то у тех мужиков неладно шло»; «Робетешечки без штанов бегали, девки да робята плясать не умели. А старики да старухи любили табак нюхать»; «все братья жили вместе, никогда не делились пошехонцы».
Художественное время Реальное,отражающее события, описанные в повести «Привычное дело» — середина сороковых — шестидесятые годы. Мифологическое— сказочное, в котором «живут» пошехонцы.
Авторская оценка героев Черезописание внешности героев, отдельные детали: а) через поступки, действия — с помощьюглаголов: «Кое-кто из ребятишек забыл было закрыть рот, а теперь завозился. Но стоило ей начать рассказывать, и все тут же угомонились»; «крик стоит», «разделились... мненья-то», «одни говорят: вставать надо», «другие кричат, что рано»; «спорили»; «Федула шумит», «зашевелились, заулыбались, запеременивались местами»; б) черезповтор одного и того же слова:«...“держи крепче хомут, а я кобылу буду в его пехать”. Держит Лукьян хомут, а Федула кобылу в хомут вот пехает, вот пехает. Весь Федула вспотел, а кобыла все мимо да мимо»; в) редко — черезпрямую авторскую оценку: «Бабка Евстолья энергично взбивала мутовкой густую сметану. Ребята, раскрыв глазенки, слушали про мужиков-пошехонцев. Они еще не все понимали, но бабку слушали с интересом». Черезимена и обращения: а) пошехонцев:Павел, Петруха, Мартын, Лукьян, Федула, Гаврило, Осип; б) остальных героев: Ванюшко, Иванушка, Евстольюшка, Анатоша, Танька, бабушка, Митька, Степановна, девушка. Черезоценку Евстольей: а) пошехонцев:«так и маялись, сердешные», «умный Павел», «толковому Павлу»; «Вот какой был Павел толковый, а уж чего про тех говорить. И говорить про тех нечего»; «Ничего у них не росло»; «Кто что скажет, то и делали, совсем были безответные, эти пошехонцы. Никому-то слова поперек не скажут, из себя выходили редко, да и то только когда пьяные».; «Пошли, сердешные, богу не помолились, уж все одно худо», «устали, родименькие»; б) внуков: «вот и ты, Васька, как тот пошехонец, вить опять штаны-ти не так одел»; «орава экая, поить-кормить надо»; «золотой парень»; «дитятко, светлая свичушка»; «Жалко мне, уж как его жалко, с этих годов да в чужих людях»; «чего в колхозе молодым людям!»; «больно девку жаль, красное солнышко»; «больно уж она у нас совестливая»; «...“клиенты” Ивана Африкановича».
Речь Евстольи Использование устойчивых сказовых выражений, пословиц и поговорок: «Давно дело было — еще баба девкой была...»; «долго ли, коротко ли»; «Чего дальше было... уж и не знаю, дело давно случилось»; «стоит постоялый двор у трех дорог»; обращений, коротких реплик, прерывающих сказ: «Васька, не вертись! А ты, Мишка, опять пуговицу отмолол. Ужо я тебе!»; «Сказывать дальше-то?»; фразеологических выражений: «блины творить», «дело выручил», «надо ночлег смекать», «как ветром сдуло»; «ни туды ни сюды», «нету у ее живого места»; устаревших слов: «рыльник», «полати», «портки», «прясла», «алтын», «странник», «гривенник», «артель», «оглобля»; диалектных слов и выражений:«отмолол», «вдругорядь растоплять», «небо выяснило», «почали», «оклал», «по-за нему», «все зубья в роте», «напостыло», «волок», «баловали», «тюма», «теперича», «дожили до тюки», «к тому времю», «нешто», «поись прибажилось», «кажин», «оне», «бежи», «отшатнулись от берега», «туточка», «фрон»; словсморфемами, имеющими экспрессивно-эмоциональное значение: «робетешечки», «пронюхали», «срядили», «започесывали», «прособиралися», «прихлебнул», «примерли», «медведки», «посудишка», «на устороньице», «следок», «комарочки запели-запо­кусывали». вводных слов разговорного стиля: «ей-богу», «вишь», «кажись», «бог знает», «говорят», «видать», «гляди», «видно», «думаю». Обилие назывных и неполных предложений. Использованиечастиц, свойственных разговорному стилю: «взяла да как лягнет Федулу», «попили кипяточку да и легли спать», «возьмут да и закиснут», «табак-то», «небо-то». Часты интонационно-окрашенные предложения.
Художественные приемы Вся глава — это развернутая метафора. История жизни сказочных пошехонцев как бы повторяет, накладывается и перемежается с историей колхозников из окрестных сел, с жизнью самого семейства Дрыновых. Сравнения: «крик стоит, как на ярмарке»; «рожа, как самовар, красная»; «спрыгнули пошехонцы со щепочек, как ветром сдуло». Постоянные эпитеты: «в болотном краю», «темной ночкой», «чистое поле», «на теплые печки», «пустая водица», «широкая река», «к верным гостям».
Как связана сказка о пошехонцах с повестью? Жизнь пошехонцев, не умеющих жить, во многом созвучна жизни людей в колхозе. Сказка, рассказанная Евстольей, заставляет сравнивать реальный и сказочный временные пласты и выявляет авторское отношение к колхозному строю вообще и к мужикам в частности: сочувствие автора перемешано с горечью и скорбью. Благодаря сказке, сквозь лирическую канву повествования просвечивает сатирический взгляд.

