Уроки 1 — 2. Горькая правда лагерной жизни — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Уроки 1 — 2. Горькая правда лагерной жизни

2018-01-05 234
Уроки 1 — 2. Горькая правда лагерной жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Один день Ивана Денисовича»

Тема. Художественный мир рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Цель. Познакомить учащихся с содержанием первого рассказа писателя. Выявить особенности художественного мира в рассказе; подчеркнуть углубленное внимание А. И. Солженицына к детали и обратить внимание на особенности его индивидуального мастерства в использовании традиционных приемов художественной изобразительности: сюжета, пространства, времени, пейзажа, портрета, интерьера. На основе анализа формы рассказа показать особенности его содержания.

Информация для учителя. Название урока на доске записано без первого слова: «правда лагерной жизни». Во второй учебной ситуации ученики подбирают необходимое, по их мнению, определение.

В ходе урока используется карточка № 1 «Примечания к истории создания и публикации рассказов А. И. Солженицына 60-х годов»[15].

Класс делится на 3 группы. Ученики получают предварительные домашние задания и работают с текстом. 2-3 человека («художники») готовят необходимые наглядные пособия.

Предварительное домашнее задание. Групповые задания.

Первая группа подбирает материалы к карточке № 2 «Впечатления читателей — современников первой публикации рассказа»[16].

Кроме того, группа получает задание подготовить выразительное чтение (или рассказ наизусть) подобранных материалов. Для выполнения этого задания можно рекомендовать книгу Н. А. Решетовской[17]

Вторая группа получает задание представить по материалам рассказа «Один день Ивана Денисовича» план лагеря и подготовить сообщение на тему «Особенности изображения в рассказе пространства, пейзажа, интерьера». Это сообщение может иметь форму монтажа — «прохода» читателя по всему тексту рассказа и называться «Вслед за героем». Для выполнения задания можно рекомендовать такую последовательность работы:

· выбрать (выписать) из текста детали, которые обозначают все названные автором объекты, находящиеся на территории лагеря;

· выявить общее смысловое значение этих названий (например, баня, каптерка, столовая и т.п. — это слова, соотнесенные с бытовыми, обиходными понятиями);

· отметить, если на это указывает автор, особенности взаимо­расположения названных объектов;

· проследить последовательность передвижений героя по территории лагеря и именно в этой последовательности построить рассказ о пространстве зоны.

Для сообщения об особенностях изображения пейзажа и интерьера ученики могут:

· подобрать наиболее выразительные (с их точки зрения) описания;

· проанализировать их содержание, опираясь на детали-подробности;

· подготовить выразительное чтение подобранных описаний.

Художники представляют в виде плана, схемы и т.п. пространство зоны.

Третья группа получает задание подготовить сообщение «Цвет, свет, звук в рассказе», итогом выполнения которого должен стать ответ на вопрос:

sкакова смысловая нагрузка цвета, света, звука в рассказе?

Наиболее сложной оказывается работа с деталями, обозначающими цвет. Для ее выполнения можно рекомендовать такую последовательность:

· выписать из текста все словосочетания, в состав которых входят слова, называющие цвет;

· сгруппировать эти словосочетания по цвету (белый, черный, красный и т.п.) и — внутри «цветовых» групп — по классу предметов, характеристикой которых является данный цвет (например, одежда, пища и т.п.); таким образом получится сложная (но соответствующая сложности текста) система классификации цвета (например, черным обозначены одежда, пища, толпа и т.п.) — такая классификация дает возможность выстроить объемную цветовую картину мира;

· произвести количественный подсчет всех цветовых обозначений (например, чаще всего в тексте встречается черный цвет, реже всего — желтый и т.п.) и на основе количественных соотношений уточнить цветовую характеристику пространства;

· обобщить наблюдения.

Обозначения света в тексте нечасты, поэтому в основу работы по световой характеристике пространства мы предлагаем положить количественный анализ: например, какой свет преобладает в тексте, почему автор отдает предпочтение именно ему, в какой последовательности и почему возникают обозначения света.

Звуковые характеристики происходящего встречаются в тексте чаще всего. Можно, как и в предыдущих видах работ, рекомендовать выписать все словосочетания, в которых упоминается звук (как правило, это будут глагольные словосочетания); затем:

· распределить накопленный материал «по громкости» звучания (например, шептал, кричал и т.п.);

· выявить в этих группах наиболее часто повторяющийся звук и предмет, с которым он соотносится;

· ответить на вопрос, почему автор обращается к определенным звуковым обозначениям (слова с семой крик);

· обобщить все наблюдения по характеристике цвета, света, звука и ответить на предложенный к заданию вопрос.

Художники готовят схемы цвета и света.

Индивидуальное задание. Сообщение «История создания и публикации рассказа». (За основу можно взять материалы из статьи П. Пала­марчука)[18].

ХОД УРОКА

Учитель. Мы начинаем разговор с рассказов Александра Исаевича Солженицына, стоящих несколько особняком в его творчестве 60-х годов. Их в эти годы было создано сравнительно немного — всего девять, но автор придавал жанру рассказа большое значение. Так, готовя к печати первое, достаточно полное издание своих сочинений, писатель, обратившись к форме «малого» собрания сочинений, куда вошли основные его произведения, третий том составил только из рассказов. Собрание сочинений выходило в 1991 году как приложение к журналу «Новый мир», и тираж его составил 1 миллион 100 тысяч экземпляров, так что рядовой читатель имел возможность приобрести эти книги. На авантитуле третьего тома находим пометку: «Восстановлены полные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором». Эта пометка очень важна как одна из характеристик внутреннего мира писателя, путь которого начался рассказом на тему о лагерной жизни. Это рассказ — «Один день Ивана Денисовича», написанный в 1959 году.

Познакомьтесь с карточкой № 1.

Карточка № 1


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.