 

Сказка о пошехонцах, рассказанная бабкой Евстольей, стародавняя, но вот герои этой сказки очень напоминают современных крестьян. В их характерах и поступках много общего: кротость, покорность, несамостоятельность, пьянство, бесправие, мечта о хорошем начальстве, неумение распорядиться своей жизнью. Сатирическая сказка о пошехонцах совсем не смешна, в свете происходящих с Иваном Африкановичем событий она звучит горько и обещает трагический финал. Конечно, изображение мужиков-пошехонцев утрированно, гротескно, но соот­несение некоторых сцен слишком явно выдает их схожесть с современными колхозниками: упоминание о пьянстве мужиков — и поведение Ивана Африкановича и Мишки в самой первой части первой главы; разговор пошехонцев о посевах брюквы и репы — и «самолучшее сосновское поле» и на нем «чахоточные... кукурузные стебли», которые наблюдает Иван Африканович.

Сказка о пошехонцах заставляет смотреть на «Привычное дело» с точки зрения не только социальной, но и философской: вековая покорность, безволие русского человека и его чрезмерная доброта давно погубили бы его, если бы не удивительное трудолюбие, здравый смысл и необходимость жить ради семьи и детей. Это сказка-предупреждение для всех живущих.

Центральная часть «Бабкиных сказок» написана в народно-сказо­вом стиле. Не случайно «все дружно остановились на пошехонской» (сказке), и не случайно сказку о пошехонцах (героях многочисленных фольклорных источников, служащих объектом «язвительных насмешек соседствующих с ним “племен”», представителях «дремучего невежества, беспросветной дикости, сказочной безалаберности и бестолковщины») [144] рассказывает бабка Евстолья, прожившая долгую и трудную жизнь рядом с многочисленным дрыновским семейством, наблюдающая абсурдную колхозную действительность. «Бабкины сказки» — стародавние, заветные, сохранившиеся в памяти народа. В ее рассказе больше жалости и сострадания к пошехонцам, чем осуждения и насмешки. Старинная речь ее перенасыщена диалектизмами, устаревшими словами, фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками. Несколько раз сказка прерывается: бабка ни на минуту не оставляет хозяйственных дел. Многочисленные вводные слова: «вишь», «кажись», «говорят», множество реплик прямой речи, интонационно окрашенных, немалый объем рассказа говорят о том, что Евстолья сама увлеклась, ей самой интересно развитие событий. Об этом свидетельствуют и авторские перебивки: «Евстолья остановилась, потому что ребятишки недружно засмеялись», или: «Они еще не все понимали, но бабку слушали с интересом», или: «Евстолья и сама засмеялась». История прерывается приходом старухи Степановны.

Четвертая учебная ситуация

Проверка домашнего задания. Чтение отрывков, свидетельствующих о «пошехонской жизни» колхозников из Сосновки, Заозерья, Подозерков и не названной автором деревни, в которой живет главный герой. Краткий комментарий к ним.

sДля чего автор приводит так много примеров «пошехонской жизни» колхозников? Как это объясняет характер героев?

Вариант сообщения второй группы.

Примеры, свидетельствующие о «пошехонской жизни» колхозников:

· «А что, разве русскому человеку и выпить нельзя?» — Безобразное пьянство Ивана Африкановича и Мишки в присутствии «начальства... заготовителей... председателя сельпа».

· «Хоть сейчас и сосватаю!» — Неудачное ночное сватовство Ивана Африкановича и Мишки к Нюшке.

· «Я говорю, давай, Иван Африканович, раз дело со сватовством не вышло, дак хоть в тещиной бане вымоемся». — Ночное мытье в полуостывшей бане.

· «Пряники мятные... самовары тульские... шоколад «Отелло»... «Гусь озерный, Лиса Патрикеевна»... игрушки... репродукция «Союз земли и воды»...» — Убогий ассортимент деревенского магазина говорит сам за себя.

· «Баба шесть годов ломит на ферме. Можно сказать, всю орду поит-кормит. Каждый месяц то сорок, то пятьдесят рублей, а он, Иван Африканович, что? Да ничего, с гулькин нос, десять да пятнадцать рублей. Ну, правда, рыбу ловит да за пушнину кой-чего перепадает. Так ведь это ненадежно...» — Ничтожная зарплата при рабском многочасовом труде, отнимающем у людей здоровье и жизнь.

· «Ох, беда, однако! — Евстолья по очереди вытирала им холодные, мокрые носы. — Хоть бы один умер, дак ведь нет, не умрет ни который... Как пошехонцы, как пошехонцы! Вот пошехонцы, ти раньше тоже были растрепы. Кушать кушали, а жить-то не умели». — Евстолья, утомленная выхаживанием девяти детей Дрыновых, как-то буднично говорит об их смерти.

· «Вон у нас Катерина тоже все времечко жалуется... Парня-то когда принесла, дак велено было на работу-то пока не ходить, а она на другой день и побежала к коровам... Вся-то изломалась, вся... нету у ее живого места, каждое место болит... А какое плюнь, ежели орава экая, поить-кормить надо». — Через день после родов женщина вынуждена идти на тяжелую физическую работу, чтобы не дать умереть с голоду детям.

· «В три часа ночи она была уже на ногах. С ведрами бегала между ребячьими головенками, носила с колодца воду... Мать Евстолья растопляла печь. Иван Африканович, с фонарем, давно пилил у крылечка дрова. Надо уж и на ферму бежать... Она принесла тридцать ведер холодной воды из речки, разбавила ее с горячей, наносила соломы в кормушки и вымыла руки перед дойкой... подоила быстро... Катерина лопатой сгребла и вывезла накопившийся навоз... Как ни прикидывала, как ни раскладывала Катерина теперешние деньги, все получалось, что на питание всей оравушке остается то десятка, то полторы»; «Встанет в третьем часу, да и придет уж вечером в одиннадцатом, каждый-то божий день эдак, ни выходного, ни отпуску много годов подряд». — Рабский труд, тяжелая неженская работа, первобытные условия жизни и нищенская зарплата, которой не хватает даже на хлеб, — «привычное дело» в деревне.

· «Схватил с полицы толстую книгу Библию — давнишняя книга, еще после деда Дрынова осталась. Берегли Дрыновы эту книгу пуще коровы, пуще лошади, так и лежала на полице после деда... Унес и променял Библию на гармонь мужику». — У Ивана Африкановича в молодости было неверное представление об истинных ценностях.

· «Нет, не моги косить для своей коровы — и весь протокол. Пусть трава пропадает, а не тыкайся». — Крестьянину запрещено косить для своей коровы, даже в лесу, даже ночью — это преступление, на которое государство сознательно толкает каждого сельского труженика.

· «Старый-то хозяин вздумал в прошлом году водопровод провести коровам. Ну, установили все, эти трубы, поилки, колодец выкопали, а Мишка Петров насос и движок поставил. До этого-то на ферму доярки воду на себе таскали, по колодам. Ну, а как учредили водопровод, мы колоды-то эти все и выкидали да истопили... спервоначалу-то хорошо качали... а потом хлесть, вода кончилась... председатель говорит: “Бери... лошадь, марш воду возить... в колодец... начальство едет из области”». — «Механизация» и устройство автопоилок на деле превратилось в обман. Это одна из самых «пошехонских» историй.

· «Что, Леонид Петрович, не сделали еще наглядную-то?... Успеете к совещанию животноводов?» — Во время покоса, когда каждая минута дорога проверяющий требует, чтобы председатель подготовил наглядную агитацию.

· «Когда объезжали телеграфный столб, то передний плуг скользнул, и за ним весь прицеп выскочил на поверхность, потащился, царапая землю... Мишка нехотя остановился: «А, подумаешь! Все равно ничего не вырастет». — Тракторист пашет «под озимый сев», но ему безразлично, как он выполняет свою работу. Крестьянину наплевать, вырастет ли что-нибудь на полях.

· «А кто меня отпустит? Ты, видать, об этом и забыл, что у меня вся документация — одна молошная книжка... Некуда мне ехать, надо было раньше думать, после армии». — У крестьянина нет паспорта и права без разрешения правления колхоза уехать жить из деревни в город.

· «...первое заявление... от имени одной одинокой бабки, которая просила выделить пенсию. Выделили четыре рубля в месяц». — Крестьянин не имел право получать пенсию без решения правления колхоза.

· «Пятак просил разрешения пустить в зиму нетель в дополнение к корове, это ему единогласно не разрешили». — Правление колхоза решает, сколько коров и даже телят должно быть у колхозника.

· «Самолучшее сосновское поле, засеянное кукурузой, было сплошь затянуто желтым молочником. Чахоточные, на три-четыре вершка кукурузные стебли надо было долго искать глазами, пока не наткнешься на один-другой бескровный кустик.Вот тебе и королева, — горько подумалось Ивану Африкановичу. — Привезли ее, не спросясь колхозников, и увезут не спросясь, дело привычное». — Крестьяне не вольны решать, что, куда и когда им следует посадить.

· «Уж так повелось, что всю его судьбу решали всегда без него, и через день вся деревня говорила, что дело это верное и что нет никого лучше Нюшки заменить Катерининым ребятишкам родную мать, да и коровам прежнюю обряжуху». — У Ивана Африкановича нет права выбора своей судьбы, ему нельзя даже умереть.

В начале повести Евстолья рассказывает о пошехонцах. С первой же страницы и до последней мы наблюдаем «пошехонскую» жизнь реально существующих, не сказочных персонажей. Это дикая, нелепая, тяжелая, бессмысленная жизнь крестьян. Многие из них уже стали равнодушными к земле, неумехами, пьяницами. Поражает, что при всех рабских условиях труда и быта в деревне немало «Иванов Африкановичей» и «Катерин», которые трудятся на совесть и стыдятся нарушать абсурдные законы крепостнической жизни, навязанные им временем. Бессилие в борьбе со злом, с собственной слабостью, пороками — черта, присущая многим крестьянам, не только главному герою. Женщинам же приходится брать на себя всю тяжесть этой уродливой жизни: они в ответе и за дом, и за работу, и за детей. Катерина в свои едва сорок лет уже инвалид, Нюшка на работе потеряла глаз — у нее бельмо. Даже молодые девушки, приехавшие в отпуск, помогают на ферме. В колхозниках соединены несоединимые, казалось бы, черты: они просты, как дети, доверчивы, бесхитростны, жизнерадостны, несмотря ни на что, покорны, не всегда умны, подвержены порокам и вместе с тем трудолюбивы, самоотверженны в своем отношении к работе.

Нравственные представления у героев тоже как у детей: они многие вещи делают бездумно, механически. Бездумно Иван Африканович меняет Библию на гармошку, бездумно пьет, бездумно бросается к Катерине в больницу, забыв о накладной и о телеге с товаром. Свой отъезд на север он долго обдумывает, страдает, но опять получается, что поступает бездумно. Поскольку он совестливый человек, то впоследствии очень мучается, страдает и стыдится. Но дело уже сделано.

Время от времени в герое просыпается буйство, животная ярость: иногда в пьяном виде (и тогда Ивана Африкановича связывают), иногда в трезвом (и тогда он добивается своего: выбивает справку на получение паспорта в правлении и разрешения уехать у Катерины).

Нравственная неразборчивость, малодушие, слабость — за эти черты, полученные в наследство от отцов и дедов, жизнь жестоко наказывает Ивана Африкановича.

Пятая учебная ситуация

Проверка домашнего задания. Чтение записей с правилами народной жизни, морали, выписанными из текста.

sЖивут ли сами герои в согласии с правилами народной морали? Что это дает для понимания их характера?

Вариант сообщения третьей группы.

Некоторые размышления и правила жизни четко сформулированы в тексте.

· «Учиться не будешь, дак всю жизнь зря и проживешь», — поучает Евстолья внука Анатошку.

· «Город как нетопленная печь, не греет, не тешит» — говорит Иван Африканович.

· «Вот и хорошо, что родину не забываешь», — замечает дед Куров.

· «Вот так и душа: чем ни заманивай, куда ни завлекай, а она один бес домой просачивается. В родные места, к ольховому полю», — думает Иван Африканович.

· «Встанешь раньше — шагнешь дальше», — говорил дед Ивану Африкановичу.

· «Русский человек умен задним умом», — думает Иван Африканович после того, как напился.

· «Невский говаривал, что которые люди в шинели одеты, так это уже и не люди, а солдаты» — рассуждает Иван Африканович.

· «“У всех людей и худо и добро одни и те же!” — убеждает Митька. Иван Африканович возражает:“ Разные, паря”».

Другие нравственные правила можно сформулировать, анализируя текст.

· Природа близка крестьянину, он должен ее беречь.

· У каждого человека должна быть семья.

· Старших надо уважать.

· Человек должен испытывать милосердие и к врагу.

· Война противна человеку.

· Доносить нельзя.

· Обманывать стыдно.

· Надо жить — хотя бы ради детей, несмотря ни на что.

Практически все герои повести согласны, что жить нужно по законам народной морали. Другое дело, что у них не всегда есть возможность следовать этим правилам. Они хотели бы учиться — да приходится зарабатывать на жизнь. Вот и стараются Дрыновы хоть детишек пристроить к учению. После смерти Катерины «Анатошку» в училище «сдали», Танюшку — на работу в Мурманске, теперь на ее место — в прислуги — Катюшку посылают, Мишку с Васькой увезли в приют. Они любят родину, и их влечет домой, «колесная жизнь» им чужда, но невозможно прожить в деревне. Вот и Иван Африканович, вопреки здравому смыслу, отправляется в город счастья искать, но решается на это только после Митькиных слов: «Ты хоть бы о ребятах подумал, деятель! Ты думаешь, они тебя добром помянут, ежели ты их в колхозе оставишь, когда это... в Могилевскую-то?» Он не хочет, чтобы детей постигла его судьба, чтобы остались они навек «крепостными». Пусть в прислуги — но в город, хоть и «не греет» и «не тешит» он. Трудолюбие у них в крови: с малых лет приучают Дрыновы детей к труду. Только не все такие. Разочаровались крестьяне в колхозной жизни: нет в ней порядка. Равнодушно взирают проверяющие: им бы только «галочки» ставить — подавай им наглядную агитацию, механизацию, план. Мнения крестьян никто не спрашивает, вот они и сажают в землю только то, что прикажут сверху. А вырастет ли — неважно. Поэтому Мишка и пашет кое-как, отмахиваясь: «Все равно ничего не вырастет». А Митька вообще не хочет жить в колхозе, не уважает его и говорит страшные слова: «Да вас давно надо бы всех разогнать... Я бы на месте начальства все деревни бензином облил, а потом спичку чиркнул... От вас, все равно что от душного козла, ни шерсти, ни молока». Иван Африканович не согласен с выводом Митьки, что у всех людей одинаковые нравственные ценности. Он привязан к родине, к деревне, к семье, к деревенскому труду, к природе. Ему не прожить без них, хотя у него нет иллюзий. Крестьяне понимают, какова роль природы в их жизни, но не всегда могут ее защитить. Не берегут землю, «строят, скоблят», корежат дороги, завалили родничок.

Крестьяне стараются жить по совести: они добры, милосердны даже к врагу, помогают друг другу, уважают старших. Но им часто навязывают иные правила жизни: заставляют доносить, лгать, воровать.

Шестая учебная ситуация

Подведение итогов.

Учитель. Познакомьтесь с таблицей № 3[145]. Ответьте на вопросы. В этом вам поможет карточка, на которой изложены некоторые отрывки из исследований литературоведов.

sКак относится В. Белов к героям, что считает в них важным, чем дорожит? Какие художественные приемы использует писатель?

Сделайте вывод.

Таблица № 3

  «Привычное дело», 1966
Главная тема Тяжелая, нищенская жизнь крестьян обычной деревни, их рабский труд в колхозах — привычное дело
Информация о героях В центре повести — семейство Дрыновых:Иван Африканович,Катерина, ее мать Евстолья, брат Митька, их дети. Подруга Катерины и троюродная сестра Ивана Африкановича Нюшка и ее мать Степановна. Друг Дрынова Мишка Петров, его жена Дашка, тракторист. Старики Куров, Пятак и Федор. Иван Африканович: «Пришел с войны — живого места нет, нога хромала, так и плясал с хромой ногой. Научился. Может, из-за этого и нога на поправку пошла, что плясал, делал развитие...»; «Иван Африканович с Нюшкой вышел тогда на улицу. Новые хромовые сапоги и сержантское галифе сидели на нем ладно и туго, звякали на пиджаке и тянули за полу ордена». Катерина: «Катерина была толстая, мягкая. Она и сейчас еще ничего, а ежели принарядится да стопочку выпьет... Только когда ей наряжаться-то?..»; «Увезли родить, девятый по счету, все мал мала меньше. Баба шесть годов ломит на ферме. Можно сказать, всю орду поит и кормит. Каждый месяц то сорок, то пятьдесят рублей. А он, Иван Африканович, что? Да ничего, с гулькин нос, десять да пятнадцать рублей. Ну, правда, рыбу ловит да за пушнину кой-чего перепадает. Так ведь это все ненадежно»; «...он только теперь заметил, как она похудела, как изменилась за это лето».
Сокровенные мысли героев ·«Восходит — каждый день восходит, так все время. Никому не остановить, не осилить»; ·«Жись. Везде жись. Под перьями жись, под фуфайкой жись. Женки вон печи затопили, канителятся у шестков — жись. И все добро, все ладно. Ладно, что и родился, ладно, что детей народил. Жись, она и есть жись»; ·«Идти надо, а куда бы, для чего теперь и идти? Кажись, и некуда больше идти, все пройдено, все прожито. И некуда ему без нее идти, да и непошто. Никого больше не будет, ничего не будет, потому что нет Катерины. Все осталось, ее одной нет, и ничего нет без нее»; ·«И вдруг Иван Африканович удивился, сел прямо на мох. Его как-то поразила простая, никогда не приходившая в голову мысль: вот, родился для чего-то он, Иван Африканович, а ведь до этого-то его тоже не было... И лес был, и мох, а его не было, ни разу не было, никогда, совсем не было, так не все ли равно, ежели и опять не будет? В ту сторону его никогда не было и в эту сторону никогда не будет. И в ту сторону пусто и в эту. И ни туда ни сюда нету конца-края... А ежели так, ежелини в ту, ни в другую сторону ничего, так пошто родиться-то было? Вот теща Евстолья молилась вчера, думает, что будет что-нибудь и после смерти. А чего ждать? Нечего, видно, ждать, пусто дело, ничего не будет... Вот и он... думал раньше, что что-то будет, и жил спокойно, будет что-то, и ладно. А вот умерла Катерина, и стало понятно, что ничего после смерти и не будет, а будет одна чернота, ночь, пустое место, ничего. Да. Ну, а другие-то, живые люди? Гришка, Анатошка вон? Ведь они-то будут, они-то останутся? И озеро, и этот проклятый лес останется, и косить опять побегут. Тут-то как? Выходит, жись-то все равно не остановится и пойдет как раньше, пусть без него... Выходит все-таки, что лучше было родиться, чем не родиться»; ·«надо, видно, жить, деваться некуда».
Авторская оценка героев Черезназвание частей в главах— скрытая ирония: «Прямым ходом», «Сваты», «Союз земли и воды», «Вольный казак»; патетика: «Горячая любовь», «Последний прокос»; эпическое начало: «Утро Ивана Африкановича», «Жена Катерина», «И пришел сенокос» «Что было дальше». Название одной из частей последней, седьмой, главы совпадает с названием повести — это центральная глава. Через показ событийглазами разных героев: части «Прямым ходом», «Утро Ивана Африкановича», «Привычное дело» посвящены главному герою, «Жена Катерина», «Последний прокос» — Катерине, «Вольный казак» — Митьке, «Детки» — детям, «Бабкины сказки» — Евстолье, «Рогулина жизнь» — корове Рогуле. Черезописание внешности героев, отдельные детали: «Иван Африканович нехотя подал ему свою тяжелую лапищу...»; «Иван Африканович заметно осунулся... Глубже стала тройная морщина на лысеющем крутобоком лбу, пальцы на руках все время чуть подрагивали»; «Денег у него (у Митьки) не было ни копеечки. Все деньги просадил, пока ехал из Заполярья, не было и чемодана с гостинцами и шерстяного свитера»; «От избы, в одной рубахе, в полосатых магазинных штанах, босиком шел Иван Африканович. В одной руке нес оселок, в другой — сапоги. Вынул изо рта цигарку, положил ее на бревно и начал старательно обуваться. Когда обулся, то встал, потоптался для верности: не трет, не жмет ли где». Через поступки, действия — с помощью глаголов: «Он (Иван Африканович) даже не успел постесняться, что залез в кладовку и уснул»; «Иван Африканович сник, замолчал»; «Он чуть не плакал от стыда, виновато мигал и чуял, как розовели горячие уши»; «Приехал гол как сокол, даже и чемодан в дороге упек. Недели не прошло — напоил всю деревню, начальство облаял, Мишку сосватал, корову сеном обеспечил. И все будто походя»; «Иван Африканович почти завизжал на последнем слове, подскочил к печке, обеими руками сгреб длинную согнутую из железного прута кочергу». Черезобращения: «Иванушко», «девушка» (ко всем, независимо от возраста, женщинам), «Евстольюшка», «Степановна», «дедушко», «девки-матушки», «батюшко». Черезпрямую авторскую оценку: «Между тем прохвосты увидели начальство, а начальство увидело прохвостов» — О Мишке и Митьке; «Митька... объявился дома цел и невредим, веселый и быстрый, будто заводной»; «Он ушел сутулой, какой-то скорбной походкой (до этого ходил по-другому), не напился, а пришел к реке и сел под свежим, еще не осевшим стогом» — о Митьке; «Уж так повелось, что его судьбу решали всегда без него» — об Иване Африкановиче; «Только Иван Африканович... ходил обросший, страшный и все молчал да курил горький сельповский табак». Черезоценку другими героями:«Ну и прохвосты!» — Куров о Мишке с Митькой; «Ну Митька! Иван Африканович не мог надивиться на шурина. Пес, не парень, откуда что и берется?»; «Стыд! На что только не способны эти бабы, особо когда в раж войдут, а ежели из-за мужика, так они совсем ничего не замечают» — Иван Африканович о Дашке; «Какой ты к черту председатель? Распустил, скоро печать сбонтят» — начальник милиции о председателе; «Лопухи чертовы!.. Пентюхи вы все, пыль на ушах...» — Митька об Иване Африкановиче и крестьянах вообще; «А все Митька, братец пустоголовый, — он сманил, из-за него попала Ивану вожжа под хвост» — Катерина о Митьке.
Речь героев Использованиепросторечных грубых выражений: «рыло», «рожа», «очухался», «брюхо», «хайло», «доволоклись», «скочурился», «харя», «скопытился», «прохвосты»; фразеологических выражений: «нечего канитель разводить», «земля на дыбы встает», «сердце в пятку ушло», «надо кровь из носу мостик заминировать», «покраснел как маков цвет», «войдут в раж», «ждем у моря погоды», «как воды в рот набрал», «сарафанная почта», «как ветром сдуло», «живого места нет», «засветилась от радости»; устаревших слов: «очеп», «батог», «чуни», «воротница», «верша», «заезок», «став», «пестерь», «лога»; диалектных слов: «равностав», «тетерева гугоргали», «хамкают», «патачина осьмисветная», «севодни», «кранты», «пошто», «планты», «взлягивать», «санапалы», «вторительную», «налелькались», «тутотка», «межумолоки», «окувырнуться», «ухайдакать», «ходко», «сгузаю», «обротала», «одинова», «хлесть» «опеть»; слов сморфемами, имеющими экспрессивно-эмоциональное значение: «осутулился», «приневоливаю», «зацапывай», «пахивал», «заботушка», «заоглядывался», «сенцо», «заразвязывали», «зарасстегивали», «приворачивали», «наплюнь», «заойкала», «обери», «вспрыгнул», «спотел», «папиросина», «картузишко», «деревина»; диалектных грамматических форм слов: «у сельпа», «в нутре», «стожья», «празднишной», «в дому», «гли-ко», «повешай», «деверьев», «однех», «оне», «эконький», «с дому», «запрягчи»; «какая-нибудь жандарма», «наросло» «ревишь», «от малолетков», «положь»; пословиц и поговорок: «Вот теперь поехали, поехали с орехами, поскакали с колпаками»; «не было молодца побороть винца»; «дураково поле», «сидела, будто аршин проглочен», «садовая голова», «гол как сокол», «куда ни кинь, везде клин», «золотым колечком укатилась молодость». Использованиечастиц и междометий, свойственных разговорному стилю: «Водицу-то не пролей»; «Я вот тоже возьму и уеду»; «

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.